Урок окружающего мира «Дикие и современные животные и растения» Времён связующая нить..
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок окружающего мира по развивающей системе Л.В. Занкова. Урок построен с учётом системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinozavry_konspekt.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира «Дикие и современные животные и растения»
Времён связующая нить..
- На доске слова :Венера, Юпитер, Земля, Сатурн.
-Что общего?
-Как можно назвать одним словом?
-Какое слово лишнее? Почему?
2. –На урок я принесла вот такую маленькую планету Земля. Как вы думаете, почему она гремит?
-Что в ней может греметь?
-Вспомните темы предыдущих уроков, они вам помогут догадаться.
3 . - Давайте проверим ваши предположения. Да , это яйцо из которого скоро вылупится динозавр.А почему именно динозавр? (одни из первых животных)
- Были на Земле другие животные, кроме динозавров?
-Сохранились ли они сейчас?
-Действительно ровесники динозавров существуют и некоторые даже являются их близкими родственниками. Один из этих родственников одет в панцирь, неуклюже передвигается. Догадались о ком речь? (о черепахе)
-Черепаха – одно из древнейших животных. И не зря у нас на доске сегодня белый лист, на него мы сейчас поселим нашу черепаху. А как изменится этот лист в течении урока мы посмотрим.
-А почему именно черепаха , есть другие животные, ровесники динозавров?
-В давние времена, когда люди не знали, что Земля имеет форму шара, они считали, что земля представляет собой купол, который держат три огромных слона, стоящих на гигантской черепахе, которая плавает по всемирному океану.
-Черепаха у меня стоит на середине листа , как вы думаете, почему?
-Какая тема нашего урока? (Древние и современные растения и животные)
-И назвать наш сегодняшний урок я хочу «Времён связующая нить»
-Какие цели вы можете поставить перед собой на уроке?(слушать и слышать, анализировать, сравнивать, узнавать новое..)
-И я, как учитель, хочу вам в этом помочь.
4. - Вы знаете тему, какие вопросы у вас возникли?
(-Когда появились первые животные и растения?
-Где они появились?
-Чем похожи древние и современные животные и растения?
-Что нового про животных я смогу узнать?
-Почему одни животные вымерли, а другие остались?)
5. – На эти вопросы мы и попробуем ответить в течение урока. Может на какой-то вопрос вы уже сможете ответить?
- Тогда я вам помогу. Возьмите карточку №1. На нём кроссворд. Разгадав этот кроссворд, вы сможете ответить на один из вопросов. Работать вы будете в парах.
Работа с кроссвордом ( карточка №1)
-Какое слово получилось?
-Что оно обозначает?
-На какой вопрос мы смогли ответить?
_где же появились первые животные ?
-Почему? (тёплый и влажный климат)
-Мы получили ответ на вопрос, посмотрите на панцирь нашей черепахи, мы его будем менять, одну часть мы сможем раскрасить, потому что у нас появилось новое знание.
- Для чего нам нужны эти сведения, где пригодятся?
6. –Мы теперь знаем, где появились динозавры, а как давно это было? Посмотрите на круг. В нём цифры. Уберите чётные цифры и вы сможете ответить ещё на один вопрос. Какой? (как давно появились первые наземные животные)
-Можем заполнить ещё одно звено на панцире нашей черепахи.
-Для чего нам понадобятся эти знания?
7. –Как вы думаете, изменились ли животные и растения за 750 млн. лет?
-Давайте попробуем сравнить и пронаблюдать, какие изменения произошли. Поработаем в паре. Возьмите карточку №2. На карточке сравнительные характеристикисовременных и древних животных и растений, подчеркните только те, которые по вашему мнению к ним подходят.
Ответы детей.
8. –Проверим теперь наше мнению по учебнику. С8-9.
-Какие животные и растения на стр.8? (древние) На странице 9?
-Соедините древних животных и растения с современными парами.
-Назовите получившиеся пары.
-проверьте ваши таблицы с изображениями в учебнике. Подтвердились ли ваши предположения7
-Какие животные и растения не изменились?
-Почему изменились другие животные и растения?
Действительно, внешне они такие же. Как и миллионы лет назад, несмотря на то, что климат на Земле изменился,что привело к изменению других животных и растений.
-для кого вы не нашли парув современности7 (динозавр)
-Почему? (вымерли)
-По каким причинам вымерли динозавры?
