Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс"Мы и окружающий мир" по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur.deyat_._my_i_okr._mir_4_klass.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 111»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ №111»
Протокол №___ от «__»____2014 по УВР ________Г.Р.Зеленина
Руководитель МО ___________________ Приказ №_____от
____________________
«____»_________2014 «___»________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: внеурочная деятельность
образовательная область: окружающий мир
начальное общее образование
4 класс
Срок реализации программы 2014/2015учебный год
Разработчик программы: О.В.Рудакова, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Барнаул 2014
Пояснительная записка
Библиографический список программ, на основе которых разработана рабочая программа курса:
Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» разработана на основе авторской программы С.Н. Ямшининой (система «Перспективная начальная школа») с учётом особенностей образовательного учреждения и социального заказа. Имеет спортивно-оздоровительную, социальную и общекультурную направленность.
Обоснование выбора УМК «Перспективная начальная школа»
Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального стандарта начального общего образования.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
-ориентацию на результаты образования как системно-образующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира составляет цель и основной результат образования;
-гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования;
-признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательного процесса и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного и познавательного развития обучающихся;
-обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
-учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-разнообразие организованных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Основная идея системы «Перспективная начальная школа»-оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, системный учёт современных особенностей образовательного процесса в начальной школе.
Цели и задачи программы:
Цель деятельности научного клуба – сформировать УУД учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Задачи деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир»:
1. Развитие: познавательного интереса к изучению родного края; познавательных навыков; умений самостоятельно получать информацию, ориентироваться в информационном пространстве; критического и творческого мышления.
2. Формирование: коммуникативных умений (распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения); информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации; общественной активности личности; гражданской позиции; культуры общения и поведения в обществе; навыков ЗОЖ.
3. Развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, потребности в самопознании и саморазвитии.
Ценностные ориентиры содержания курса:
Специфика программы внеурочной деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» состоит в том, что она имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Данная программа обеспечивает в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение собственного места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Программа ориентирована на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества, методами наблюдения и постановки опытов на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм организации внеурочной деятельности:
Система разнообразных форм организации внеурочной деятельности и форм организации деятельности учащихся обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей .
Содержание программы, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему на выбор:
- источники дополнительной информации (хрестоматия по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»).
Программа представляет собой вариант организации деятельности школьников в школьном научном клубе. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе («Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения») и позволяющими ученику овладеть практическими навыками изучения окружающего мира.
Программа научного клуба «Мы и окружающий мир» предоставляет возможность работающему по ней педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности.
Форма организации: школьное научное сообщество (клуб).
Формы проведения: экскурсии, выставки, олимпиады, творческие и исследовательские проекты, презентации, заочные путешествия.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Планируемые результаты
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельность и личная ответственность за свой поступки;
-установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; гуманистическое сознание;
-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-эстетические потребности, ценности и чувства; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
-обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
-формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
-различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
-искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий;
-установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы;
-самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
-осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
-читать условные обозначения карт; описывать природную зону родного края;
