Урок по окружающему миру в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по окружающему миру в 4 классе :"Лес и человек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_predmetu_okruzhayushchiy_mir_po_teme_les_i_chelovek_4-y_klass_lesniki.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
с .Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области
Предмет: окружающий мир
Класс: 4-б
Тема: «Лес и человек»
Технологии: здоровьесберегающие, информационно - коммуникативные технологии, игровые, компьютерные.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: учительский ноутбук, интерактивная доска, презентация Power Point.
Учитель : Кокорева Галина Ивановна.
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.
Тема урока: Лес и человек.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учеников с экологическими проблемами лесной зоны.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с ролью леса в природе и в жизни людей.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление, выразительность речи.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
План урока
1.Организационный момент(1 мин.).
2.Актуализация знаний учащихся (7 мин.).
3.Физминутка (1 мин.).
4.Объяснение нового материала (23 мин.).
5.Закрепление (6 мин.)
6.Итоги урока, домашнее задание(2 мин.).
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин.).
Звуковое сопровождение (пение птиц)
Учитель:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят,
Сашу – земляникой, Таню – костяникой,
Наташу – орешком, Серёжу – сыроежкой
Леночку малиной, Алёшу – хворостиной.
Что это за богатырь? (лес)
Вот сегодня на уроке мы с вами и отправимся в лес по учебной природной тропинке. Тема нашего урока “Лес и человек”. Мы узнаем о роли леса в жизни человека и природы, о бедах, которые происходят в жизни леса по вине человека. Вместе с нами отправится в путь старичок-лесовичок – большой знаток природы.
2. Актуализация знаний учащихся (слайд № 2)
Торопливая тропинка
Быстро в лес бежит густой
Видим пихты, сосны, ели
И знакомимся с тайгой.
Входим в хвойный лес…Полумрак. Кругом мягкий ковёр из бурой травы. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел,…. Свистнет разок, другой рябчик – и снова тишина.
Давайте, ребята, вспомним, какие деревья растут в хвойном лесу?
(ели, сосны, кедры, лиственницы) (слайд № 3).
Работаем по таблице. Узнай дерево. Каких животных можно встретить в таком лесу?
Поиграем в игру “Угадай животное?” (слайды № 4, 5)
Я вам буду рассказывать о животном, а вы постарайтесь угадать, о ком идёт речь?
а) Этот зверёк похож на белку, но меньше её. Вдоль спины у него пять тёмных
полосок. Питается кедровыми орехами и другими семенами.
(бурундук)
б) Этот зверь хищник, его основная добыча – грызуны. Он предпочитает жить в тёмной глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. (соболь)
в) Этот зверь любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)
А теперь загадки: (слайд № 6)
1. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос. (медведь)
2. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета. (заяц – беляк)
3.Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте: это… (лось)
Весело бежит тропинка с бугорка на бугорок,
Зайдём в берёзовую рощу и присядем на часок.
(слайд № 7)
Это весёлый, пронизанный светом березняк. Здесь живут берёзки. На зелёном фоне летней травы белые стволы берёзовой рощи – такая картина запоминается на всю жизнь. Берёза – единственное дерево с белой корой.
Берёза – это лиственное дерево или хвойное?
Какие ещё лиственные деревья вы знаете?
(слайд № 8) таблица на стр103
А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы старичка – лесовичка:
(слайд № 9)
1. Плодами какого дерева являются жёлуди? (дуба)
2.Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг
чудесный аромат? (липа)
3. Какое дерево является символом России? (берёза)
4.Какое особое отличие есть у лиственницы?
А теперь подумайте, какие из предложенных деревьев растут в тайге, какие в
смешанном лесу, а какие в широколиственном?
(слайд № 10)
Пихта
Берёза
Кедровая сосна ТАЙГА
Ольха СМЕШАННЫЙ ЛЕС
Сосна ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС
Лиственница
Дуб
клён
липа
Молодцы, ребята, с заданием старичка – лесовичка вы хорошо справились!
Пора нам отдохнуть.
3.Физминутка. (слайд №11)
Дружно по лесу шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Глазки смотрят далеко
Дышим ровно, глубоко. (ходьба на месте)
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
(наклон вперёд, руками коснуться пола)
Тихо птенчика берём и назад его кладём.
(выпрямиться, поднять руки вверх)
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим на носочках побежим (бег на носочках)
На полянку мы выходим , много ягод там находим.
Ах, какая красота! Земляника и клубника
Мы едим её с куста (наклоны туловища вперёд)
4. Объяснение нового материала. (слайд №12).
Мы с вами находимся в гостях у природы, в лесу. Оглянитесь кругом.
