КТП окружающий мир 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
КТП составлен на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова по курсу «Окружающий мир»,
утверждённой Министерством образования Российской Федерации
(сборник программ для начальной школы «Система Л.В.Занкова»,
Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009) в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов за год: 68 часов
В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения написано, что «…с одной стороны, предмет «Окружающий мир» создает фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. С другой стороны - это первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира». Именно такое понимание учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.
Основная цель изучения курса: ознакомить учащихся с окружающим миром, каким он существует сегодня, и на основе этого развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к миру, экологическую грамотность и духовно-нравственную культуру.
Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников.
В системе развивающего обучения Л.В. Занкова курс окружающего мира (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков) является интегрированным. В нём для изучения и исследования детям предлагаются явления как природной, так и социальной жизни в тесной взаимосвязи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_okr_mir.doc | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№ урока | Тема и тип урока | Часы | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата | ||
План | Факт | ||||||||
Природные условия земли (11ч.) | |||||||||
1 (1). | Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля
| 1 | Работа с физической картой России. Маршрут нашего путешествия. | Ориентироваться в учебнике: – различать элементы книги (форзац, титульный лист, оглавление); – делать предположение по обложке и текстовой информации на ней о содержании предстоящей в учебном году работы; – понимать систему знаков, условных обозначений. Обобщать полученные сведения о явлении, предмете, объекте. Строить монологическое высказывание | Текущий | Личностные У обучающегося будут сформированы: – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представление о своей этнической принадлежности. Регулятивные Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлен ной на наглядно-образном уровне; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные Обучающийся научится: – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательного текста; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); – подводить анализируемые объекты под понятия разного. .уровня обобщения. Коммуникативные Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Личностные: усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действия. Коммуникативные: точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: постановка задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение. Познавательные: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; построение логической цепи рассуждений. | 2,09 | ||
2 (2). | Карты (урок-практикум) ПДД Твой безопасный путь по городу | 1 | Работа с физической картой полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. | Знать названия материков, океанов: основные и промежуточные географические направления. Уметь: осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире с помощью условных знаков. Использовать знаки, символы, модели, приведенные в учебной литературе. Знать основные и промежуточные географические направления | Текущий | 4,09 | |||
3 (3). | Погода. Показатели погоды
| 1 | Работа в группах Наблюдение за погодой в течение недели. Сравнение погоды разных дней. Выделение признаков погоды. Определение понятия «погода». Погода разных сезонов. | Знать определение понятия «погода». Уметь сравнивать погоду разных дней; выделять основные признаки погоды. | Текущий | 9,09 | |||
4 (4). | Народные приметы погоды Учебная экскурсия
| 1 | Учебная экскурсия №1. «У природы нет плохой погоды». Работа в группах. Определение признаков хорошей и плохой погоды. Установление связи между изменениями в живой природе и погодными условиями. Выдвижение предположений на основе наблюдений. Представление результатов своей творческой работы | Уметь составлять устную характеристику погоды. Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из сообщения. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках информации. | Текущий
| 11,09 | |||
5 (5). | Климат
| 1 | Различение характерных признаков сезонов года. Сравнение показателей погоды с показателями климата. Сравнение карты климатических поясов с картой тепловых поясов. Объяснение причин неравномерного распределения тепла и влаги на земном шаре. Анализ тематических карт, таблиц, рисунков, представленных в учебнике | Уметь использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе. Сравнивать явления и понятия (климат и погода). Понимать структуру построения рассуждений об объектах. Кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот. Устанавливать причинно-след ственные связи между показателями климата и неравномерным распределением тепла и влаги в разных тепловых поясах | Индивидуальный опрос | 16,09 | |||
6 (6.) | Представление о климатических поясах | 1 | Знакомство с климатическими поясами. Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. Работа с текстом по выявлению причин, влияющих на разнообразие климатических поясов | Воспринимать смысл текста. Выделять информацию из текста. Устанавливать причинно-следственные связи между климатом и количеством тепла и влаги. Использовать различные источники информации (текст, графика, модели) для построения суждения. Высказывать свою точку зрения. | 18,09 | ||||
7 (7). | Почва. Состав почвы. ( урок-практикум) Практическая работа | 1 | Практическая работа №1. Исследовательская работа. Работа в парах. Проведение опытов по определению состава и свойств почвы. Знакомство с техникой безопасности при выполнении опытов, инструкцией к проведению опыта. Планирование своей деятельности. Наблюдение за ходом работы и фиксация результатов. Обсуждение в группе результатов наблюдений | Знать понятие « почва». Осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования. Планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава и свойств почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Текущий Практическая работа | 23,09 | |||
