Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_om_-_tematicheskoe_planirovanie.doc | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Планируемые результаты | Раздел программы | Темы уроков (основные элементы содержания) | Виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Планируемые результаты | ||
I | Фаза совместного проектирования и планирования года (фаза запуска). Мы и наш мир (11 ч) | ||||||
1 | 1.1 | Мы и наш мир | Мир – это все, что нас окружает, мы сами – часть мира. Учебный комплект: учебник, рабочая тетрадь, Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут. Адрес. Распорядок дня | Регулятивные: ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ; уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Познавательные: соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно, называние домашнего и школьного адресов; моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы. Коммуникативные: уметь рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения | Познакомятся с учебником, его персонажами и «волшебным клубочком», рабочей тетрадью; с правилами безопасности по пути из дома в школу и обратно; Побеседовать на тему «Что такое окружающий мир?»; сделают практическое задание «Проложи маршрут»; научатся работать с иллюстрациями и фотографиями; | ||
2 | 1.2 | Мы и наш мир | Природа – это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Представление о природе как составной части окружающего мира | Регулятивные : выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос; ориентироваться в тетради и учебнике. Познавательные : различение объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе. Коммуникативные : уметь высказывать предположения о том, что можно отнести к природе; строить сообщение в соответствии с учебной задачей. Личностные : оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы, отмечают в природном окружении то, что особенно нравится; принимают ценности природного мира | Научатся классифицировать объекты окружающего мира, приведут примеры; прослушают песни Д. Кабалевского «Наш край»; поработают со словарём (узают лексическое значение слова «природа»), иллюстрациями [1, 6–7]; выполнят задания в учебнике и тетради | ||
3 | 1.3 | Мы и наш мир | Солнце, звезды, воздух, вода, камни – неживая природа. Растения, грибы, животные – живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой | Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия. Познавательные: различение и называние объектов неживой и живой природы; приведение примеров объектов каждой группы; осознанное и произвольное высказывание в устной форме о значении живой и неживой природы. Коммуникативные: уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям); вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре. Личностные: оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы; выделяют в неживой и живой природе то, что особенно нравится; отображают свои предпочтения в рисунке | Прослушают песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир». Познакомятся с понятиями «неживая природа», «живая природа»; установят связь между неживой и живой природой; классифицирование природных объектов. Постановка проблемного вопроса «Что в природе является живым, что неживым?»; работа со словарём (лексическое значение слова «жизнь»), поработают с иллюстрациями; выполнят задания индивидуально, в парах; сопоставят свой вывод с выводом в учебнике | ||
4 | 1.4 | Мы и наш мир | Экскурсия «Окрестности нашей школы». Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса, речи, движений тела, музыкальных инструментов | Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: осуществление поиска нужного иллюстративного материала, умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно; представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культу- ра – всё то, что создано людьми. Коммуникативные: уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Личностные: оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края | Работа с разворотом [1, 4–7; 10–11], [2, 10–11]; прослушивание записи голосов птиц; рассматривание свистульки; сравнение с образом птиц; определение, из какого природного материала сделана свистулька; работа с иллюстрациями; беседа «Из истории свистульки»; обобщение «Что такое культура?»; рефлексия: ответы на вопросы «Что нового вы узнали на уроке? Где эти знания могут пригодиться?» | ||
5 | 1.5 | Мы и наш мир | Древние способы хранения и передачи произведений культуры по памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе и народов своего края (города) | Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: представление о том, что второй составляющей окружающего мира является культура – всё то, что создано людьми; различение предметов и явлений культуры, созданных давно и недавно; разнообразие видов культуры; расположение предметов и явлений культуры на мысленной шкале «раньше – теперь; давно – недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения; понимание, что культура преображает природу и жизнь людей, соединяет людей разных поколений. Коммуникативные: уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей, использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Личностные: оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края | Закрепление представлений о культуре: выполнение задания 3 [2, 12]; представление детьми своих иллюстраций к сказке; чтение отрывка наизусть; беседа [2, 12–13]; обобщение «Разнообразие видов культуры»; рефлексия: ответы на вопросы «Как я работал на уроке? Что получилось? Чем я не доволен?» | ||
6 | 1.6 | Мы и наш мир | Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Образы живой и неживой природы, воспроизведенные в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природного материала | Регулятивные: использовать знаково-символические средства представления информации; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: определение образа природы в произведениях культуры, понимание того, как мастер преображает природу в своих изделиях; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов. Коммуникативные: уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение. Личностные: осознают целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; понимают красоту произведений народного творчества | Повторение пройденного материала; обмен впечатлениями об экскурсии; работа по учебнику [1, 12–13]; беседа «Изделия народного творчества»; выполнение задания 3 [2, 14–15]; практическая работа «Изготовление кукол»; обобщение «Образ природы в произведенияхкультуры»; рефлексия: «Что у вас хорошо получается, а что не получается? Над чем вы будете работать на следующих уроках?» | ||
