Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Весна. Пробуждение природы"
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100" на тему "Весна. Пробуждение природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._17.02.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Трухина Галина Фёдоровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 24»

Киселевского городского округа

Кемеровской области.

        Предлагаю вам конспект открытого урока окружающего мира

в 1 классе по программе «Школа 2100», проведённого в 2014 году.

Тема: «Весна: пробуждение природы».

Цель: показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.

Задачи: 1. Познакомить с весенними явлениями.

              2. Дать первичные понятия  об изменениях в жизни растений, животных, человека весной.

              3. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему нас миру.

Демонстрационный материал: иллюстрации на тему «Весна», репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Аудиоматериал: П.И. Чайковский. «Времена года. Зима. Февраль», фонограмма «Голоса птиц»

Раздаточный материал: карточки со словами – названиями месяцев, карточки с рисунками цветов – первоцветов и летних луговых цветов.

Методические приёмы: беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и работа по ним, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа физминутка «Прогулка по весеннему лугу», продуктивная деятельность детей, анализ и самооценка работы, подведение итогов.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Здравствуйте. Урок окружающего мира.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

 СЛАЙД №1, 2

С музыкальным сопровождением

«Приход весны»

СЛАЙД №3

«План»

Гипотезы – на доске, на карточках

3. Совместное открытие новых знаний.

С.Р.

Работах в парах по карточкам (эталон – на доске)

На доске – схема март

СЛАЙД №4

«Грачи»»

СЛАЙД №5

«Март»

Народные приметы

Грач приглашает в лес

Проверка восприятия

Фонограмма песни «Капель»

Физминутка

Загадка от грача

СЛАЙД № 6 «Апрель»

Слайд № 7

На доске – схема-лучики

Стихотворение

Работа с учебником, с.39

СЛАЙД №8

Грач предлагает загадку

СЛАЙД №9

«Весенние цветы»

Слайд №10 «Первоцветы»

Физминутка

Игра

Мы начали урок с музыкального фрагмента П. И. Чайковского «Февраль». Композитор сочинил музыку, посвящённую каждому месяцу года, и назвал «Времена года».

-К какому времени года относится февраль?

-Давайте вспомним, какие вопросы мы обсуждали, говоря о зиме.

-Какое время года наступает после зимы? (2)

- Что же происходит весной? Вслушайтесь в звуки музыки Чайковского. (Звучит музыка)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/

- Давайте составим план сегодняшнего урока.                        

                                                 План

1.Изменение жизни растений с наступлением весны.

2. Изменение жизни животных с наступлением весны.

- Что мы сейчас делали? А с какой целью?

- Верно. Давайте уточним название темы.

- Почему весна – пробуждение? /Становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./

- Дети, предлагаю послушать стихотворение Яна Коласа «Навстречу весне». Какие дополнительные признаки весны в нём перечисляются?

Уходи, мороз косматый!

Слышишь, старый или нет?

И над садом, и над хатой

Голубой весенний свет.

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

Он лучистый, серебристый,

Он сверкает и дрожит,

А другой такой же чистый

Рядом весело бежит.

Ты не слышишь, дед сердитый,

Как в заоблачной дали,

Над землёй, дождём умытой,

Закричали журавли?

А зима сдала, осела –

Хватит ей озорничать!

Выходи, ребята, смело

Песни петь и май встречать!

- Весенний свет, солнце ярче, солнце горячей, ручей льётся; земля, умытая дождём; закричали журавли, зима осела, снег тает.

- А как вы думаете, весна приходит мгновенно?

- Сколько месяцев длится весна? Расположите месяцы в правильном порядке, пронумеровав их.

- Оцените свою работу в карточке личных достижений.

- Ребята, а  вы сможете назвать весенние месяцы по их признакам?

1. Загадка:

Дует тёплый южный ветер,

Снег чернеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает,

Что за месяц? Кто узнает? /Март

- Какие признаки марта услышали? / тёплый южный ветер;

снег чернеет, тает; грач прилетает

Слайд «Грачи прилетели»

- Какое время года здесь изображено? А как вы догадались?  Какой период весны наступает?/ весна света

 Назовите эти признаки?

- Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/

 - Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.

- Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? /перелётные

Почему они улетали?

- Почему возвращаются весной?

Картина так и называется «Грачи прилетели».

- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку  природа начинает просыпаться от зимнего сна. В старину в народе март называли протальник.

- Почему протальник? /Весна воюет с зимой, отвоёвывая всё новые и новые проталины, это первая, ранняя весна

- А ещё с мартом связано много народных примет.

- Почему приметы называются народными? (Люди долгое время наблюдали за явлениями природы и сделали выводы)

-  Давайте послушаем, какие приметы нашли ребята.