8 (8). | Образование почв на Земле. Плодородие | 1 | Выделение главной мысли в тексте. Определение понятия «плодородие». Установление связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике. Сравнение различных типов почв с использованием текста | Знать состав почвы; о влиянии климата на состав почв. Уметь составлять небольшое сообщение в устной форме. Выделять главное в тексте. Устанавливать взаимосвязи между живыми организмами, природными условиями и состоянием почвы. Представлять последовательность круговорота веществ в природе. Использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний | Текущий | 25,09 | |||
9 (9). | Охрана почв С/р по теме «Почва»
| 1 | Практическая работа №2. «Как образуются овраги». Представление творческих работ «Меры по сохранению плодородия почвы». Обсуждение творческих работ. Формулирование общего вывода | Уметь оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях. Представлять свою работу одноклассникам. Высказывать свою точку зрения | Текущий Практическая работа Индивидуальный | 30,09 | |||
10 (10). | Природные зоны суши Земли. | 1 | Выделение существенных признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон. Практическая работа№3. Чтение условных обозначений карт природных зон и климатических поясов. Работа с контурной картой природных зон (нанести границы, названия зон, раскрасить условным цветом). Сравнение карт природных зон и климатических поясов с использованием таблицы. | Использовать схемы, таблицы и другие источники графической информации (карты). Осуществлять синтез как составление целого из частей. Устанавливать связи между климатом, почвой и живой природой. Проводить аналогии между особенностями природных зон и природными условиями родного края. Уметь читать и понимать условные обозначения на карте природных зон. Сравнивать климатическую карту и карту природных зон. Объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги, широтной смены природных зон. Иметь общее представление об особенностях природных зон Земли | Текущий. Практическая работа | 2,10 | |||
11 (11). | ПДД Правила поведения учащихся на улице и дороге. Как пешеходы и водители поделили дорогу. | 1 | Улица и ее составные части: проезжая часть, тротуар; их значение. Дорога и ее составные части: проезжая часть, обочина, кювет. Составление маршрута «дом-школа-дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте. Расширение словарного запаса по дорожной лексике. | Знать/понимать правила дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств). Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения, адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода, прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). | Текущий. | 7,10 | |||
Человек в далеком прошлом (10 ч.) | |||||||||
12 (1). | Зарождение человечества. С/р по теме «Природные зоны» | 1 | Версии происхождения человека. Понятие «первобытные люди». Географическое положение Африки. | Знать, в каком поясе находится Африка; как природные условия повлияли на происхождение человека. Уметь работать с картой. | Фронтальный опрос Индивидуальный | Регулятивные Обучающийся научится: -учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; использовать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; находить в тексте ответ на заданный вопрос. Коммуникативные Обучающийся научится: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для других высказывания; добывать новые знания и извлекать информацию. Личностные: усвоение практических знаний и ориентация на обобщенные способы действия. Коммуникативные: точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: переопределение познавательной задачи в практическую, принятие практической задачи. Познавательные: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; построение логической цепи рассуждений. | 9,10 | ||
13 (2). | Экваториаль - ный лес | 1 | Работа в группах. Работа с картой природных зон. | Знать о круговороте веществ в природе; об особенностях растительного и животного мира экваториального леса. Уметь работать с картой природных зон Африки. | Текущий | 14,10 | |||
14 (3). | Африканская степь-саванна | 1 | Работа со справочной литературой. Саванны. Травянистые растения. Ярусность. Животный мир саванн. | Знать о круговороте веществ в природе; об особенностях растительного и животного мира саванны. | Текущий | 16,10 | |||
15 (4). | Пустыни | 1 | Растительный и животный мир пустыни. Создание проектов (по группам). | Знать особенности растений и животных пустыни. | Текущий | 21,10 | |||
16 (5). | Средиземноморская природная зона С/р по теме «Африка» | 1 | Заполнение листа самоконтроля. Климатические условия средиземноморской зоны. Искусственный ландшафт. | Знать особенности растений и животных средиземноморской природной зоны. | Текущий Индивидуальный | 23,10 | |||
17 (6). | Родина человечества. Жизнь древних людей
| 1 | Разноуровневые задания. Особенности природы Юго-Восточной Африки. Гипотезы появления человека. Расселение людей. Работа в парах, взаимопроверка. Этапы становления человека. Огонь. Одомашнивание животных. Земледелие. Орудия труда. | Знать о жизни древних людей и об одомашнивании животных; о зависимости человека от природы. Уметь сравнивать человека и обезьяну; находить сходства и различия между ними. | Текущий | 6,11 | |||
18 (7). | Самые древние государства. Античность
| 1 | Государства Средиземноморья. Лента времени. Развитие наук. Работа со справочной литературой. Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим | Знать названия некоторых древних государств; системы афинского и спартанского воспитания; о значении письменности для человечества. Уметь работать с картой; находить отличия между государствами: Спарта и Афины. | Текущий | 11,11 | |||
