Организация проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" в начальной школе
методическая разработка (3 класс) на тему

В публикации обобщается учебно-методический опыт коллег по организации проектной деятельности по окружающему миру в начальной школе. Рассматриваются цель и задачи курса внеурочной деятельности, ценностные ориентиры курса, используемые методические приемы, указаны результаты освоения курса (по правилам ФГОС) и содержание курса, приведено календарно-тематическое планирование занятий для 3-го класса, дана характеристика видов деятельности обучающихся, перечислено необходимое материально-техническое обеспечение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности по предмету

«Окружающий мир» в начальной школе

Введение

Предлагаемая программа курса «Окружающий мир: проектная деятельность» разработана в соответствии с основным содержанием программы учебной деятельности по курсу «Окружающий мир» (учебники УМК ПНШ «Окружающий мир»: 3 класс в 2 ч. О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова, Л.А. Царевой). Основные принципы этой программы могут быть использованы также во 2-4 классах при формировании программы курса внеурочной деятельности по окружающему миру.

Потребность общества в творчески активной, свободно мыслящей личности, умеющей решать различные конструкторские задачи и создавать нечто новое, продолжая развитие науки и техники, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Лежащая в основе предлагаемого курса предметно-практическая проектная деятельность в области основ естественных наук по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста.

Основная цель современного образования, провозглашенная в новых стандартах второго поколения, развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию приобретает в этой связи особое значение.

В начальной школе у ребенка начинают формироваться умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность свою и одноклассников. В ней же закладывается психологическая основа, которая способствует развитию воображения, любознательности, творческого мышления; воспитывается самостоятельность, активность, инициативность; начинают формироваться умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. Фактически, речь идет о начале формирования общеучебных умений (учебно-управленческих, учебно-информационных, учебно-логических) – универсальных для многих школьных предметов способов получения и применения знаний.

Под учебно-управленческими умениями можно понимать общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. Динамика учебно-управленческих умений отражает развитие самостоятельности учащихся в процессе учения, т.к. развитие самостоятельности есть переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

Под учебно-информационными умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

И, наконец, под учебно-логическими умениями понимаются общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Цель и задачи курса внеурочной деятельности

Таким образом, основной целью курса внеурочной деятельности в курсе «Окружающий мир: проектная деятельность» становится формирование и развитие основ универсальных учебных действий и связанных с ними способностей и личностных качества у учащихся общеобразовательной начальной школы.

Основные задачи курса:

- целенаправленно, предлагая учащимся специальные задания, формирующие приемы рационального запоминания, тренирующие внимание,

особенно произвольное, способствовать развитию у школьников интеллектуальных способностей;

- на эмоционально–практическом уровне углубить, закрепить и систематизировать теоретические знания об окружающем мире, полученные в рамках урочного компонента;

- развивать целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- научить объяснять явления окружающего мира , их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующие возрасту естественнонаучные представления;

- научить основам решения проблем, общих для различных видов деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.д.);

- предоставить ребенку возможность получить опыт корректного поведения в ситуации разнообразия взглядов, научить уважать иные т очки зрения, соотносить их со своей собственной;

- способствовать выработке у школьника позитивного отношения к знанию как к общественной ценности.

Специальной задачей курса также является формирование ряда основополагающих экологических понятий, расширение экологических представлений, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников образ экологии как науки, развитие у учащихся экологической ответственности.

Место курса в учебном плане. Ценностные ориентиры программы

Программа курса внеурочной деятельности «Окружающий мир: проектная деятельность» разработана в соответствии с основным содержанием программы курса «Окружающий мир» начальной школы. Являясь ассоциированным дополнением названного курса, направленным на практическое закрепление тем его естественнонаучной части, курс «Окружающий мир: проектная деятельность» представляет собой самостоятельный структурный компонент ООП в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности (72 часа).

