рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okr_mir_4_klass.docx | 51.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой. «Окружающий мир» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб.и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 165с.)
УМК включает в себя:
Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, - 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
Тетрадь: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.Учимся познавать мир: 4 класс: Рабочая тетрадь №1, № 2 общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 32 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
Обучение окружающий мир в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи обучения :
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Уровень сформированности познавательной и учебной мотивации учащихся 4а средний: из 30 обучающихся 5 - имеют высокий образовательный потенциал, 19 – средний и 6 – низкий. У некоторых детей слабо развита речь, внимание, наблюдательность.
Исходя из специфики класса, с учетом психолого-педагогических особенностей школьников, у детей сформируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы, способности для самопознания. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Основные формы организации учебной деятельности – урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, комбинированный урок, урок-экскурсия, урок обобщения, практическая работа, урок проверки знаний и умений.
По итогам учебного года планируются следующие результаты изучения курса:
личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
- метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Оцениваются:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
- степень самостоятельности,
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Оценка уровня достижения учащимися запланированных результатов изучения курса окружающего мира по итогам учебного года осуществляется на основе оценок, полученных в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Учебно - тематический план
Количество часов:
всего - 68 часов, в неделю - 2часа.
Плановых контрольных уроков - 10
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе контрольных уроков |
Введение | 1ч | ||
Человек – живое существо (организм) | 17ч | Практическая работа – 2 Тестирование - 1 | |
Ты и твоё здоровье | 10ч | Практическая работа – 2 | |
Человек – часть природы | 3ч | Тестирование - 1 | |
Качества культурного человека человека | 1ч | ||
Родная страна: от края до края | 15ч | Тестирование – 1 Проверочная работа - 1 | |
Человек- культурных ценностей творец культурных ценностей творец культурных ценностей | 13ч | Тестирование – 1 | |
Человек- защитник своего Отечества | 6ч | Практическая работа – 1 | |
Гражданин и государство | 2ч | ||
Итого | 68 ч |
Календарно-поурочное планирование
№ урока | Календарные сроки | Тема урока | Планируемые результаты | Корректи ровка | |||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
1 | 03.09 | Введение (1 ч) Природа – источник существования человека. (экскурсия) | Наблюдать за природой. Познакомить с общими признаками живых существ | Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика». Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. | ||
2 | 05.09 | Человек – живое существо (организм) (10ч) Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. | Формирование общих представлений об организме человека. Введение понятий «орган», «система органов человека» | ||||
3 | 10.09 | Нервная система. Головной и спинной мозг | Введение понятия«нервная система», и ее роль в организме человека | ||||
4 | 12.09 | Опорно-двигательная система: скелет и мышцы | Формирование общих представленийоб опорно-дигательной системе. Познакомить с правилами, укрепляющими мышцы | ||||
5 | 17.09 | Развитие и укрепление опорно- двигательной системы. | Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; | ||||
6 | 19.09 | Пищеварительная система. Правильное питание как условие жизни | Формирование общих представлений о пищеварительной системе и её роли в организме человека | ||||
7 | 24.09 | Дыхательная система. Защита органов дыхания. | Формирование общих представлений о дыхательной системе | ||||
8 | 26.09 | Кровеносная система. Кровь, еѐ функции. | Обсудить проблемы функций крови. | ||||
9 | 01.10 | Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа. | Знакомство с работой кровеносной системы. Актуализировать знания о лёгких и сердце | ||||
10 | 03.10 | Органы выделения. Главный орган выделения – почки. | Формирование общих представленийоб органах выделения-почках | ||||
11 | 08.10 | Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Практическая работа | Сформировать практические умения по освоению правил ухода за кожей и способов оказания первой помощи при небольших повреждениях кожи. | ||||
12 | 10.10 | Как человек воспринимает окружающий мир (7ч) Как человек воспринимает окружающий мир. | Знать название органов чувств и их функций. Уметь изучать окружающий мир с помощью органов чувств, определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты, обобщать результаты, делать выводы Формирование навыков соблюдения личной гигиены | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Познавательные УУД: Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать. Коммуникативные УУД: Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.широкая мотивационная основа учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; | ||
13 | 15.10 | Органы чувств, их значение в жизни человека. | |||||
14 | 17.10 | Охрана органов чувств | |||||
15 | 22.10 | Эмоции: радость, смех, боль, гнев, плач. | Развитие умений управлять своими эмоциями | ||||