19 (8). | Расширение знаний о мире | 1 | Лента времени. Материки и части света. Горизонт. Плавание Питея. Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии | Знать даты известных событий; названия материков и частей света. Уметь сравнивать историческую и географическую карты; получать информацию при рассматривании. | Текущий | 13,11 | |||
20 (9). | Первые шаги в изучении природы
Духовная жизнь древнего человека. Язычество
| 1 | Работа в группах. Открытие шарообразности Земли. Аристотель, Архимед. Культура и искусство Древнего мира. Разноуровневые задания. Колдуны в жизни древних людей. Язычество, Культура и искусство | Знать об открытиях и их значении в изучении природы Аристотеля, Архимеда. Знать о языческой религии, изобретениях древних людей. | Текущий | 18,11 | |||
21 (10). | ПДД Пешеходные переходы. Где еще можно переходить дорогу. Светофор. | 1 | Опасные ситуации при переходе через дороги. Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми при переходах дороги. Назначение светофора . Сигналы светофора и их назначение. Типы светофоров. | Знать/понимать правила дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств). Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения, адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода, прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). | Практический | 20.11 | |||
Земли восточных славян (22 ч.) | |||||||||
22 (1). | Географичес - кое положение Европы. Первые люди на нашей Земле | 1 | Определение по физической карте географического положения Европы, границ между Европой и Азией. Нахождение на карте географических объектов (моря, омывающие Европу, реки, формы рельефа на территории Европы). Фиксирование географических объектов на контурной карте. Характеристика особенностей природы Европы с помощью карт (карта природных зон, климатическая, физическая карты) | Извлекать информацию из карты. Читать условные обозначения. Составлять характеристики географических объектов, природы, климата на основе логических рассуждений и чтения карты. Находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение. Называть и находить на карте материки и части света | Текущий | Личностные У обучающегося будут сформированы: – интерес к познанию окружающего мира; – понимание причин успеха в учебе; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – понимание чувств одноклассников и учителей; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представление о своей этнической принадлежности. Регулятивные Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлен ной на наглядно-образном уровне; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), Словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами и другими; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); – подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Личностные: усвоение теоретических знаний и ориентация на обобщенные способы действия. Коммуникативные: точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: постановка учебной цели и задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение. Познавательные: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий; построение логической цепи рассуждений , применение методов информационного поиска. | 25,11 | ||
23 (2). | Первые люди на нашей Земле | 1 | Проводить сравнение учебных объектов (орудий труда первобытного чело века) по самостоятельно выделенным критериям. Вступать в рассуждение об условиях жизни первобытного человека. Строить небольшие сообщения в устной форме. Обсуждение условий жизни первобытных людей. Выдвижение предположений при рассмотрении орудий труда: о материале, из которого были изготовлены орудия труда, о видах деятельности первобытного человека, о природных условиях, влиянии изменения природных условий на жизнь первобытного человека. Слушание сообщений одноклассников о жизни первобытного человека. Выделение главной мысли. Использование дополнительного материала. | Понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках. | 27,11 | ||||
24 (3). | Восточно-Европейская Европейская равнина Практическая работа | 1 | Практическая работа №4 (по картам) Определение местоположения Восточно-Европейской равнины, климатических поясов и природных зон, нахождение крупных рек, наиболее крупных географических объектов в пределах равнины, выявление особенностей формы рельефа. Обсуждение полученных результатов и обозначение выделенных объектов на контурной карте | Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст). Обозначать географические объекты на контурной карте | Текущий Практическая работа | 2,12 | |||
25 (4) | Степи. Разнообразие растений степи | 1 | Выделение существенных признаков степи как природной зоны. Классификация растений степи (раннецветущие, засухоустойчивые) на основе текста учебника. Последовательное выделение периодов изменений, происходящих в степи. Определение существенных признаков степных растений. Работа с гербарием: выбор растений степной зоны. Определять на основе рисунка в учебнике приспособленность растений к окружающей среде (степная зона) | Понимать особенности природных условий степной зоны. Выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи. Приводить примеры растений степи. Выделять особенности раннецветущих растений и приспособленность растений к засушливому климату степи | Текущий | 4,12 | |||
26 (5). | Животный мир степей
| 1 | Классификация животных по рисунку в учебнике. Осмысленное чтение текста в учебнике, ответы на вопросы по нему. Характеристика животных степной зоны на основе текста в учебнике, их приспособленности к условиям степной жизни. Определение (среди других животных) типичных представителей. Составление цепей питания. | Воспринимать смысл познавательных текстов. Извлекать информацию из текста, сообщений в соответствии с учебной задачей. Устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой. Приводить примеры животных степной зоны. Определять приспособленность животных к жизни в степи | Индивидуальный опрос | 9,12 | |||
27 (6). | Люди в степи
| 1 | Коллективное обсуждение условий жизни людей в степи: какие можно отнести к благоприятным, какие – к неблагоприятным, как жизнь в степи повлияла на вид и род занятий людей. Предположение последствий, к которым могут привести нарушения взаимосвязей в природе.
| Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями. Обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе. Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества | Текущий | 11,12 | |||
28 (7) | Лесостепь. Лесная зона
| 1 | Определение по карте границ природных зон. Различение особенностей основных и переходных природных зон. Описание лесостепи на основе схемы в учебнике. Сравнение природных условий степной и лесостепной зон, условий жизни людей степной и лесостепной зон. Использование своих знаний и результатов наблюдений для описания особенностей природных зон | Различать природные условия основных и переходных природных зон (климат, почвы, растительность). Выделять существенные признаки лесостепной зоны. Сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь) | Текущий | 16,12 | |||
29 (8). | ПДД Виды автотранспорт- ных средств и их тормозные свойства. | 1 | Выделение подзон в лесной зоне (хвойные, смешанные, широколиственные леса умеренного пояса). Нахождение границ лесов на карте природных зон. Сравнение природных зон на схеме. Выявление зависимости Растительности природной зоны от количества тепла и влаги. Сравнение рисунков разных типов леса. Определение типичных представителей животного и растительного мира разных типов леса. Выделение ярусов леса, подбор растений и животных для каждого яруса с опорой на текст учебника
| Использовать таблицы, схемы, рисунки, приведенные в учебнике. Находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи. Классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса. Проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом. Опираться при ответе на собственные наблюдения в природе. Выделять существенные признаки лесной зоны умеренного пояса и ее подзон. Узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных, обитающих в зоне лесов | Индивидуальный опрос | 18,12 | |||
30 | к/работа за 2 четверть | 1 | контрольная работа. | Самостоятельная работа. | Текущий | 23,12 | |||
30 (9). | Сезонные изменения в лесу. Зима.
| 1 | Характеристика особенностей разных сезонов года (самостоятельно). Определение сезонных изменений, происходящих в растительном и животном мире, с помощью собственных наблюдений в природе и информации в учебнике. Анализ распространения семян дикорастущих растений по рисунку в учебнике и формулирование вывода. Сравнение причин раннего цветения растений в лесу и степи. Знание перелетных птиц своего края. Проведение аналогии сезонных изменений в лесной зоне и в своем крае. Деление животных на группы по особенностям их приспособления к жизни в зимнем лесу | Иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов. Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки. Проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края | Текущий | 25,12 | |||
31 (10). | Сезонные изменения в лесу. Весна, лето Экскурсия в природу
| 1 | Экскурсия в природу Ведение наблюдений за сезонными изменениями в природе. Анализ происходящих изменений | Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края | Текущий | 25,12 | |||
32 (11). | Жизнь далеких предков | 1 | Анализ картины С.В. Иванова «Жилье восточных славян»: формулировка предпо- ложения об условиях жизни, видах деятельности славян. Выдвижение гипотез о жизни славян по предметам, найденным при проведении раскопок. Обсуждение сообщений о строительстве славянских жилищ в степной и лесной зонах | Строить небольшие сообщения в устной форме. Использовать для построения сообщений различные источники информации. Устанавливать причинно-след ственные связи (воздействие особенностей природных условий на жизнь и жилище славян). Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах | Индивидуаль ный опрос | 13,01 | |||
33 (12). | Расселение славян. « Путь из варяг в греки». | 1 | Составление рассказа о расселении славян, опираясь на текст и историческую карту. Объяснение причины закономерного расселения славян вдоль рек. Характеристика быта, основных занятий славян (по тексту учебника). Нахождение в тексте ответов на вопросы. Объяснение с помощью текста, как появились первые города. Соотнесение текстового описания пути «из варяг в греки» с изображением на карте в учебнике. Определение понятий: «исток», «русло», «устье», «приток», «левый берег реки», «правый берег реки». Моделирование ситуации (путешествие купца) | Воспринимать смысл познавательного текста. Составлять рассказ по тексту учебника. Понимать особенности расселения славян по территории Восточно- Европейской равнины. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах | Текущий |
| |||
34 (13). 35 (14). | Обожествление природы ПДД Поездка на автобусе и других видах транспорта. С/р по теме «Жизнь древних слван» | 1 1 | Доказательство с помощью текста учебника правильности утверждения: «Язычество всегда отражает природные условия, в которых живет народ. Определение понятия «язычество». Виды автотранспортных средств и их тормозные свойства. Понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно. Автобусные остановки в микрорайоне школы. Правила безопасного поведения при пользовании автобусом, маршрутным такси, легковым автомобилем и велосипедом. | Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта. Понимать понятие «язычество». Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени. Знать/понимать правила дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств). Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения, адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода, прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). | Текущий Текущий | 15,01 | |||