-называть системы органов человека;
-понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
-выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;
-собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
Содержание тем курса внеурочной деятельности
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Культура моих предков. | 2 часа |
2. | Традиции и праздники моего народа, моей семьи. | 2 часа |
3. | Внимание, конкурс! «Вращение Земли», «Природные зоны». | 2 часа |
4. | Широка страна моя родная. | 4 часа |
5. | Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края. | 4 часа |
6. | История моей школы. | 6 часов |
7. | Человек-часть природы. | 6 часов |
8. | Память моего края о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 9 часов |
Итого: 35 часов
Тематическое планирование:
№ п/п | Дата |
Тема занятия | Виды внеурочной деятельности | |
По плану | По факту | |||
1. | Поступь веков | Познавательная | ||
2. | «Сказ о том, как Никита Демидов с Петром 1 познакомился» | Познавательная | ||
3. | «Душа моя Масленица» | Досугово-развлекательная, познавательная | ||
4. | Традиции и праздники моей семьи | Художественное творчество | ||
5. | Заочное путешествие в космос | Познавательная, игровая | ||
6. | Внимание, конкурс! | Познавательная | ||
7. | Собираем экспедицию в Арктику, в тундру | Проблемно-ценностное общение | ||
8. | Роль леса в жизни людей | Познавательная | ||
9. | Где бы я провёл летние каникулы- в степи или в субтропиках? | Проблемно-ценностное общение | ||
10. | Хорошо ли ты знаешь окружающий мир? | Познавательная | ||
11. | Сельское хозяйство моего края | Познавательная, досуговое общение | ||
12. | Что даёт мой край стране? | Познавательная, досуговое общение | ||
13. | Дендрарий нашей школы | Познавательная | ||
14. | Народные промыслы моего края. Заповедные места родного края | Познавательная | ||
15. | Улица, на которой находится моя школа | Познавательная, социальное творчество | ||
16. | Проект парка на пришкольной территории | Социальное, художественное творчество | ||
17. | Проект парка на пришкольной территории | Социальное, художественное творчество | ||
18. | Конкурс членов клуба « Мы и окружающий мир» | Познавательная | ||
19. | Внимание, конкурс! «Как устроен организм человека?» | Познавательная | ||
20. | Внимание, конкурс! «Как устроен организм человека?» | Познавательная | ||
21. | Как мы воспринимаем окружающий мир | Проблемно-ценностное общение | ||
22. | Викторина «Органы чувств человека» (для 2-3 классов) | Социальное творчество | ||
23. | Внимание, конкурс! «Как устроен организм человека?» | Познавательная | ||
24. | Внимание, конкурс! «Как устроен организм человека?» | Познавательная | ||
25. | 10 городов мира, которые надо видеть | Познавательная | ||
26. | 10 городов мира, которые надо видеть | Познавательная | ||
27. | Барнаул-столица Алтайского края | Познавательная | ||
28. | Проект военная летопись нашей семьи | Познавательная, художественное творчество | ||
29. | Внимание, конкурс! «Москва как летопись истории России» | Познавательная | ||
30. | Внимание, конкурс! «Москва как летопись истории России» | Познавательная | ||
31. | Человек в мире природы и культуры | Познавательная | ||
32. | Человек в мире природы и культуры | Познавательная | ||
33. | Конференция. Защита портфолио | Досуговое общение | ||
34. | Конференция. Защита портфолио | Досуговое общение | ||
35. | Обобщающий урок | Досуговое обобщение |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения:
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. М.: Академкнига/Учебник.
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник
3.Энциклопедические словари и справочники.
4.Видео- и аудиоматериалы по темам «Природа Алтайского края», «Диалоги о животных».
Наглядные пособия:
1.Комнатные растения.
2. Гербарии; коллекции насекомых, влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп.
3.Коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых.
4. Географические и исторические карты.
5. Предметы, отражающие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни, и многое другое из жизни общества.
Технические средства:
1.Магнитная доска
2.Мультимедийный проектор
3.Персональный компьютер
4.Доска интерактивная
Литература для учащихся:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 кл. Учебник: В 2 ч.: Академкнига/Учебник
Интернет-ресурсы:
1.Электронная версия газеты «Начальная школа». Издательский дом «Первое сентября». Режим доступа:http://nsc.1september.ru/index.php
2.Я иду на урок начальной школы:– Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
3.Учительская.- Режим доступа: http://www.nachalka.com
4.Информатика 4 класс. Методическое пособие.- Режим доступа: http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=111
5.Методическая копилка.- Режим доступа: http://www.it-n.ru/resourse.aspx?cat_no=201360
6.Мы и образование.- Режим доступа: http://www.alleng.ru/index.htm
7.Журнал «Начальная школа».- Режим доступа: http://n-shkola.ru
8.Информатика 4 класс - Режим доступа: http://nachalka.info
9.Информатика. Начальная школа.- Режим доступа: http://vintorika.ru/3_tehnology_es/index.htm
Литература, использованная при подготовки программы:
1.Программа по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности.1-4 кл.: В 2ч./ Сост.Р.Г.Чуракова. Академкнига/Учебник.
2.Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения М.:Академкнига/Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...