Открытый урок: "Патриоты земли русской"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Ковлягина Наталья Ивановна

Открытый урок по окружающему миру: "Патриоты земли русской"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                           МОУ Шатковская средняя школа №1

          Открытый урок

   по окружающему миру

                      Тема:   

               

                                              Учитель: Ковлягина Н.И.

         

                          Шатки, 2012– 2013 учебный год

        Тема урока:

                                             Патриоты земли русской.

Цель:

 Познакомить учащихся с понятием «патриот», «патриотизм», со значением «народное ополчение».

Задачи:

  1. Закрепить и углубить знания учащихся об истории России 16-17 в; дать представление о значении деятельности К.Минина и Д.Пожарского;
  2. Развивать познавательную и творческую активность;
  3. Формировать коммуникативные способности и умение вести диалог;
  4. Воспитывать интерес к изучению истории страны, гордость за свою Родину.

Оборудование:

  • Карта;
  • Портреты Минина и Пожарского;
  • Костюмы выступающих;
  • Книжная выставка;
  • Раздаточный материал.

ТСО:

  • Компьютер;
  • Слайдовая презентация.

                             

                                     Ход урока 

                     

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

(звучит песня « С чего начинается Родина?»)                                                     Слайд №1

- Какие чувства вы испытывали, слушая эту песню?

- Что для вас Родина?

- Что значит любить Родину?

- Какие пословицы о Родине знаете?

Мы знаем, что на долю нашей Родины выпало немало испытаний. И она всегда находила в себе силы выстоять и выжить в невероятно трудных условиях.

- А откуда мы все это узнаем?

      (из книг, летописей)

- А кто создавал летописи?

    (монахи-переписчики)

- Правильно. Монахи-переписчики – люди скромные и самокритичные.

Писались летописи на основе существующих документов и каждый раз добавлялись все новые описания событий последних лет.

Учитель:  В монастырской келье узкой,

                  В четырех глухих стенах

                  О земле о древнерусской,

                  Быль записывал монах.

Монах:     Я писал зимой и летом,

                  Озаренный тусклым светом,

                  Я писал из года в год

                  Про великий наш народ,

                 Чтобы люди знать могли

                 О делах родной земли.

Об одной из страниц истории земли русской мы будем говорить сегодня на уроке.

3. Сообщение темы урока.                                                   Слайд №2

- Прочитаем тему урока «Патриоты земли русской».

Мы должны ответить на такие проблемные вопросы.                                     Слайд №3

  • Кто такой патриот?
  • Кого можно назвать патриотом России?
  • Может ли проявляться патриотизм в мирное время?

4.Подготовка к восприятию нового материала.

 (Фото Царя Ивана Грозного и его сыновей)                                                    Слайд №4

После смерти Царя Ивана Грозного, не осталось настоящего наследника  

Сына Ивана в порыве гнева, ярости он убил ударом посоха в висок, царём стал Фёдор Иванович – слабоумный, нерешительный человек. Младший сын Дмитрий погиб при странных обстоятельствах в 1591 году в г. Угличе.

Через 7 лет царь Федор тяжело заболел и умер. Так прекратился царский род Рюриковичей, правившей Русью 736 лет.

Царский трон пуст.

- Началось время самозванцев – очень трудное время для России.

- Почему?

 (боярам хотелось занять царский трон и править страной)

Задание:

-Восстановите в хронологической последовательности время царствования самозванцев.

Василий Шуйский                                                                          Слайд №5

Борис Годунов

Королевич Владислав

Лжедмитрий

- Проверим, как выполнили это задание.                                                      Слайд №6

Борис Годунов

1598  -  1605

Лжедмитрий

1605  -  1606

Василий Шуйский

1606  -  1610

Королевич Владислав

1610  -  1612

5. Новый материал .Правление царей самозванцев.

- Легко ли жилось простому народу во времена самозванцев?

   Послушаем ребят, которые готовили этот вопрос дома.

7 слайд

При правлении Бориса Годунова разразился страшный голод из-за неурожайных лет. Люди питались травой, ели кошек, собак. Шайки разбойников не давали покоя ни в городах, ни в селах. Во всем винили царя Бориса.

 Появились слухи о воскрешении царевича Дмитрия Ивановича. Внезапно умирает Борис Годунов. Наследника Федора и его мать задушили бунтовщики, а сестру Ксению заточили в монастырь.

8 слайд

Тут-то и появляется беглый монах Гришка Отрепьев, принявший католическую веру в Польше.