Организация занятий в активной игровой форме, физкульминутки, проведение простейших опытов, доказывающих необходимость следования принципам здорового образа жизни демонстрирует взаимосвязь курса с занятиями спортивно-оздоровительного направления. Выработка позитивного отношения к базовым общественным ценностям (Человек, Природа, Мир, Знания, Наука), обсуждение нравственной оценки проблем, связанных с исследовательской и технической деятельностью человека, его влиянием на природу позврляет провести параллель  с духовно-нравственным и социальным направлениями внеурочной деятельности. Использование при  проведении занятий литературного материала, исторических сведений, рассказов о жизни и открытиях великих ученых, безусловно, повышает уровень осведомленности учащихся в рамках общекультурного направления.

Ценностными ориентирами программы являются:

 развитие общения, кооперации, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе;

 уважение к окружающим , умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение;

 восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

 понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

 развитие умения учиться , широких познавательных интересов, любознательности;

 формирование способности к планированию, контролю своей деятельности, самооценке;

 развитие самостоятельности, инициативы и ответственности за результаты своих поступков;

 формирование самоуважения, готовности открыто выражать, отстаивать свою позицию и корректировать ее;

 формирование целеустремленности и настойчивости, готовности к преодолению трудностей.

Используемые методические приемы

Программа курса имеет четко выраженную естественнонаучную экологическую направленность. Системно-деятельностный подход, составляющий методологическую основу программы, реализован в нескольких базовых приемах: занимательность, эмоциональное проживание, игровые технологии, проектные задачи.

Известно, что позитивное отношение к знанию вырабатывается у человека в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания. Как нельзя лучше соответствует этому проведение внеурочных занятий в форме активной, в том числе социально направленной деятельности.

Поскольку полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников, прообразом такой деятельности для них становятся проектные задачи. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной учебной форме, а в ситуациях, приближенных к реальным. Решая проектные задачи, младший школьник фактически осваивает основы проектной деятельности, являющейся ведущей в подростковой школе. Кроме того, это дает учащимся бесценный опыт не только узнавания, то есть «потребления» кем-то полученных знаний, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню самостоятельного «открытия», то есть производства этих знаний.

Следующим эффективным приемом при проведении занятий в рамках внеурочной познавательной деятельности являются внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся высказать свою точку зрения, соотнести собственное отношение к обсуждаемому вопросу с мнениями других детей и, возможно, изменить свои взгляды на мир. Кроме того, благодаря участию в дискуссии школьник и постепенно учатся толерантному, уважительному отношению к сверстникам, осознают необходимость аргументированного доказательного отстаивания своего мнения, что является важнейшим социальным навыком современного человека.

Позитивное отношение к знанию как к общественной ценности удачно вырабатывается у школьников в процессе проведения интеллектуальных игр. Здесь знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников группы, кроме того, коллективные игры воспитывают важные социальные навыки: умение работать в команде, умение слышать друг друга, умение сдерживать эмоции и др. Формы игры могут варьироваться в зависимости от цели занятия.

Большое значение в успешной реализации данного курса принадлежит методу преподавания и организации учебно-познавательного процесса. На занятии ребенок должен иметь возможность не только открывать для себя знания о мире, но и разделить с кем-то свою радость открытия, быть услышанным и понятым единомышленниками. Таким образом, совершенно  естественным оказывается применение элементов проблемно-исследовательского метода на основе субъект-субъектных отношений, обеспечивающих возможность сотрудничества и равноправного диалога. Проблемно-исследовательский метод ставит ребенка в максимально активную позицию, обеспечивает высокий уровень самостоятельности, предполагает не только индивидуальный, но и совместный поиск неизвестного решения. При этом дети приобретают мыслительные и информационные умения, обеспечивается развитие коммуникативной сферы, способности к сотрудничеству, пониманию других и себя. Дети учатся:

 ставить вопросы;

 формулировать проблемы;

 выдвигать гипотезы;

 составлять план работы;

 вести наблюдения;

 планировать и осуществлять действия, приводящие к желаемому результату;

 выделять нужную информацию из разных источников и организовывать ее;

 представлять результаты работы.

