"Дикорастущие и культурные растения"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему
Метлдическая разработка по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_urok_rasteniya_2_kl.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Окружающий мир
2 класс
Тема урока:
«Дикорастущие и культурные растения»
ТЕМА УРОКА: «Дикорастущие и культурные растения».
ЦЕЛИ УРОКА:
- Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
- Учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение; воспитывать интерес к полевым растениям.
- Развитие наблюдательности.
- Развитие навыков самостоятельной работы.
- Развитие общего кругозора.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, крыжовника, можжевельника, мать-и-мачехи, помидора, василилька.
- Зеленые и желтые фишки – у каждого ученика.
- Сигнальные карточки для самооценки.
- Карточки для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
Этапы урока, учебные задачи | Содержание урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов) | Примечание | |
1. Организационный момент | Проверим вашу готовность к уроку природоведения. | Проверяют наличие всех пособий и инструментов | |
II. Проверка домашнего задания | - Вспомните, на какие группы можно разделить растения. | Деревья, кустарники, травы. | |
Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями. |
Карточка 1.
- Чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:
Группа | Количество ног | Покров тела | |||
Звери Птицы Рыбы Насекомые Земноводные Пресмыкающиеся | |||||
Этапы урока, учебные задачи | Содержание урока | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов) | Примечание | |||
Карточка 2 - Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым: Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и–мачеха, кедр, малина. Остальные приводят примеры растений разных групп. | |||||
- А на какие группы делятся растения по виду листвы? | Хвойные, лиственные. | ||||
- Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных? Выставление оценок за выполненную работу. | |||||
III. Актуализация знаний. | Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор? | ||||
1.____________ 1. ____________ 2. ___________ 2. ____________ 3. ___________ 3. ____________ | |||||
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения? | Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лен, хлопок. Растения лечат человека – мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов | ||||
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения. | |||||
Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? | Общее – деревья, различие – ель растет в лесу, яблоня – в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку. | ||||
Итак, чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? | Общее – кустарники, различие – крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник – растение леса. | ||||
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? | Общее – травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор – в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай. | ||||
На какие же группы можно поделить все растений? | Первая группа – растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоеме. | ||||
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую – дикорастущими растениями. | |||||
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек. | |||||
IV. Работа по теме. Знакомство с дикорастущими растениями | Детям показывается гербарий и рисунок василька. Можно инсценировать легенду о васильке с помощью кукол или заранее подготовить детей. - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь: | ||||
Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. | Василек | ||||
Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев: К красоте равнодушным он не был, Тот, кто легким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В этом желто-зеленом море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. | |||||
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает? | Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза. | ||||
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками? | Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба. | ||||
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. Сейчас мы покажем вам одну украинскую легенду (см. Приложение к уроку). В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья. Учитель или заранее подготовленные ученики могут рассказать истории о дикорастущих травах. | |||||
V. Физкультминутка | Жил один садовод, Он развел огород, Приготовил старательно грядки. | Дети копают грядки | |||
Он принес чемодан | Показывают, как он нес чемодан | ||||
Полный разных семян, Но смешались они в беспорядке. Наступила весна, И взошли семена - | Дети присели, затем встали | ||||
Садовод любовался на всходы. | Восхищаются. | ||||
Утром их поливал, | Поливают | ||||
На ночь их укрывал | Укрывают | ||||
И берег от холодной погоды | Дети садятся. | ||||
Учитель продолжает: Но когда садовод Нас позвал в огород, Мы взглянули и все закричали: - Никогда и нигде, Ни в земле, ни в воде Мы таких овощей не встречали! Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, засеянных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвекла, чеслук и репуста. | |||||
VI. Работа по учебнику | А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикорастущих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения. Накрой зелеными фишками дикорастущие, а желтыми – культурные растения. | Дети выполняют задания | |||
А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе: | |||||
1. Яблоня 1. Крыжовник 1. Помидор 2. __________________ 2. ____________ 2. ____________ 3. _________________ 3. ____________ 3. ____________ 4. _________________ 4. ____________ 4. ____________ | |||||
VII. Игра «Найди пару» | Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару». | ||||
На доске – карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс. Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно ее. | Рож и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу. | ||||
Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения. Учитель может подробнее рассказать о зерновых растениях, выращиваемых на полях. | |||||
Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. | |||||
Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их. | Смородина, малина, земляника. | ||||
Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде. | |||||
Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений. | Свекла, капуста, морковь, чеснок. | ||||
Лен, хлопок. Из них делают ткань. | |||||
Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца – это все лен и хлопок. | |||||
Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. | |||||
Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. | Флокс, тюльпан, гладиолус. | ||||
VIII. Закрепление изученного | Для закрепления пройденного материала можно выполнить задания 1, 2 в тетради (с. 12). | ||||
Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся: | |||||
Что красно снаружи, Бело внутри С зеленым хохолком на голове? | Редис. | ||||
Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимою – в бочке, Крепкие, соленые. | Огурец. | ||||
Дом зеленый тесноват: Узкий, длинный, гладкий. В доме рядышком сидят Круглые ребятки. Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки. | Горох. | ||||
Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка. | Тыква. | ||||
Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. | Капуста. | ||||
Правильно, все это – овощные растения. | |||||
Домашнее задание |
| ||||
IX. Итог урока | О каких группах культурных растений мы сегодня говорили. Приведите по два-три примера растений каждой группы. Что вам понравилось? Что было трудно? Оцените вашу работу с помощью сигнальных картлчек. Урок окончен. Молодцы! | Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дикорастущие и культурные растения.
В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений....
Урок по окружающему миру + презентация "Дикорастущие и культурные растения"
Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения"....
Дикорастущие и культурные растения.
Методическая разработка урока по окружающему миру в 1классе на тему "Дикорастущие и культурные растения", где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных, приводить прим...
Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения
Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....
Презентация "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс
Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива"...
конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс УМК Планета знаний
Урок окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс Планета Знаний....
Урок по окружающему миру на тему "Разнообразие растений в природе. Дикорастущие и культурные растения."
Цели: - дать представление о разнообразии растений; - учить детей различать культурные и дикорастущие растения; - познакомить со значением растений в жизни людей...