Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рудакова Ольга Владимировна

Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс"Мы и окружающий мир" по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur.deyat_._my_i_okr._mir_4_klass.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Комитет по образованию города Барнаула        

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 111»

  «Согласовано»                                                                   «Согласовано»                                                            «Утверждаю»

   на заседании МО                                                               Заместитель директора                                              Директор МБОУ «СОШ №111»

   Протокол №___ от «__»____2014                                    по УВР                                                                        ________Г.Р.Зеленина

                                                                                                     

   Руководитель МО          ___________________                                                Приказ №_____от        

    ____________________          

         «____»_________2014                                                 «___»________2014

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет: внеурочная  деятельность

образовательная область: окружающий мир

начальное общее образование

4 класс

Срок реализации программы 2014/2015учебный год

                                                                                                                          Разработчик программы:  О.В.Рудакова, учитель начальных классов,

                                                                                                                                                                высшая квалификационная категория

                                                                                                                       

                                                                                                                Барнаул 2014

Пояснительная записка

Библиографический список программ, на основе которых разработана рабочая программа курса:

Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» разработана на основе авторской программы С.Н. Ямшининой (система «Перспективная начальная школа») с учётом особенностей образовательного учреждения и социального заказа. Имеет спортивно-оздоровительную, социальную и общекультурную направленность.

Обоснование выбора УМК «Перспективная начальная школа»

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального стандарта начального общего образования.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

-ориентацию на результаты образования как системно-образующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;

-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;

-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного и познавательного развития обучающихся;

-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

-разнообразие организованных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Основная идея системы «Перспективная начальная школа»-оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, системный учёт современных особенностей образовательного процесса в начальной школе.

Цели и задачи программы:

Цель деятельности научного клуба – сформировать УУД учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

Задачи деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир»:

  1. Развитие: познавательного интереса к изучению родного края; познавательных навыков; умений самостоятельно получать информацию, ориентироваться в информационном пространстве; критического и творческого мышления.

  2. Формирование: коммуникативных умений (распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения); информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; общественной активности личности; гражданской позиции; культуры общения и поведения в обществе; навыков ЗОЖ.

  3. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, потребности в самопознании и саморазвитии.

Ценностные ориентиры содержания курса:

Специфика программы внеурочной деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» состоит в том, что она имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Данная программа обеспечивает в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение собственного места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Программа ориентирована на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества, методами наблюдения и постановки опытов на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм организации внеурочной деятельности:

Система разнообразных форм организации внеурочной деятельности и форм организации деятельности учащихся обеспечивается межпредметными  связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей        .

Содержание программы, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему на выбор:

- источники дополнительной информации (хрестоматия по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»).

         Программа представляет собой вариант организации деятельности школьников в школьном научном клубе. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе («Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения») и позволяющими ученику овладеть практическими навыками изучения окружающего мира.

Программа научного клуба «Мы и окружающий мир» предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности.

Форма организации: школьное научное сообщество (клуб).

Формы проведения: экскурсии, выставки, олимпиады, творческие и исследовательские проекты, презентации, заочные путешествия.

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная

Планируемые результаты

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свой поступки;

-установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание;

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

-обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль;

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

-формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

-различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

-искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям;        установление аналогий;

-установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;

-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

В области предметных  планируемых результатов обучающиеся научатся:

-читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края;

-называть системы органов человека;

-понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

-выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;

-собирать материал и составлять портфолио о родном крае.

Содержание тем курса внеурочной деятельности

№п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Культура моих предков.

2 часа

2.

Традиции и праздники моего народа, моей семьи.

2 часа

3.

Внимание, конкурс! «Вращение Земли», «Природные зоны».

2 часа

4.

Широка страна моя родная.

4 часа

5.

Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края.

4 часа

6.

История моей школы.

6 часов

7.

Человек-часть природы.

6 часов

8.

Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

9 часов

        Итого:                                                                                                                                                  35 часов

Тематическое планирование:

№ п/п

        Дата        

        

        Тема занятия

Виды внеурочной деятельности

По плану

По факту

1.