- На какие вопросы мы смогли ответить? (Почему вымерли,чем отличаются)
-зачем мы ответили на эти вопросы? Где знания вам могут пригодиться?
-Вы можете ещё расширить свои знания. На карточке №3 у вас есть интересный материал о животных и растениях. Прочитайте и постарайтесь рассказать нам то новое, что вы узнали.
Чтение детей 2 минуты. И несколько ответов.
-Есть ли ребята, которые затрудняются ответитьо каких объектах природы они читалидревних или современных? Почему?что нового узнали об этом растении?
-На какой вопрос сможем ответить? Где пригодяться знания?
9. –Посмотрите на нашу черепаху. Что скажете? Почему панцирь не весь заполнен? (есть ещё вопросы на которые мы не ответили)
10. – Я вам хочу предложить оценить, как вы поработали на этом уроке. На партах у вас енсть небольшие части. На что похожи? Ваша задача перед тем, как собрать эти пазлы –расскрасить их :
Коричневый – мне было интересно, я многое узнал и хочу узнать ещё
Жёлтый – мне было интересно, я много узнал и этих знаний мне достаточно,
Синий – мне было неинтересно, ничего нового я не узнал.
-А теперь по трафарету соберите ваши пазлы. Кто получился? Давайте поместим на наш лист.
11. – Посмотрите наш белый лист бумаги превратился в красочный плакат. Такая работа, называется – проект. Мы с вами уже много выполняли проектов, но не знали название. Наш проект закончен или его можно продолжить?
- Я посмотрела на вших динозавров и увидела, что вы хотите работу продолжить. Перед вами карточка №4. На ней те задания, которые ещё можно выполнить. Если вас какие-то задания заинтересовали, подчеркните их.
12. –Вспомните начало урока, посмотрите на наш проект. Какие цели вы смогли реализовать. Что вы узнали.
13. – а дома вы можете выполнить задания, которые вас заинтересовали. А на память я хочу каждому из вас подарить по динозаврику.
Прниложения.
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
Карточка 1.
Вопросы:
- Какое растение в древности достигало в высоту 45 метров?
- Какой климат был первоначально на Земле?
- Что означает часть «динос» в слове «динозавр»?
- Величиной с какой орех был мозг динозавра?
- Какое имя дали учёные самому известному тираннозавру?
- Что означает часть «завр» в слове «динозавр»?
Карточка 2.
Сравни древних и современных животных
Пещерный лев | Лев | |
Внешний облик | 1.Длинные кинжаловидные зубы 2.Большая грива 3. Более крупные размеры 4. Менее агрессивный нрав | 1. Длинные кинжаловидные зубы 2.Большая грива 3. Более крупные размеры 4.Менее агрессивный нрав |
Охота и жизнь | 1. В одиночку 2. Охотятся в основном самки, живут прайдами | 1. . В одиночку Охотятся в основном самки, живут прайдами |
Сравни древних и современных животных
Мамонт | Слон | |
Внешний облик | 1.Шерсть, огромные бивни 2. Плотная, шершавая шкура без волосяного покрова 3.Более крупные уши 4, Менее крупных размеров | 1.Шерсть, огромные бивни 3.Более крупные уши 4. Менее крупных размеров |
Место обитания | 1.Среди льдов, в суровом климате 2. Азиатские и африканские слоны в жарком климате | 1.Среди льдов, в суровом климате 2.Азиатские и африканские слоны в жарком климате |
Сравни древние и современные растения
Папоротник (древний) | Папоротник (современный) | |
Внешний вид | 1.Очень больших размеров 2.Очень много разновидностей 3.Листья более мелкие | 1. Очень больших размеров 2.Очень много разновидностей 3. Листья более мелкие |
Место обитания |
| 1. По всему миру, даже в Арктике и в горах |
Карточка 3.
Папоротники
Это удивительные растения – древнейшие обитатели Земли. Они никогда не цветут (разве что в легендах) и не образуют плодов, предпочитая яркому свету таинственный полумрак под пологом леса. Это и понятие. Миллионы лет тому назад они царствовали в условиях влажного теплого климата. Казалось бы, прошло их время! Но нет! И что удивительно, они по-прежнему растут по всей планете, заходя даже в Арктику и поднимаясь высоко в горы. Папоротники доказывают, что всегда можно выйти победителями из схватки с неблагодарными условиями и обстоятельствами.
