Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Какие бывают растения.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Побережнюк Елена Валерьевна

Урок окружающего мира  с использованием технологии  развития критического мышления -  метод  «Фишбоун» (Д. Баланка).

“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет.   В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  с использованием технологии  развития критического мышления -  метод  «Фишбоун» (Д. Баланка).

Побережнюк Елена Валерьевна учитель начальных классов

ЧОУ – СОШ «Новый путь» г. Армавир Краснодарский край

2 класс. Тема: Какие бывают растения.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с разнообразием растений  (дерево, кустарник, трава);
  • научить детей различать травянистые и древесные формы растений, классифицировать их по группам;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.

Задачи урока:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:

  • овладение навыками сравнения, по результатам  наблюдения формулировать выводы  в соответствии с целями и задачами;
  • формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • развитие навыков сотрудничества;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Форма проведения: работа в группах, парах, фронтальная работа.

Формируемые  УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  умение  формулировать тему и цель урока, планировать своё учебное действие в соответствии с поставленной задачей, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной (схематической)  форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.

Познавательные УУД:  умение ориентироваться в собственной  системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: диалог, постановка проблемы

Педагогические технологии:

проблемно-диалогического обучения,

деятельностного метода обучения,

развития критического мышления.

Методы  обучения:

диалогический,

исследовательский

метод  «Фишбоун» (Д. Баланка)

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при поиске их решения. Разрешить проблему можно только тогда, когда сам ясно видишь все ее составляющие. Поможет в этом составление схемы.

“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме. Схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет.   В «голове» этого скелета обозначен основной объект исследования. На верхних косточках будут выписываться те или иные причины или части рассматриваемой проблемы, а на нижних – возможные источники, раскрывающие ее суть.

Оборудование: индивидуальные карточки (Приложение 1), карточки для работы в парах (Приложение 2, 3), презентация PowerPoint (Приложение 4).

Ход урока.

  1. Вызов.

 - Ребята, посмотрите на картинки на слайде (Слайд № 2). Что вы видите?  (Разные растения)

- Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?  (О растениях)

 - У каждого из вас карточки, которую вы заполните в течение урока (Приложение 1)

- А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают растения? Учащиеся вспоминают информацию, которой они владеют по данной теме, и  заполняют первую часть таблицы (Знаю).

 - А что бы вы хотели узнать о растениях?

Учитель предлагает детям высказаться по поводу того, что они хотели бы узнать по данной теме.

Учащиеся заполняют вторую часть таблицы (Хочу узнать).

Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах.

 Заполнение третьего столбца таблицы (Узнал) предполагается на стадии рефлексии в конце урока.

ЗНАЮ      

ХОЧУ  УЗНАТЬ        

              УЗНАЛ

 

 

 

  1. Осмысление содержания:

Этап ознакомления с новым материалом. Работа  в паре с карточками  (Приложение 2)

Действия учителя

Действия учащихся

ИКТ

(Приложение 4)

1.Наблюдение за многообразием растений.

- Назовите растения, которые вы видите на слайдах.

- Чем похожи все растения? Что общего у разных растений?

 - А чем отличаются?

 - У всех растений есть корень, стебель (или ствол), листья, цветки, могут быть плоды с семенами.

- Некоторые  большие растения (деревья) имеют стволы. А у маленьких растений (у травы) вместо стволов мягкие стебли. Интересно смотреть на кусты: у них много стволов, только стволы эти тонкие.

 

Слайды № 2, 3.

2. Оформление схемы

Постановка проблемного вопроса.

В какие группы можно распределить разные растения?

Составим и заполним следующую схему о разновидностях растений. Схема наша очень похожа на скелет рыбы.

В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке.

Оформление схемы:

- Какие бывают растения? (голова).

Слайд  № 4.

        

Слайд  № 5.

Решение поставленной проблемы

На какие три  группы можно разделить всё многообразие растений?

Напишем название этих групп на верхних косточках.

 - Какие растения относятся к деревьям?

Кто догадался, как проверить, что данное растение - дерево?

 Чем отличается дерево от остальных растений?

