Конспект обобщающего урока по окружающему миру на тему "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шубина Елена Владимировна

Данный урок являетсяпоследним уроком по теме "Экологическое равновесие природных зон". Урок представлен в форме игры-путешествия с использованием большого количества загадок и игрового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природоведение

Тема: Лес и человек

( Обобщающий урок)

Цели урока: 1. Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека.

                      2. Развивать внимание, память, мышление, выразительность

                           речи.

                      3. Продолжить на основе диалектико – материалистического

                          мировоззрения формировать представление о связях природы

                          и человека,  в том числе и между компонентами леса.

                      4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель.  Сегодня мы совершим увлекательную прогулку.  Но интересно знать, а погода за прошедшую неделю нам благоприятствовала? Какой она была? Назовите самые яркие изменения в природе.

Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

Учитель. Сегодня мы прогуляемся по лесу. Какие же цели поставим на урок? Что будем наблюдать, замечать, исследовать?

Обобщение изученного материала.

 Учитель. Как вы представляете, что такое лес? ( Представление уч-ся о лесе. Работа в группах. Выступление уч-ся)

Вывод. Лес- это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.

Ученик. Здравствуй лес, дремучий лес!

               Полный сказок и чудес!

               Ты о чем шумишь листвою

                Ночью темной, грозовою?

                Что ты шепчешь на заре,

                 Весь в росе, как в серебре?

                 Кто в глуши твоей таится?

                 Что за зверь?

                 Какая птица?

                Все открой, не утаи:

                Ты же видишь - мы свои!

Учитель. Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.

Отгадайте загадку: Его весной и летом

                                  Мы видели одетым.

                                  А осенью с бедняжки

                                  Сорвали все рубашки,

                                  Но зимние метели

                                  В лесах его одели. ( Дерево.)

Вопросы:

- Докажите, что это дерево. ( Работа в группах )

- Какие деревья растут в лесу?

- Каким одним словом можно объединить ель, сосну, кедр? ( Хвойные деревья )

-Как будет называться лес, где растут одни хвойные деревья? ( Хвойным )

-Каким одним словом можно объединить березу, дуб, клен? ( Лиственные деревья )

- Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья?  ( Лиственным )

-А как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? ( Смешанный )

Вопрос: Про какие деревья эта загадка?

               Что же это за девица:

                Не швея, не мастерица,

                Ничего сама не шьет,

                 А в иголках круглый год. ( Ель, сосна)

Работа с гербарием.

Дети в группах рассматривают веточки хвойных деревьев (сосны, ели, кедра, лиственницы), находят сходство и различие. Дети высказывают свое мнение.

Сосна и ель – хвойные деревья. Их листочки – хвоинки. Они опадают не все сразу , как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год – зеленые.

  Ель влаголюбива, растет на  влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны мало пропускают солнечный свет.

   Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение.  В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна – одно из древнейших  деревьев. Из сосновых бревен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки.

    Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с темной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

    Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает  хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и  дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются по одиночке. На более старых побегах они собраны в пучки по 20-60 хвоинок.

Загадка:

               Клейкие почки,

               Зеленые листочки,

               С белой корой

               Стоит под горой. ( Береза)

Работа с гербарием.

- Как отличить березу от других деревьев?

Весной на березе, еще до первых листочков, появляются длинные сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Древесину березы используют для изготовления лыж.

Учитель.     Тропинкою росною

                     Свернем в чудесный лес,

                     Туда, где сосны рослые

                      Касаются небес,

                      Где сказки шепчут ели,

                      Березы и дубы,

                      Где ягоды поспели

                      И выросли грибы.

 

Динамическая пауза. Сложить в лукошко съедобные грибы. ( Работа в группах )

Проверка.

Под старой сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьею,

Первый найден …(боровик)

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах.

Осень в лес приносят летом

Золотистые…(лисички)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных,

Собирай, не мешкай,

Это…(сыроежки)

Учитель. Наша природа -  настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы не всегда знаем о « чудодейственных свойствах» самых обыкновенных трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, гарниры, из других изготовляют стойкие красители, третьи предсказывают погоду или указывают направление и время, четвертые лечат нас от различных недугов.

- Что это за растения?  Какие из них вы знаете?

Не зовите докторов из поликлиники,

Отыщите докторов где-нибудь в малиннике.

Это прозвище недаром

               у красивого цветка.

Капля сочного нектара

                и душиста и сладка.

От простуды излечиться

                 вам поможет медуница.

В лес пойдемте, не забудьте

                 Медунице поклониться.

Вот эта ромашка знакома нам тоже,

Ее мы лекарственным другом зовем,

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Животные леса.

- Каких животных леса вы знаете? (Команды поочередно называют животных леса. Выигрывает та команда, которая назовет наибольшее количество)

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется…(медведь)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее…(лиса)

Он, как елка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живет, но вхож

И в сады, отважный…(еж)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он,

Видно желуди искал.

Я пугать его не стал,

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был…(кабан)

Меньше тигра, но немножко

Больше крупной рыжей кошки.

На суку она обычно,

Притаившись ждет добычу.

Не робей, но берегись:

В том лесу, где бродит…    (рысь)

Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвистоногий,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге,

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это…(лось)

Итог урока.

Учитель.

- Какова же взаимосвязь леса и человека?  (Вывод дети делают посовещавшись в группах )

Вывод. Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли; лекарственные растения используют в медицине;  из шкур зверей шьют одежду. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно дышать лесным воздухом, В лесу очень красиво.

Как страшно – умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И поползет проказа запустенья.

И пересохнут ниточки воды.

И птицы вымрут,

И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколь тут корысти не ищи ты,

Какой ты отговоркой ни владей,

Земля защиты требует. Защиты!

Она защиты просит у людей!

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость!

Домашнее задание.  Экологические проекты  « Сохраним природу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Человек-разумное существо"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по ФГОС...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса

Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Тема: Человек - разумное существо

Урок окружающего мира   во 2 классе разработан по УМК «Гармония» в соответствии с требованиями ФГОС.Урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происх...

конспект открытого урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Организм человека"

Урок по окружающему миру для 4 класса по теме "Организм человека" составлен на основании примерной программы начального общего образования (автор - А.А.Плешаков), составленной в соответствии с Фе...

Конспект урока по окружающему миру Тема "Луг и человек", 3 класс. УМК ПНШ

Цели деятельности учителя: формирование знания о видах и представителях растений луга; знакомство с факторами, влияющими на сохранность полей. Формирование представления о правилах поведения на лугу; ...

Урок по реализации регионального содержания в образовании. Конспект обобщающего урока по окружающему миру «Путешествие по Архангельской области»

Урок по теме «Путешествие по Архангельской области» предназначен для учителейначальных классов, а также для руководителей курсов внеурочной деятельности краеведческой направленности. Данны...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"

Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...