Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Школа 2100
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.
Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2010. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_2.docx | 62.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Урлукская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель УВЦ: ____________/___________/ Протокол № 13 от «16» мая 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Урлукская СОШ Халецкая З.Н../__________/ « 22» мая 2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ Урлукская СОШ Хламова Г.Ф. /____________/ Приказ № 117 от «24» июня 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Семёновой Оксаны Валерьевны, высшая категория
по окружающему миру, 2 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 8
от «30» мая 2014 г
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.
Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2010. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Общая характеристика учебного предмета
Цель курса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задача курса - поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался нал проблемными вопросами и по мере становления его личности постоянно возвращался к попыткам их разрешения.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Решение проблемных творческих продуктивных задач -главный способ осмысления мира
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В учебном плане школы на изучение предмета отводится 68 ч. в год (2 часа в неделю).
Личностные, метапредметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная « энциклопедия внутри учебника »).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков)
Особенности класса по предмету
По программе обучается 13 учащихся. Высокий уровень развития умений по окружающему миру - у 2 учащихся, средний – у 6, ниже среднего - у 5. Наглядно-образное мышление преобладает. Степень самостоятельности высокая у 6 учащихся, у остальных – ниже среднего.
Содержание учебного предмета
«Наша планета Земля» (68 ч)
Введение (4 ч) Общие слова - понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух - смесь газов. Вода - жидкость. Лёд - твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (17 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток - направление на восход Солнца, запад - направление на закат Солнца, север - направление на Полярную звезду, юг - направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.)
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.)
Практическая работа с глобусом. Глобус - модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная, или космос. Планеты и звёзды - небесные тела. Звёзды - самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля - планета. Солнце - звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.)
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее - закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.)
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле - Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.)
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.)
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс - долгая зима и короткое лето, умеренный пояс - чередование зимы и лета, жаркий пояс - «вечное лето».
Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат - закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта - изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус - уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк - большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида - материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида - части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (8 ч) Реки - постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра - природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро - Байкал. Каспийское море - самое большое озеро.
Равнины - ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы - поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения - результат смещения пластов Земли.)
Полуострова - участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова - небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря - большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.)
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля — наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема - совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения - «кормильцы». Животные - «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.)
Природные зоны - территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.)
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.)
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
(Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса - саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.)
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных - наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие - занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство - занятие жителей пустынь и гор. Города - место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов - политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (13ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы - горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия - родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
(Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы - коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка - вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка - родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия - родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида - самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса)
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди - главное богатство нашей страны. Древние мастера - гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (7 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Организация текущего и промежуточного контроля
№ | Раздел Тема | Вид контроля | Формы контроля | Приложение |
1 | Введение | |||
2 | Земля и Солнце | Тематический Тематический Итоговый Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 1 Проверочная работа № 2 Контрольная работа № 1 Проверочная работа № 3 Проверочная работа № 4 Контрольная работа № 2 | Проверочные и контрольные работы. Стр.3-10 |
3 4 | Глобус и карта Формы земной поверхности | Тематический Тематический Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 5 Проверочная работа № 6 Проверочная работа № 7 Проверочная работа № 8 Контрольная работа № 3 | Проверочные и контрольные работы Стр.11-38 |
5 | Земля наш общий дом | Тематический Тематический | Проверочная работа № 9 Проверочная работа № 10 | Проверочные и контрольные работы Стр.39-42 |
6 7 | Части света Наша маленькая планета Земля | Тематический Тематический Тематический Итоговый | Проверочная работа № 11 Проверочная работа № 12 Проверочная работа № 13 Контрольная работа № 4 | Проверочные и контрольные работы Стр.43-48 |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Печатные пособия
Комплект таблиц демонстрационных по окружающему миру с методическими рекомендациями для 2 класса. |
Плакаты по основным темам естествознания (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
2. Наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
3. Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, презентации, тесты.
5. Технические средства обучения (средства ИКТ)
Мультимедийный проектор. Мультимедийный компьютер Интерактивная доска.