- Какая из примет запомнилась?

- Вам хочется узнать, как приходит в лес весна? Послушайте стихотворение

Весна света (под фонограмму «Голоса птиц»)

Как приходит в лес весна?

Тихо, понемногу,

Шапку снежную сосна

Скинет на дорогу…

В полдень так снега горят,

Будто в поле чистом

Вместо снега – звездопад,

Золотые искры!..

Дятлы тишину дробят

На лесной опушке,

Появились у ребят

На носах веснушки;

 Там и сям синичий звон

И сосулек капли.

Про весны приход ворон

Спрашивают: «Так ли? Так ли? Так ли?»

- Как же приходит в лес весна? / Не мгновенно, а постепенно.

2. Загадка:

Яростно река ревёт

 И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? /Апрель

-Какие признаки в загадке подсказали название месяца? /река ревёт, река ломает лёд, медведь проснулся, жаворонок поёт

Вывод

- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. В старину в народе апрель называли снегогон.

Весна света (под фонограмму «Голоса птиц»)

Как приходит в лес весна?

Тихо, понемногу,

Шапку снежную сосна

Скинет на дорогу…

В полдень так снега горят,

Будто в поле чистом

Вместо снега – звездопад,

Золотые искры!..

Дятлы тишину дробят

На лесной опушке,

Появились у ребят

На носах веснушки;

 Там и сям синичий звон

И сосулек капли.

Про весны приход ворон

Спрашивают: «Так ли? Так ли? Так ли?»

- Что нарисовано на первой картинке?

- Какое это время года?

- Почему в лесу видны проталины?

- Почему тает снег?

- Что изображено на второй картинке?

- Что происходит со льдом на реке?

- Как называют движение льда по реке?

- Почему начинается ледоход?

3. Загадка

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? /Май

- Какие признаки мая вы услышали? / зеленееют поля,

начинает петь соловей, цветёт сад, пчёлы летят, гром грохочет

- МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака. В старину в народе май называли травень.

- Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.

Вывод

- А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/

- В апреле парад цветов открывает мать-и-мачеха.  Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.

- Ребята, многие цветы взяты под охрану. Как вы думаете, почему это происходит?

- А вы когда – нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно? Давайте встанем и прогуляемся.

1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я не побегу: лютики, ромашки, жёлтенькие кашки мы не станем их срывать, будем только рисовать!

Игра / См.: Р.т., с.51

СЛАЙД № 11 «Признаки весны»

Групповая с.р.

(в четвёрках)

Инд с.р.

- Мы с вами говорили о весенних признаках.

- А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке (ярче солнце светит, дни стали длиннее, появились ручьи и лужи, появление листьев на деревьях) /сам-но  по карточкам + взаимопроверка

 - Почему прилетают птицы? Почему тает снег? Почему распускаются листочки? Почему тепло?

- По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./

- Какова главная причина весенних явлений? (потепление)

Вывод: весной становится тепло, ярче светит солнце.

Разложите карточки – признаки по порядку происходящих изменений в природе

Отметьте в карточках верные варианты ответов:

-стало холоднее;

- стало теплее;

- река замерзает;

- птицы улетают на юг;

- снег тает;

- земля покрыта снегом. / Самопроверка: стало теплее, снег тает, лёд на реке сходит, птицы прилетают с юга.

7. Итог урока

Слайд № 15

ТООУ

Слайд № 15

Рефлексия

  -Итак, подтвердились ли ваши гипотезы о постепенном пробуждении природы?

- Почему начали изучать такое время года, как весна?

-Что нового узнали на уроке?

- Какие пункты плана выполнили?

- Когда вам смогут пригодиться знания сегодняшнего урока?

- Какую работу мы сегодня выполняли? / определяли признаки весны

- Чему научились?

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто получил по три солнышка в оценочных листах. Молодцы!

- Ребята, нарисуйте на бумажных солнышках личики.

-На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.

Попробуйте с родителями сделать домики для птиц по образцу на стр. 45

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть 1.- М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". 1 класс ("Я и мир вокруг"). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы

Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...

Урок окружающего мира 2 класс "Красная книга. Будь природе другом" А.А. Плешаков Школа России

Урок проводится во 2 классе. Приложен конспект и презентация...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"

Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...

Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"

Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний.          Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Явления природы"

Данная работа содержит познавательный материал, представленный в загадках, занимательных заданиях на тему "Явления природы".  Предназначен для использования на уроках окружающего мира в 1 классе....

Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"

Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...

Урок окружающего мира 2 класс " Зимние изменения в природе"

quot; Зимние изменения". Данный материал поможет  учителю  в подготовке к уроку окружающего мира 2 класс по теме " Зимние изменения в природе"...