Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "По природным зонам России"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов Зыкова Галина Юрьевна.
Урок окружающего мира. 4класс.
Тема: По природным зонам России.
Цели:
- совершенствовать представление о климатических поясах и природной зональности,
- обобщить представление о климатических и природных особенностях различных зон,
- совершенствовать навыки групповой работы и коммуникативные способности учащихся.
Оборудование:
- учебная презентация «По природным зонам России»,
- модель «Климатические пояса мира»,
- таблички с названиями природных зон,
- листы – опросники для самостоятельной работы по вариантам (Приложение № 1),
- карта «Природные зоны России»
- Организационный момент.
Приветствие, размещение по группам.
- Вступительная беседа. 2 минуты
Всё на Земле – от Солнца: и сама жизнь, и формы её проявления. Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение природных зон России. На примере нашей родины мы ещё раз вспомним климатические особенности каждой зоны, выявим взаимосвязи между живой и неживой природой.
Перед началом разговора о ПЗ давайте вспомним, как распределяется солнечное тепло и свет по поверхности Земли. Какая часть Земли получает наибольшее количество света и тепла? Это экваториальный и субэкваториальные пояса. Немного южнее и севернее располагаются тропические и субтропические пояса. Это тоже жаркие пояса, получающие много света. Продвигаясь на север в северном полушарии и на юг в южном, попадаем в умеренные пояса, которые получают значительно меньше света и тепла. А у самых полюсов располагаются холодные пояса. Как они называются? Почему? (Работа иллюстрируется пособием «Климатические пояса мира», которое крепится на магнитах к доске, наглядно показывая расположение климатических поясов)
Вывод: климатические пояса определяют особенности природных зон.
- Работа над характеристикой ПЗ. 5 минут.
Каждый верный ответ с места отмечаете + в графе дополнительные ответы.
С чего начинается х-ка ПЗ? (с показа по карте) Найдите в учебнике карту ПЗ.
Фронтальный опрос.
О чём рассказываем после определения ГП зоны? (о климате) Почему? Почем сначала говорим о растениях, потом о животных?
Какая зона самая северная? Где она находится? Какой климат на Крайнем севере? Какие особенные природные явления можно наблюдать в зоне ледяных пустынь? С каким сезоном совпадает полярный день? Ночь? Можно ли назвать эту зону безжизненной? Какие растения встречаются в Арктике? Какие животные? А где можно услышать такие голоса? Как человек использует природные богатства Крайнего севера?
Сейчас на примере Арктики мы дали краткую характеристику ПЗ. Другие зоны мы охарактеризуем по тому же плану. Каждой группе достанется одна зона по жребию. Руководители групп тянут билеты. Время на подготовку – 3 минуты. Группа готовит ответ, а 1 человек представляет работу. Постарайтесь дать полный, точный ответ и сделайте его оригинальным. Это может быть репортаж из…(название ПЗ), записки путешественника или что – то другое.
- Тундра
- Тайга
- Смешанные и широколиственные леса
- Степи
- Пустыни
- Работа по группам. 5 минут на подготовку и 20 минут на ответы. Составление характеристики природной зоны. На экране - слайд с планом характеристики ПЗ. Ответы по группам с использованием презентации «По природным зонам России». Группы выбрали следующие формы ответов: лекция (смешанные и широколиственные леса), записки путешественника – 2 чел. (тундра и степь), телепередача («В тайге»), репортаж «Как выжить в пустыне».
- Итог работы по группам. 1 минута.
Вот и совершили мы виртуальное путешествие по природным зонам нашей страны. Чьё выступление понравилось больше? Почему? Оцените себя и свой вклад в коллективную работу группы.
- Самостоятельнвя работа с опросником.
Положите перед собой лист–опросник. Составьте пищевую цепь по вариантам. Запишите зону, для которой эта цепь характерна.
О какой зоне мы ещё не сказали? (Субтропическая зона-Черноморское побережье Кавказа) Найдите в опроснике задание № 2 (Во всех вариантах вопрос № 2 по Черноморскому побережью Кавказа) и ответьте на него письменно.
А сейчас я прочитаю записки путешественников, а вы определите, о какой зоне идёт речь? (запись кратких ответов в Приложении № 1)
- «Январь месяц. 12 часов дня. Солнце скрыто за горизонтом. Снежную равнину освещает тусклый свет звёзд. Местность кажется безжизненной».
