Внеклассное занятие Зелёная аптека
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Ионова Татьяна Константиновна

Занятие посвящено самым известным лекарственным растениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctsenariy_zelyonaya_apteka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Преподаватель Ионова Татьяна Константиновна

Предмет Окружающий мир 4 класс (внеклассное занятие)

Тема « Зеленая аптека»

Дата: 30.04.09

Цель: Познакомить с лекарственными растениями своей местности;

Задачи:

           Образовательная:

  • расширение  кругозора учащихся

            Воспитательная:

  • воспитание бережного отношения к природе родного края
  • воспитание уважения к мнению товарищей
    Развивающая: 
  • развитие  речи  учащихся, кругозора, познавательного интереса
  • развитие творческих способностей младших школьников
  • формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками
  • формирование умения работать в группе сверстников.

Образовательное учреждение: МОУ лицей (технологический) с. Хрящевка

Авторский медиапродукт: презентация к уроку.

Тип урока:  урок изучения нового.

Средства обучения:  презентация, толковые и орфографические словари, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы

Внеклассное  занятие  составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой.

Занимательный материал способствует лучшему усвоению знаний.  

Зеленая аптека

Ход занятия:

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Вс. Рождественский

I.   Организационный момент.

II.  Введение в тему урока          

(слайд 4)

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

          М. Рязанов

          Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

 Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

 На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.

При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  

Русский царь Пётр Первый  издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.  

(слайды  3-4)

Учитель.

О том, что растения помогают лечить болезни, люди узнали очень давно. Но до сих пор ученые изучают свойства разных растений и теперь используют многие из них для приготовления лекарств. Вот почему лес называют «зеленой аптекой».

1-й ученик.

Как не хочется болеть,

Уколы делать и компресс,

Глотать противные таблетки

И горькие микстуры пить.

Но есть спасительное средство,

И не в лекарствах, а в лесу:

Зайди в «зеленую аптеку»,

С ней все болезни по плечу.

Учитель.

Растительный мир нашей страны очень богат, сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Заглянем в «зеленую аптеку» и познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. А помогут нам в этом фармацевты.    

Словарная работа. Введение термина «фармацевт». Работа с толковыми словарями В.И.Даля, С.И.Ожегова. Упражнение в использовании электронных словарей «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»                

(слайды  5-8)

Лес, как сказочное царство.

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке –

И лекарства, и таблетки.

Чтобы узнать, о каком растении пойдет речь, отгадайте загадку.

2-й ученик.

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.

                                         (Дуб)                    (Слайд № 9)

Учитель.

Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью, как дуб. Без разрешения жрецов нельзя было нанести ему какой-либо вред. Послушайте стихотворение. Каким вам представился дуб?

3-й ученик.

На горе высокой дуб растет могучий,

И над ним несутся бури, громы, тучи.

Простирая ветви к солнцу и лазури,

Он растет и крепнет, отражая бури.

А внизу оврага вечно молчаливом,

Пробегает речка шумно-говорливо.

И из этой речки корни тянут влагу,

Чтоб доставить дубу силу и отвагу.                     (Слайд № 10)

Учитель.

Особую славу дубу принесла его кора. Приготовленным из нее отваром полощут рот и горло при воспалительных процессах, используют для лечения ожогов. Лечебными свойствами обладают и плоды дуба. Их применяют для лечения  желудочно-кишечных заболеваний.

4-й ученик.

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же... (крапива).                        (Слайд № 11)

Учитель.

Русское название крапивы происходит от древнерусского слова «коприна» - шелк. Из ее стеблей получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди».  Из чего Элиза плела рубашки для своих братьев – диких лебедей? Крапива — лекарственное растение. Она может остановить кровотечение, вылечить простуженное горло. Из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. У русского народа сложено немало поговорок о крапиве.

5-й ученик.

Жгуча крапива родится, да в щах пригодится.

6-й ученик.

Одна крапива заменяет семерых врачей.

7-й ученик.

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

                             (Ромашка)                   (Слайд №12)

Учитель.

Образ ромашки ассоциируется с образом скромности, красоты, доброты и стойкости.

Наверное, у всех народов принято гадание на ромашке «любит — не любит».

Ромашка - древнейшее и популярнейшее у многих народов лекарственное растение.

1-й ученик.

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

А еще ромашка применяется при желудочных заболеваниях. Она обладает и противоаллергическим действием.

2-ученик.

Даже ночью муравьишки

Не пропустят свой домишко.

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

                              (Ландыши)                (Слайд № 13)

Учитель. 

Этот грациозный цветок присутствует в легендах разных народов: фонарики гномов, слезы царевны, рассыпавшиеся бусы Белоснежки. С лечебной целью у ландышей используют листья и цветки. Но плоды ландыша — шаровидные красные ягоды — ядовиты, так что будьте осторожны. Все части ландышей содержат сильные вещества сердечного действия. Ландыши имеют дурманящий запах, поэтому, когда вы срываете цветы и приносите их домой, через некоторое время у вас может закружиться и заболеть голова. Так что не надо рвать ландыши. Они выглядят гораздо красивее в полумраке леса.

3-й ученик.                                                 4-й ученик.

Чернеет лес, теплом разбуженный,                         Бутонов круглые бубенчики

Весенней сыростью объят,                                 Еще закрыты и плотны,

А уж на ниточках жемчужины                         Но солнце раскрывает венчики

От ветра каждого дрожат.                                 У колокольчиков весны.

5-й ученик.                                                 6-й ученик.

Природой бережно спеленатый,                         Томится лес весною раннею,

Завернутый в широкий лист,                                 И всю счастливую тоску,

Растет цветок в глуши нетронутой,                 И все свое благоухание

Прохладен, хрупок и душист.                         Он отдал горькому цветку.