Результаты освоения курса

Личностные планируемые результаты

Будут сформированы:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

- осознание ответственности человека за общее благополучие.

Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Получат возможность для формирования:

Самоопределения:

- гуманистического сознания;

- социальной компетентности как готовности к решению моральных дилемм, устойчивого следования в поведении социальным нормам;

- основ экологического сознания, грамотности и культуры, привычки к элементарным нормам адекватного природосообразного поведения;

- начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразования:

 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

 способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

 осознанных устойчивых эстетических предпочтений.

Нравственно-этической ориентации:

- уважительное отношения к иному мнению;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Метапредметные планируемые результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Будут сформированы:

Целеполагание:

- принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий.

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

Прогнозирование:

- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция:

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата с эталоном.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что усвоено, и то,что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

- активизировать силы и энергию к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Получат возможность для формирования:

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу.

Планирование:

- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.

Осуществление учебных действий:

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные универсальные учебные действия

Будут сформированы:

Общеучебные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий,

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- осуществлять смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Знаково-символические:

- использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создание моделей;

- моделирование, т.е. выделение и обобщенная фиксация существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную и нформацию, в том числе с помощью ИКТ);

- применение и представление информации.

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- анализ; синтез; сравнение;

- классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

- построение рассуждения; обобщение;

- формулирование несложных выводов и прогнозов;

- нахождение аргументов, подтверждающих вывод.

Получат возможность для формирования:

Общеучебные:

- строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- сопоставлять различные точки зрения;

- овладеть начальными формами исследовательской деятельности.

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Информационные:

- самостоятельно организовывать поиск информации;

- извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнять предложенные схемы;

- собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики (времени, массы, температуры, освещенности);

- представлять данные графически (в случае небольшого числа значений – столбчатая диаграмма, в случае большого числа значений –

«непрерывная кривая»);

- объяснять, сравнивать и обобщать информацию.

Логические:

- первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

- формулирование аргументированных выводов и прогнозов;

- обнаруживать недостоверность получаемых данных и находить пути их коррекции.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Будут сформированы:

Управление коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Получат возможность для формирования:

Инициативное сотрудничество:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование учебного сотрудничества:

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- участвовать в учебном диалоге;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Предметные планируемые результаты

Обучающиеся научатся:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- использовать основные свойства простейших веществ (воздух, вода), жизненно важных для человека;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

- представлять измеренную информацию в простейших таблицах и графиках;

- делать иллюстрации и зарисовки по ходу проведения опытов;

- читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, температуру, длину, площадь), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними;

- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени, температуры), объяснять свои действия;

- проводить проверку правильности вычисленой величины (с помощью прикидки и оценки);

- понимать суточную и годовую цикличность;

- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- владеть основополагающими экологическими понятиями, представлениями об экологических проблемах Земли;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Получат возможность для формирования:

- представления о предмете изучения основных естественных наук (физики, химии, биологии, географии);

- расширенных и углубленных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, основ практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;

- целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- базового понятийного аппарата (доступного для осознания младшим школьником), необходимого для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

- начальных представлений о технологии создания учебного проекта и решения проектной задачи;

- основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной социальной среде;

- ценностного взгляда на мир природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- понимания роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

- привычки выполнять правила безопасного поведения в природе;

- правил здорового образа жизни, необходимости их соблюдения для сохранения здоровья;

- начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Содержание курса

Содержанием программы курса внеурочной деятельности «Окружающий мир: проектная деятельность» стало удовлетворение познавательных интересов и возможностей школьников и развитие у них умения учиться в самом широком смысле. В предметном плане - это практическое закрепление имеющихся и получение новых естественнонаучных знаний об окружающем мире, экологических представлений, практическое сопровождение тем, изучаемых в курсе природоведения, приобретение учащимися начальных навыков экспериментальной работы в группах, ведения корректной дискуссии на естественнонаучные темы, умения аргументировано отстаивать свое мнение. В надпредметном - развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Единство мира природы (16 часов)