- «Только что кончился буран, свирепствовавший 4 дня. Мы стояли на небольшом возвышении. Вокруг расстилалась снежная равнина. Всё живое куда – то спряталось. В глубоких норах спит суслик, похрапывает хомяк».
- «Солнце нещадно палит. Всё раскалено. О металлические предметы можно обжечься. Нигде нет тени. Редкие кустики полыни да колючие кустарники – вот и все растения».
- «Огромные хвойные деревья вокруг. Сумрак и тень. Пролетела кедровка. Притаилась в ожидании добычи рысь».
- «А места здесь чудесные. Гуляю по парку. Издалека слышно громкое стрекотание цикад. Среди листвы спрятался богомол. Под камнями скрывается жужелица»
7.Итог урока, домашнее задание. 4 минуты.
Россия – огромная страна. Ещё раз сегодня на уроке мы убедились, что природа нашей страны необыкновенная и разнообразная, но она беззащитная и хрупкая. В песне поётся так:
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей…
Человек воздействует на природу каждой зоны. А всегда ли он поступает как мудрый хозяин? Часто из–за ошибок человека возникают экологические проблемы. Вы – будущие хозяева нашей страны, поэтому должны быть экологически грамотными. Об экологии мы и будем говорить на следующем уроке.
Ваше домашнее задание по выбору:
- Постараться выписать в тетрадь экологические проблемы той зоны, над которой работала ваша группа, вспомните: о них мы говорили на уроках.
- Составить в тетради кроссворд по любой ПЗ.
- Сделать презентацию по темам «Охраняй природу», «Заповедники России»
Но люди пытаются сохранять природу, создавая заповедники и заказники. А в каникулы мы проведём экологическую площадку «Заповедники России».
Приложение № 1.
Вариант 1.
Проверочная работа по теме «Природные зоны России» Ф.И._____________________
Дополнительные ответы
1.Составь цепь питания, запиши название зоны, для которой характерна эта цепь:
Зона: Зона:
2.Где находится зона? _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________
6. _________________________________________________________________________
7. _________________________________________________________________________
Вариант 2.
Проверочная работа по теме «Природные зоны России» Ф.И._____________________
Дополнительные ответы
1.Составь цепь питания, запиши название зоны, для которой характерна эта цепь:
Зона:
2.Особенности климата. _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________________
Вариант 3.
Проверочная работа по теме «Природные зоны России» Ф.И._____________________
Дополнительные ответы
1.Составь цепь питания, запиши название зоны, для которой характерна эта цепь:
Зона:
2.Растения:____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________________________
6. _________________________________________________________________________________
7. _________________________________________________________________________________
Вариант 4.
Проверочная работа по теме «Природные зоны России» Ф.И._____________________
Дополнительные ответы
1.Составь цепь питания, запиши название зоны, для которой характерна эта цепь:
Зона:
2.Животные: _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________________
7. __________________________________________________________________________________
Вариант 5.
Проверочная работа по теме «Природные зоны России» Ф.И._____________________
Дополнительные ответы
1.Составь цепь питания, запиши название зоны, для которой характерна эта цепь:
Зона:
2.Значение для человека. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. __________________________________________________________________________
6. __________________________________________________________________________
7. __________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"
Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....
Тренажёр для уроков окружающего мира. 4 класс Путешествие по природным зонам России.
Пособие-тренажер "Путешествие по природным зонам России" можно использовать как для индивидуальной работы младших школьников, так и для коллективной организации учебного процесса на уроках окружающего...
Презентация к уроку окружающего мира 2 класс по теме "Природные зоны. Арктические пустыни"
Презентация "Арктические пустыни" может быть использована на уроке окружающего мира в разделе "Природные зоны" как демонстрационный материал, в котором отражены особенности климата, растительного/живо...
Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"
Конспект урока содержит различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....
проверочная работа по окружающему миру 4 класс по теме "Природные зоны России, тундра,Арктика"
В проверочной работе включены как тестовые варианты, так и вопросы, на которые надо подумать и ответить....
Межпредметная деятельность. Интегрированный урок окружающего мира, литературного чтения, русского языка «Природные зоны России»
Овразовательная система "Школа 2100", 2 класс...
Обобщающий урок окружающего мира 4 класс. Своя игра.Природные зоны России
Обобщающий урок окружающего мира 4 класс. Своя игра.Природные зоны России. ФГОС. УМК "Школа России"....