О папоротниках рассказывали небылицы, слагали легенды. Древние говорили, что папоротник – это талисман высшего счастья, что стебелек папоротника, сорванный накануне дня Ивана Купалы в полдень, приносит счастье в игре. Носимый на голом теле, он защищает от колдовства, прогоняет злых духов. Очень редко встречающийся папоротник черный, по поверью, растет в лесах около болот, в мокрых местах, лугах. Никому не удавалось увидеть, как он цветет.
Русское название папоротника произошло от славянского слова "порть" и «пороть», что тоже значит «крыло». Сейчас славянский корень сохранился только в слове «парить». В языческой Руси папоротник был посвящен 6oгy грома и молнии Перуну.
Мамонт
Несколько тысяч лет назад в Сибири еще можно было встретить удивительного зверя — мамонта. Он был похож на слона, только гораздо массивнее, более пропорционально сложен и весь покрыт густой длинной шерстью. Это были гиганты высотой до 3,5 м и весом 5-6 тонн.
Мамонты селились в тех местах, где было много пищи, например, в долинах рек, по берегам озер и болот. Летом на берегах водоемов мамонты лакомились сочными осоками и злаковыми растениями, любили пастись в зарослях тростника, камыша и прибрежной большой травы.
Взрослый мамонт съедал в день 300-400 кг корма.
Мамонты жили небольшими стадами по 12—15 особей. Иногда в стаде было 1—2 малыша. Днем мамонты разбредались на несколько километров, чтобы не мешать друг другу в поисках корма. К вечеру вновь собирались вместе на ночевку
В самые жаркие месяцы, когда в воздухе появлялись тучи гнуса, мамонты старались держаться поближе к леднику. Они выходили в приполярные тундры, где было прохладно и куда не залетали насекомые. Ближе к осени мамонты начинали обратный путь на юг. Они разбредались по широким поймам ручьев и речек, продираясь сквозь сплошные джунгли ивняка, ольхи и кустарников, поедая молодые побеги.
Хуже всего приходилось зимой. Выпадал глубокий снег, скрывающий травы, заносящий глубокими сугробами пойменные впадины. В это время мамонты вынуждены были обгладывать кору молодых деревьев, вырывать из-под снега побеги кустарников. Работа эта достаточно тяжелая, от нее стачивались и иногда даже ломались бивни. На замерзших болотах, не рискуя завязнуть в трясине, можно было найти высохшие на корню камыши.
Слон
Слоны всегда вызывали у людей повышенный интерес. Они настолько своеобразны, что с кем-нибудь спутать их просто невозможно. Слон – одно из умнейших млекопитающих на Земле. Дрессировщики, имеющие богатый опыт общения с животными, отмечают, что эти огромные существа гораздо умнее лошадей даже человекообразных обезьян! Несмотря на впечатляющие размеры, на систематическое истребление этих гигантов, и даже на то, что люди, сводя леса и распахивая степи, теснят все живое, слоны все еще распространены достаточно широко.
Самое удивительное у слонов – хобот. Он образовался от сращения носа и верхней губы и состоит из 40 тыс. мышц, но при этом внутри не содержит ни одной косточки. Хобот служит своеобразным инструментом для добывания пищи, но не только для этого слонам нужен хобот. Его можно использовать, как мощное оружие, но делают они это очень осторожно, ведь без него гиганты не могут существовать. Взрослые слоны пьют с помощью хобота. Они засасывают в него полведра воды и отправляют в рот или обливают тело. Сила хобота колоссальна. Слон свободно поднимает им бревно до тонны весом и несет его сквозь джунгли. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста-пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету.
Украшение слона, его грозное оружие – бивни являются его зубами, резцами верхней челюсти. Резцы нижней челюсти отсутствуют. Бивни растут у слонов всю жизнь, и, учитывая обычные темпы их роста, можно предположить, что к старости они должны достигать 6 м. Но так как бивни для слона не украшение, а рабочий инструмент, то они со временем стираются, скалываются и обламываются.
Саблезубый тигр
Саблезубые тигры обязаны своим названием очень длинным изогнутым клыкам, достигавшим 20 см. Существует распространённое представление о том, что саблезубые тигры были очень крупными. На самом деле многие виды были сравнительно небольшими, меньше чем леопарды .