Начальные представления о естественных науках и предмете их исследования. Понимание живой и неживой природы, взаимосвязи объектов и законов мира природы. Определение сходства и различия агрегатных состояний вещества - жидкостей и газов - на интуитивно понятном бытовом уровне. Начальные представления о Земле как планете, о связи вращения Земли с сезонными изменениями природы.

Вода и воздух (18 часов)

Вода и ее свойства. Лед и его свойства. Уникальность воды как вещества. Воздух и его свойства. Движение воздуха. Ветер. Дыхание человека, чистый воздух и здоровье. Сравнение свойств воздуха и воды на основе повседневных представлений о жидкостях и газах. Различие свойств жидкостей и газов на примере воздуха и воды. Простейшие измерениятемпературы. Единицы измерения температуры. Взвешивание. Единицы веса.

Основы проектной деятельности (20 часов)

Начальные представления о создании проекта. Цели и задачи. Планирование, этапы. Понятие проблемы и гипотезы.  Сбор информации. Экспериментальная деятельность в группе. Умение кратко высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу и дать предмету дискуссии первичную нравственную оценку (хорошо/плохо). Презентация. Итоги выполнения проекта.

Экологические навыки (18 часов)

Овладение начальными экологическими понятиями, понимание необходимости бережного отношения к природе. Влияние человека на природу. Значение чистой воды в природе. Важность энергосбережения. Необходимость бережного отношения к природным ресурсам. Осознание важной роли чистого воздуха для здоровья и экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы. Климат нашего края. Сезонные изменения. Акция помощи птицам зимой. Закрепление принципов здорового образа жизни. Экологическая деятельность.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Кол-во

часов

Тема

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

2

Вводное занятие. Зачем нужно охранять природу

Формирование мотивации учебной деятельности.

Р Использовать речь для

планирования своей деятельности П Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

К Определять общую цель и пути ее достижения

Основополагающие экологические понятия, представления об экологических проблемах Земли

2

Вспомним, как и зачем создавать проект

Формирование мотивации учебной деятельности. Самостоятельность.

Р Выделять и формулировать то, что усвоено, и то,что нужно усвоить

П Поиск и выделение необходимой информации из различных источников

К Строить понятные для партнёра высказывания

Элементарные представления о решении проектных задач. Понятия гипотезы и проблемы.

2

Естествознание – наука о природе. Живая и неживая природа. Народные приметы

Формирование основ естественнонаучного видения мира

Р Планировать, контролировать и

оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П Классификация объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

К Участвовать в учебном диалоге

Целостный взгляд на окружающий мир природы в его органичном единстве и разнообразии. Сравнение объектов живой и неживой природы.

2

Вода. Что мы про нее знаем.

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Р Ставить новые учебные задачи в

сотрудничестве с учителем

П Анализ информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Основные свойства

простейших веществ (воздух, вода), жизненно важных для человека

2

Воздух. Что мы про него знаем

Проявление

познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Р Ставить новые учебные задачи в

сотрудничестве с учителем

П Обработка информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Основные свойства

простейших веществ (воздух, вода), жизненно важных для человека

2

Что такое экология? Жалобная книга природы.

Основы

экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Р Составлять план и

последовательность действий

П Ставить, формулировать и решать проблемы

К Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Основополагающие

экологические понятия, представления об экологических проблемах Земли

2

Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем.

Формирование мотивации учебной деятельности. Самостоятельность.

Р Выделять и формулировать то, что усвоено, и то,что нужно усвоить

П Поиск и выделение необходимой информации из различных источников

К Строить понятные для партнёра высказывания

Наблюдение как метод исследования. Преимущества и недостатки. Наиболее распространенные зрительные иллюзии наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Открытия, сделанные на основе наблюдений. Приборами, созданными для наблюдения.