7 | 1.7 | Мы и наш мир | Многообразие и красота людей разного возраста, разной этнической принадлежности. Особенности традиционного костюма. Ценности семейного архива | Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Познавательные: обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились. Коммуникативные: уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Личностные: оценивают эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе и своего края; переживают радостные чувства семейного единения друг с другом, понимают ценности семейного архива, сохраняющего память о самых дорогих нам людях | Повторение пройденного материала «Природа и культура – части окружающего мира»; беседа «Люди разного возраста»; работа с иллюстрациями [1, 16–17]; выполнение заданий в тетради; рассматривание костюмов разных народов России; прослушивание песен своего края; вывод «Красота людей разного возраста и разной этнической принадлежности» | ||
8 | 1.8 | Мы и наш мир | Задание 2 [2]. Национальные костюмы жителей нашего края (области, города) с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. Чрезвычайная ситуация (ЧС), опасная ситуация. Природные и техногенные ЧС, пожар и т. п. | Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; контролировать собственнуюречь, ее четкость, правильность. Познавательные: ознакомление со способами восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; определение подходящими словами ощущения от восприятия с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния; передача словами красоты мира природы и культуры. Коммуникативные: уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; стремиться к координации различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Личностные: определяют интерес к познанию окружающего мира; осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность | Сделают краткий пересказ русской народной сказки «Семь Симеонов»; беседа «Чудесные помощники»; опыт и наблюдение «Что лежит в коробке?»; рассматривание и беседа по картинам А. А. Пластова, Н. П. Богданова-Бельского, И. М. Прянишникова; вывод «Пять чувств»; рефлексия: ответы на вопросы «Что показалось трудным на уроке? Над чем каждому из вас надо еще поработать?» | ||
9 | 1.9 | Мы и наш мир | Как мы общаемся с миром [1, 20–21] (формирование и совершенствование знаний; проблемный) | Регулятивные: контролировать свою речь, ее четкость и правильность; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Познавательные: осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ, обобщение, что именно эти особенности позволяют человеку творчески узнавать мир и преображать его в своей деятельности. Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); анализировать репродукции картин. Личностные: принимают ценности природного мира, учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи | Выполнение задания 1 [2, 16]; повторение «Пять чувств»; рассматривание репродукции картины А. И. Лактионова; выполнение задания 3 [2, 17]; игровой момент «Диалог кукол»; рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовского, И. Е. Репина; обобщение «Человеческая речь, память, мышление» | ||
10 | 1.10 | Мы и наш мир | Люди – творцы культуры [1, 22–23], [2, 18–19] (применение знаний на практике; по-вторительно-обобщающий) | Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценивать результаты труда. Познавательные: осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ; умение передавать словами красоту человеческого труда, радость творчества, которые приносят пользу и радость природе и другим людям, дают почувствовать, что такое правда, добро, красота. Коммуникативные : уметь контролировать себя в процессе совместной работы, соблюдая правила вежливого обращения. Личностные : выражают словами чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с народной культурой | Беседа «Отличие человека от других живых существ»; рассматривание фотографий [1, 22–23]; обсуждение смысла пословиц [1, 23]; выполнение задания 1 [2, 18–19]; вывод «Что такое окружающий мир? Почему человек занимает особое место в природе?»; рефлексия: «Какими словами вы могли бы определить свое настроение во время работы?» | ||
11 | 1.11 | Мы и наш мир | За страницами учебника «Мы и наш мир» [1, 24] (применение знаний на практике; экскурсия) | Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные : определение подходящими словами красоты человеческого труда и радости творчества, передача словами красоты мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Коммуникативные : уметь формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные : осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | Путешествие в городской парк; беседа «Музыка осенней природы» (или: «Образы природы в творчестве человека»); составление осенних букетов из цветов, листьев, семян | ||
II | Наш класс в школе (13 ч) | ||||||
12 | 2.1 | Наш класс в школе | Наш класс в школе [1, 26–27], [2, 20–21]. (формирование новых знаний; путешествие) | Регулятивные : выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные : осознание важности школы в процессе познания окружающего мира; умение определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности; знакомство с образами класса в разные исторические эпохи. Коммуникативные : уметь владеть способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности). Личностные: выделяют личное (эмоциональное) отношение к школе, классу, другим ученикам | Беседа «Составные части окружающего мира»; работа в группах «Предметы и явления природы и культуры в классной комнате»; игровой момент «Что такое мел?»; работа по учебнику [1, 26–27]; рассматривание иллюстраций; выполнение заданий 1–3 [2, 20]; вывод «Наш класс» | ||
13 | 2.2 | Наш класс в школе | Мы – дружный класс [1, 28–29], [2, 22–23]. ОБЖ. Безопасное поведение в школе (формирование нового проблемного видения; проблемный) | Регулятивные : выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели – понимание необходимости товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; чувства принадлежности к коллективу, поколенческой идентичности. Коммуникативные : уметь осознавать необходимость сплочённости учащихся как членов единого коллектива – класса. Личностные : выполняют самоопределение личности на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями | Прочитают диалог кукол Мальчика и Девочки о дружной совместной работе детей в группах; рассмотрят фотографии, подберут подписи; игровой момент«Море волнуется»; работа в тетради [2, 22]; вывод «Наш класс – это целый мир. В нем есть и природа, и культура, и мы – люди!»; рефлексия: оценка работы класса в целом | ||
