урок окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Аитова Марина Сергеевна

Данный материал содержит конспект урока - практикума, проводимого в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит практические задания для парной и групповой работы, в ходе которых ученики делают самостоятельные выводы о свойствах воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл свойства воды24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема "Вода и ее свойства"

Подготовила и провела учитель начальных классов ГБОШИ РФМЛИ

Бурцева Марина Сергеевна

Цели урока:познакомить со свойствами воды и их использованием; расширить знания o формах существования воды в природе развивать наблюдательность, умение анализировать; прививать навыки экспериментальной работы; воспитывать чувство коллективизма; воспитывать бережное отношение к воде.

Формирование УУД.

  1. Формирование внутренней позиции, мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательного интереса, способности к самооценке.
  2. Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, выполнять учебные действия в речевой и умственной форме.
  3. Строить речевое высказывание, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять аналогии.
  4. Формулировать собственное мнение и позицию, допускать существование у других людей иных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, давайте организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учёными. Чем занимаются учёные?

• Задают вопросы

• Ищут ответы на эти вопросы

• Наблюдают, проводят опыты

• Проверяют свои догадки

.

2. Постановка темы и целей урока: 

Тема научной работы заключена в загадках, предлагаю вам их разгадать:

На дворе переполох:

C неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

(Град)

Шумит он в поле и в саду,

A в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

(Дождь)

Он как алмаз:

И твёрд, и чист,

На солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи,

0н тут же тает.

(Лёд)

Пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной

Ледяной поит водой.

(Родник)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

A пошли искать их днём,

Ищем, ищем - не найдём.

(Роса)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег)

Молоко над рекой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко.

(Туман)

(Все отгадки открываются на доске по мере отгадывания загадок.)

Фиксация затруднения:

-Что объединяет эти слова?

-Попробуйте разделить их на группы.

 Град, лёд, снег.

Дождь, родник, роса.

Облако, туман.

-Как вода может быть и льдом, и туманом, и росой? Выскажите предположения.

-Что вы можете рассказать о воде? Какая она?

( высказывания)

Проговаривание целей урока.

  1. Открытие нового знания.

Учитель  демонстрирует ученикам кусочек льда:

-Этот кусочек льда я получила, когда поставила емкость с водой в морозильник. При низкой температуре воздуха вода превратилась в лед.

Вызывается ученик.

-Возьми лед в руку и скажи всем, что с ним происходит (тает).

-Как вы думаете, почему? (рука теплая)

-Какой можно сделать вывод? (при нагревании лед становится водой, т.е. вода из твердого состояния переходит в жидкое)

-Давайте посмотрим, что произойдет, если продолжить нагревание.

(Включается чайник, в котором вода доводится до кипения)

-Что вы видите над чайником? (пар)

-Как вы думаете, откуда он? (вода нагрелась и превратилась в пар)

-Сделайте вывод (при нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное)

-Давайте сделаем вывод о состоянии воды в природе (вода может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии)-слайд2

-Мы с вами знаем, что ничто в природе не происходит просто так. Три состояния воды тоже нужны окружающему миру. А для чего, вы узнаете, прослушав сказку о путешествии капельки воды (читает ученик по учебнику в сопровождении слайда 3).

4.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: 

Перед вами карточки со схемами, на которых вы должны подписать элементы круговорота воды. (работа в парах с проверкой по эталону).

5. Практическая работа:

Проведём несколько опытов c целью определить свойства воды и значение этого свойства для человека. Для этого предлагаю вам разделиться на группы.

(У каждого ученика жетон определенного цвета, они подходят к соответствующим столам.На столе заготовлено оборудование для опыта, конверт с заданиями и вариантами выводов, из которых дети должны выбрать верный.)

Группа 1. На столе бутылочка с водой и несколько емкостей различной формы. Задание: переливая воду из одной емкости в другую, сделать вывод-имеет ли вода форму или принимает форму сосуда.

- Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.)

Группа 2. Оборудование: стакан с водой и разноцветные полоски. Задание: прикладывая полоски к стакану с водой, сделать вывод-есть ли у воды цвет или она бесцветна.

Группа 3. Оборудование: стакан с водой и стакан с молоком, ложка. Задание: опустив поочередно ложку в стаканы, сделать вывод - прозрачна вода или нет.

- Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).

Группа 4. Оборудование: стаканы с водой и уксусом. Задание: определить, имеет ли вода запах и сделать вывод.

Группа 5. Оборудование: стаканы с водой, ложка, сахар, растолченный мел. Задание: добавить в воду сахар, мел; определить, что растворилось и как при этом изменилась вода (по вкусу и по цвету) и сделать вывод.

- Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.).

Во время выяснения какого-либо свойства на доске появляются опорные слова, помогающие детям запомнить свойство, при повторении его назвать.1.

  1. Рефлексия

-А теперь подведём итог. Вернёмся к началу урока.

- Что мы знали о воде?

- Что нового вы узнали?

-А хотите узнать больше?

Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Я вам предлагаю дома поработать с энциклопедиями и попробовать ответить на следующие вопросы:

Почему капли дождя круглые?

Как получаются мыльные пузыри?

Кто может ходить по воде?

Задание на карточках выдается по желанию.

-Мне очень было приятно с вами работать, а вам?

-Возьмите каждый капельку воды из бумаги и подчеркните ручкой ваше мнение о нашей работе в лаборатории.

-Поднимите капельки те, кто подчеркнул слово «доволен»

-А кто подчеркнул «Не доволен»? Почему?

        

Спасибо за урок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...