2

Превращения воды. Движение воздуха .

Проявление

познавательной инициативы

Р Принимать и сохранять учебную

цель и задачу

П Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Уметь проводить

простейшие эксперименты и давать им соответствующее возрасту научное объяснение.

Проводить

несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное

оборудование и

измерительные приборы.

2

Экологическая викторина «Береги наш

мир!»

Формирование

мотивации учебной деятельности. Эмоционально- положительное отношение к учебе

Р Активизировать силы и энергию

к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта

П Самостоятельно организовывать поиск информации

К Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Основополагающие

экологические понятия, представления об экологических проблемах Земли.

2

Что такое свет? Как мы видим.

Правила здорового

образа жизни, необходимость их соблюдения для сохранения здоровья

Р Ставить новые учебные задачи в

сотрудничестве с учителем

П Анализ информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Инструкции и

правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов

2

Какие лампочки лучше?

Удовлетворение

познавательных интересов. Оценка с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе

Р Определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

П Ставить, формулировать и решать проблемы

К Определять общую цель и пути ее достижения

Несложные

наблюдения, используя простейшее лаб. оборудование и измерительные приборы

2

Что такое эксперимент

Проявление

познавательной инициативы

Р Принимать и сохранять учебную

цель и задачу

П Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

Главный способ получения информации об окружающем мире.  Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.

2

Подготовка к школьному туру

конференции «Шаг в науку». Как задавать вопросы ?

Развитие мотивации

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Р Составлять план и

последовательность действий

П Самостоятельно организовывать поиск информации

К Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Расширенные и

углубленные представления о природных и объектах и явлениях как компонентах единого мира.

Начальные

представления о технологии создания учебного проекта

2

Обсуждение проектов школьников, представленных на конференцию «Первые шаги в науке»

Формирование

уважительного отношения к иному мнению. Принятие образа «хорошего ученика»

Р Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

П Анализ информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Расширенные и

углубленные представления о природных и объектах и явлениях

2

Вода – уникальное вещество

Удовлетворение

познавательных интересов.

Р Ставить новые учебные задачи в

сотрудничестве с учителем

П Анализ информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Опыты в

соответствии с программой и заданной целью

2

Вода – это жидкость. Сколько на Земле воды? Береги воду!

Основы

экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающег о поведения

Р Определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

П Ставить, формулировать и решать проблемы

К Определять общую цель и пути ее достижения. Участвовать в учебном диалоге

Основные свойства

простейших веществ. Взаимосвязи в природе;

использование их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

2

Лед – твердая вода. Три состояния

вещества

Удовлетворение

познавательных интересов.

Р Принимать и сохранять учебную

цель и задачу

П Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Опыты в

соответствии с программой и заданной целью

2

Устроим «Птичью елку».

Развешивание кормушек.

Развитие основ

экологического сознания. Самостоятельность и ответственность

Р Определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

П Выбирать наиболее эффективные способы решения задач

К Определять общую цель и пути ее достижения

Правила

экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде

2

Обсуждение лучших проектов городской конференции «Шаг в науку».

Формирование

уважительного отношения к иному мнению. Понимание причин успешности/неуспеш ности учебной деятельности. Принятие образа

«хорошего ученика».

Р Устанавливать соответствие

полученного результата поставленной цели

П Анализ информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Расширенные и

углубленные представления о природных и объектах и явлениях Начальные представления о технологии создания учебного проекта

2

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях

Проявление

познавательной инициативы

Р Принимать и сохранять учебную

цель и задачу

П Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

2

Воздух – это смесь газов

Удовлетворение

познавательных интересов.

Р Принимать и сохранять учебную

цель и задачу

П Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Основные свойства

простейших веществ. Взаимосвязи в природе

2

Деревья живые, они дышат как мы. Спасем лес! Проектирование.

