Природное сообщество лес
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКУ Худоеланская ООШ
Урок окружающего мира
Тема:
«Природное сообщество лес »
3 класс
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологии: проблемный диалог, развитие критического мышления.
Учитель: Рачкова Т.Н.
2013-2014
Этапы урока | Цели этапа | Ход урока |
Организационный момент
Актуализация знаний Проблемное объясне-ние нового знания Первичное закрепление . Самостоятельная работа с самопроверкой Итог урока. Рефлексия. | Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. 1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания. 2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания. 3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании 1)Зафиксировать причину затруднения. 2)Сформулировать и согласовать цели урока. 3)Организовать уточнение и согласование темы урока. 4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. 5) Организовать фиксацию преодоления затруднения. Организовать усвоение детьми нового материала фронтально.
1)Организовать самостоятельное выполнение задания. 2)Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3)По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4)По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4)По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. | На уроке я сижу – Не шумлю и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю. - Ребята, что я попросила вас приготовить к сегодняшнему уроку? (нарисовать лес) - Покажите свои рисунки и расскажите, что вы нарисовали. ДЕМОНСТРАЦИЯ РИСУНКОВ И РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ. Вывод: дети нарисовали в большинстве случаев только растения: деревья, кустарники, траву, цветы. - А всё ли вы учли, когда рисовали лес? - Все ли мы знаем о лесе? Как вы думаете? (обмен мнениями учащихся) -Давайте сформулируем тему нашего урока и цели. (выслушиваем мнения ребят) Тема: Лесная зона. Цели: уточнить и расширить знания о лесе. Вот послушайте историю которая произошла с одним художником. Жил-был художник. Однажды он решил нарисовать лес. Взял он кисти и краски и нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошие у него получились деревья. А в углу своей картины художник нарисовал старика-лесовика. Полюбовался своей картиной и уехал. А когда приехал снова, то увидел вместо зеленых деревьев одни лишь сухие стволы. - Что случилось? Почему лес засох? - Какой же это лес?- вдруг услышал художник. –Тут одни только деревья.- это говорил лесовичок. -Разве может быть лес из одних деревьев? - РЕБЯТА, А КАКИЕ ЕЩЕ РАСТЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В ЛЕСУ? (кустарники, трава, цветы) -Правильно! И принялся художник снова рисовать свою картину. Он опять нарисовал деревья, красивые кустарники, и на земле – среди травы множество цветов. - Вот теперь получился настоящий лес, -сказал художник. - Нет ты нарисовал еще не все растения, - возразил старичок-лесовичок. - РЕБЯТА, ЧТО ЕЩЕ НУЖНО НАРИСОВАТЬ? (грибы) - Но разве в лесу обязательно должны быть грибы? – возразил художник. – Я часто бывал в лесу, но не всегда видел там грибы. - Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно! Нарисовал художник и грибы, но лес продолжал чахнуть. - РЕБЯТА, ЧТО НЕОБХОДИМО НАРИСОВАТЬ ЕЩЕ, ЧТОБЫ НЕ ГИБЛИ РАСТЕНИЯ? (насекомые) - А потому лес гибнет, что нет в нем насекомых? Взял художник кисть и на картине появились яркие бабочки и жуки. - Ну теперь все в порядке, - сказал художник и уехал. А когда снова увидел свою картину, не поверил своим глазам. Он увидел обнаженную землю, а на стволах деревьев и на земле были несметные полчища жуков и гусениц. А лесовик забился в угол картины. - Это ты виноват,- сказал художник лесовичку. – Ты заставил меня нарисовать насекомых, а они съели весь лес! - Что же делать? Неужели я никогда не нарисую настоящий лес? - КАК ЖЕ ПОМОЧЬ ХУДОЖНИКУ? КАК СПАСТИ ЛЕС ОТ НАСЕКОМЫХ? (нужно нарисовать птиц) - Да,- сказал Лесовичок, - настоящий лес не может быть без птиц! Художник снова нарисовал деревья и кустарники, постелил на землю пышный зеленый ковер из трав ы, украсил его цветами. Под деревьями и в траве хитро спрятал грибы. На листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз. На ветках нарисовал птиц. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. И вот ему показалось, что он ничего не забыл. - Мне нравится этот лес, - сказал Старичок-Лесовичок, - и я не хочу, чтобы он снова погиб. Поэтому надо еще нарисовать жабу, лягушку, ящерицу. - КТО ЕЩЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ В ЛЕСУ? (разные звери) И художник нарисовал лягушку и жабу, ящерицу и других животных. - Вот теперь это настоящий лес, - послышался голос Лесовичка. – Теперь он будет жить! - Вы догадались кто же этот художник? - Давайте сделаем вывод: что такое ЛЕС? Лес — это пространство, заросшее деревьями, кустарниками, травами, грибами, заселенное насекомыми, жуками и другими животными. - А кто из вас обратил внимание – какие деревья нарисовал художник. (березы, осины, дубы, сосны, ели) - Как называется такой лес? (Смешанный лес) ДОКЛАД «Смешанный лес». - Ребята, почему этот лес называется смешанным? (он состоит из лиственных и хвойных деревьев) - А могут ли они образовывать свои леса? (Да. Эти леса называются лиственные и хвойные) ДОКЛАД «Лиственный лес». ДОКЛАД «Хвойный лес» - Ребята, а в какой последовательности эти леса будут располагаться на карте в направлении с юга на север. (широколиственные, смешанные, хвойные). - Обоснуйте свой ответ. - А сейчас я предлагаю вам поработать в группах с кроссвордом по данной теме. Подведение итога работы. - Посмотрите на эти слова. Что они обозначают? (природные зоны) ПУСТЫНИ, СТЕПИ, ПОЛУПУСТЫНИ, ЛЕСОСТЕПИ. - Какой природной зоны не хватает? (Лесной зоны) - Давайте посмотрим на карте где она расположена на территории нашей страны. - Расположите эти зоны в порядке следования в направлении от экватора. - Ребята, как вы думаете, какая из этих природных зон имеет самое большое значение для природы и почему? (ответы детей) - Давайте прочитаем в учебнике стр. 111, что об этом писал К.Паустовский. Составляем схему «Значение леса для природы» 1)спасает почву от высыхания 2)питает водоемы водой 3)спасает землю от суховеев Добавить самим 4)обеспечивает планету кислородом …… - Какие мысли возникают у вас по этому поводу? (подвести ребят к выводу о необходимости бережного отношения к природе). - А зависит ли что-нибудь от каждого из нас? (мнения ребят) - Давайте полюбуемся красотой леса и вспомним звуки летнего леса. Слайд-шоу + звуки леса МП3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...
Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"
Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....
Презентация по теме "Луг -природное сообщество"
Данную презентацию можно использовать на уроке ознакомления с новыми знаниями. Создана к уроку "Природное сообщество-луг" по УМК "Перспективная начальная школа" в 3 классе...
конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"
Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"
презентация к конспекту "Лес природное сообщество"...
Природное сообщество "Поле"
Урок окружающего мира призван на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком. На уроке формирует...