рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Шуршалова Наталия Анатольевна

рабочие программы 2 класс школа 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_2klass_.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса МБОУ-СОШ с.Красное Знамя разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачами формирования у младших школьников умения учиться, требованиями ООП НОО МБОУ-СОШ с.Красное Знамя и на основе авторской программы по окружающему миру А.А.Вахрушева,  Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина    (Образовательная система «Школа 2100»)

Данный предмет входит в образовательную область «Естественных наук». Согласно действующему в МБОУ-СОШ с.Красное Знамя базисному учебному плану рабочая программа по курсу «Окружающий мир» предусматривает организацию процесса обучения во 2 классе  в объёме 68 часов ( 2 часа в неделю; 34 недели). Мониторинг метапредметных УУД  проводится на диагностических уроках. Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем, резервных уроков.

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предмету «Окружающий мир», в МБОУ-СОШ с.Красное Знамя с учетом ФГОС реализуется программа базового уровня.

 Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир «Наша планета Земля» в 2х частях, - Москва «БАЛАСС», 2012г.

2.  А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Методические рекомендации для учителя к учебнику » – Москва «БАЛАСС», 2010 г.

3.  А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Тетрадь по окружающему миру во 2 классе – Москва «БАЛАСС», 2014 г.

      4.  А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина .Проверочные и контрольные работы к учебнику окружающий мир, - Москва «БАЛАСС», 2014 г.

       Предмет  «Я и мир вокруг» для учащихся второго класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100», представляющей собой систему непрерывных курсов с 1-го по 11-й классы. Специфика курса окружающего мира состоит в формировании целостной картины мира. В курс интегрированы такие предметы, как ознакомление с окружающим миром, природоведение, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

  Цель предмета окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

 Предмет «Окружающий мир»  создаёт фундамент значительной части предметов основной школы:  физики,  химии,  биологии,  географии,  обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. 

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

 Программа разработана на 2014-2015 учебный год.

   Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования. В соответствии со стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

        В курсе «Окружающий мир»  предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке: в ходе проверки домашнего задания; в ходе устного и письменного опроса в начале урока, итогового опроса в конце урока; в ходе выполнения заданий к упражнениям, тестов. Для проведения тематического  контроля предусмотрены специальные тетради на печатной основе А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина  «Проверочные и контрольные работы к учебнику окружающий мир».

        Форма итоговой аттестации обучающихся 2 класса – итоговая диагностика (комплексная контрольная работа)

2. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

-развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;

-усвоение знаний об окружающем мире;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. 

      Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно в несколько этапов. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

                                                                      3. Планируемые результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами  является формирование следующих универсальных учебных действий.

                                 Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

           Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

           Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

                                 Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

         Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

                            Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

           Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

       Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

объяснять влияние притяжения Земли;

связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

наблюдать за погодой и описывать её;

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

называть основные природные зоны и их особенности.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

оценивать правильность поведения людей в природе;

уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

                                                  

 4. Содержание тем  учебного предмета.

Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.

Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности (7 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.

Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.

Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля – наш общий дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.

Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала – 4 ч

5. Календарно-тематическое планирование .

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

план

факт

Раздел 1.  Наша планета

1

Введение. Как мы будем учиться. С.3-7

1

Познакомиться с тем, как ученики будут учиться  Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов.

Структура новой учебной книги, её содержание

2

Общие слова – понятия.

С. 8-11

1

Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства. Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы . Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Приводить примеры явлений природы .

Конкретные предметы и   абстрактные понятия, предметы живой и неживой природы

Текущий  

3-

4

Из чего состоят все предметы.

С. 12-19

Проверочная работа.

2

Проверочная работа № 1 с. 3.  Приводить примеры веществ, описывать их . Называть  особенности различных состояний веществ .

Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Текущий  

                                                                                 

5-

6

Земля и солнце. Природные часы.

Календарь и компас.

С.20-25

2

 Практическая работа с компасом. Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы .

Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли . Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии .

Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений .

Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень.

Текущий  

7

Земля имеет форму шара.

С.26-31

1

Линии горизонта, глобус – модель Земли.

уметь определять стороны света по солнцу и по компасу

Текущий  

8

Глобус- модель Земли.

С.32-35

1

 Практическая работа с глобусом

Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Текущий  

9

Повторение.

Проверочная работа.

1

Проверочная работа  № 2 с.5

Текущий  

10

Контрольная работа № 1 

1

Применение полученных знаний на практике. С. 24

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

Тематичес

11

Земля в космосе.

с.36-41

1

Проект «Планета Земля». Практическая работа с глобусом

Звезды  и планеты

Текущий  

12

Притяжение Земли.

С. 42-49

1

Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления . Практическая работа с глобусом

Земное притяжение. Закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость

Текущий  

13

14

Смена дня и ночи.