Запишем это на соответствующей нижней косточке.

Приведите примеры.

- Что такое кустарники?

Что можно сказать о кустарнике?

Приведите примеры.

А есть такие растения, у которых нет стволов. Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти растения? Что можете сказать о растениях-травах?

Приведите примеры.

Физкультминутка.  Игра на внимание:  «Не ошибись».

Учитель поочередно называет

3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:

  • деревья – прыжок вверх;
  • кустарники – руки в стороны;
  • травы – приседание.

Слова называются всё быстрее и в разном порядке.

- Травы, кустарники, деревья.

Оформление схемы:

верхние кости

 - У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки.

Оформление схемы:

нижняя косточка

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия деревьев).

Сосна, ель, берёза, клён…

Кустарник имеет не один ствол, а много стволов.

Постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволы.  

Оформление схемы:

нижняя косточка

запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (названия кустарников).

Смородина, шиповник, малина, калина…

 - Травы имеют мягкие зеленые стебли. Травы живут меньше, чем деревья и кустарники.

Подорожник, душица, ромашка, лютики…

Слайд  № 6.

Слайд  № 7.

Слайд № 8.

Слайд № 9.

Слайды № 10, 11.

3.Вывод

 -Ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Какие бывают растения?

 - На какие группы мы разделили  растения?

 - Какой вывод сделаем?

 - Запишем вывод в хвосте рыбы.

У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение 3)

 - Ребята, а какую роль как представители живой природы выполняют растения? И какое значение растения имеют для человека?

 Деревья, кустарники, травы.

Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо определить его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть).

Слайд  № 12.

  1. Рефлексия:

Анализ полученной информации.

Заполнение третьего столбца таблицы «Узнал» (Приложение 1).

 - Сегодня я узнал (а)…

 - Было интересно…

 - Было трудно….

 - Теперь я могу…

Самооценка работы в паре:

        Вся работа полностью выполнена мною

        Я ничего не сделал (не сделала)



Подписи к слайдам:

деревья
Какие
бывают
растения?
Один большой ствол, покрытый корой,
от которого отходят ветки
деревья
Какие
бывают
растения?
Один большой ствол, покрытый корой,
от которого отходят ветки
кустарники
Имеют не один ствол, а много стволов.
травы
Имеют мягкие зеленые стебли
Чтобы определить, к какой группе относится растение, надо рассмотреть его главный отличительный признак: вид ствола (если он есть)
Какие бывают растения?
деревья
Какие
бывают
растения?
деревья
Какие
бывают
растения?
Один большой ствол, покрытый корой,
от которого отходят ветки
кустарники
Имеет не один ствол, а много стволов.
травы
Имеют мягкие зеленые стебли
Урок окружающего мира во 2 классе.
Какие бывают растения?
Учитель начальных классов
Побережнюк
Елена Валерьевна
ЧОУ – СОШ «Новый путь»
г. Армавир Краснодарский край
Какие
бывают
растения?
деревья
Какие
бывают
растения?
Один большой ствол, покрытый корой,
от которого отходят ветки
кустарники
Кустарник имеет не один ствол, а много стволов.
травы
деревья
Какие
бывают
растения?
Один большой ствол, покрытый корой,
от которого отходят ветки
кустарники
Кустарник имеет не один ствол, а много стволов.
Какие бывают растения?
деревья
Какие
бывают
растения?
Один большой ствол, покрытый корой,
от которого отходят ветки
кустарники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"

Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте. Познакомить с различными видами транспорта, его значением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить...

Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Какие бывают растения.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Урок Окружающего мира во 2 кл. "Какие бывают животные" Школа России

Урок с трансформацией в кабинет биологии. Учащиеся изучая новую тему работают в группах. Попадают в кабинет биологии, где смотрят интересное видео, разглядывают кровь лягушки в микроскоп, знакомятся с...

Конспект урока по "Окружающему миру", 2 класс, тема: Какие бывают растения

Класс: 2ГУМК: Школа РоссииТема урока: Какие бывают растенияТип урока: Открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с жизненными формами растений, их особенностями.Задачи:Образовательная:1. Познаком...