Конспект обобщающего урока по окружающему миру на тему "Лес и человек"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Данный урок являетсяпоследним уроком по теме "Экологическое равновесие природных зон". Урок представлен в форме игры-путешествия с использованием большого количества загадок и игрового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Природоведение
Тема: Лес и человек
( Обобщающий урок)
Цели урока: 1. Обобщить знания о взаимосвязи леса и человека.
2. Развивать внимание, память, мышление, выразительность
речи.
3. Продолжить на основе диалектико – материалистического
мировоззрения формировать представление о связях природы
и человека, в том числе и между компонентами леса.
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. Но интересно знать, а погода за прошедшую неделю нам благоприятствовала? Какой она была? Назовите самые яркие изменения в природе.
Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.
Учитель. Сегодня мы прогуляемся по лесу. Какие же цели поставим на урок? Что будем наблюдать, замечать, исследовать?
Обобщение изученного материала.
Учитель. Как вы представляете, что такое лес? ( Представление уч-ся о лесе. Работа в группах. Выступление уч-ся)
Вывод. Лес- это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе деревья, кустарники, травы, птицы, звери.
Ученик. Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
Учитель. Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березки, темные, сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.
Отгадайте загадку: Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В лесах его одели. ( Дерево.)
Вопросы:
- Докажите, что это дерево. ( Работа в группах )
- Какие деревья растут в лесу?
- Каким одним словом можно объединить ель, сосну, кедр? ( Хвойные деревья )
-Как будет называться лес, где растут одни хвойные деревья? ( Хвойным )
-Каким одним словом можно объединить березу, дуб, клен? ( Лиственные деревья )
- Как будет называться лес, где растут одни лиственные деревья? ( Лиственным )
-А как будет называться лес, в котором как бы смешались и хвойные и лиственные деревья? ( Смешанный )
Вопрос: Про какие деревья эта загадка?
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. ( Ель, сосна)
Работа с гербарием.
Дети в группах рассматривают веточки хвойных деревьев (сосны, ели, кедра, лиственницы), находят сходство и различие. Дети высказывают свое мнение.
Сосна и ель – хвойные деревья. Их листочки – хвоинки. Они опадают не все сразу , как листья у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год – зеленые.
Ель влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны мало пропускают солнечный свет.
Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она светолюбивое растение. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна – одно из древнейших деревьев. Из сосновых бревен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки.
Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с темной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие, отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок. Многие из вас ели кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.
Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются по одиночке. На более старых побегах они собраны в пучки по 20-60 хвоинок.
Загадка:
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. ( Береза)
Работа с гербарием.
- Как отличить березу от других деревьев?
Весной на березе, еще до первых листочков, появляются длинные сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета созревают семена. Древесину березы используют для изготовления лыж.
Учитель. Тропинкою росною
Свернем в чудесный лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес,
Где сказки шепчут ели,
Березы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Динамическая пауза. Сложить в лукошко съедобные грибы. ( Работа в группах )
Проверка.
Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден …(боровик)
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотистые…(лисички)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай, не мешкай,
Это…(сыроежки)
Учитель. Наша природа - настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения, которые во множестве растут вокруг нас. Просто мы не всегда знаем о « чудодейственных свойствах» самых обыкновенных трав и веточек. Из одних можно приготовить салаты, гарниры, из других изготовляют стойкие красители, третьи предсказывают погоду или указывают направление и время, четвертые лечат нас от различных недугов.
- Что это за растения? Какие из них вы знаете?
Не зовите докторов из поликлиники,
Отыщите докторов где-нибудь в малиннике.
Это прозвище недаром
у красивого цветка.
Капля сочного нектара
и душиста и сладка.
От простуды излечиться
вам поможет медуница.
В лес пойдемте, не забудьте
Медунице поклониться.
Вот эта ромашка знакома нам тоже,
Ее мы лекарственным другом зовем,
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Животные леса.
- Каких животных леса вы знаете? (Команды поочередно называют животных леса. Выигрывает та команда, которая назовет наибольшее количество)
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется…(медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее…(лиса)
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный…(еж)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был…(кабан)
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись ждет добычу.
Не робей, но берегись:
В том лесу, где бродит… (рысь)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвистоногий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это…(лось)
Итог урока.
Учитель.
- Какова же взаимосвязь леса и человека? (Вывод дети делают посовещавшись в группах )
Вывод. Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, орешки, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, корабли; лекарственные растения используют в медицине; из шкур зверей шьют одежду. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Очень полезно дышать лесным воздухом, В лесу очень красиво.
Как страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут,
И падут растенья,
И зверь не обойдет своей беды.
И сколь тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой ни владей,
Земля защиты требует. Защиты!
Она защиты просит у людей!
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
Домашнее задание. Экологические проекты « Сохраним природу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Человек-разумное существо"
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по ФГОС...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса
Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс. Тема: Человек - разумное существо
Урок окружающего мира во 2 классе разработан по УМК «Гармония» в соответствии с требованиями ФГОС.Урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происх...
конспект открытого урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Организм человека"
Урок по окружающему миру для 4 класса по теме "Организм человека" составлен на основании примерной программы начального общего образования (автор - А.А.Плешаков), составленной в соответствии с Фе...
Конспект урока по окружающему миру Тема "Луг и человек", 3 класс. УМК ПНШ
Цели деятельности учителя: формирование знания о видах и представителях растений луга; знакомство с факторами, влияющими на сохранность полей. Формирование представления о правилах поведения на лугу; ...
Урок по реализации регионального содержания в образовании. Конспект обобщающего урока по окружающему миру «Путешествие по Архангельской области»
Урок по теме «Путешествие по Архангельской области» предназначен для учителейначальных классов, а также для руководителей курсов внеурочной деятельности краеведческой направленности. Данны...
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"
Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...