Методическая разработка урока окружающего мира.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сластён Светлана Викторовна

Тема урока "Птицы". 1 класс. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Учебник: Плешаков А.А., УМК «Школа России».

Тема урока: «Птицы»

Основные цели урока:

1) Сформировать представление о существенном признаке птиц.

2) Сформировать умение определять животных, относящихся к птицам.

3) Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

Демонстрационные материалы:

1. Картинки и магниты с изображением животных различных групп.

2. Эталоны по понятию «животные» и признаками животных.

3. Опорные сигналы по понятиям  «насекомые», «рыбы»

4. Опорный сигнал по понятию «птицы».

Раздаточные материалы:

1. Заготовка для создания опорного сигнала по понятию «птицы».

2. Карточки для работы на этапе реализации проекта.

3. Заготовка для самостоятельной работы.

4. Голубь для этапа рефлексии.

  • Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Учитель включает пение птиц, шум листвы, звуки леса. По звукам дети должны догадаться, какой гость придёт на урок.

- Кто пришёл к нам на урок?(Лесовичок.)

- Напомните, кто он такой? (Это житель природы, который изучает виды животных.)

- Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Лесовичком?

  • Ребята озвучивают свои эмоции, чувства.

- Кто догадался, чему будет посвящён урок? (Будем изучать новую группу животных.)

- Посмотрите на доску и назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете выполнить.

  • Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.

- Назовите шаги.

  • Один ученик называет шаги, по необходимости учитель уточняет эталоны.

- Желаю всем удачи! Начинаем!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего начнёте работу? (С повторения необходимых знаний.)

- Лесовичок приготовил вам загадки, которые я думаю, вам будет интересно отгадать.

Загадки.

1)Не птичка, а с крыльями:                2)Не моторы, а шумят,

Над цветами летает,                                Не пилоты, а летят,

Нектар собирает.(бабочка)                        Не змеи, а жалят. (осы)

3)Чёрен, а не ворон,                                4) На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

Рогат. А не бык,                                                                                (сом)

5) С крыльями, а не птица.(жук)                6) Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (щука)

7) Колюч, да не ёж. (ёрш)                        8) Подбирает он проворно

                                                Кинутые ему зёрна,

И гнездится на карнизе

Наш любимый (голубь сизый)

  • После того, как учащиеся отгадают загадки на доску вывешиваются картинки с животными.

-Посмотрите на доску и скажите, одним словом, кто изображён на картинках? (Животные.)

- Что вы знаете о животных? (Животные – это часть живой природы, животных можно объединить в различные группы.)

- Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? (Нужно выбрать признак.)

- Какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело.)

  • После сказанного учитель открывает на доске эталон:

  • Затем учитель раздаёт учащимся карточки с изображением отгаданных животных.

- Разбейте этих животных на группы.

  • Ребята самостоятельно выполняют задание.
  • Через несколько минут проводится проверка выполнения задания

−Какие группы у вас получились?(Насекомых и рыб.)

  • Ребята могут уже назвать и группу птиц, но особого акцента на это не делаем.

- Каких животных вы отнесли к группе насекомых?(Бабочка, оса, жук.)

  • Учитель на доске формирует картинки с изображением насекомых.

- У кого по-другому?

- Назовите существенный признак этой группы. (У насекомых 6 лап.)

  • На доске появляется эталон «Насекомые»: картинка с изображением жука, с 6 лапами:

images (7)

  • Если у ребят были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

- Каких животных вы отнесли к группе раб? (Сом, щука, ёрш.)

  • Учитель на доске формирует картинки с изображением рыб.

- У кого не так, по-другому?

- Назовите существенный признак этой группы. (У рыб есть чешуя.)

  • На доске появляется эталон «Рыбы»: картинка с изображением рыбы:

images (9)

  • Если у ребят были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

- К какой группе вы отнесли голубя? (К группе птиц.)

- Каких птиц знаете ещё?(Ответы детей.)

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Птицы.)

  • На доске фиксируется тема урока.

- Что вы сейчас повторили? (Признаки, по которым можно разделить животных на группы, выделили существенные признаки группы насекомых и рыб.)

- Как вы думаете, а какое задание я вам предложу? (С помощью, которого мы поймём, что мы ещё не знаем.)

  • На доску учитель вывешивает магниты, с изображением насекомых, рыб и птиц: божья коровка, щука, 5 различных птиц.
  • На парты учитель раздаёт аналогичные магнитам картинки.

- Перед вами животные. Назовите их. (Ответы детей.)

- Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к птицам.

- Что нового в этом задании? (Нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к птицам.)

- Если это новое задание, то, что может возникнуть при его выполнении? (Может возникнуть затруднение.)

− Как надо относиться к затруднению? (Надо относиться к затруднению спокойно, улыбнуться и пожелать удачи.)