35 (14). | ПДД Виды автотранспорт- ных средств и их тормозные свойства. Поездка на автобусе и других видах транспорта. | 1 | Виды автотранспортных средств и их назначение. Понятие тормозного пути. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы перед близко идущим транспортом. Автобусные остановки в микрорайоне школы. Правила безопасного поведения при пользовании автобусом, маршрутным такси, легковым автомобилем, велосипедом. | Знать/понимать правила дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств). Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения, адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода, прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). | Текущий | ||||
36 (15). | Родной край в далеком прошлом Экскурсия в (краеведческий музей). | 1 | Экскурсия «Древняя история нашего края. Жизнь первых поселенцев» Экскурсия в (краеведческий музей). | 22,01 | |||||
37 (16). | Первые русские князья. Авель и Каин 2-я часть учебника | 1 | Выделение основных признаков государства. Знакомство с историей образования Древнерусского государства. Анализ исторической карты в учебнике (границы Древнерусского государства, границы расселения племен, соседние племена). Обсуждение личностных качеств первых русских князей. Соотнесение исторической карты с физической и картой природных зон | Осознавать понятие «государство». Определять признаки и значение государства. Иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях | Индивидуальный опрос | 27,01 | |||
38 (17). | Принятие христианства Русью
| 1 | Определение основных понятий: «язычество», «религия», «христианство», «православие». Рассуждение о роли личности князя Владимира в истории. Беседа о значении принятия христианства для Руси. Соотнесение исторических событий (крещение) с датами, с веком. Работа с лентой времени | Понимать значение принятия христианства для Руси. Иметь представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире. Воспринимать смысл текста, извлекать из него главное. Выделять информацию из сообщений разных видов (текст, фильм, иллюстрации). Определять последовательность важных событий в истории России | Индивидуальный опрос | 29,01 | |||
39 (18). | Расцвет Древнерусско- го государства | 1 | Экскурсия Краеведческий музей (виртуальная) Работа с текстом учебника: знакомство с историей Древнерусского государства в изучаемый период. Обсуждение военных побед, роста городов, усиления княжеской власти. Оценка личности князя Ярослава Мудрого. | Понимать значение сильного государства. Выделять существенные характеристики Древнерусского государства. Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославе Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества. Иметь представление об истории и выдающихся людях родного края | Текущий | 3,02 | |||
40 (19). | Древнерусская культура. Практическая работа | 1 | Знакомство с древнерусской архитектурой (деревянное и каменное зодчество). Сравнение крестьянского дома и боярского двора по рисунку на с. 15. Определение устного народного творчества как источника информации об истории Древней Руси. Понимание изречений в летописях и сборниках того времени и рассуждение об их смысле, соотнесение этих изречений с современностью. Практическая работа №5. «Как учили школьников»: проведение исследования по изучению развития письменности на Руси | Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре. Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Приводить примеры культурных и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства | Текущий | 5,02 | |||
41 (20). | Ослабление Древнерусского государства | 1 | Нахождение в тексте учебника причин раздробленности и ослабления Древнерусского государства. Представление о натуральном хозяйстве на основе описания в учебнике | Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствий. Определять понятие «натуральное хозяйство» | Текущий | ||||
42 (21). | Ордынское нашествие | 1 | Отражение ордынского нашествия на ленте времени. Определение последовательности событий. Знакомство с полководцами кочевни- ков Чингисханом и Батыем. Анализ иллюстраций в учебнике: сравнение одежды, оружия воинов орды и доспехов дружинников, суждение по одежде об уровне развития ремесел, видах занятий народов. Обсуждение возможных причин поражения Руси | Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Находить место изученных событий на ленте времени. Определять последовательность исторических событий России. Называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый). Проводить сравнения по рисункам учебника. Пересказывать изученные события по плану | |||||
43 (22). | Александр Невский. Ледовое побоище
| 1 | Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.). Характеристика особенностей положения Новгородского княжества. Сравнение тактики боя немецких рыцарей и русского войска. Анализ исторической карты: сопоставление ее с описанием событий в тексте. Характеристика личности А. Невского с использованием текстовой информации в учебнике и репродукции картины П. Корина «Александр Невский». Нахождение в тексте учебника подтверждения военного таланта А. Невского. | Испытывать чувство гордости за национальные победы. Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Определять последовательность событий в истории России. Строить сообщения об исторических деятелях (А. Невский), используя дополнительные источники информации. Приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства | Текущий | ||||