Назвавшись царем Дмитрием, занял царский трон. Поляки заполонили всю страну, вели себя нагло, дерзко, чувствуя поддержку царя. Возмущенный народ убил Лжедмитрия.

       

9 слайд

Царем становится Василий Шуйский, но и он свергнут с престола и сослан в монастырь. Страной правит 7 бояр – семибоярщина.

10 слайд

Изменники присягнули польскому королевичу Владиславу и открыли ворота на Москву, поляки заняли Кремль.

Монах:      И в сердце города враги,

                  И нету сил их взять,

                  Восстань, народ, и помоги

                  Повергнуть вражью рать.

6. Сообщение о начале народного ополчения.

- Таким образом, верхи не оказывали сопротивление интервентам.

- Кто же мог противостоять иноземцам, защитить землю русскую?

Самостоятельное  чтение  по учебнику стр. 87-89                         Слайд №11

- Так кто же тогда мог противостоять иноземцам, защитить землю русскую?

   (судьбу Отечества взял в свои руки народ).

Из Троицкого монастыря монах Гермоген рассылает грамоты во все города с призывом освободить земли Русские от захватчиков. За это его заковывают в кандалы и отправили в глухомань.

Монах:      От москвичей призыв идет

                  По городам до волжских вод,

                  Всю землю нашу охватив,

                  Дошел до Нижнего призыв

                  До старосты, до мужика,

                  Нижегородца – мясника,

                  Что звался Минин – Сухорук

                  Он весь народ собрал вокруг.

7. Народное ополчение.

      (инсценировка)

 

Минин:     - Волжане, православный люд!

                     Повсюду русских ляхи бьют!

                     Ужели враг не победим?

                     Ужели землю отдадим?

                     Нет! За собой народ ведя!

                     Пойдем мы жизни не щадя,

                     Не пощадим домов, клетей,

                     Ни золота, ни серебра!

Учитель:   - И понесли ему добро:

                    И жемчуга и серебро.

                    Кто приносил мешки зерна

                    Тюки овечьего руна –

                    Ну, словом, все, что лишь могли

                    На площадь Минину несли

                    Тащили и везли

                    Поволжье Минин призывал

                    Он ополченье собирал.

- Что такое народное ополчение?

- Как вы поняли из текста?

 (Народное войско, созданное на добровольных началах)

- Мог ли сам Кузьма Минин возглавить ополчение?

- Правильно, не мог.

  Надо было найти человека, понимающего в военном деле.

  Таким человеком был Д.М. Пожарский. Храбрый, честный военачальник, не запятнавший

  себя изменой.

  К нему и обратился Кузьма Минин.

Минин:      Дмитрий Михайлович!

                   Возглавь ополчение народное!

                   За Москву-матушку!

                   За землю русскую!

                   За народ православный!

Пожарский:   Я согласен возглавить ополчение и повести народ на ратные подвиги.

8. Работа с картой.                                                                                       Слайд №12

 

Целый год шел сбор пожертвований, чтобы вооружить отряды и в июле 1612 г народное ополчение двинулось на Москву.

- Давайте посмотрим, как двигалось народное ополчение к Москве.

Сообщение уч-ся

Первыми к ополчению примкнули отряды Арзамаса и Рязани. Ополчение двинулось вверх               по Волге, к Балахне, на Кинешму, Кострому, Ярославль.

По дороге ополчение ширилось и набирало силу. Главной святыней ополчение была икона святой Божьей Матери.

Всем миром в ноябре 1612 г. был взят Китай – город, а затем и Кремль.

Учитель:

Подводя итог сказанному, посмотрим краткую экранизацию тех событий.

 (Просмотр фильма «Смутное время»)                                                             Слайд №13

- Ребята, как называют коня с одним рогом, которого вы видели в фильме?

Белый конь с одним рогом – единорог, символ чистоты, свободы, веры в победу.

Является он людям истинно верующим в победу и справедливость.

9. Закрепление  изученного. Памятник – героям освободителям.

- Можно ли назвать патриотами Земли Русской Минина и Пожарского. Почему?

  (Они встали на защиту своей Родины в трудное время)

- Так кто такой по- вашему патриот?

  • (Человек, любящий свою Родину.
  • Человек, преданный своему делу, Родине, народу.
  • Человек, готовый к подвигам во имя Родины.

- Как народ отблагодарил своих патриотов?

Патриотом России можно назвать человека, любящего свою Родину, преданного своему делу, народу и готового к подвигам во имя их.     Слайд №14

   - Как народ отблагодарил своих патриотов?

                                                                   

Спустя 200 лет 1818 г. на народные деньги, скульптором Иваном Мартосом был создан первый памятник Минину и Пожарскому, установленный на Красной площади перед собором Василия Блаженного.

Учитель:

А на могильном камне Кузьмы Минина выбиты слова:                                    Слайд №15

Избавитель Москвы –

Отечества любитель –

Отчизны красота –

Российская похвала –

Вечная ему честь –

- Как бы мы сейчас эти слова сказали, подберите слова синонимы.

Избавитель Москвы – освободитель

Отечества любитель – патриот

Отчизны красота – гордость страны

Российская похвала – его хвалят и любят россияне

Вечная ему честь – память навеки

10. День народного единства.

- Какой новый праздник появился в календаре знаменательных дат России?

- Когда мы его отмечаем?

(4 ноября-День народного единства.

На долгие годы этот праздник был забыт и оставался лишь в православном календаре и отмечался, как праздник Святой Казанской Божьей Матери).

- Какие события нас заставили задуматься?

 (Вражда между некоторыми народами, терроризм)

- К чему приводит терроризм?

- Что мы можем сделать, чтобы не возникло неприязни к людям другой веры.

(Должны быть более терпимыми, не поддаваться провокациям, уметь выходить из конфликта мирным путем)

Учитель:                                                                                                           Слайд №16                                                                                                                                                         4 ноября 2008 года в Н.Новгороде был открыт памятник Минину и Пожарскому. Этот день правительством России и президентом Путиным провозглашен национальным праздником Единения и Согласия. Он посвящен возрождению исторической памяти нашего народа, сохранению святынь Российских.

Вернемся ещё к одному проблемному вопросу:

- Возможен ли патриотизм в наше мирное время? Где?

 (Военные, пограничники, пожарные, летчики…)

- Кого из земляков вы могли бы назвать патриотами?

 (Сергей Любушкин –погиб на атомной подводной лодке,                        Слайд №17

  …………..

11. Проверка полученных знаний.

1.Тест                                                                                            Слайд №18

  1. Почему опустел царский престол?
  2. Как полякам удалось войти в Москву?
  3. Кто призвал русских людей постоять за родную землю?
  4. Где брали средства на вооружение?
  5. Кто возглавил народное ополчение?
  6. Как народ отблагодарил своих патриотов?
  7. Кто был избран на престол в 1613 году?

2. Творческое задание (дифференцированная работа)                        Слайд №19

1 группа

Вам выпал шанс побывать  «Один день в роли президента России»

(Чтобы вы сделали для страны?)

2 группа

Составить свод правил о взаимоотношениях людей в обществе.

3 группа

Ответить на вопросы кроссворда.

- Давайте проверим выполненные вами задания.

12. Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на выставку книг «Греми, как колокол, хвала тому, чей дух высок и смел».  

В этих книгах вы познакомитесь с историей нашей Родины, с её славными сынами, память о которых  сохраняется по нынешней день.

13. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового вы взяли с этого урока?

  • (- войны, терроризм ни к чему хорошему не приводят;
  • - надо помнить героев прошлого,
  • -уважать героев настоящего времени…)

- Чему научил вас урок?

    (- надо быть дружными, терпимыми;

     - уважать мнение других…)

- Какая пословица о Родине подошла бы к теме нашего урока?

   «Когда народ един, он не победим»

14. Домашнее задание.

1 группа  

Написать мини-сочинение « Какой бы я хотела видеть свою Родину?»

2 группа

Написать благодарственное письмо Минину и Пожарскому за их заслуги перед Родиной.

3 группа

Прочитать и пересказать текст из учебника стр.90-91

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Не перевелись ещё богатыри на Земле русской... Открытое мероприятие к 23 февраля.

Мероприятие проведено в рамках празднования Дня Защитника Отечества. Направлено на формирование у учащихся сознания необходимости защищать Отечество, способствует воспитанию патриотизма, уважения к по...

Открытое занятие "День Земли".

Массовый праздник для школьников на учебно-опытном участке для любого учебного заведения....

Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской"

Открытое занятие кружка "Умники и умницы" "Самородок земли русской" составила и провела учитель начальных классов Стороженко Н.А....

Сценарий открытого мероприятия в начальной школе "Богатыри земли русской..."

Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда ...

Открытый урок "День Земли"

Цели: познакомить учащихся с праздником «День Земли»; формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание;воспитывать стремление бережного отношения к природе, активн...