конспект открытого урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Организм человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок по окружающему миру для 4 класса по теме "Организм человека" составлен на основании примерной программы начального общего образования (автор - А.А.Плешаков), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД № 15»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
в 3 классе
«Организм человека»
Учитель начальных классов
Борискова Д.В.
Симферополь 2015
Цели: сформировать УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
- сформировать понятия: здоровье, здоровый образ жизни, организм, орган, система органов, внутренние органы;
- совершенствовать умение работать с учебным текстом;
- соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- воспитывать сознательное отношение к изучению своего организма.
Оборудование: Телевизор, ДВД, диск с презентацией, наглядные пособия с изображением внутреннего и внешнего строения человека.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Введение в тему.
Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса
Нам с тобой земля-волшебница,
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас.
П. Синявский
– Кто этот сказочник? (Природа.)
– Что такое природа?
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Какие объекты живой природы вы знаете? (животные, растения, люди)
- Мир животных и растений мы с вами уже изучили, теперь перейдем к изучению человека.
Можно ли сказать, что человек является частью природы? Почему?
(Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)
- Значит, человек – существо биологическое. Биология – наука обо всём живом на Земле.
- Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов?
(Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться)
- Можно ли сказать, что человек является частью общества? Почему?
(Он живёт среди людей, в обществе)
- Значит, человек – существо социальное. Социум – это общество.
- Каким должен быть человек, чтобы приносить себе и обществу пользу?
(Умным, трудолюбивым, здоровым)
- Здоровый человек – сильный, бодрый, энергичный. Здоровый человек умеет жить в ладу со своим организмом. Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. А вот как звучит тема нашего урока вы скоро сами узнаете.
3. Изучение новой темы
Внешнее строение
- Посмотрите друг на друга. Рассмотрите как устроено тело человека снаружи.
- У вас на партах лежат листочки, возьмите лист №1. Подпишите части тела человека.
(Учащиеся подписывают части тела ).
- Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете все части своего тела.
- А как по другому назвать руки? ноги? (верхние и нижние конечности)
- А называется строение человека снаружи - внешнее строение. (Учитель вывешивает табличку внешнее.)
- Давайте прочитаем, какая наука занимается изучением строения тела человека.
(Чтение определения – АНАТОМИЯ)
Внутреннее строение
- А теперь вспомните о внутреннем строении человека. Возьмите лист №2.
- Отгадайте кроссворд.
(Каждой цифре на модели организма соответствует название органа. Вписываются слова – названия органов)
1ж | е | л | у | д | о | к | |||
2с | е | р | д | ц | е | ||||
3л | ё | г | к | и | е | ||||
4г | л | а | з | ||||||
5п | е | ч | е | н | ь | ||||
6к | и | ш | е | ч | н | и | к | ||
7з | у | б | ы | ||||||
8м | о | з | г |
- Как можно одним словом назвать всё перечисленное вами?
(Лёгкие, сердце, печень, желудок, головной мозг – всё это внутренние органы человека), а если вы прочитаете слово, которое у вас выделено в кроссворде, то узнаете, что вместе органы человека, связанные между собой называются ОРГАНИЗМ.
- Тема сегодняшнего урока «Организм человека».
- В толковом словаре дается толкование словосочетания
Организм человека - это система органов, связанных между собой.
Физминутка.
1. Кивните мне головой.
2. Покажите, где находится ваша шея.
3. Пощупайте свою грудную клетку.
4. Повернитесь ко мне спиной.
5. Погладьте себя по животу.
6. Поднимите правую руку вверх.
7.Поднимите левую руку вверх.
8. Попрыгайте на правой ноге.
9. Попрыгайте на левой ноге.
- Вот мы с вами выяснили, что организм человека - это система органов, связанных между собой. А что такое системы органов вы узнаете, если прочитаете параграф учебника на стр. 122. (учащиеся зачитывают правило: «Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов»). Запишите это правило в тетрадь на стр. 71
- Сегодня на уроке мы и будем выяснять, что входит в системы и как они называются.
- Каждый орган выполняет определённую работу. Расскажите, какую работу выполняют названные вами органы.
(Лёгкие – орган дыхания, желудок – орган пищеварения, сердце – перекачивает кровь по сосудам)
- Как вы думаете, эти органы можно отнести к одной системе? Общую ли работу они выполняют? (на экране - сердце, зубы, желудок).
- Сердце, конечно же, непосредственно не участвует в переваривании пищи. А вот
зубы, желудок и некоторые другие органы выполняют общую работу и поэтому
образуют систему.
- Целью нашей работы является знакомство с основными системами органов
человека.
Ознакомление с основными системами
Какие же системы органов есть в организме человека?
Работу человеческого организма обеспечивают 6 основных систем:
Учитель вывешивает на доску: Дыхательная, нервная, кровеносная, опорно-двигательная, пищеварительная и выделительная.