44 (1). | Залесская земля | 1 | Определение местонахождения Залесской земли на физической карте. Сравнение условий жизни человека в лесу и в степи. Объяснение причин упадка Киевского княжества и Древ нерусского государства. Чтение и обсуждение былин и сказаний | Определять последовательность важных событий в истории России. Обобщать изученный материал. Определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства | Текущий | Личностные У обучающегося будут сформированы: – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным (рисунка ми, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно- образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Познавательные Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Личностные: усвоение практических знаний и ориентация на обобщенные способы действия. Коммуникативные: точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами в групповых обсуждениях. Регулятивные: переопределение познавательной задачи в практическую, умение взаимодействовать со сверстниками. Познавательные: умение структурировать знания и строить схемы, кодирование-использование знаков и символов . | |||
45 (2). | Природное сообщество. С/р по теме «Трудные времена в Русского государства» | 1 | Обсуждение особенностей разнообразия природы России. Знакомство с понятием «природное сообщество». Наблюдение за природой родного края на примере одного из сообществ | Определять понятие «природное сообщество». Осваивать доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение). Осознавать элементарные правила поведения в природе и социальной среде | Текущий | ||||
46 (3). | Законы лесной жизни. Экологические проблемы леса | 1 | Определение понятия «природное сообщество». Приведение примеров природных сообществ. Знакомство по рисунку с природным сообществом лес. Установление по рисунку взаимосвязей в живой природе. Деление растений на группы (светолюбивые и теневыносливые). Составление цепи питания между представителями лесного сообщества. Выявление положительного и отрицательного влияния человека на природу. Моделирование ситуации поведения в лесу. Составление (в группах) правил поведения в лесу. Решение задач на ориентирование. | Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сооб щества, объяснять взаимосвязи в лесу. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять при Чинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу). Определять значение леса для древнерусского и для современного человека | Текущий | ||||
47 (4). | Луг - природное сообщество | 1 | Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевых цепей. Определение роли животных в сообществе луг. Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга. Описание сезонных изменений, происходящих на лугу (по тексту учебника). Сравнение луга и степи . | Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества, объяснения взаимосвязей растений и животных луга. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять при Чинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество луг. Приводить примеры растений и животных луга, ядовитых растений | Фронтальный опрос | ||||
48 (5). | Озеро – природное сообщество ОБЖ: правила поведения на воде. | 1 | Характеристика озера как природного сообщества. Нахождение на карте крупнейших озер России. Сравнение озера и пруда. Поиск в тексте доказательств того, что озеро – это сообщество. Знакомство с обитателями озера. Обсуждение цепи питания в озере (по рисунку). Описание внешнего строения какого-нибудь животного, обитающего в озере, с доказательством его приспособленности к условиям среды обитания. Составление цепей питания. | Находить на карте и знать названия крупных озер России. Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро. Извлекать из текста учебника главную мысль. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять при Чинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природное сообщество озеро. Приводить примеры растений и животных озера, приспособления животных к разным средам обитания | Текущий | ||||
49 (6). | Поле-природное сообщество С/р по теме «Природные сообщества» | 1 | Различение поля и луга. Поиск в тексте доказательств того, что поле – сообщество. Обсуждение изменений орудий и техники для обработки почвы от древности до настоящего времени. Распределение растений по группам по самостоятельно выделенным признакам (культурные, луговые, сорняки, ядовитые). Работа в группах: классификация растений и животных по сообществам. Нахождение в тексте мероприятий по сохранению плодородия почвы. Оценивание растений и насекомых с позиции полезности и вредности для человека | Находить в тексте и приводить доказательства своей точки зрения. Исследовать связи между человеком и природой, между растениями и животными. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу. Различать природные сообщества поле и луг. Сравнивать изучаемые природные сообщества лес, луг, водоем как единство неживой и живой природы (солнце, воздух, вода, почва, животные) | Текущий | ||||
50 (7). | Возвышение Москвы | 1 | Работа с текстом учебника. Определение преимущества географического положения Москвы. Соотнесение информации из текста с картой. Работа с картой: возможные торговые пути. Использование дополнительных источников (энциклопедии, справочники и т.д.) для составления описания древней Москвы | Определять последовательность исторических событий. Находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы. Знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века) | Текущий | ||||