Литература
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2012. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. : Баласс; Школьный дом, 2014. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2014. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Интернет – ресурсы: www.school2100.ru |
Тематическое планирование | ||||||||||
№ п/п | Дата проведения | Тема | Элемент содержания | Требования к результатам образования | Измерители | Педагогические средства | Информационно методическое обеспечение | |||
план | факт | УУД | предметные | форма | вид | |||||
1 | Введение (4 ч.) Как мы будем учиться | Познакомить с тем, как ученики будут учиться | текущий | Устный опрос | учебник | |||||
2 | Общие слова- понятия | Живая, неживая природа | – элементарные сведения о трех состояниях веществ; – что Земля имеет форму шара, что горизонт – воображаемая линия, основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные те-ла, планеты, звезды); – закон всемирного тяготения; – связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, ее вращением вокруг Солнца. Уметь использовать законы и правила для осмысления | текущий | Устный опрос | карточки | учебник | |||
3 | Из чего состоят все предметы Проверочная работа | Отличие от изделий, понимание связи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества Основные стороны горизонта | умение рассматривать предметы окружающего мира в соответствии с предложенной целью, выделять их признаки и свойства. | Текущий индивидуальный | Устный опрос Проверочная работа №1 | учебник | ||||
4 | Природные часы. Календарь и компас. | текущий | практическая работа с компасом | |||||||
5 | Земля и солнце (17часов) Природные часы. Календарь и компас. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Основные стороны горизонта, работа с компасом, расширение горизонта | проводить наблюдения, анализировать результаты наблюдений. Устанавливать связи и отношения. | текущий | Устный опрос практическая работа с компасом | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||
6 | Природные часы. Календарь и компас. Земля имеет форму шара Урок закрепления. Урок-практикум. | карточки | учебник | |||||||
7 | Земля имеет форму шара Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Линии горизонта, глобус – модель Земли | умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. | Текущий индивидуальный | № 3, 4, 5 с.15 Устный опрос | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||
8 | Глобус – модель земли Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Земля – планета Солнечной системы; глобус | задавать и отвечать на прямые вопросы, | Текущий фронтальный | Самостоятельная работа № 2 | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||
9 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. | Уметь использовать законы и правила для осмысления | Текущий | Проверочная работа №2 | |||||
10 | Контрольная работа Урок контроля | умения использовать измерения разными способами для решения учебных и практических задач. | Уметь использовать законы и правила для осмысления | Тематический | Контрольная работа №1 | |||||
11 | Земля в космосе Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Представление о звездах; затмение Объяснение причины движения планет вокруг Солнца | умение составлять устный рассказ. | – различать утро, день, вечер, ночь; времена года по основным признакам; – пользоваться календарем и часами; – показывать линию горизонта; – определять стороны горизонта по компасу; – описывать погоду, определять температуру с помощью термометра. | текущий | Упр.5, кроссворд, тест | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||
12 | Притяжение земли Урок закрепления. Урок-диалог. | учебник | ||||||||
13 | Смена дня и ночи Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Связь смены дня и ночи с вращением Земли | проводить наблюдения, опыты. | Текущий индивидуальный | Самостоятельная работа № 3 | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||
14 | Смена дня и ночи Проверочная работа Урок контроля | Связь смены дня и ночи с вращением Земли | умения составлять устный рассказ по наблюдениям. | Текущий фронтальный | Проверочная работа №3 | |||||
15 | Смена времён года Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Особенности времен года | владеть монологической и диалогической речью. | Текущий индивид | Устный опрос | карточки | учебник | |||
16 | Смена времён года Урок закрепления. Урок-диалог. | Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | умения составлять устный рассказ по наблюдениям. | Текущий индивидуальный | Самостоятельная работа № 4 | |||||
17 | Где на Земле теплее. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Зависимость природных условий различных участков земного шара от их расположения на планете. Погода как состояние атмосферы в определенное время в определенном месте. Температура, сила ветра, облачность, осадки. Выбор одежды для путешествия | устанавливать причинно-следственные связи. | – закон всемирного тяготения и его проявления; последовательность событий в течение суток; | Текущий фронтальный | Кроссворд с.44 | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||