С. 50-55

Проверочная работа.

2

 Проверочная работа  № 3 с.7. Сравнивать и различать день и ночь, времена года . Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года . Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях . Практическая работа с глобусом

Связь смены дня и ночи с вращением Земли

Текущий  

15

16

Смена времен года.

С. 56-63

2

Особенности времен года.

Солнце – источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь), наблюдать за погодой и описывать её.

Текущий  

17

Где на Земле теплее.

С. 64-69

1

Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях . Практическая работа с глобусом

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик

Текущий  

18

19

Погода и климат.

С. 70-77

2

Составление дневника. Самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояния .  Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра .

Сравнивать погоду и климат .  Характеризовать круговорот воды в природе (Н).

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Темпера-тура, её измерение. Термометр. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года

Текущий  

20

Урок-тренинг и проверочная работа.

1

 Проверочная работа  № 4  С.9.   Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Текущий  

21

Контрольная работа № 2 

1

Применение полученных знаний на практике.

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

Тематический  

22

23

План и карта.

С.78-83

2

Составление маршрута. Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки . Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков .

Находить и определять географические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков . Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия .  Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина .

Элементарные приемы чтения карты. План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Текущий  

24

Глобус и карта.

С.84-89

1

Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий

пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны

Текущий  

25

Повторение. Проверочная работа. 

1

Проверочная работа  № 5 с.11.

Текущий  

26

27

Что

изображают на карте.

С. 90-95

2

Составление плана местности. Находить и определять географические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков .

Условные обозначения к карте и глобусу. Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов

Текущий  

28

Материки и океаны.

С. 96-103

1

Находить и определять географические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков .

Материк – большой участок суши, окружённый водой.

Текущий  

29

Повторение. Проверочная работа 

1

Проверочная работа № 6 по теме «План и карта»

 

Условные обозначения физической карты, части  света, материки  и океаны.

Текущий  

30

31

Реки и озёра.

С. 104-111

2

Составление карты реки. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности . Находить на физической карте России  и полушарий  разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.  Определять направления течения рек по карте и глобусу . Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения . Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни .

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана.

Особенности озер (пресные, соленые, проточные, бессточные)

Текущий  

32

33

Равнины и горы.  

С.112-119  

2

Равнины  и низменности. Болота. Горы . Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Вулканы и извержения. Землетрясения

Текущий  

34

Повторение. Проверочная работа 

1

Проверочная работа № 7 с.35.

Текущий  

35

36

Моря и острова.

С. 120-125

Проверочная работа

2

Проверочная работа  № 8 с.37. Находить и определять географические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков .

Полуострова. Острова

 Моря.  Свойства морей

Текущий  

37

Контрольная работа № 3

1

С.20 Применение полученных знаний на практике.

С. 126  Учимся решать жизненные задачи.

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

Тематичес

              РАЗДЕЛ 2.  Земля – наш общий дом.

38

39

Экологические системы.

С. 4-9

2

Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) .

Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособ-ленность. Круговорот веществ

Текущий  

40

Природная зональность.

С. 10-13

1

Проект «Природные зоны».

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения .

Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон .

 Находить на карте изученные природные зоны . Исследовательская работа. 

Находить и определять географические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков .

Находить и определять географические  объекты на физической карте России с помощью условных знаков .

Природные зоны России, растительный и животный мир

Текущий  

41

Природные зоны холодного пояса. С.14-19

1

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Оценивать правильность поведения людей в природе

Текущий  

42

Леса умеренного пояса. С.20-25

1

Особенности зоны лесов – тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса

Текущий  

43

Засушливые зоны умеренного пояса. С. 26-29

1

Особенности климата степи, полупустыни, пустыни; животный мир зоны. Оценивать правильность поведения людей в природе

Текущий  

44

Путешествие в тёплые края.

С. 30-41

1

называть основные природные зоны и их особенности

Текущий  

45

Горные экосистемы.

С. 42-47

1

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные.

Текущий  

46

Повторение. Проверочная работа.

1

Проверочная работа  № 9 с.39

называть основные природные зоны и их особенности

Текущий  

47

48

Люди, города и страны.

С. 48-51

Проверочная работа.

2

 Проверочная работа №10 с.41 . Обсуждать особенности 2-3 стран мира .

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.  Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств .

Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Текущий  

49

Контрольная работа № 4 

1

с.18   Применение полученных знаний на практике.

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

Тематичес  

50

51

Путешествие тучки по Европе.

 С. 52-57

2

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте .  

Страны и города Европы.  Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран

Текущий  

52

Азия.

С. 58-61

1

Работа с разными видами карт. Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте .  

Природа и страны Азии; населяющие их народы; достижения и достопримечательности;

Текущий  

53

54

55

Путешествие в дальние страны.

С. 62-81

Проверочная работа.