51 (8). | Куликовская битва. Стояние на Угре. | 1 | Составление плана сражения по тексту. Соотнесение информации из текста со схемой сражения. Работа с лентой времени: отметка даты Куликовской битвы (1380 г.) Обсуждение зна Знать дату освобождения Руси от ордынского ига- 1480г.чения Куликовской битвы для русского народа. Определение своего отношения к эпизодам Куликовской. Анализ схемы «Стояние на реке Угре» (с. 67 в учебнике). Сравнение с Куликовской битвой (ход сражения, виды оружия). Нахождение и выписывание из текста в учебнике основных причин победы русских войск. Анализ репродукций картин А. Бубнова и М. Авилова, сопоставление с текстом учебника | Составлять портрет исторического деятеля (Дмитрий Донской). Приводить из текста примеры фактов и событий, характеризующих личность. Соотносить исторические события с датами. Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рисунок, схема). Знать дату и значение Куликовской битвы и для России, народа. Анализировать иллюстрации в учебнике, сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин. Определять последовательность важных исторических событий России. Называть причины победы русских войск над захватчиками. | Текущий | ||||
52 (9). | ПДД Дорожные знаки и дорожная разметка. Сигналы, регулирующие дорожное движение. | 1 | Дорожная разметка, ее назначение и виды. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Название и предназначение знаков сервиса. Закрепить знание сигналов светофора, регулировщика. | Знать/понимать правила дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств). Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения, адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода, прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). | Текущий | ||||
IV четверть (16 часов) | |||||||||
53 (10). | Создание Московского государства | 1 | Обобщение пройденного материала. Подведение итогов: чем закончился предыдущий исторический период. Работа с исторической картой: нахождение и определение территории Московского государства XVI века; сравнение с картой Древнерусского государства. Нахождение в тексте учебника особенностей Московского княжества, нововведений Ивана III | Отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV – начало XVI века, создание Московского государства). Пользоваться историческими картами. Ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени. Иметь представление об истории Московского государства. Различать разные периоды прошлого (Древняя Русь и Московское княжество) | Индивидуальный опрос
| ||||
54 (11). | Грозный царь | 1 | Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина | Составлять портрет исторического деятеля Ивана Грозного. Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа. Уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон | Текущий | ||||
55 (12). | Развитие русской культуры | 1
| Представление сообщений о городах, входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов. Обсуждение одежды разных слоев населения по рисунку. Беседа о событиях и открытиях XVI века в России. Чтение текста в учебнике о развитии культуры, зодчества, искусства России и обсуждение в классе | Понимать особую роль России в мировой истории. Испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы. Анализировать развитие культуры, зодчества, искусства России. Сопровождать сообщения демонстрацией фотографий, репродукций картин, открыток | Текущий | ||||
56 (1). | Русские первопроходцы | 1 | Ориентирование по карте. Нахождение и фиксация на контурной карте маршрутов путешественников. Выделение по тексту и обсуждение цели новых основных направлений пути. Извлечение информации из сообщений о путешествиях Ермака и А. Никитина | Находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). Составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых земель. Находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана). Оценивать качества личности путешественников. Оценивать устное высказывание одноклассников: его соответ ствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность | Фронтальный опрос | Личностные У обучающегося будут сформированы: – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – сопереживание другим людям, в т.ч. историческим лицам; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным (рисунка ми, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно- образным и словесно- логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Познавательные Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте Коммуникативные Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. | |||
57 (2). | Географическое положение Азии. Сибирь. | 1 | Самостоятельное описание географического положения Азии с использованием текста и карты. Работа в группе: описание по карте рельефа Азии, нахождение и фиксация на карте географических объектов(крупные острова, полуострова, озера, вулканы, горы, равнины Азии). Характеристика природных условий Сибири с использованием текста и карты . | Определять географическое положение Азии. Находить и называть географические объекты, заданные учителем. Разделять материк на две части света: Европу и Азию. Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница. Выделять природные особенности Сибири | Текущий | ||||
58 (3). | Тайга ОБЖ: правила поведения при пожаре. | 1 | Нахождение зоны тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов. Составление плана рассказа о природной зоне тайге. Соотнесение текста с рисунком. Знакомство по рисунку с животными тайги. Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам | Нахождение зоны тайги на карте природных зон. Сравнение тайги с зоной смешанных лесов. Составление плана рассказа о природной зоне тайге. Соотнесение текста с рисунком. Знакомство по рисунку с животными тайги. Составление в классе правил поведения в лесу, обсуждение мер предотвращения пожаров в тайге. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам | Текущий | ||||
59 (4). | Природное сообщество болото.