18 | Погода и климат. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | владеть монологической и диалогической речью. | Текущий фронтальный | Задания № 6, 7, с.49 | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||||
19 | Погода и климат. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | владеть монологической и диалогической речью. | карточки | учебник | ||||||
20 | Обобщение по разделу. Проверочная работа Урок контроля. | Осуществлять самоконтроль | -понятия воображаемая ось, земная ось; -значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси. | Тематический | Проверочная работа №4 | |||||
21 | Контрольная работа Урок контроля | Осуществлять самоконтроль | Контрольная работа №2 | |||||||
22 | Что изображают на глобусе и на карте. Глобус и карта. (8 ч.) План и карта Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Элементарные приемы чтения карты. | умение выделять отдельные признаки предметов с помощью сравнения, высказывать суждения на основе сравнения. | – что глобус – модель Земли; – условные обозначения на карте и глобусе; – части света, материки и океаны; – характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов. Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений). Уметь: – показывать на карте части света, материки и океаны; – находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны. | Текущий | Устный опрос, практическая работа «План класса» | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||
23 | План и карта Урок закрепления. Урок-практикум. | учебник | ||||||||
24 | Глобус и карта. Урок повторения. Урок-диалог. | Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе и карте) | Текущий | Самостоятельная работа № 5 | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||||
25 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | Проверочная работа №5 | ||||||||
26 | Что изображают на карте. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов | Текущий | Самостоятельная работа № 6 | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||||
27 | Что изображают на карте. Урок развития умений и навыков. урок-путешествие. | Текущий | Чтение маршрутной карты | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||||
28 | Материки и океаны. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Материки, океаны (общее представление) | умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов. | Текущий | кроссворд | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||
29 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | Проверочная работа №6 | ||||||||
30 | Формы земной поверхности- 8 ч. Реки. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана | умение использовать готовые модели (глобус, карта) для изучения свойств и качеств предметов. формирование монологической и диалогической речи учащихся. | Текущий | взаимоконтроль | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||
31 | Озера Комбинированный урок. Урок-диалог. | Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные) | Текущий | кроссворд | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||||
32 | Равнины. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Формы поверхности равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе на рисунке, карте) | Текущий | взаимоконтроль | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||||
33 | Горы Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Текущий | Самостоятельная работа № 7 | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||||
34 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | Осуществлять самоконтроль | Проверочная работа №7 | |||||||
35 | Моря и острова. Комбинированный урок. Урок-диалог | Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте | формирование монологической и диалогической речи учащихся. | Текущий | Самостоятельная работа № 8 | |||||
36 | Проверочная работа Урок контроля | Осуществлять самоконтроль | Проверочная работа №8 | |||||||
37 | Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа Урок контроля | Осуществлять самоконтроль | Текущий | Контрольная работа №3 | ||||||
38 | Земля - наш общий дом (11часов) Экологические системы. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Иметь представление о законах экосистемы | умение рассматривать предметы окружающего мира, выделять их признаки и свойства. | Знать понятие экосистемы. | Текущий | Фронтальный опрос | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||
39 | Экологические системы. Урок-диалог. | Иметь представление о законах экосистемы | Знать понятие экосистемы. | Текущий | Фронтальный опрос | учебник | ||||
40 | Природная зональность Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Природные зоны России, растительный и животный мир | умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану. умения замечать изменения, происходящие с объектом. умение работать в группах. | природных зон на поверхности земли. – показывать по карте природные зоны; -распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения; – называть зоны холодного, умеренного, жаркого пояса, показывать их на карте; – объяснять особенности каждой зоны, ее климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них. | Текущий | Фронтальный опрос | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||