Развитие основ

экологического сознания. Эмпатия. Самостоятельность и ответственность

Р Определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

П Выбирать наиболее

эффективные способы решения

задач

К Определять общую цель и пути ее достижения

Правила

экологичного поведения в школе и в природной среде. Начальные представления о

технологии создания учебного проекта

2

Сбор макулатуры. Отчет членов клуба

о выполнении проекта.

Навыки

сотрудничества в разных ситуациях. Осознание ответственности за успех коллективной деятельности.

Р Составлять план и

последовательность действий П Выбирать наиболее эффективные способы решения задач

К Определять общую цель и пути ее достижения

Правила

экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде

2

Вода тяжелее воздуха.Что такое вес и как его измерить.

Удовлетворение

познавательных интересов.

Р Ставить новые учебные задачи в

сотрудничестве с учителем

П Анализ информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Умение производить

простейшие измерения, иметь представления о размерностях мира природы

2

Сбор материала для исследования

Проявление

познавательной инициативы

Р Принимать и сохранять учебную

цель и задачу

П Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.

2

Вес воздуха

Формирование

мотивации учебной деятельности. Эмоционально- положительное отношение к учебе

Р Ставить новые учебные задачи в

сотрудничестве с учителем

П Работа с реальным объектом как источником информации

К Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Несложные

наблюдения в окружающей среде с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов

2

Воздух теплый и холодный.

Термометр.

Удовлетворение

познавательных интересов. Навыки сотрудничества.

Р Ставить новые учебные задачи в

сотрудничестве с учителем

П Анализ информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Умение производить

простейшие измерения, иметь представления о размерностях мира природы

2

Равноденствие - начало весны. Климат

нашего края. Почему летом теплее, чем зимой.

Удовлетворение

познавательных интересов. Навыки сотрудничества.

Р Ставить новые учебные задачи в

сотрудничестве с учителем

П Анализ информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Суточная и годовая

цикличность

2

Обобщение полученных данных

Развитие мотивации

учебной деятельности

Р Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

П Анализ информации

К Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы

Что такое обобщение. Главное, второстепенное. Выбор главного. Приемы обобщения. Определения понятиям. Последовательность изложения.

2

День Земли. Экологический суд.

Основы экологической ответственности. Способность соотносить свои поступки с

общепринятыми этическими и моральными нормами

Р Преобразовывать практическую

задачу в познавательную

П Установления причинно- следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края

К  Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Основополагающие

экологические понятия, представления об экологических проблемах Земли

2

Трудовой десант. Изучаем способы

охраны природы.

Основы экологического сознания, грамотности и культуры, привычки к элементарным нормам адекватного природосообразного поведения. Самостоятельность.

Р Определять последовательность

промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата

П Выбирать наиболее эффективные способы решения задач

К Определять общую цель и пути ее достижения

Основополагающие

экологические понятия, представления об экологических проблемах Земли

2

Игра-викторина «Все обо всем»

Формирование

мотивации учебной деятельности. Эмоционально- положительное отношение к учебе

Р Активизировать силы и энергию

к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта

П Самостоятельно организовывать поиск информации

К Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Расширенные и

углубленные представления о природных и объектах и явлениях

2

Как подготовить сообщение

Навыки

сотрудничества в разных ситуациях. Осознание ответственности за успех коллективной деятельности.

Р Принимать и сохранять учебную

цель и задачу

П Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

Что такое доклад. Сообщение, презентация.

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

2

Подготовка к Фестивалю Знаний

Удовлетворение

познавательных интересов. Эмоционально- положительное отношение к учебе.

Принятие образа

«хорошего ученика».

Р Составлять план и

последовательность действий

П Самостоятельно организовывать поиск информации

К Концентрация воли для преодоления интеллектуальных

затруднений и физических препятствий

Расширенные и

углубленные представления о природных и объектах и явлениях

2

Интеллектуальная игра «Вертушка»

Эмоционально-

положительное отношение к учебе. Понимание причин успешности/неуспеш ности учебной деятельности.

