Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Весна. Пробуждение природы"
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) по теме
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100" на тему "Весна. Пробуждение природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._17.02.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Трухина Галина Фёдоровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 24»
Киселевского городского округа
Кемеровской области.
Предлагаю вам конспект открытого урока окружающего мира
в 1 классе по программе «Школа 2100», проведённого в 2014 году.
Тема: «Весна: пробуждение природы».
Цель: показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.
Задачи: 1. Познакомить с весенними явлениями.
2. Дать первичные понятия об изменениях в жизни растений, животных, человека весной.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему нас миру.
Демонстрационный материал: иллюстрации на тему «Весна», репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Аудиоматериал: П.И. Чайковский. «Времена года. Зима. Февраль», фонограмма «Голоса птиц»
Раздаточный материал: карточки со словами – названиями месяцев, карточки с рисунками цветов – первоцветов и летних луговых цветов.
Методические приёмы: беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и работа по ним, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа физминутка «Прогулка по весеннему лугу», продуктивная деятельность детей, анализ и самооценка работы, подведение итогов.
1. Орг. момент. | - Здравствуйте. Урок окружающего мира. |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы. СЛАЙД №1, 2 С музыкальным сопровождением «Приход весны» СЛАЙД №3 «План» Гипотезы – на доске, на карточках 3. Совместное открытие новых знаний. С.Р. Работах в парах по карточкам (эталон – на доске) На доске – схема март СЛАЙД №4 «Грачи»» СЛАЙД №5 «Март» Народные приметы Грач приглашает в лес Проверка восприятия Фонограмма песни «Капель» Физминутка Загадка от грача СЛАЙД № 6 «Апрель» Слайд № 7 На доске – схема-лучики Стихотворение Работа с учебником, с.39 СЛАЙД №8 Грач предлагает загадку СЛАЙД №9 «Весенние цветы» Слайд №10 «Первоцветы» Физминутка Игра | Мы начали урок с музыкального фрагмента П. И. Чайковского «Февраль». Композитор сочинил музыку, посвящённую каждому месяцу года, и назвал «Времена года». -К какому времени года относится февраль? -Давайте вспомним, какие вопросы мы обсуждали, говоря о зиме. -Какое время года наступает после зимы? (2) - Что же происходит весной? Вслушайтесь в звуки музыки Чайковского. (Звучит музыка) - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/ - Давайте составим план сегодняшнего урока. План 1.Изменение жизни растений с наступлением весны. 2. Изменение жизни животных с наступлением весны. - Что мы сейчас делали? А с какой целью? - Верно. Давайте уточним название темы. - Почему весна – пробуждение? /Становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./ - Дети, предлагаю послушать стихотворение Яна Коласа «Навстречу весне». Какие дополнительные признаки весны в нём перечисляются? Уходи, мороз косматый! Слышишь, старый или нет? И над садом, и над хатой Голубой весенний свет. Солнце ласково смеётся, Светит ярче, горячей. И с пригорка звонко льётся Разговорчивый ручей. Он лучистый, серебристый, Он сверкает и дрожит, А другой такой же чистый Рядом весело бежит. Ты не слышишь, дед сердитый, Как в заоблачной дали, Над землёй, дождём умытой, Закричали журавли? А зима сдала, осела – Хватит ей озорничать! Выходи, ребята, смело Песни петь и май встречать! - Весенний свет, солнце ярче, солнце горячей, ручей льётся; земля, умытая дождём; закричали журавли, зима осела, снег тает. - А как вы думаете, весна приходит мгновенно? - Сколько месяцев длится весна? Расположите месяцы в правильном порядке, пронумеровав их. - Оцените свою работу в карточке личных достижений. - Ребята, а вы сможете назвать весенние месяцы по их признакам? 1. Загадка: Дует тёплый южный ветер, Снег чернеет, мякнет, тает. Грач горластый прилетает, Что за месяц? Кто узнает? /Март - Какие признаки марта услышали? / тёплый южный ветер; снег чернеет, тает; грач прилетает Слайд «Грачи прилетели» - Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Какой период весны наступает?/ весна света Назовите эти признаки? - Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/ - Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну. - Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? /перелётные Почему они улетали? - Почему возвращаются весной? Картина так и называется «Грачи прилетели». - МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. В старину в народе март называли протальник. - Почему протальник? /Весна воюет с зимой, отвоёвывая всё новые и новые проталины, это первая, ранняя весна - А ещё с мартом связано много народных примет. - Почему приметы называются народными? (Люди долгое время наблюдали за явлениями природы и сделали выводы) - Давайте послушаем, какие приметы нашли ребята. - Какая из примет запомнилась? - Вам хочется узнать, как приходит в лес весна? Послушайте стихотворение Весна света (под фонограмму «Голоса птиц») Как приходит в лес весна? Тихо, понемногу, Шапку снежную сосна Скинет на дорогу… В полдень так снега горят, Будто в поле чистом Вместо снега – звездопад, Золотые искры!.. Дятлы тишину дробят На лесной опушке, Появились у ребят На носах веснушки; Там и сям синичий звон И сосулек капли. Про весны приход ворон Спрашивают: «Так ли? Так ли? Так ли?» - Как же приходит в лес весна? / Не мгновенно, а постепенно. 2. Загадка: Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся, В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? /Апрель -Какие признаки в загадке подсказали название месяца? /река ревёт, река ломает лёд, медведь проснулся, жаворонок поёт Вывод - АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. В старину в народе апрель называли снегогон. Весна света (под фонограмму «Голоса птиц») Как приходит в лес весна? Тихо, понемногу, Шапку снежную сосна Скинет на дорогу… В полдень так снега горят, Будто в поле чистом Вместо снега – звездопад, Золотые искры!.. Дятлы тишину дробят На лесной опушке, Появились у ребят На носах веснушки; Там и сям синичий звон И сосулек капли. Про весны приход ворон Спрашивают: «Так ли? Так ли? Так ли?» - Что нарисовано на первой картинке? - Какое это время года? - Почему в лесу видны проталины? - Почему тает снег? - Что изображено на второй картинке? - Что происходит со льдом на реке? - Как называют движение льда по реке? - Почему начинается ледоход? 3. Загадка Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят, Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? /Май - Какие признаки мая вы услышали? / зеленееют поля, начинает петь соловей, цветёт сад, пчёлы летят, гром грохочет - МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака. В старину в народе май называли травень. - Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/. Вывод - А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/ - В апреле парад цветов открывает мать-и-мачеха. Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой. - Ребята, многие цветы взяты под охрану. Как вы думаете, почему это происходит? - А вы когда – нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно? Давайте встанем и прогуляемся. 1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я не побегу: лютики, ромашки, жёлтенькие кашки мы не станем их срывать, будем только рисовать! Игра / См.: Р.т., с.51 |
СЛАЙД № 11 «Признаки весны» Групповая с.р. (в четвёрках) Инд с.р. | - Мы с вами говорили о весенних признаках. - А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке (ярче солнце светит, дни стали длиннее, появились ручьи и лужи, появление листьев на деревьях) /сам-но по карточкам + взаимопроверка - Почему прилетают птицы? Почему тает снег? Почему распускаются листочки? Почему тепло? - По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./ - Какова главная причина весенних явлений? (потепление) Вывод: весной становится тепло, ярче светит солнце. Разложите карточки – признаки по порядку происходящих изменений в природе Отметьте в карточках верные варианты ответов: -стало холоднее; - стало теплее; - река замерзает; - птицы улетают на юг; - снег тает; - земля покрыта снегом. / Самопроверка: стало теплее, снег тает, лёд на реке сходит, птицы прилетают с юга. |
7. Итог урока Слайд № 15 ТООУ Слайд № 15 Рефлексия | -Итак, подтвердились ли ваши гипотезы о постепенном пробуждении природы? - Почему начали изучать такое время года, как весна? -Что нового узнали на уроке? - Какие пункты плана выполнили? - Когда вам смогут пригодиться знания сегодняшнего урока? - Какую работу мы сегодня выполняли? / определяли признаки весны - Чему научились? - Кто или что вам помогало справиться? - Кто доволен сегодня своей работой? - Кто получил по три солнышка в оценочных листах. Молодцы! - Ребята, нарисуйте на бумажных солнышках личики. -На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо. Попробуйте с родителями сделать домики для птиц по образцу на стр. 45 |
Список литературы
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть 1.- М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". 1 класс ("Я и мир вокруг").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Урок окружающего мира 2 класс. Грибы-особое царство природы
Презентация. Урок окружающего мира по теме: Грибы - особое царство природы. Учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков)...
Урок окружающего мира 2 класс "Красная книга. Будь природе другом" А.А. Плешаков Школа России
Урок проводится во 2 классе. Приложен конспект и презентация...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Осень: природа готовится к зиме"
Данная презентация разработана к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Осень: природа готовится к зиме" по программе "Школа 2100"...
Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"
Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний. Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Явления природы"
Данная работа содержит познавательный материал, представленный в загадках, занимательных заданиях на тему "Явления природы". Предназначен для использования на уроках окружающего мира в 1 классе....
Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"
Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...
Урок окружающего мира 2 класс " Зимние изменения в природе"
quot; Зимние изменения". Данный материал поможет учителю в подготовке к уроку окружающего мира 2 класс по теме " Зимние изменения в природе"...