Методическая разработка урока окружающего мира.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема урока "Птицы". 1 класс. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/okr._mir_1_kl._slastyon_s.v.docx | 176.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Учебник: Плешаков А.А., УМК «Школа России».
Тема урока: «Птицы»
Основные цели урока:
1) Сформировать представление о существенном признаке птиц.
2) Сформировать умение определять животных, относящихся к птицам.
3) Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Демонстрационные материалы:
1. Картинки и магниты с изображением животных различных групп.
2. Эталоны по понятию «животные» и признаками животных.
3. Опорные сигналы по понятиям «насекомые», «рыбы»
4. Опорный сигнал по понятию «птицы».
Раздаточные материалы:
1. Заготовка для создания опорного сигнала по понятию «птицы».
2. Карточки для работы на этапе реализации проекта.
3. Заготовка для самостоятельной работы.
4. Голубь для этапа рефлексии.
- Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Учитель включает пение птиц, шум листвы, звуки леса. По звукам дети должны догадаться, какой гость придёт на урок.
- Кто пришёл к нам на урок?(Лесовичок.)
- Напомните, кто он такой? (Это житель природы, который изучает виды животных.)
- Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Лесовичком?
- Ребята озвучивают свои эмоции, чувства.
- Кто догадался, чему будет посвящён урок? (Будем изучать новую группу животных.)
- Посмотрите на доску и назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете выполнить.
- Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.
- Назовите шаги.
- Один ученик называет шаги, по необходимости учитель уточняет эталоны.
- Желаю всем удачи! Начинаем!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего начнёте работу? (С повторения необходимых знаний.)
- Лесовичок приготовил вам загадки, которые я думаю, вам будет интересно отгадать.
Загадки.
1)Не птичка, а с крыльями: 2)Не моторы, а шумят,
Над цветами летает, Не пилоты, а летят,
Нектар собирает.(бабочка) Не змеи, а жалят. (осы)
3)Чёрен, а не ворон, 4) На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.
Рогат. А не бык, (сом)
5) С крыльями, а не птица.(жук) 6) Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (щука)
7) Колюч, да не ёж. (ёрш) 8) Подбирает он проворно
Кинутые ему зёрна,
И гнездится на карнизе
Наш любимый (голубь сизый)
- После того, как учащиеся отгадают загадки на доску вывешиваются картинки с животными.
-Посмотрите на доску и скажите, одним словом, кто изображён на картинках? (Животные.)
- Что вы знаете о животных? (Животные – это часть живой природы, животных можно объединить в различные группы.)
- Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? (Нужно выбрать признак.)
- Какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело.)
- После сказанного учитель открывает на доске эталон:
- Затем учитель раздаёт учащимся карточки с изображением отгаданных животных.
- Разбейте этих животных на группы.
- Ребята самостоятельно выполняют задание.
- Через несколько минут проводится проверка выполнения задания
−Какие группы у вас получились?(Насекомых и рыб.)
- Ребята могут уже назвать и группу птиц, но особого акцента на это не делаем.
- Каких животных вы отнесли к группе насекомых?(Бабочка, оса, жук.)
- Учитель на доске формирует картинки с изображением насекомых.
- У кого по-другому?
- Назовите существенный признак этой группы. (У насекомых 6 лап.)
- На доске появляется эталон «Насекомые»: картинка с изображением жука, с 6 лапами:
- Если у ребят были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
- Каких животных вы отнесли к группе раб? (Сом, щука, ёрш.)
- Учитель на доске формирует картинки с изображением рыб.
- У кого не так, по-другому?
- Назовите существенный признак этой группы. (У рыб есть чешуя.)
- На доске появляется эталон «Рыбы»: картинка с изображением рыбы:
- Если у ребят были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
- К какой группе вы отнесли голубя? (К группе птиц.)
- Каких птиц знаете ещё?(Ответы детей.)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Птицы.)
- На доске фиксируется тема урока.
- Что вы сейчас повторили? (Признаки, по которым можно разделить животных на группы, выделили существенные признаки группы насекомых и рыб.)
- Как вы думаете, а какое задание я вам предложу? (С помощью, которого мы поймём, что мы ещё не знаем.)
- На доску учитель вывешивает магниты, с изображением насекомых, рыб и птиц: божья коровка, щука, 5 различных птиц.
- На парты учитель раздаёт аналогичные магнитам картинки.
- Перед вами животные. Назовите их. (Ответы детей.)
- Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к птицам.
- Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к птицам.)
- Если это новое задание, то, что может возникнуть при его выполнении? (Может возникнуть затруднение.)
− Как надо относиться к затруднению? (Надо относиться к затруднению спокойно, улыбнуться и пожелать удачи.)