Р Стабилизация эмоционального

состояния для решения различных задач.

П Самостоятельно организовывать поиск информации

К Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Расширенные и

углубленные представления о природных и объектах и явлениях

2

Фестиваль Знаний

Эмоционально-

положительное отношение к учебе. Принятие образа

«хорошего ученика». Навыки сотрудничества.

Р Стабилизация эмоционального

состояния для решения различных задач.

П Самостоятельно организовывать поиск информации

К Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Расширенные и

углубленные представления о природных и объектах и явлениях

Виды деятельности обучающихся

Овладение основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе

Использование естественно-научных текстов (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы

Использование различных справочных изданий (словарей по естествознанию, определителей растений и животных на основе иллюстраций, атласов, карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации

Использование готовых моделей (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов

Освоение умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты

Описание на основе предложенного плана изученных объектов и явлений живой и неживой природы, выделение их основных существенных признаков

Формирование логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств

Проведение простейшей классификации изученных объектов природы

Установления причинно-следственных связей в окружающем мире

Планирование несложных исследований объектов и процессов окружающего мира

Прогнозирование результатов опыта, исследования

Наблюдение, исследование явлений окружающего мира по своему плану

Проведение несложных наблюдений в окружающей среде и постановка опытов, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы

Использование при проведении практических работ инструментов ИКТ для записи и обработки информации

Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма проведения эксперимента

С равнение разных способов проведения эксперимента , выбор наиболее рационального (удобного) способа в зависимости от ситуации

Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведенных наблюдений, опытов

Проверка правильности полученных результатов (с помощью прикидки и оценки)

Выполнение правил безопасного поведения в природе и на занятии

Овладение начальными формами исследовательской деятельности

Проектная деятельность

Проведение небольших презентаций в поддержку собственных сообщений

Участие в групповой экспериментальной деятельности

Участие в интеллектуальных играх и соревнованиях

Выступление с презентацией своих работ перед младшими школьниками

Материально-техническое обеспечение курса

  1. Модульная система экспериментов PROLOG. Комплект «Начальная школа». Базовый уровень. М: БизнесМеридиан. 2011.
  2. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов.
  3. http://multiring.ru/shop/details/-68/onlajn-podgotovka-okruzhayushhij-mir - Онлайн подготовка. Окружающий мир. Комплект электронных образовательных ресурсов.
  4. http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/ - Электронные образовательные тесты по предмету «Окружающий мир» за 1-4 класс
  5. Компьютер, телевизор
  6. Цифровая камера
  7. Электрические лампочки
  8. Термометры
  9. Мензурки
  10. Бумага формата А4, А3
  11. Ножницы
  12. Карандаши, линейки, клейкая лента, клей
  13. Пластиковые стаканы одноразовые
  14. Трубочки для коктейля
  15. Стаканы стеклянные
  16. Миски пластиковые
  17. Ведро, таз пластмассовый
  18. Бумажные полотенца

Список литературы и источников

  1. Абрамова Д.Ю. Рабочая программа внеурочного курса «Наш мир» (3-4 класс). Троицк: МАОУ «НОШ», 2013.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /Под ред. В.А. Горского. –  М.: Просвещение, 2010.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник. В 2 ч., 2-е изд. М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В. и др. Окружающий мир. Хрестоматия: 3 класс. 3-е изд. М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  5. Чуракова Р.Г. , Федотова О.Н. и др. Программы по ученым предметам УМК ПНШ. Ч.2. (План и программы внеурочной деятельности). – М. : Академкнига/Учебник, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»

Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"...

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.

Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой  работы над проектами в ...

Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной начальной школе

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...

Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на пере...

Методический семинар «Система действий учителя при организации проектной деятельности на уроке в начальной школе»

Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается, во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологическо...