Дикорастущие и культурные растения ( УМК "Планета Знаний" )
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Методическая разработка урока по окружающему миру( УМК "Планета знаний")
Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.
Цель: - развивать умения учащихся при помощи проведения самостоятельного исследования делать выводы;
- совершенствовать умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.
Тип урока: изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок "Дикорастущие и культурные растения" | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО: Серова Елена Александровна
Предмет: окружающий мир УМК «Планета знаний»
Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.
Цель: - развивать умения учащихся при помощи проведения самостоятельного исследования делать выводы;
- совершенствовать умения сотрудничать в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении общей задачи.
Задачи: Создать условия для развития УУД:
Предметные:
- учить сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
- понимать их роль и назначение в жизни человека;
- познакомить с отраслями растениеводства
Личностные:
- формировать положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира;
- развивать способность к самоконтролю;
-развивать навыки сотрудничества.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять степень успешности выполнения своей работы;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- формулировать выводы;
Познавательные УУД
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
-находить необходимую информацию в учебнике;
- получать информацию используя рисунки;
Коммуникативные УУД
-слушать и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной форме.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- Проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация;
- Раздаточный информационный материал.
Форма урока: урок-дискуссия.
Культурные и дикорастущие растения
Ход урока
1.Организационный этап, создание эмоционального настроя
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна.
Давайте подарим друг другу улыбки!
Какие они у вас солнечные и лучистые. Подарите улыбки нашим гостям.
Садитесь.
2.Актуализация знаний (начало)
- Ребята, сегодня нас на уроке нас ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.
Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
Догадались о чём мы поговорим с вами сегодня? (О растениях)
“Не можем жить мы без растений
Об этом скажет нам не только гений.
Как воздух нам нужны они.
Они разнообразны…
И все они по-своему прекрасны”
3.Актуализация знаний (продолжение)
Сегодня мы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать.
Вспомним правила работы в парах. (слайд)
(Выбираем командира, внимательно слушаем задание, обсуждаем негромко, говорим по очереди; готовность показываем поднятием соединенных рук.)
- разделимся на 2 группы: 1 ряд и половина второго – 1 группа;
3 ряд и половина 2 – 2 группа.
У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальными линиями на несколько частей. (У 1 группы - сад/поле/огород. У2 группы - лес/луг/озеро. )
А так же картинки с изображениями растений. Выберите соответствующие картинки и разместите растения по группам, приклеивая их с помощью клея. Обратите внимание, что не все картинки вам могут пригодиться. (После подачи сигнала (поднятия соединенных рук), командир группы прикрепляет свою работу к доске. Дети садятся на свои места. Другая группа проверяет) - Проверьте работы другой группы.(Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе.) Садитесь на свои места.
3. Создание проблемной ситуации.
- А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, чем же они отличаются, кроме места своего произрастания?
(Растения 1 группы выращивает человек, а 2- растут сами)
- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?
(О растениях, которые растут сами по себе (из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)
- Постановка темы и целей.
Тема урока «Культурные и дикорастущие растения» (слайд)
Какие задачи поставим перед собой? (слайд)
(Научиться сравнивать и различать культурные и дикорастущие растения, понимать роль и назначение растений в жизни человека, познакомиться с отраслями растениеводства)
5.Открытие нового знания Работа в группах (по рядам)
-Мы продолжаем исследовательскую работу. Для этого разделимся на 3 группы по рядам. Каждая группа должна сравнить два растения: (слайд)
- выявить общие признаки и найти отличия, а результаты исследования занести в таблицу.
Опрос групп
Группы отчитываются о проделанной работе
6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7Новый материал (продолжение)
- Продолжаем наши исследования.
Мы выясним какую роль и назначение играют растения в жизни человека?
Посмотрите на экран.
Что вы видите? (дом, мебель)
Требуются ли растения, чтобы построить дом и изготовить мебель?
- Значит растения дают нам необходимые вещи для жизни.
-Какие растения изображены? (облепиха , мать и мачеха, …)
Что их объединяет? (это лекарственные растения)
Правильно мы используем растения для лечения различных заболеваний.
Что изображено на рисунке? (пшеница, овощи и фрукты)
Что их объединяет? (Это продукты питания)
Растения дают нам пищу.
-Как вы думаете почему изображена одежда?
Подведем итог. Какую роль и назначение играют растения в жизни человека?
8. Знакомство с отраслями растениеводства
Ученые считают, что люди стали выращивать растения около 10-15 тысяч лет назад. Год от года семена выращенных людьми растений становились крупнее, а плоды вкуснее. Опыт их выращивания передавался из поколения в поколение. Так появилось РАСТЕНИЕВОДСТВО
-- Это сложное слово оно образовалось из 2 слов – растение и водство, т.е. «разводить растение».
9.Самостоятельная работа
А сейчас поработаем с учебником.
- Откройте учебники на с.87. найдите 5 абзац.
Прочитайте его и найдите
- На какие отрасли делится растениеводство?
- Назовите 1 отрасль. (Полеводство)
Полеводство – это отрасль, которая выращивает растения в поле. Не путайте пожалуйста с растениями луга. Потому что на лугу растут дикорастущие, а на поле культурные.
Приведите растения полеводства? (Пшеница, рожь, ячмень)
- назовите следующую отрасль? (Овощеводство)
-Чем занимается овощеводство? (Выращиванием овощей)
Приведите примеры.
-Следующая отрасль. (Плодоводство)
Как вы думаете, чем занимается эта отрасль? (Выращиванием плодов и ягод)
Приведите примеры.
-Перечислите все отрасли растениеводства.
Подведем итог нашей работы.
--Мы сравнивали культурные и дикорастущие растения, узнали о назначении растений и познакомились с отраслями растениеводства.
10.Повторение и закрепление знаний
-А теперь проверив, как вы усвоили материал урока.
Выполним тест «Культурные и дикорастущие растения»
Работать будем с пультами.
Взяли пульты
Каждый вопрос имеет 1 правильный ответ.
Я читаю вопрос. Вы думаете.
Нажмите нужную кнопку.
(выполняют)
Посмотрим результат теста.
-Откройте дневник и поставьте оценку пользуясь ключом.
11.Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению
Запишем Д/з.
с.87-88чит, ответить на вопросы
Задание на выбор:
-Найдите интересные факты из жизни растений.
- Выполните задание 4(Придумайте и нарисуйте фантастическое культурное растение)
- Рефлексия деятельности. Итог урока
-Оцените свою работу на уроке.
-На вопросы отвечаем только да (зеленый квадратик) /нет (розовый квадратик)
1) Я умею работать в группе.
2) Я знаю, чем отличаются культурные растения от дикорастущих.
3) Я знаю, какую пользу приносят растения
- Я рада, что вы все запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дикорастущие и культурные растения.
В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....
Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"
Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....
Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения
Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....
конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний
Урок окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс Планета Знаний....
Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."
Цели: - дать представление о разнообразии растений; - учить детей различать культурные и дикорастущие растения; - познакомить со значением растений в жизни людей...
Урок по окружающему миру в 3 классе "Дикорастущие и культурные растения" Урок изучения и первичного закрепления знаний
Урок изучения и первичного закрепления знаний.Дети познакомятся с терминами «дикорастущие» и «культурные», «растениеводство», «отрасли растениеводства»,...
Анализ урока окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различие дикорастущих и культурных растений"
В данном документе представлен анализ урока окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различие дикорастущих и культурных растений". Урок был ...