- Эти системы выполняют следующие функции в организме:
Обеспечивает переваривание пищи
Обеспечивает движение крови в организме
Управляет деятельностью всего организма
Обеспечивает организм кислородом
обеспечивает опору и движение организму
выводят ненужные организму вещества.
У нас в классе есть ученые которые подготовили научные доклады о системах органов. Давайте послушаем, что они нам расскажут.
Ученый 1
- Перечислите органы пищеварения.
(Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник)
- Как называется система этих органов?
(Пищеварительная система)
- Что обеспечивает пищеварительная система?
(Обеспечивает переваривание пищи)
Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережевываем ее зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где ее переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там заканчивается ее переваривание. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения,- желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.
Учитель: А мы с вами с вами давайте на минуту превратимся во врачей и подумаем, что нужно делать, чтобы эта система функционировала хорошо и была здорова.
Озвучивают правила здорового образа жизни (режим дня, правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек - из журналов «Здоровье школьника»).
Ученый 2 Кровеносная система
- Перечислите органы кровообращения.
(Сердце, сосуды)
- Как называется система этих органов?
(Кровеносная система)
- Что обеспечивает кровеносная система?
(Обеспечивает движение крови в организме)
Сердце есть у каждого человека. Сердце - это мотор, который постоянно работает. Оно подобно насосу подает кровь ко всем органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.
Врач: Отвечают на проблемный вопрос: «Как вы думаете, сердце спортсмена по размерам такое же, как сердце обычного человека?» (Сердце спортсмена больше, потому что сердце - это мышца, и тренировки укрепляют её и делают крупнее.).
Озвучивают правила здорового образа жизни (режим дня, правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек - из журналов «Здоровье школьника»).
Ученый 3
- Перечислите органы нервной системы.
(Головной мозг, спинной мозг, нервы)
- Что обеспечивает нервная система?
(Управляет деятельностью всего организма)
- Как происходит управление организмом?
Управляет деятельностью всего организма нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Ко всем органам тела от головного и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы всем органам тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим. Головной мозг может запоминать информацию и воспроизводить ее по мере необходимости.
Советы врача: Не нервничать по пустякам. Научиться снимать напряжение. Заниматься спортом. Давайте успокоим свою нервную систему.
РЕЛАКСАЦИЯ: Давайте закроим глазки и послушаем звуки природы.
Ученый 4
- Перечислите органы дыхательной системы.
(Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма)
- Чем обеспечивает организм дыхательная система?
(Обеспечивает организм кислородом)
- Всю жизнь человек дышит, т.е. вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух поступает в легкие. Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой «сделаны» лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.
Советы врача: Отвечают на проблемный вопрос: «Почему взрослые говорят: «Дыши носом!»? (Дыхание через нос защищает нас от вредных элементов: они остаются в носоглотке и не попадают в легкие. Проходя через нос, воздух увлажняется, ну а в холодное время года он немного согревается). Озвучивают правила здорового образа жизни
Ученый 5
- Перечислите органы, которые отвечают за опору и движение организма.
(Кости скелета и мышцы)
- Что приводит в движение кости скелета?
(Мышцы)
- Как это происходит?
(Чтение пояснения)
- Как называется система, обеспечивающая опору и движение организму?
(Опорно-двигательная система)
Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека. Значение скелета очень велико: он является опрой тела, а так же защищает многие внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг.
Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости. Это происходит по команде мозга.
Скелет и мышцы образуют порно - двигательную систему.
Учитель
- Есть ещё одна система органов в теле человека. Это – выделительная система.
- К ней относятся органы мочеполовые и кожа.
- При помощи мочеполовых органов из организма выводятся не нужные организму вещества в виде мочи и кала.
- А кожа выводит ненужные организму соли в виде пота.
- Какая наука занимается изучением работы органов?
(Физиология)
- Всегда ли люди знали, как устроено тело человека, как работают органы?
(Нет. Церковь запрещала анатомировать умерших. Учёные делали это тайно в течение многих веков. Но благодаря им сегодня врачи могут оказывать помощь больным, производить операции)
- Великим русским учёным-физиологом был Иван Петрович Павлов.
Давайте послушаем об этом ученом сообщение. (сообщение учащегося)
- Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства.
- Наука о сохранении и укреплении здоровья называется ГИГИЕНОЙ.
РЕФЛЕКСИЯ
- Пришло время подвести итоги. Посмотрим, насколько тема урока была вам интересна и как вы умеете внимательно слушать.
- У вас на парте листок с перечисленными науками о которых мы сегодня узнали. (Анатомия, физиология, гигиена). - Что изучает конкретно каждая из них?
Приклейте объект изучения к названию каждой науки.
- Вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока
- Почему каждому из нас важно знать, как устроен организм человека?
( Учащиеся дополняют ответ на вопрос).
Я сегодня на уроке узнал____________________________________
Я буду теперь знать_________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"
Этот конспект разработан для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и групповыми признаками животных....
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"
Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...
Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....
Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."
Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")
Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")...
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)
Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...
План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс
План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....