3

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте .  

Проверочная работа № 11 с.43

Страны, население стран, их достижения.

Текущий  

56

57

Россия – наша Родина.

С. 82-87

Проверочная работа.

2

Проверочная работа № 12  с.45 Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу . Находить на карте России родной регион .

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны.. Природные богатства нашей страны. Архитектур-ные памятники нашей страны.

Текущий  

58

59

Экскурсия «Формы поверхности»

2

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности ..Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» .

Формы земной поверхности

Текущий  

60

61

Наша маленькая планета Земля.

С. 88-93

Проверочная работа.

2

Проверочная работа № 13  с.47.  Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы .  Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите . Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни .

Необходимость охраны и бережного отношения к природе.

Рост воздействия современного человека на природу

Текущий  

62

Комплексная контрольная работа (диагностика)

1

Применение полученных знаний на практике.

итоговый

63

Интегрированная контроль-ная работа (диагностика)

1

Применение полученных знаний на практике.

итоговый

64

Повторение.

1

Рабочая тетрадь с.74-79

Текущий  

65

Контрольная работа № 5 

1

с.16 по темам «Части света», «Наша планета Земля».  Применение полученных знаний на практике.

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

Тематический

66

Учимся решать жизненные задачи.

1

Применение полученных знаний на практике. с. 94

Текущий  

67

68

Экскурсия.

Обобщение «Чему мы научились за год»

2

Применение полученных знаний на практике.

Оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

Текущий  

6.Контроль уровня обученности.

Система проверочных и контрольных измерений во 2 классе.

№ и виды работ

Включает материал следующих тем

Страницы

Проверочная работа № 1

Часть 1, темы 1, 2

3

Проверочная работа № 2

Часть 1, темы 3, 4, 5

5

Контрольная работа № 1

Часть 1, темы 1-5

24

Проверочная работа № 3

Часть 1, темы 6, 7, 8

7

Проверочная работа № 4

Часть 1, темы 9, 10, 11

9

Контрольная работа № 2

Часть 1, темы 6-11

22

Проверочная работа № 5

Часть 1, темы 12, 13

11

Проверочная работа № 6

Часть 1, темы 14, 15

13

Проверочная работа № 7

Часть 1, темы 16, 17

35

Проверочная работа № 8

Часть 1, тема 18

37

Контрольная работа № 3

Часть 1, темы 12-18

20

Проверочная работа № 9

Часть 2, темы 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

39

Проверочная работа № 10

Часть 2, тема 26

41

Контрольная работа № 4

Часть 2, темы 19-26

18

Проверочная работа № 11

   Часть 2, темы 27, 28, 29

43

Проверочная работа N° 12

Часть 2, тема 30

45

Проверочная работа № 13

Часть 2, тема 31

47

Контрольная работа № 5

Часть 2, темы 27-31

16

 

 7. Перечень литературы и средств обучения.

  1. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан Окружающий мир «Наша планета Земля» в 2х частях, -Москва «БАЛАСС», 2011г.

2. А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан «Методические рекомендации для учителя к учебнику » – Москва «БАЛАСС», 2010 г.

3.  А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. Тетрадь по окружающему миру во 2 классе – Москва «БАЛАСС», 2011 г.

    4. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина .Проверочные и контрольные работы к учебнику окружающий мир, - Москва «БАЛАСС», 2011 г.

    5. Глобус, карта природных зон, карта полушарий, физические и политические карты материков.

Приложения к программе.

Интернет-ресурсы:

1.   Окружающий мир: фотоархив Фотоматериалы для использования на уроках по  «Окружающему миру» на темы: природа, город, натюрморт.   (http://school.edu.ru/doc.asp?ob_no=15135)

   2.  Удивительное путешествие по живой земле: детская страничка. Коллекция познавательных  материалов для детей по темам: Вселенная, планета Земля, растения и животные (статьи,  фотографии живой природы, голоса птиц и пр.)    http://www.deti.religiousbook.org.ua/

   3.   Животные севера. Информация о видах животных севера: фильмы, тексты и др.  (http://www.sakhaohota.ru/ohotnichii_jivotnye/1page-ohot_zhivot.htm)

   4.   Фотогалерея: флора и фауна. Подборки фотографий растений, птиц и животных. (http://max-foto.info/)

   5.   Электронные библиотеки (www. gnpbu. Ru)

   6.   Детский портал «Солнышко» (http:www.solneet.ee)

   7.   Президентская школа (http:www.president-school.ru)

   8.   Единая коллекция образовательных ресурсов проектов «ИСО» (http:www.school- collection.edu.ru)

    9. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением.

  10. Презентации к темам:

- Смена времён года.

- Материки и океаны.

-Реки и озёра.

- Природные зоны.

- Земля- наш общий дом.

- Россия – наша Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...