41 | Природные зоны холодного пояса Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Особенности зон холодного пояса | Текущий | индивидуальный | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||||
42 | Леса умеренного пояса Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса | Текущий | тест | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||||
43 | Засушливые зоны умеренного пояса. Урок введения новых знаний. Урок-путешествие. | Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны. | умения задавать и отвечать на вопросы | Текущий | Составление памятки | карточки | учебник | |||
44 | Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов | Текущий | тест | |||||||
45 | Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов | умения задавать и отвечать на вопросы | учебник | |||||||
46 | Путешествие в тёплые края. самостоятельная подготовка докладов | Осуществлять самоконтроль, умения задавать и отвечать на вопросы | ||||||||
47 | Горные экосистемы Урок введения новых знаний. Урок-поиск. | Особенности климата, животного мира | умения задавать и отвечать на вопросы | Текущий | Фронтальный опрос | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||
48 | Повторение и проверочная работа Урок контроля | Осуществлять самоконтроль | Проверочная работа №9 | |||||||
49 | Части света (13часов) Люди, города и страны. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Человек-член общества. | формирование монологической и диалогической речи учащихся. | Иметь представление о человечестве. | Текущий | Беседа | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||
50 | Люди, города и страны. Проверочная работа | Влияние деятельности человека на природу | показывать на карте крупнейшие страны и города | Текущий | Проверочная работа №10 | учебник | ||||
51 | Контрольная работа Урок контроля | Осуществлять самоконтроль | Контрольная работа №4 | |||||||
52 | Путешествие тучки по Европе. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Москва – столица России. Города России (2–3), расположение их на карте. Родной край – моя родина. Родной город (село, регион), название, достопримечательности | умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями. | Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света | Текущий | Практическая работа с.13 | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||
53 | Путешествие тучки по Европе. Урок закрепления. Урок-путешествие. | |||||||||
54 | Азия. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и | умение работать с источниками информации: справочниками, энциклопедиями умение работать в группах. | Знать особенности географического расположения Азии. Уметь показывать на карте Азию | Текущий | Работа с картой | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | ||
55 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) Комбинированный урок. Урок-диалог. | достопримечательности; работа с разными видами карт | Текущий | Работа с картой | ||||||
56 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников) Проверочная работа | Животный мир Африки. | умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по плану. . | Уметь показывать на карте части света, основные географические объекты на физической карте в разных частях света | Текущий | Проверочная работа №11 | ||||
57 | Россия — наша Родина. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность | составлять устный рассказ. | Текущий | Работа с картой | Презентация | Мультимедийное сопровождение, учебник | |||
58 | Россия — наша Родина. Урок введения новых знаний. Урок-диалог. | Природа России, достопримечательности, символика, народы, населяющие Россию, их численность | составлять устный рассказ. | Знать русских путешественников. Уметь использовать карту для получения новой информации | Текущий | Работа с картой | ||||
59 | Россия — наша Родина. Проверочная работа. Урок контроля | Текущий | Проверочная работа №12 | |||||||
60 | Экскурсия (формы земной поверхности) | Опасности, возникающие при общении с животными | умение выделять главные мысли текста. | Знать меры безопасности при общении с животными. | Текущий | Блиц-опрос | ||||
61 | Экскурсия (формы земной поверхности) | умения задавать и отвечать на вопросы | ||||||||
62 | Наша маленькая планета Земля.(7 ч.) Наша маленькая планета Земля. Урок введения новых знаний. Урок-дискуссия. | Расширение знаний о родной планете | нахождение необходимого учебного материала, умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира. | Знать о возрастающем разрушении нашей планеты человеком и способах ее спасения. Беречь богатства природы в повседневной жизни | Текущий | Устный опрос | учебник | |||
63 | Наша маленькая планета Земля. Проверочная работа | Правила поведения в летний период; средства защиты и оказания помощи | Тематический | Проверочная работа №13 | ||||||
64 | Урок повторения Земля и солнце | карточки | учебник | |||||||
65 | Урок повторения Глобус и карта | карточки | учебник | |||||||
66 | Урок повторения Части света | карточки | учебник | |||||||
67 | Учимся решать жизненные задачи Контрольная работа Урок контроля | Итоговый | Контрольная работа №5 | |||||||
68 | Итоговая комплексная работа Урок контроля | Итоговый | Комплексная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...