Учитель.

Вам следует помнить, что неблагоприятная экологическая обстановка, вырубка лесов сильно сократили естественные заросли этого растения. В результате назрела необходимость взять ландыш под охрану и занести его в Красную книгу.

7-й ученик.

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг.

Лечит ранки ног и рук.

                           (Подорожник)           (Слайд №14)

Учитель.

Подорожник встречается везде: в садах, огородах, лугах. Его часто можно увидеть растущим при дорогах и тропинках. Отсюда и название.

1-й ученик.                                                               2-й ученик.

Вырастает подорожник,                                      Если ты порезал руку

Лишь подходит срок,                                           Или ногу сбил,

На земле сухой и твердой                                   Он тебе залечит рану

  Около дорог.                                                       И прибавит сил.

3-й ученик.                                                 4-й ученик.

Стоек наш «мышиный хвостик» —                 Помогая молча людям,

На жаре, в пыли.                                                 Не боясь невзгод,

Эта сила и терпенье                                         Рядом с нами подорожник

От родной земли.                                         На земле живет.

Учитель

За ярко выраженные ранозаживляющие свойства в народе его называли «порезник», «ранник». По легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнышке. Вдруг из-

за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать это растение для лечения ран. Кроме того, подорожник помогает при гастритах и язвенной болезни желудка, применяется как отхаркивающее средство при кашле. Подорожник — ваш верный и надежный друг. Я рассказала вам только о пяти лекарственных растениях. На самом деле выбор лекарств в «зеленой аптеке» богат и разнообразен. Только надо их знать и уметь ими пользоваться.

1-й ученик.                                                 2-йученик.

Вот ромашка от ангины,                                 Чистотел лицо отбелит,

Горло ею полощи.                                         Волос вылечит лопух,

Земляника от простуды,                                 Ландыш с мятой успокоят

Чай скорее завари.                                         Тех, кто нервничает тут.

3-й ученик.                                                 Ученики (хором).

 Не забудь про подорожник,                                 Так что знай, какую пользу

 Пользы много от него:                                 Нам принес такой поход.

 Он желудок нам полечит,                                 День потратишь на природе -

 Остановит даже кровь.                                        Будешь целый год здоров!

Проектная работа в группах. Каждая группа получает конверт, в котором находится рецепт (с применением лекарственных растений), иллюстрации лекарственных растений, сюжетные картинки.

Задача каждой группы: составить рекламный лист для каждого рецепта.

Завершение работы – защита готовых рекламных буклетов.

1 группа.

Отвар из 1 чайной ложки корней цикория на 500 мл воды

варят 10 минут, настаивают 2 часа, процеживают.

Применяют для теплых полосканий при зубной боли.

Из корней цикория готовят напитки, кофе

(слайды)

Учитель.

Лекарственные растения — замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.

Если я сорву цветок …

Если ты сорвешь цветок –

Если Все: и Я и Ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты. 

Ученики (хором).

Каждый кустик и травинка,

Корень, ягода, орех -

Все приносит пользу людям,

Помогает от всех бед.

Лес — богатство наше, знай!

Береги и сохраняй!

Учитель.

Но в жизни случается и так… ( инсценировка С. Михалкова «Прогулка»)

 

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята! – крикнул Дима.

- Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж! –

Мы купались,

Загорали,

Жгли костер,

В футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас,

Консервы ели,

Хоровые песни пели,

Отдохнули - и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки,

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку,

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Учитель.

Такую картину мы часто наблюдаем в лесу, на берегу Волги. Но на помощь приходят ребята из «Зеленого патруля» (исполняется танец «Зеленый патруль»).

Инсценировка «Вечера выпускников» (ребята встречают рассвет, танцуют «Школьный  вальс», веселятся, но место отдыха – лес, берег Волги оставляют чистым).

- Почему же так отдыхают и проводят время выпускники нашей школы?

Потому что школа научила их любить и сохранять природу.

(рассказывают выпускники)

 

Мы хотим чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели.

Чтобы были голубыми небеса,

И была на ягодах роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы летом лил веселый дождь.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала!

III. Обзор книг о лекарственных растениях на тему: «Искусство быть здоровым»

IV. Подведение итога.

Что нового узнали?

        Что особенно запомнилось?

        

Домашнее задание по выбору.

*Составить страничку домашней энциклопедии лекарственных растений

*Придумать сказку, стихотворение, сделать рисунок о лекарственных растениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Зелёная аптека", окружающий мир 1 класс

Данная презентация составлена к уроку окружающего мира для 1 класса по программе "Гармония"...

"Зелёная аптека" рядом с нами (о лекарственных растениях моей местности)

Очень часто мы проходим мимо тех растений,которые помогут от многих болезней. Расширить кругозор детей,усвоить народную мудрость помогут знания, усвоенные на этом уроке....

внеклассное мероприятие "Путешествие Колобка в зелёную аптеку"

Данное внеклассное мероприятие имеет выраженное экологическое направление. Конспект соправаждается ярокй презентацией....

клубное занятие для младших школьников "Зелёная аптека на службе человеку"

Знакомство  с  лекарственными  растениями  нашего  края . Умение  применять  их  для  лечения. Паматка  сбора  лекарственных  растений. Учим...

внеклассное мероприятие по теме: «Путешествие Колобка в зелёную аптеку».

внеклассное мероприятие по теме "Путешествие Колобка в зеленую аптеку"...

Занятие с элементами игры " Поле чудес"(для несовершеннолетних в возрасте 10-13 лет) "Зелёная аптека"

Цель: углубить знания о лекарственных растениях,их пользе для здоровья человека,развить наблюдательность,расширитькругозор детей: воспитать интерес к многообразию растений.Материал может быть использо...