  • На доске эталон «Затруднения»:

− Чем является затруднение? (Помощником на пути к новому знанию.)

- Выполните это задание.

  • Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

- У кого нет ответа?

- Какое у вас возникло затруднение? (Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе птиц.)

- Кто выбрал, назовите птиц, предъявите эталон, которым вы воспользовались.

- Какое у вас затруднение? (Мы не можем предъявить эталон.)

- Что у вас возникло? (Затруднение.)

  • На доске появляется вопросительный знак.

- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобрать в чём затруднение.)

  • На доске появляется эталон «Причина затруднения».

3. Выявления места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Находили животных, которые относятся к группе птиц.)

- Вспомните задание на повторение. Что помогло правильно определить, какие животные относятся к группе насекомых, а какие – к группе рыб? (Знание существенного признака каждой группы.)

- Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Не знаем существенных признаков группы птиц.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, вы поняли причину своего затруднения? Что будете делать дальше? (Должны поставить цель.)

- Какую же цель вы перед собой ставите? (Узнать существенные признаки группы птиц.)

- Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните начало урока. Что вы повторяли? (Признаки, по которым животные могут делиться на группы.)

- Как известные эталоны могут помочь вам? (Из известных эталонов можем выбрать тот признак, который нам подойдёт.)

- А как вы выберите этот признак?

  • Ребята в затруднении, т.к. они не знают, какой признак подойдёт.

- Вам поможет Лесовичок. Он знает, какой существенный признак у птиц. Поэтому он всех птиц поместил в одну группу, а животных, которые не относятся к птицам, он отложил в сторону.

- Посмотрите, вы теперь можете выделить существенный признак? (Да. Мы сравним всех животных, которые относятся к птицам.Выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животных, которые не относятся к птицам.)

  • Учитель на доске располагает магниты.

- Назовите животных, которые относятся к группе птиц.(Ответы детей.)

- Какие животные к ним не относятся? (Божья коровка и щука.)

- Почему, объясните? (Божья коровка – насекомое, которое имеет 6 лап, а щука-рыба, которая имеет чешую.)

5. Реализация построенного проекта.

−Предлагаю вам дальше поработать в парах. Вспомните правила работы в парах.

  • По цепочке проговариваются правила вслух. Если ребята затрудняются ответить, учитель им помогает или уточняет. После этого предлагается выполнить задание.
  • Если возникают трудности, учитель организует подводящий диалог:

- Сравните животных, чем они похожи?

- Какой же признак подходит? (Покров тела – оперение.)

- Подходит ли этот признак к божьей коровке и щуке? (Нет, у божьей коровки-6 лап, а щука покрыта чешуёй.)

- Смогли вы теперь узнать существенный признак птиц? (Наличие оперения.)

  • Ребята работали в парах, поэтому учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна пара, другие согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.

- Что теперь нужно сделать? (Составить эталон.)

  • У каждого ученика заготовки.

- Составьте свои эталоны.

  • Учащиеся работают самостоятельно. Затем идёт согласование эталонов: на доску вывешивается варианты. После этого появляется на доске эталон «Птицы»

- Как проверить себя, свои выводы? (По учебнику.)

  • Читают в учебнике правила.

- Какой вывод можно сделать? (Всё открыли правильно.)

- Затруднение было преодолено? (Да.Мы справились.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Какой следующий шаг вы должны выполнить?(Научиться применять новый эталон.)

- Перед вами картинки с изображением животных. Вы должны найти среди этих животных тех, которые относятся к группе птиц. Кто здесь лишний?

  • Проводится фронтальная работа.

- Как узнать, что вы хорошо поняли новое знание? (Выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону.

  • У каждого на столе на листе пунктиром нарисованы животные различных групп.Нужно обвести и раскрасить птиц.
  • После выполнения(3-5 мин), на доске появляется образец.

- У кого есть ошибки? В чём они?

- Сделайте вывод. (Необходимо тренироваться в определении признаков у птиц.)

- А у кого нет ошибок? Какой сделаем вывод? (Хорошо усвоили новую тему.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Где можно использовать открытые знания?

- Как в жизни можно использовать эти знания?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Как закончим урок? (Проанализируем свою работу.)

- Какую цель ставили перед собой? (Открыть существенный признак птиц.)

-Цель была достигнута?

- Оцените свою работу на уроке. Лесовичокпринёс вам голубей. Раздаются голуби.

- Раскрасьте голубя:

  • Зелёным цветом, если удалось сделать открытие самому, без затруднений.
  • Жёлтым цветом, если открытие сделали с помощью работы  класса.
  • Красным цветом, если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание.
  • Проводится рефлексия оценивания.

- В чём возникли трудности на уроке?

- Какие трудности остались на конец урока?

- Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе

Интеллектуальная игра "Догони пятерочку"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)

В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....