| 1 | Определение по карте местоположения болот, знакомство с их условным обозначением. Поиск в тексте причин образования болот. Знакомство по рисунку в учебнике с животным и растительным миром болот. Определение значения болот в природе. Обсуждение правил поведения на болоте. Работа в группах: приведение доказательств того, что лес, луг, водоем – это сообщества | Находить на карте болота. Объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества. Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества. Знать правила поведения на болот. Устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой в болоте. Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва) | Текущий | ||||
60 (5). | «Хождение за три моря» | 1 | Определение по картам (физической и природных зон) географического положения Индии. Обсуждение, в пределах каких природных зон располагается Индия. Обсуждение способов представления сообщений о путешествии А. Никитина, о животных и растениях тропического леса. Сравнение лесов умеренного пояса с лесами тропического Пояса. | Находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина. Использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии. | Текущий | ||||
61 (6). | Смутное время. Спасители земли русской. | 1 | Установление последовательности событий по тексту учебника. Обсуждение условий жизни во времена Смутного времени. Выявление роли К. Минина и Д. Пожарского в истории России. Работа с лентой времени: дата освобождения России от польских захватчиков (1612 г.). Соотнесение событий 1612 года с современным государственным праздником – Днем народного единства (4 ноября) | Воспринимать смысл текста. Выделять необходимую информацию. Устанавливать причинно-следственные связи недовольства народа, знати и т.д. Определять роль Минина и Пожарского в истории России. Оценивать характер русского народа. Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства | Текущий | ||||
62 (7). | Расширение пределов страны С/р по теме «Время великих открытий» | 1 | Работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путешественников. Обсуждение значения для страны открытий, сделанных С. Дежневым. Моделирование ситуации похода в Сибирь (что для этого необходимо). Обсуждение качеств личности первооткрывателя | Испытывать чувство гордости за открытия, сделанные русскими путешественниками. Использовать карты, схемы маршрутов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов. Находить на карте и показывать путь великого путешественника С. Дежнева. Определять значение экспедиции команды С. Дежнева для страны | Текущий | ||||
63-64 (8,9). | Природа тундры. | 2 | Определение по карте границ тундры. Составление характеристики особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с животными тундры. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам. Составление плана рассказа «Природа тундры». Нахождение в тексте информации о приспособлении животных и растений к жизни в тундре. Сравнение растительности степи и тундры. Выделение основных занятий людей в тундре, используя текст учебника | Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природной зоны. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять при чинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Приводить примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре. Знать основные виды деятельности человека в тундре | Текущий | ||||
65 | Итоговая к/р в рамках промежуточной аттестации | 1 | Разноуровневая контрольная работа. | Самостоятельная работа. | Текущий | ||||
66(10). | Робота над ошибками Арктическая пустыня | 1 | Нахождение на карте зоны арктической пустыни. Сравнение понятий «арктическая пустыня» и «пустыня жаркого климата». Сопоставление Арктики и Антарктики. Работа с вопросами и заданиями в учебнике. Обсуждение сообщений о животных арктической пустыни | Использовать рисунки, текст учебника, дополнительные источники информации для изучения природной зоны. Воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы. Устанавливать и выявлять при Чинно-следственные связи в природе. Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической пустыне. Сравнивать условия жизни в разных природных зонах. | Текущий | ||||
67 (11). | Народы Сибири. Рудознатцы. Послы | 1 | Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека. Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) о народах Сибири и их традициях. Обсуждение значения открытий полезных ископаемых для развития России. Выявление значения соблюдения правил поведения в обществе (этикет) | Устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определенных природных условиях. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем | Текущий | Регулятивные Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным (рисунка ми, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно- образным и словесно- логическим | |||
68 (13). | ПДД Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист. | 1 | Где можно играть в микрорайоне школы дома. Места для игр и езды на самокатных средствах в городе и за городом. Опасность игр вблизи железнодорожных путей. | Знать/понимать правила дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств). Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения, адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода, прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). | Текущий | ||||
69-70 | Резервные уроки | 2 | Обсуждение влияния природных условий на жизнь человека. Обмен информацией из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет) | Устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определенных природных условиях. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках, рекомендуемых учителем | Текущий | Регулятивные Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно- образным (рисунка ми, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно- образным и словесно- логическим |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Программа по окружающему миру3 класс
Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»
Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...
урок по окружающему 3 класс
про воздух...
Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».
Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...