14 | 2.3 | Наш класс в школе | Учитель – наставник и друг [1, 30–31], [2, 23] (закрепление и совершенствование знаний; путешествие) | Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: представление идеального образа учителя в культурной традиции народов России как великой духовной ценности; осмысление на конкретных примерах важности и необходимости культурной преемственности от старшего к младшему. Коммуникативные: уметь понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи | Беседа «О ком это говорится: “Большая честь – других вперёд весть”?»; составят рассказ об учителе; работа по учебнику [1, 30]; беседа по картине Н. П. Богданова-Бельского; чтение слов на голубой плашке [1, 30]; рассмотрят фотографии; беседа «Семейный альбом» | ||
15 | 2.4 | Наш класс в школе | Природа в классе [1, 32–33], [2, 24–25] (получение новых знаний; комбинированный) | Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. Познавательные : распознавание комнатных растений с помощью атласа-определителя «От земли до неба», приведение примеров комнатных растений из числа изученных. Коммуникативные : уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные : ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают ценность природного мира; проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи | Прослушают «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; рассмотрят растения в классе; беседа «Комнатные растения»; работа с иллюстрациями [1, 32–33]; практическая работа по распознаванию комнатных растений с помощью атласа-определителя; выполнение заданий 1–3 [2, 24–25]; обобщение: назовите комнатные растения | ||
16 | 2.5 | Наш класс в школе | Как ухаживать за комнатными растениями [1, 34–35] (формирование новых знаний; практикум) | Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные : полив и опрыскивание комнатных растений, рыхление почвы в цветочных горшках; осуществление анализа объектов с выделением существенных признаков. Коммуникативные : уметь учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера. Личностные : применяют практические умения по уходу за комнатными растениями; знают основные моральные нормы и ориентируются на их выполнение; осуществляют самооценку на основе критериев успешности работы | Повторение пройденного материала: ответят на вопросы: «Откуда родом комнатные растения? Для чего люди их выращивают?»; демонстрация картотеки; конкурс знатоков комнатных растений; беседа «Как ухаживать за комнатными растениями»; работа по учебнику [1, 35]; опыт и наблюдение «Правила полива»; обобщение по теме | ||
17 | 2.6 | Наш класс в школе | Что растёт у школы [1, 36–37], [2, 26–27] (получение новых знаний; экскурсия) | Регулятивные : оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные : различать изученные группы растений по существенным признакам, приводить примеры представителей каждой группы, схематически изображать дерево, кустарник, травянистое растение, использовать атлас-определитель как источник информации; знакомство с понятиями «деревья», «кустарники», «травянистые растения». Коммуникативные : уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет. Личностные : ориентируются на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, родителей, товарищей и других людей | Повторение изученного материала. Ответят на вопросы: «Какие растения растут в нашем классе? Какие условия необходимы им для жизни? Как нужно за ними ухаживать?»; слушание песни Д. Кабалевского; работа с фотографиями [1, 36], с Приложением [1, 90]; выполнение заданий 1–3 [2, 26–27]; работа в парах [1, 37]; нахождение ключевых слов и объяснение их; вывод и соотнесение с выводом в учебнике [1, 37] | ||
18 | 2.7 | Наш класс в школе | Мир за стеклянным берегом [1, 38–39], [2, 28–29] (обобщение и системати- | Регулятивные : выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные : представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе рыб, водных растений, моллюсков; умение распознавать обитателей аквариума, ознакомление со средствами и способами ухода за аквариумом. Коммуникативные : уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Личностные : проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи- | Проблемная ситуация «Золотая рыбка»; работа по учебнику [1. 38]; практическая работа «Уход за аквариумом»; рассказ учителя «Аквариум и его обитатели»; выполнение заданий 1–3 [2, 28–29]; коллективное выполнение задания [1, 39]; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником | ||
19 | 2.8 | Наш класс в школе | Кто ещё у нас живёт? [1, 40–41], [2, 30–31] (получение новых знаний; путешествие) | Регулятивные: различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные: знакомство с животными, которых обычно держат в живых уголках, с условиями их содержания; умение различать наиболее распространённых обитателей живого уголка, определять этих животных с помощью атласа-определителя, усвоение простейших правил ухода за этими животными. Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Личностные: проявляют любовь к животным и чувство ответственности; в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; преобразовывают практическую задачу в познавательную | Повторение пройденного материала; беседа «Какие животные живут в живом уголке нашей школы?»; работа по учебнику [1, 40–41], с Приложением [1, 90]; работа с дополнительной литературой (атласом-определителем); выполнение задания 1 [2, 30]; обсуждение условий, необходимых для жизни обитателей живого уголка, и правил ухода за ними, вопроса «Всем ли животным хорошо в живом уголке?» | ||
20 | 2.9 | Наш класс в школе | Какие бывают животные [1, 42–43], [2, 32–33] (формирование новых знаний; мультимедиа-урок) | Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные : представление о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), их существенных признаках; умение классифицировать животных по их существенным признакам, приведение примеров представителей каждой группы. Коммуникативные : уметь задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия. Личностные : соблюдают правила бережного отношения к животным, основы экологической культуры: принимают ценность природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения | Прослушают музыку заставки к телепередаче «В мире животных»; беседа «Группы животных»; работают с учебником; беседа с использованием атласа-определителя [1, 152–155], демонстрационных изображений животных; научатся выявлять различные признакив животных; выполненят задания 1 [2, 32–33]; Сделают вывод «Как определить каждую группу животных» | ||