Поступь веков

Познавательная

2.

«Сказ о том, как Никита Демидов с Петром 1 познакомился»

Познавательная

3.

«Душа моя Масленица»

Досугово-развлекательная, познавательная

4.

Традиции и праздники моей семьи

Художественное творчество

5.

Заочное путешествие в космос

Познавательная, игровая

6.

Внимание, конкурс!

Познавательная

7.

Собираем экспедицию в Арктику, в тундру

Проблемно-ценностное общение

8.

Роль леса в жизни людей

Познавательная

9.

Где бы я провёл летние каникулы- в степи или в субтропиках?

Проблемно-ценностное общение

10.

Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?

Познавательная

11.

Сельское хозяйство моего края

Познавательная, досуговое общение

12.

Что даёт мой край стране?

Познавательная, досуговое общение

13.

Дендрарий нашей школы

Познавательная

14.

Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края

Познавательная

15.

Улица, на которой находится моя школа

Познавательная, социальное творчество

16.

Проект парка на пришкольной территории

Социальное, художественное творчество

17.

Проект парка на пришкольной территории

Социальное, художественное творчество

18.

Конкурс членов клуба « Мы и окружающий мир»

Познавательная

19.

Внимание, конкурс! «Как устроен организм человека?»

Познавательная

20.

Внимание, конкурс! «Как устроен организм человека?»

Познавательная

21.

Как мы воспринимаем окружающий мир

Проблемно-ценностное общение

22.

Викторина «Органы чувств человека» (для 2-3 классов)

Социальное творчество

23.

Внимание, конкурс! «Как устроен организм человека?»

Познавательная

24.

Внимание, конкурс! «Как устроен организм человека?»

Познавательная

25.

10 городов мира, которые надо видеть

Познавательная

26.

10 городов мира, которые надо видеть

Познавательная

27.

Барнаул-столица Алтайского края

Познавательная

28.

Проект военная летопись нашей семьи

Познавательная, художественное творчество

29.

Внимание, конкурс! «Москва как летопись истории России»

Познавательная

30.

Внимание, конкурс! «Москва как летопись истории России»

Познавательная

31.

Человек в мире природы и культуры

Познавательная

32.

Человек в мире природы и культуры

Познавательная

33.

Конференция. Защита портфолио

Досуговое общение

34.

Конференция. Защита портфолио

Досуговое общение

35.

Обобщающий урок

Досуговое обобщение

 

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения:

Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:

1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник.

2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник

3.Энциклопедические словари и справочники.

4.Видео- и аудиоматериалы по темам «Природа Алтайского края», «Диалоги о животных».

Наглядные пособия:

1.Комнатные растения.

2. Гербарии; коллекции насекомых, влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп.

3.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.

4. Географические и исторические карты.

5. Предметы, отражающие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни, и многое другое из жизни общества.

Технические средства:

1.Магнитная доска

2.Мультимедийный проектор

 3.Персональный компьютер

 4.Доска интерактивная

Литература для учащихся:

1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник

Интернет-ресурсы:

1.Электронная версия газеты «Начальная школа». Издательский дом «Первое сентября». Режим доступа:http://nsc.1september.ru/index.php

2.Я иду на урок начальной школы:– Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010

3.Учительская.- Режим доступа: http://www.nachalka.com

4.Информатика 4 класс.  Методическое пособие.- Режим доступа: http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=111

5.Методическая копилка.- Режим доступа: http://www.it-n.ru/resourse.aspx?cat_no=201360

6.Мы и образование.- Режим доступа: http://www.alleng.ru/index.htm

7.Журнал «Начальная школа».- Режим доступа: http://n-shkola.ru

8.Информатика 4 класс - Режим доступа: http://nachalka.info

9.Информатика. Начальная школа.- Режим доступа: http://vintorika.ru/3_tehnology_es/index.htm

Литература, использованная при подготовки программы:

1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. Академкнига/Учебник.

2.Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения М.:Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...