Все саблезубые тигры имеют одну особенность — очень длинные и крупные верхние клыки. Они постоянно выступали из пасти хищника, и, для того чтобы воспользоваться ими, животному приходилось очень широко раскрывать рот. Поэтому у саблезубых тигров челюсти отличались особым устройством.
Клыки саблезубого тигра были очень мощным и страшным оружием. Они помогали этим хищникам в охоте на крупных копытных животных — антилоп, кабанов.
Лев
Лев заметно выделяется даже на фоне ближайших своих родственников: леопарда, ягуара и тигра. Необычно его поведение: лев - всю свою жизнь проводит в стае; охотятся львы тоже стаей.
Весят взрослые львы не меньше 125 кг. В неволе звери гораздо крупнее, ведь и питание там регулярное, и двигаться приходится мало. У львов, живущих за решеткой зоопарка, и грива бывает гуще и роскошнее, чем у диких сородичей: у тех она
Под пищей же львы понимают почти все, что движется. Не брезгуют даже саранчой и мышами. Нападают на молодых слонов, носорогов, бегемотов, буйволов (взрослых особей щадят, с ними львам порой не справиться). Ну а излюбленная пища львов - это копытные животные: антилопы, газели, зебры, бородавочники, козы, овцы, крупный рогатый скот.
Поверженное животное становится чаще всего добычей всей стаи. Охотятся львы обычно сообща, но не каждая вылазка им удается. Иногда царям африканским по целым дням приходится голодать. Интересно, что львы никогда не убивают ради развлечения. Довольствуются, как правило, лишь одним добытым животным, и только когда все мясо бывает съедено, вновь отправляются на охоту. Поэтому их жертвы научились хорошо отличать сытых львов от голодных. Первых не боятся нисколько, ну а если встречают голодных - все зверье, заметив их, молниеносно разбегается врассыпную. Поэтому, как и положено монархам, царю зверей приходится быть в меру коварным и нападать у водопоя либо, надвигаясь на добычу стаей, загонять ее в засаду.
На человека львы набрасываются редко, разве что покинутые всеми старые львы или звери, некогда покалеченные охотниками, нападают от голода на людей, раз не могут догнать быстро убегающую добычу. В африканских заповедниках, где пищи вдоволь и никто львам не угрожает, они очень миролюбиво относятся к туристам, пусть те порой и досаждают им, мешают спокойно отдохнуть.
Давно уже было замечено, что львы (особенно молодые) легко приручаются, привязываются к человеку как собака. В античные времена их даже использовали в военных походах.
Карточка 4.
Какие задания мне захотелось выполнить по теме «Древние и современные животные и растения?»
- Прочитать сведения в энциклопедии,
- Нарисовать рисунок,
- Раскрасит рисунок,
- Выполнить поделку по теме,
- Составить викторину, кроссворд,
- Найти загадки,
- Составить вопросы, на которые хотели бы найти ответы на следующих уроках,
- Поделиться сведениями, которые узнали с родными и друзьями,
- Составить сообщение по теме,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Современные животные и растения" (УМК "Система Л.В. Занкова", 1 класс)
Обучающийся научится: называть современных животных, сравнивать современных и древних животных, видеть изменения, которые с ними произошли, подробно рассказывать об одном животном; получит возможность...
Презентация к уроку окружающего мира "Дикие и домашние животные"
Презентация к уроку окружающего мира "Дикие и домашние животные" 1 класс УМК "Перспектива"...
Урок окружающего мира "Дикие и домашние животные" 1 класс
Урок окружающего мира "Дикие и домашние животные" 1 класс. Дети на уроке учатся распределять на 2 группы: дикие и домашние животные....
Урок окружающего мира "Дикие м домашние животные"
Урок даёт представление о диких и домашних животных, отрабатывает умение безошибочно распределять животных на диких и домашних. Планируемый результат: Усвоить общие условия, необходимые для жизни дом...
Конспект урока окружающего мира «Дикие и домашние животные» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя:расширение знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека.Планируемые результаты Предметные: знать зн...
Урок окружающего мира "Дикие и домашние животные". Модуль ПДД
Урок окружающего мира "Дикие и домашние животные".Классификация. Модуль ПДД...
Урок окружающего мира "Дикие и домашние животные". Модуль ПДД
Урок окружающего мира "Дикие и домашние животные".Классификация. Модуль ПДД...