Лес – это мир, полный загадок и тайн. Лес – это гостеприимный дом, он многих
приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновенье не замирает жизнь.
Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Рассмотрите схему (слайд № 13).
Расскажите с её помощью о роли леса в природе и жизни людей.
А теперь самостоятельно прочитайте текст на стр.107.
После обсуждения делаем вывод:
Лес – это наше богатство.
Лес – это зелёный наряд нашей земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.
Побежала тропинка дальше. Лес становится реже и реже, выходим на опушку и что же мы видим?
(слайд №14)
Здесь, когда то росли берёзки, ели, а теперь их нет. Куда же подевались деревья?
Как вы ребята думаете? (люди вырубили их)
- А почему люди вырубают леса? (из–за древесины)
Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины.
(слайд № 14)
Какие чувства вызывают у вас эти фотографии?
- Я рада, что вам небезразлична судьба леса.
У леса есть ещё одна проблема - браконьерство.
Кто такие браконьеры? (Люди, незаконно убивающие животных)
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. И они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас из–за неумеренной охоты некоторые виды животных находятся на грани исчезновения. Многие виды редких животных взяты под охрану и занесены в Красную книгу. Это зубр, соболь, филин, утка – мандаринка, рысь, амурский тигр и т.д.
(слайд № 15)
Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.
На опушке посидели, всё вокруг мы посмотрели,
Отправляемся вперёд – нас дорога вдаль зовёт.
Продолжим прогулку по лесной тропинке и вспомним правила поведения в лесу.
Я прочитаю вам рассказ. Если вы заметите ошибки – хлопайте в ладоши.
(слайд № 16)
С весёлой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые мы не знали, - сбивали палкой.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой–то птицы. Подержали в руках яички и положили обратно.
На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать муравейник.
Нам очень понравилась прогулка по лесу!
(По ходу чтения рассказа идёт обсуждение правил поведения в лесу)
А вы, ребята, будете так же вести себя в лесу?
Хотелось бы сегодня поговорить ещё об одном поступке человека.
Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”
(слайд № 17)
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
(Человек забыл затушить костёр, и он превратился в лесной пожар)
(слайд № 18) (фотографии о лесных пожарах)
Тревожные слова о лесных пожарах долетают на Землю с каждого космического корабля. Космонавты часто видят внизу на зелёном бархате леса, страшные чёрные пятна дыма. То, что на космической фотографии выглядит невинными чёрными пятнами, на самом деле – ад кромешный.
Ревёт, бушует огненная стихия, падают столетние деревья, мечутся в дыму, обезумев от страха, звери и птицы.
По сигналу тревоги к месту пожара едут грузовики с добровольцами из ближайших посёлков и деревень; мчатся на помощь машины с солдатами; летят вертолёты и самолёты с пожарниками – десантниками.
Людская беспечность – вот главная причина беды:
Брошенная горящая спичка, окурок, незатушенный костёр, осколок стекла, брошенный на солнечном месте.
Всё это может стать причиной лесного пожара.
Наука о лесных пожарах называется – лесной пирологией.
Потушили пожар – это хорошо. Плохо только, что теперь здесь на много- много лет останется мёртвая гарь. Нескоро ещё на месте пожарища зазеленеют первые деревца!
(слайд № 19)
Что бы не случилось беды, мы должны послушать советы старичка-лесовичка.
Дорогие ребята, вы часто приходите в лес, чтобы пообщаться с природой и
отдохнуть.
Любите посидеть у костра, поесть печёной картошки, попеть весёлые песни, а
знаете ли вы, как разводить костёр?
Прислушайтесь к моему совету!
1.Дети не должны разводить костёр одни, без взрослых.
2.Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
3. Нельзя разводить костёр под деревьями.
4. Костёр лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо
снять дёрн и разводить костёр в образовавшейся ямке.
5. Нельзя разжигать костёр зажигалкой.
6. Обязательно наблюдайте за горящим костром.
7. Уходя, надо погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а снятый дёрн положить на место.
5.Закрепление.
А теперь, ребята, я хочу предложить вам интересный кроссворд.
По горизонтали:
Наука о лесных пожарах.
Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнём.
Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи, как зажигательная линза.
По вертикали:
Место, где ранее разводился и тушился костёр.
Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.
6.Итоги урока, домашнее задание.
Что нового узнали на уроке? (Узнали о роли леса в природе и жизни людей)
Вот и подошла к концу наша прогулка. Я думаю, что вы узнали для себя, что-то
новое, интересное. Конечно, каждый из вас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.
Старичок – лесовичок прощается с нами, до новых встреч на лесных дорожках.
Домашнее задание: стр. 111. Выучить наизусть памятку “Как разводить костёр”, в тетради стр. 29, 30 задание 1 и 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...