- На доске эталон «Затруднения»:
− Чем является затруднение? (Помощником на пути к новому знанию.)
- Выполните это задание.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- У кого нет ответа?
- Какое у вас возникло затруднение? (Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе птиц.)
- Кто выбрал, назовите птиц, предъявите эталон, которым вы воспользовались.
- Какое у вас затруднение? (Мы не можем предъявить эталон.)
- Что у вас возникло? (Затруднение.)
- На доске появляется вопросительный знак.
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобрать в чём затруднение.)
- На доске появляется эталон «Причина затруднения».
3. Выявления места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Находили животных, которые относятся к группе птиц.)
- Вспомните задание на повторение. Что помогло правильно определить, какие животные относятся к группе насекомых, а какие – к группе рыб? (Знание существенного признака каждой группы.)
- Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Не знаем существенных признаков группы птиц.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, вы поняли причину своего затруднения? Что будете делать дальше? (Должны поставить цель.)
- Какую же цель вы перед собой ставите? (Узнать существенные признаки группы птиц.)
- Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните начало урока. Что вы повторяли? (Признаки, по которым животные могут делиться на группы.)
- Как известные эталоны могут помочь вам? (Из известных эталонов можем выбрать тот признак, который нам подойдёт.)
- А как вы выберите этот признак?
- Ребята в затруднении, т.к. они не знают, какой признак подойдёт.
- Вам поможет Лесовичок. Он знает, какой существенный признак у птиц. Поэтому он всех птиц поместил в одну группу, а животных, которые не относятся к птицам, он отложил в сторону.
- Посмотрите, вы теперь можете выделить существенный признак? (Да. Мы сравним всех животных, которые относятся к птицам.Выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животных, которые не относятся к птицам.)
- Учитель на доске располагает магниты.
- Назовите животных, которые относятся к группе птиц.(Ответы детей.)
- Какие животные к ним не относятся? (Божья коровка и щука.)
- Почему, объясните? (Божья коровка – насекомое, которое имеет 6 лап, а щука-рыба, которая имеет чешую.)
5. Реализация построенного проекта.
−Предлагаю вам дальше поработать в парах. Вспомните правила работы в парах.
- По цепочке проговариваются правила вслух. Если ребята затрудняются ответить, учитель им помогает или уточняет. После этого предлагается выполнить задание.
- Если возникают трудности, учитель организует подводящий диалог:
- Сравните животных, чем они похожи?
- Какой же признак подходит? (Покров тела – оперение.)
- Подходит ли этот признак к божьей коровке и щуке? (Нет, у божьей коровки-6 лап, а щука покрыта чешуёй.)
- Смогли вы теперь узнать существенный признак птиц? (Наличие оперения.)
- Ребята работали в парах, поэтому учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна пара, другие согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.
- Что теперь нужно сделать? (Составить эталон.)
- У каждого ученика заготовки.
- Составьте свои эталоны.
- Учащиеся работают самостоятельно. Затем идёт согласование эталонов: на доску вывешивается варианты. После этого появляется на доске эталон «Птицы»
- Как проверить себя, свои выводы? (По учебнику.)
- Читают в учебнике правила.
- Какой вывод можно сделать? (Всё открыли правильно.)
- Затруднение было преодолено? (Да.Мы справились.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какой следующий шаг вы должны выполнить?(Научиться применять новый эталон.)
- Перед вами картинки с изображением животных. Вы должны найти среди этих животных тех, которые относятся к группе птиц. Кто здесь лишний?
- Проводится фронтальная работа.
- Как узнать, что вы хорошо поняли новое знание? (Выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- У каждого на столе на листе пунктиром нарисованы животные различных групп.Нужно обвести и раскрасить птиц.
- После выполнения(3-5 мин), на доске появляется образец.
- У кого есть ошибки? В чём они?
- Сделайте вывод. (Необходимо тренироваться в определении признаков у птиц.)
- А у кого нет ошибок? Какой сделаем вывод? (Хорошо усвоили новую тему.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где можно использовать открытые знания?
- Как в жизни можно использовать эти знания?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Как закончим урок? (Проанализируем свою работу.)
- Какую цель ставили перед собой? (Открыть существенный признак птиц.)
-Цель была достигнута?
- Оцените свою работу на уроке. Лесовичокпринёс вам голубей. Раздаются голуби.
- Раскрасьте голубя:
- Зелёным цветом, если удалось сделать открытие самому, без затруднений.
- Жёлтым цветом, если открытие сделали с помощью работы класса.
- Красным цветом, если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.
- Проводится рефлексия оценивания.
- В чём возникли трудности на уроке?
- Какие трудности остались на конец урока?
- Спасибо всем за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе
Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...
Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)
В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....