16 | 24.10 | Учитесь властвовать собой! Тестирование №1 «Органы и системы органов человека» | |||||
17 | 29.10 | Внимание, его роль в жизни человека | Формирование первоначальных представлений о психических процессах (восприятии, памяти, мышления, воображения). | ||||
18 | 31.10 | Память, ее значение в жизни человека. Условия развития памяти | Тренинг по развитию внимания и памяти | ||||
19 | 12.11 | Ты и твоё здоровье (10ч) Человек и его здоровье. Практическая работа. Составление режима дня школьника. | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. Участвовать в обсуждении сообщений учащихся. Разработка плакатов по теме: «Здоровый образ жизни» | Познавательные УУД: Ставить и формулировать проблемы. Регулятивные УУД: Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение, позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Самостоятельность и личная ответственность за поступки, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Навыки адаптации, сотрудничества, мотивация учебной деятельности | ||
20 | 14.11 | Здоровый человек – здоровый сон. | |||||
21 | 19.11 | Правильное питание. | |||||
22 | 21.11 | Закаливание. | |||||
23 | 26.11 | Вредные привычки Курение опасно для здоровья Осторожно – спиртное! | |||||
24 | 28.11 | Урок-обобщение(практическая работа). «Здоровый образ жизни» | |||||
25 | 03.12 | Когда дом становится опасным. | Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе. | ||||
26 | 05.12 | Улица и дорога. | |||||
27 | 10.12 | Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. | |||||
28 | 12.12 | Детские болезни | |||||
29 | 17.12 | Человек – часть природы (3ч) Человек умеет думать и говорить | Познавательные:ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание). осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками; | ||||
30 | 19.12 | Развитие человека от рождения до старости. | |||||
31 | 24.12 | Счастливая пора детства. Тестирование №2 на тему: «Человек – живой организм» | |||||
32 | 26.12 | Качества культурного человека(1ч) | |||||
33 | 14.01 | Родная страна: от края до края (15ч) Природные зоны России. Арктика | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон | Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе. Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения. | |||
34 | 16.01 | Тундра | |||||
35 | 21.01 | Тайга | |||||
36 | 23.01 | Смешанные леса | |||||
37 | 28.01 | Степь. | |||||
38 | 30.01 | Пустыня | |||||
39 | 04.02 | Влажные субтропики Тестирование №3 на тему:Природные зоны России. | |||||
40 | 06.02 | Почва – среда обитания растений и животных. Охрана почв | |||||
41 | 11.02 | Рельеф России. Восточно- Европейская равнина | Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы.Характеризовать и моделировать формы земной поверхности из пластилина | ||||
42 | 13.02 | Западно-Сибирская равнина. | |||||
43 | 18.02 | Урал – Каменный пояс | |||||
44 | 20.02 | Как развивались и строились города | |||||
45 | 25.02 | Россия и еѐ соседи. Япония, Китай. | |||||
46 | 27.02 | Финляндия – наш северный сосед. Королевство Дания | |||||
47 | 04.03 | Обобщение по теме: «Россия и её соседи». Проверочная работа. | |||||
48 | 06.03 | Человек- творец культурных ценностей (13ч) Школы, книги, библиотеки в разные времена | Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | ||
49 | 11.03 | Первые печатные книги. Иван Фѐдоров | |||||
50 | 13.03 | Просвещение в России при Петре I, во второй половине 18 века. | |||||
51 | 18.03 | М. В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России | |||||
52 | 20.03 | Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона, АндрейРублѐв. | Сравнение фресок и мозаики древних архитектурных сооружений | ||||
53 | 01.04 | Виртуальная экскурсия. Художествен- ные ремесла в Древней Руси. | |||||
54 | 03.04 | Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр | |||||
55 | 08.04 | Памятники архитектуры 18 века. Творения В.И.Баженова | |||||
56 | 10.04 | Изобразительное искусство 18 века. Возникновение публичных театров | |||||
57 | 15.04 | Искусство России XIX века. «Золотой век русской культуры». Тестирование №4 на тему:Человек- творец культурных ценностей. | |||||
58 | 17.04 | Композиторы, художникиXIX века | |||||
59 | 22.04 | Искусство России XX века. | |||||
60 | 24.04 | Творчество архитекторов, художников, поэтов | |||||
61 62 | 29.04 | Человек- защитник своего Отечества (6ч) Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. Практическая работа. | Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю. Показывать места исторических событий на исторической карте. Определять последовательность исторических событий с помощью «ленты времени». | Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы. | Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; | ||
Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. | |||||||
63 | 06.05 | Куликовская битва. Дмитрий Донской | |||||
64 | 08.05 | Отечественная война 1812года. М.И.Кутузов | |||||
65 | 13.05 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Битва под Москвой. | Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. | ||||
66 | 15.05 | Сталинградская битва. Помощь тыла фронту | |||||
67 | 20.05 | Гражданин и государство (2ч) Россия – наша Родина | Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна. Обсуждать особенности Государственного флага России. Объяснить символический смысл основных изображений Государственного герба России. | Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; | |||
68 | 22.05 | Права и обязанности граждан России. Символы государства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы
рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...