День птиц.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Соловьёва Валентина Михайловна

Материал для проведения урока "Что мы знаем о птицах?"в 1 классе по УМК XXI век  или внеклассного мероприятия, посвящённого дню птиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ptits.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               День птиц. 1, 2 классы..

Цели: расширять  знаний детей о птицах;

            развивать наблюдательность, внимание, память, речь учащихся;

           формировать  понимания важности заботы о птицах.

  1. Звучит запись с голосами птиц.

Учитель:  Что слышали? Узнали ли чьи голоса? О ком сегодня будет речь?

     Как выдумаете, почему наш разговор  посвящён птицам?

Учитель:  Весна! Прозрачная зелень первых листьев,  чистые стволы берёз, запах ещё не совсем просохшей земли, разноголосый птичий гомон. Сотни птиц поют, кричат, щебечут одновременно.  Они радуются наступлению весны и возвращению на родину. И мы рады их возвращению.

Удивителен мир птиц. Интересно наблюдать за их полётом. Иногда и самим хочется стать птицей и парить в небе.

  1. А кого мы называем птицей? (выслушиваются предположения).

У всех птиц есть общий признак. Какой? (выслушиваются мнения детей). Мы его определим, если составим из букв слово ( на карточках буквы П, Е, Р, Ь, Я). Итак, птица – это животное, тело которого покрыто перьями.

Посмотрите, какие разные бывают птичьи перья. (Учитель показывает перья или их фото в презентации )

Чем отличаются перья? (размер, цвет, форма)

Для чего птице нужны перья?

Перья защищают птицу от холода, намокания, а есть такие, которые служат только украшением птицы, например, у павлина.

  1. А что вы знаете о птицах? А хотите узнать больше? Тогда сегодня мы становимся орнитологами. Кто это? Это люди, учёные, которые занимаются изучением жизни птиц и их повадками. А наука называется орнитологией.
  2. Птиц на земле очень много, их около 9000 видов. В России насчитывают более 760 видов. Есть птицы большие, их размах крыльев около 2 метров, а есть совсем маленькие – размером с бабочку или стрекозу. Есть птицы, которые летают очень высоко, их не видно с земли, а есть такие, которые и летать не умеют. Одни птицы живут в лесу, другие в степи, третьи около воды, в пустыни, в горах, на болоте. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми, есть птицы хищные, а есть настоящие вегетарианцы – питаются только растительной пищей. Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнёзда, а есть такие, которые делают норки в земле. Невозможно знать всех птиц, но тех, которые живут в нашем краю, селятся рядом с нами, знать надо. А вы знаете их?
  3. На какие бы 2 группы вы их разделили бы? (зимующие и перелётные). Зимующих называют оседлыми. Определите, какие птицы зимующие, а какие перелётные? (слайд презентации с фото птиц)
  4. Отгадайте, о ком идёт речь(после отгадывания показывается фото птицы)

       а) Спинкою зеленовата,

животиком желтовата,

чёрненькая шапочка,

и полоска шарфика.      (синица)

Синиц назвали так за их звонкую песенку – сии – сии. За весну они дважды высиживают птенцов.

б) Непоседа пёстрая

   Птица длиннохвостая,

   Птица говорливая,

    Самая болтливая.         (сорока)

Сорока очень подвижная, быстрая и ловкая птица.

в) Ты откуда, ты откуда

    Прилетел к нам красногрудый?

    - Облетел я всю Сибирь.

     Как зовут меня?   (снегирь)

Снегири селятся небольшими стайками по 7 – 9 птиц. В сильные морозы они почти неподвижны.

г) Чик – чирик!

 К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей,

Кто это?     (воробей)

Воробьи самые общительные птицы. Но они же и самые прожорливые. Истребляют огромное количество вредителей – насекомых, но, к сожалению, наносят большой вред урожаю на полях.

д) Днём спит,

    Ночью летает

     И людей пугает.            ( сова)

Самая большая сова - филин, размах крыльев до двух метров. Самая маленькая - североамериканский эльфовый  сычик. Очень красива полярная сова, белая.

е) Всё время стучит,

    Деревья долбит,

     Но их не калечит,

    А лечит.                 ( дятел)

Дятла называют лесным доктором. Почему?

 ж) Гнездо своё он в поле вьёт,

      Где тянутся растения.

      Его и песни и полёт

      Вошли в стихотворения.         (жаворонок)

Жаворонка чаще мы слышим, но почти не видим, т.к. летает он очень высоко над лугом и громко поёт.

  З) Длинноногий, длинношеий,

      Длинноклювый, телом серый,

      А затылок голый, красный.

       Ходит по болотам грязным,

      Ловит в них лягушек,

      Бестолковых попрыгушек.     ( журавль)

   и) Прилетает к нам с теплом,          

      Путь проделав длинный.

     Лепит домик над окном

     Из травы и глины.               ( ласточка)

Ласточки очень дружные птицы.

  1. Как вы считаете, что для птиц страшнее: голод или холод? Оказывается, голод. От холода птиц спасает оперение, а вот голодная птичка погибает. Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям пережить суровые морозы? (подкармливать птиц, развесить кормушки)
  2. А чем можно кормить птиц?
  3. Ученик читает стихотворение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех сторон

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их, не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц зимой к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

  1.  Наша страна очень серьёзно относится к проблемам охраны птиц.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с её великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять – их надо открывать и показывать.

   Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес. Степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Эти слова сказаны замечательным русским писателем М. Пришвиным. О птицах и других животных можно прочитать в его книгах и в книгах других писателей.

Детям предлагается выставка  книг о птицах.

  1.  Итог. Закончите предложения:

- Разговаривая о птицах, мы побывали в роли учёных -….(орнитологов)

- На уроке я узнал……

- Мне захотелось….

За работу на уроке детям раздаются картинки – раскраски с птицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День птиц

Сценарий внеклассного мероприятия...

Открытый урок по теме "День птиц"

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме "День птиц"....

Праздник для учащихся 1-4 классов "День птиц"

Цели: воспитать бережное отношение к птицам;               познакомиться снародными приметами...

День птиц. Викторина о птицах.

Ребусы, криптограмма, синонимы о птицах....

Спортивно - музыкальное развлечение «День птиц», посвященное Дню птиц для детей старшего дошкольного возраста.

laquo;День птиц», посвященное Дню птиц для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Птицы России" к мероприятию "День птиц"

Учащиеся знакомятся с интересными сведениями о жизни птиц России....

День птиц. Викторина о птицах.

Начальные классы. Окружающий мир.Викторина  о птицах....