21 | 2.10 | Наш класс в школе | Делу – время [1, 44–45], [2, 34–35]. (получение новых знаний; комбинированный) | Регулятивные : планировать и контролировать свои действия; соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. Познавательные : раскрытие смысла первой части пословицы «Делу – время, потехе – час», привлекательности учения как важного дела в любом возрасте; обобщение представлений о школе, в которой учатся; корректировка образа школы как Дома, где дети учатся самыми разными способами открывать для себя окружающий мир и его тайны. Коммуникативные : уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками. Личностные : соблюдают основные моральные нормы поведения | Диалог кукол-помощников «Режим дня»; работа по учебнику [1, 44–45]; игровой момент: соотнесение пословиц и рисунков; слушание музыки; исполнение песни; работа в тетради [2, 33–34]; вывод «Чем ученики были заняты: делом или потехой»; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником | ||
22 | 2.11 | Наш класс в школе | Книга – наставник и друг [1, 46–47] (закрепление и совершенствование знаний; комбинированный) | Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные : представление образа книги в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности; понимание необходимости книги в жизни каждого человека и радости от общения с ней как с верным другом; на конкретных примерах раскрытие важности и необходимости культурной преемственности через чтение книг. Коммуникативные : уметь использовать в общении правила вежливости. Личностные : положительно относятся к школе и учебной деятельности; проявляют интерес к учебному материалу | Загадка [1, 47]; беседа «Как сохранить мысль?»; работа по учебнику [1, 47]; прочитают рассказ Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»; рассказ учителя «Из истории книгопечатания»; работа в группах: сделают практическую работу – пропечатывание букв | ||
23 | 2.12 | Наш класс в школе | Потехе – час [1, 48–49], [2, 36–37] (применение знаний на практике; игра) | Регулятивные : выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах; осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Познавательные : раскрытие смысла второй части пословицы «Делу – время, потехе – час», необходимости ритмичной смены работы и отдыха для достижения успеха в любом деле; знакомство с тайнами игр и игрушек как хранителей знаний и образа мира, присущих каждому конкретному времени. Коммуникативные : уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные : проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; стремление к успешной учебной деятельности, позитивную самооценку | Создание проблемной ситуации. Ответят на вопрос: «Кто первый?»; беседа «Что такое культура»; поработают с учебником [1, 48]; игровой момент «Бюро подарков»; заучат считалки [1, 49]; поиграют в «Жмурки»; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником | ||
24 | 2.13 | Наш класс в школе | За страницами учебника («Наш класс») [1, 50] (закрепление и совершенствование знаний; спортивный праздник) | Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные : осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание заданного вопроса, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные : уметь соблюдать правила игрового поведения как залога успешности совместной игры, как способа дружеского и результативного общения друг с другом, как школы физического, психического, умственного, эстетического и этического развития. Личностные : осознают сплочённость учащихся как членов единого коллектива – класса; осознают принадлежность к коллективу (классу), поколенческой идентичности (мы – это я и сверстники) | Беседа «Значение игры для учащихся начальной школы»; игровые моменты; составят кодекс чести класса, коллективное обсуждение вопросов по теме урока | ||
III | Наш дом и семья (15 ч) | ||||||
25 | 3.1 | Наш дом и семья | Мы в семье [1, 52–53], [2, 38–39] (получение новых знаний; путешествие) | Мы в семье [1, 52–53], [2, 38–39] (получение новых знаний; путешествие) с помощью терминов родства определять свои отношения с каждым из членов своей семьи; оценивание своих отношений с каждым членом своей семьи с помощью понятий «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; представление образа семьи в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности. Коммуникативные : уметь взаимодействовать в семье позитивными способами; договариваться, приходить к общему решению. Личностные : проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни | Беседа «Важность частей растений», рассматривание изображения яблони с плодами; называние частей дерева; слушание классической музыки; рассказ учителя «Родословное дерево»; рассматривание фотографий семьи [1, 52]; чтение и обсуждение смысла пословиц; работа в тетради [2, 38–39]; итог урока «Любовь и уважение в семье» | ||
26 | 3.2 | Наш дом и семья | Моя семья – часть моего народа [1, 54–55], [2, 40–41] (формирование новых знаний; инсценирование) | Регулятивные : контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные : представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим; умение находить ласковые слова в колыбельной песне; подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; называть старинные предметы быта на языке своего народа. Коммуникативные : уметь использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами (группами). Личностные : выражают положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе | Работа по учебнику [1, 54]; рассматривание репродукции картин М. И. Игнатьева, А. А. Красносельского; чтение колыбельной песни учителем; беседа «Старинные предметы»; рассматривание старинных предметов [1, 54–55]; выполнение заданий в рабочей тетради [2, 40]; подведение итога урока «Драгоценные нити семейной памяти» | ||
27 | 3.3 | Наш дом и семья | Природа в доме [1, 56–57], [2, 42–43]. ОБЖ. Опасность у тебя дома (применение знаний на практике; практикум) | Регулятивные : действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Познавательные : осознание того, что наш дом, как и класс, наполнен природой, понимание её значения для всех членов семьи. Коммуникативные : уметь участвовать в работе парами (группами), допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению. Личностные : осознают ответственность за жизнь и здоровье живых существ в доме, проявляют любовь к своему дому, ко всему, что в нём находится | Слушание песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»; рассказ учителя «Природа в доме»; беседа; работа по учебнику [1, 56, 57]; выполнение заданий 1–2 [2, 42–43]; работа с атласом-определителем; чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»; вывод и сопоставление с выводом в учебнике | ||
28 | 3.4 | Наш дом и семья | Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество [1, 58–59], [2, 44–45]. ОБЖ. Огонь. Электричество (формирование новых знаний; конференция) | Регулятивные: выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: представление о том, что вода, газ, электричество в нашем доме – резуль-тат труда человека, использующего богатства неживой природы; знание способов получения воды, газа, электричества, их доставки в наш дом, правил безопасного обращения с бытовыми приборами. Коммуникативные: уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию. Личностные: выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; соблюдают основные моральные нормы поведения | Конкурс «Природа в доме», отгадывание загадок; слушание песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»; постановка проблемного вопроса «Зачем намгаз, вода, электричество?», обсуждение с опорой на иллюстрации [1, 58–59]; обобщение [1, 58]; выполнение заданий 1–2 [2, 44–45]; подведение итога урока [1, 59] | ||
29 | 3.4 | Наш дом и семья | Красивые камни в нашем доме [1, 60–61], [2, 46–47] (закрепление и совершенствование знаний; экскурсия) | Регулятивные: выражать позитивное отношение к неживой природе; организовывать рабочее место под руководством учителя. Познавательные: знакомство с камнями как частью неживой природы, показ красоты камней и изделий из них; умение различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях. Коммуникативные: уметь принимать другое мнение и позицию одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Личностные: имеют представления о ценности и уникальности природного мира; выполняют оценивание выполненной работы, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Повторение изученного материала по вопросам; слушание арии индийского гостя – персонажа из оперы [2, 46–47] | ||
30 | 3.5 | Наш дом и семья | Комнатные растения у нас дома [1, 62–63], [2, 48–49] (повторение и систематизация знаний; викторина) | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: знакомство с комнатными растениями, распознавание их на фотографии, рисунке и в натуральном виде, использование атласа-определителя. Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости. Личностные: имеют положительное отношение к школе, учебной деятельности, к изучению окружающего мира; представление о причинах успеха в учебе | Слушание «Вальса цветов» из балета | ||
31 | 3.6 | Наш дом и семья | Выйдем в сад [1, 64–65], [2, 50–51] (повторение и систематизация знаний; путешествие) | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: определение значения слов «сад» и «огород», «фрукты», «ягоды» и «овощи»; усвоение понятий «дерево», «кустарник», «травянистое растение» на примере садовых культур; классификация садовых культур по признакам «дерево – кустарник – травянистое растение». Коммуникативные: уметь адекватно использовать коммуникативные средства для решенияразличных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации. Личностные: используют знаково-символические средства для решения учебных задач | Слушание музыки: русская народная песня «Калинка» либо песня «Яблони в цвету» в исполнении Е. Мартынова; работа по учебнику [1, 64]; рассказ учителя «Что такое сад?»; игровое задание «Корзина с фруктами и овощами»; беседа «Ово-щи и фрукты»; выполнение заданий 1–3 [2, 50–51] | ||
32 | 3.7 | Наш дом и семья | Овощи и фрукты на нашем столе [1, 66–67], [2, 52–53] (закрепление и совершенствование знаний; практикум) | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия поставленной задаче. Познавательные: повторение и расширение сведений об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма, о классификации овощей и фруктов; усвоение того, что овощи и фрукты – кладовая витаминов. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет. Личностные: ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края | Слушание музыки: русская народная песня «Калинка» либо песня «Яблони в цвету» в исполнении Е. Мартынова; проверка домашнего задания [1, 66]; выполнение заданий 1–2 [2, 52] (по вариантам); демонстрация рисунков экзотических фруктов; сопоставление вывода учащихся с выводом в учебнике | ||
33 | 3.8 | Наш дом и семья | Про хлеб и кашу, про чай и кофе [1, 68, 71], [2, 54–55]. | Регулятивные: контролировать и оценивать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: знакомство с тем, как растения кормят человека; называние, из чего делают хлеб и каши, чай и кофе; различение видов круп. Коммуникативные: уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Личностные: уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу; понимают чувства одноклассников, учителя | Слушание мелодии песни «Хлеб всему голова» (сл. Н. Кудрина, муз. В. Гундарева); выполнение заданий 3–4 [2, 53]; работа по учебнику [1, 69, 71]; чтение пословиц, обсуждение; выполнение задания 1 [2, 54]; работа с иллюстрациями [1, 70–71], с Приложением [1, 93]; практическая работа «Распознавание круп, чаинок и кофейных зерен» | ||
34 | 3.9 | Наш дом и семья | Дикорастущие и культурные растения [1, 72–73], [2, 56–57] (получение новых знаний; комбинированный) | Регулятивные: контролировать свои действия во время работы с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные: отличать культурные растения от дикорастущих; приводить примеры растений каждой группы; знакомство с понятиями «дикорастущие растения», «культурные растения», «сорта культурных растений». Коммуникативные: уметь ориентироваться в позиции партнера в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группе). Личностные: выражают положительное отношение и интерес к изучению природы; понимают ценность природного мира, природоохраны | Беседа «Виды растений»; работа по учебнику [1, 72]; рассказ о культурных растениях; работа в парах [1, 73]; выполнение заданий 1–2 [2, 56]; работа с атласом-определителем; игровой момент «Волшебный клубочек»; подведение итога урока [1, 73] | ||
35 | 3.10 | Наш дом и семья | Собака в нашем доме [1, 74–75], [2, 58–59]. ОБЖ. Как вести себя с домашними питомцами (получение новых знаний; путешествие) | Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Познавательные: происхождение собак, наи-более распространённые породы, различение их с помощью атласа-определителя; знакомство с правилами ухода за собакой. Коммуникативные: уметь осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. Личностные: эмоционально выражают любовь к домашним питомцам, чувство ответственности за них | Проверка заданий 3–4 [2, 57]; слушание музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; рассказ учителя «Одомашнивание животных»; работа с фотографиями [1, 74, 75]; выполнение заданий 1, 3 [2, 58–59]; выступление кинолога, ветеринара (по возможности) | ||
36 | 3.11 | Наш дом и семья | Кошка в нашем доме [1, 76–79], [2, 60–63]. (формирование новых знаний; мультимедиа урок) | Регулятивные: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном, наглядно-образном уровне. Познавательные: знакомство с происхождением домашней кошки, с породами кошек; различение их; знакомство с особенностями содержания кошек и ухода за ними. Коммуникативные: уметь адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Личностные: выражают доброе отношение к домашним питомцам, стремятся наблюдать за ними, подмечают интересное в их поведении, стараются лучше понять их | Слушание музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; конкурс «Лучший знаток собак»; рассказ учителя «Одомашнивание кошки»; выполнение задания 1 [2, 60]; обсуждение правил содержания кошек; выполнение задания 2 [2, 60] | ||
37 | 3.12 | Наш дом и семья | Дикие и домашние животные [1, 80–83], [2, 64–65]. ОБЖ. Когда четвероногие друзья опасны (закрепление и совершенствование знаний; практикум) | Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. Познавательные: знание, в чём состоит различие между дикими и домашними животными; умение классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее», приведение примеров животных каждой группы «дикие животные», «домашние животные». Коммуникативные: уметь сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку. Личностные: выражают эмоционально-положительное отношение к животным; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Слушание музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; рассказ учителя; беседа «Дикие и домашние животные»; работа с иллюстрациями [1, 80]; выполнение заданий 1–3 [2, 65–64]; практическая работа по распознаванию продуктов по вкусу; работа с разворотом учебника [1, 82–83]; рассматривание фигурок животных; подведение итога урока [1, 80–81] | ||
38 | 3.13 | Наш дом и семья | С утра до вечера [1, 84–87], [2, 66]. (формирование новых знаний; путешествие) | Регулятивные: выражать свое позитивное отношение к семье. Познавательные: представление о повседневной жизни в семье как о культурной ценности; использование словарного запаса при сравнении внешних старинных и современных форм семейной жизни, выявлении их общих внутренних черт (любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад), при составлении устного рассказа о жизни в семье. Коммуникативные: уметь выражать устойчивую учебно-познавательную мотивацию обучения; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что – нет. Личностные: стремятся контролировать свой распорядок дня; соблюдают правила обращения с огнём, водой и электроприборами в доме | Беседа «Чудо-птица»; работа с репродукциями картин Т. Н. Яблонской «Утро», З. Е. Серебряковой «За завтраком»; работа с фотографиями [1, 86]; беседа по развороту учебника [1, 86–87]; рисунки детей старинных или современных предметовдомашнего обихода; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником | ||
39 | 3.14 | Наш дом и семья | За страницами учебника «Наш дом и семья» [1, 88]. (закрепление и совершенствование знаний; комбинированный) | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: важность и необходимость соблюдения устойчивого распорядка дел в течение дня; представление о том, что основой семьи являются любовь, уважение, взаимная помощь, согласие, лад (понятия урока «Мы в семье»). Коммуникативные: уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. Личностные: ориентируются на принятие образа «хорошего ученика»; проявляют интерес к познанию окружающего мира | Оформят выставку «Мое генеалогическое древо»; фестиваль рисунков «Дружная семья»; беседа по теме «Святые наши имена» (на выбор: «Мои любимые герои»; «Как дарить и принимать подарки», «Игрушки, которые ждут меня дома») | ||
IV | Город и село (14 ч) | ||||||
40 | 4.1 | Город и село | Мы в городе [1, 4–5], [2, 3–5]. (формирование новых знаний; проблемный) | Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт; понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию. Коммуникативные: уметь применять способы существования в городе и селе; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра. Личностные: осознают личное (эмоциональное) отношение к малой родине | Диалог кукол-помощников; знакомство со 2-й частью учебника и 2-й частью тетради, рассказ учителя; работа по учебнику [1, 4–5]; в тетради [2, 3], выполнение задания 3 [2, 5]; подведение итога урока [1, 5] | ||
41 | 4.2 | Город и село | Мы в селе [1, 6–7], [2, 3–5]. (формирование новых знаний; проблемный) | Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени. Познавательные: понятие «земляки»; детализировать культурный смысл этого понятия с помощью уточнения «односельчане»; на конкретных примерах показать особенности жизни человека в селе (деревне) в старину и в наши дни; представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль села (деревни) как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей; образование общего названия жителей определённого села (деревни) по его (её) названию. Коммуникативные: уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие | Работа по учебнику [1, 6–7]; беседа «Пять помощников»; игровой момент «Снежный ком», сценка «Два соседа»; работа с иллюстрациями [1, 6–7]; работа в группах «Отличие городской жизни от сельской»; рассказы детей «Мое село (город)»; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником | ||
42 | 4.3 | Город и село | Красота любимого города [1, 8–11], [2, 6]. ОБЖ. Переход и светофор; переходим улицу. Дорожные знаки (формирование и совершенствование знаний; путешествие) | Регулятивные: планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм. Познавательные: особенности ландшафта, где находится родной город (для учащихся сельской местности это может быть районный или областной центр, город, ближайший к месту жительства); название города, происхождение названия; особенности облика города в зависимости от ландшафта; представление об архитектурном образе города как о культурной ценности, которая растёт со временем. Коммуникативные: уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в парах, группах). Личностные: осознают эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты города | Разговор кукол-помощников «Готовимся к путешествию», рассказ учителя «Полет на воздушном шаре»; работа по учебнику [1, 9]; рассказ о возникновении города; выполнение задания 1 [2, 6]; работа с иллюстрациями [1, 10–11]; подведение итога урока [1, 11], выполнение задания 2 [2, 6] | ||
43 | 4.4 | Город и село | Красота родного села [1, 12–15], [2, 7]. ОБЖ. Видытранспорта. Правила для пассажиров. Внимание! Авария! Как защитить себя во время аварии (формирование и совершенствование знаний; путешествие) | Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Познавательные: особенности облика села в зависимости от ландшафта (для учащихся города это может быть село или деревня, откуда родом их семьи, куда они ездят отдыхать летом); название села, происхождение названия; хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края. Коммуникативные: уметь использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: определяют эстетическое своеобразие и историко-культурное значение архитектурной доминанты – храма (в отличие от деревни, где храма не было) | Работа по учебнику [1, 12–13]; беседа «Резные украшения»; рассказ учителя «Украшения домов»; выполне-ние заданий 1–2 [2, 7]; беседа [1, 14–15]; подведение итога урока «В жизни каждого человека есть свое родное село, своя родная сторона» | ||
44 | 4.5 | Город и село | Природа в городе [1, 16–19], [2, 8–11] (формирование нового проблемного видения; практикум) | Регулятивные: планировать решение учебной задачи – выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: определение, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Коммуникативные: уметь принимать участие в работе парами и группами; использовать в общении правила вежливости. Личностные: замечают и ценят природу; осознают любовь к родному городу, имеют желание украсить его | Слушание мелодии песни Ю. Антонова «Пройду по Абрикосовой...»; выполнение заданий [1, 16]; работа с фотографиями родного города; выполнение проблемных заданий 1–2 [2, 8–9]; рассказ учителя «Город-сад»; беседа «Для чего нужна природа в городе» | ||
45 | 4.6 | Город и село | Что растёт в городе [1, 20–21], [2, 12–13] (формирование новых знаний; мультимедиа урок) | Регулятивные: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: различение часто встречающихся растений города; лиственных и хвойных деревьев; ознакомление с растениями, которые наиболее часто используются для городского озеленения; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия; строить сообщение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: осваивают роль ученика; проявляют интерес (мотивацию) к учению; понимают причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей | Повторение пройденного материала «Парк, сквер, бульвар, аллея»; слушание мелодии песни Ю. Антонова «Пройду по Абрикосовой...»; работа по учебнику [1, 20–21]; практическая работа по распознаванию растений нашего города; выполнение заданий 1–2 [2, 12–13]; подведение итога урока «Чем различаются хвойные и лиственные деревья», сопоставление с выводом в учебнике [1, 21] | ||
46 | 4.7 | Город и село | Чудесные цветники [1, 22–23], [2, 14–15] (закрепление и совершенствование знаний; практикум) | Регулятивные: переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные: ознакомление с растениями цветников, их названиями; определение отношения к культурным растениям; осуществлениепоиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение ответа в устной форме. Коммуникативные: уметь распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра, аргументированно критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. Личностные: проявляют эстетическое отношение к природе в городе, стремятся принять участие в украшении своего города | Беседа «Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?»; работас фотографиями [1, 22–23]; растения цветника; работа с атласом-определителем; выполнение заданий 2–3 [2, 14–15]; практическое задание: распознавание по гербарным образцам растений цветника; игровой момент «Превратись в цветок» | ||
47 | 4.8 | Город и село | В ботаническом саду [1, 24–25], [2, 16–17] (формирование новых знаний; путешествие) | Регулятивные: владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: представление о ботаническом саде как о просветительском и научном учреждении; ознакомление с целями организации ботанических садов, их значимостью для человека; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: уметь соблюдать правила поведения в ботаническом саду; использовать в общении слова вежливости. Личностные: любуются образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; проявляют интерес к учебному материалу | Слушание мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; беседа «Ботанический сад»; воображаемая экскурсия в ботанический сад (разворот учебника) [1, 24–25]; выполнение заданий 1–2 [2, 16–17]; вывод «Ботанический сад – это живой музей для всех, кто интересуется жизнью растений» | ||
48 | 4.9 | Город и село | Кто живёт в парке [1, 26–27], [2, 18–19] (формирование новых знаний; мультимедиа урок) | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ознакомление с животными парка; понимание их значения для человека; анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением отличительных признаков. Коммуникативные: уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города, чтобы не нарушить жизнь животных; принимают участие в работе парами (группами). Личностные: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | Слушание мелодии музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; вступительная беседа «Дикие и домашние животные»; работа с иллюстрациями [1, 26–27]; работа с атласом-определителем, определение птиц, насекомых; выполнение заданий 1–2 [2, 18]; правила поведения в парке; вывод «Кто живет в парке?» | ||
49 | 4.10 | Город и село | В зоопарке [1, 28–29], [2, 20–21] (закрепление и совершенствование знаний; путешествие) | Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. Познавательные: знакомство с зоопарком как образовательным и научным учреждением, с некоторыми животными зоопарка, зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Личностные: соблюдают правила поведенияв зоопарке; представляют причины успеха в учебе; проявляют активный интерес к учебному материалу | Вступительная беседа «Где могут жить животные?»; воображаемая экскурсия в зоопарк; обсуждение вопроса «Правила поведения в зоопарке»; работа по учебнику [1, 28], с Приложением [1, 75]; показ видеофильма «Жизнь животных в зоопарке»; выполнение заданий 1–3[2, 20–21]; подведение итога урока, сопоставление с выводом в учебнике [1, 29] | ||
50 | 4.11 | Город и село | Войдём в музей! [1, 30–33], [2, 22–25] (формирование новых знаний; экскурсия) | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: представления о музее как о хранителе культурных ценностей; на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость культурной преемственности через посещение музеев; понимание необходимости посещения музеев каждым человеком. Коммуникативные: уметь допускать существование различных точек зрения; осуществлять работу в группах, распределяя обязанности. Личностные: знают правила поведения в музее и соблюдают их на практике; представляют ценность и уникальность природного мира | Постановка проблемного вопроса; рассказ учителя «Что такое музей?»; работа по учебнику [1, 30–33]; слушание записи вокального произведения в исполнении Л. В. Собинова или другого певца-тенора; виртуальное посещение музея; выполнение задания 1 [2, 22] | ||
51 | 4.12 | Город и село | Мы помним наших земляков [1, 34–35], [2, 26–27] (формирование новых знаний; экскурсия) | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: знакомство с традициями увековечения памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойствакаждого культурного человека; называние имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); краткое объяснение, почему они удостоились такой чести. Коммуникативные: уметь использовать в общении правила вежливости; договариваться и приходить к общему решению. Личностные: понимают нравственные поступки людей; соблюдают основные моральные нормы поведения | Ответят на вопросы: «Что такое памятные места, памятники, реликвии?», «О чем говорят названия улиц, площадей?» – наша общая память о прошлом. Вспомнят ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания | ||
52 | 4.13 | Город и село | Все профессии важны [1, 36–39], [2, 28–29] (формирование и совершенствование знаний; практикум) | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. Познавательные: умение использовать свой словарный запас, касающийся темы связи качеств человека и профессии, которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца. Коммуникативные: уметь проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к уроку окружающего мира; положительно воспринимают действия одноклассников | Диалог-беседа о бережном отношении к хлебу; рассказ учителя «Секреты хлеборобного дела»; работа по учебнику [1, 37]; рассмотрят фотографии [1, 38–39]; поработают с пословицами; работа в группах по тетради [2, 28–29] | ||
53 | 4.14 | Город и село | За страницами учебника «Город и село» [1, 40] (повторение, систематизация и обобщение знаний; закрепление умений; экскурсия) | Регулятивные: анализировать собственную работу – соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Познавательные: раскрытие важности и необходимости памяти о соотечественниках как свойства каждого культурного человека; знание имён земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение использовать свой словарный запас. Коммуникативные: уметь использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные: демонстрируют положительное отношение к школе, чувство необходимости учения | Встреча «Мастер своего дела» с родителями – представителями городских, сельских профессий; беседа «О тех, кого мы любим и помним» (или: «Если друг оказался в беде», «Как просить прощения»); экскурсия по городу; посещение библиотеки | ||
V | Родная страна (8 ч) | ||||||
54 | 5.1 | Родная страна | Россия – наша Родина [1, 42–43], [2, 30–31]. (формирование новых зна-ний; комбинированный) | Образ Родины, государственные символы России. Правила поведения при исполнении Государственного гимна, при подъ-еме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; пейзажи. Карта края | Диалог кукол-помощников; беседа «Родная семья»; работа в тетради [2, 30–31]; беседа «Родная страна»; работа с символами; слушание гимна; практическая работа с картойи глобусом; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником | ||
55 | 5.2 | Родная страна | Москва – столица России [1, 44–45], [2, 32–33] (формирование новых знаний; мультимедиа урок) | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: знакомство с образом сердца России – Москвы как великой духовной ценности; с главными московскими достопримечательностями – Кремлём и Красной площадью, с гербом Москвы как символом защиты, победы светлых сил добра над тёмными силами зла; умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля и Красной площади, знать их названия; образ герба Москвы и своего города (области). Коммуникативные: уметь входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию; преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; уважать мнение собеседников. Личностные: демонстрируют интерес к изучению окружающего мира; проявляют доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству | Проверка домашнего задания – фотография Москвы; беседа о Москве; рассказ учителя «Москва белокаменная»; работа по учебнику [1, 44]; рассматривание герба Москвы; выполнение заданий 1–3 [2, 32–33] | ||
56 | 5.3 | Родная страна | Мы – семья народов России [1, 46–49], [2, 34–37] (формирование новых знаний; путешествие) | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России. Коммуникативные: уметь задавать вопросы и отвечать по теме урока; проявлять интерес к общению и групповой работе; уважать мнение собеседников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные: проявляют интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; осуществляют позитивную самооценку; осознают свою семейную идентичность, стремятся к взаимопониманию детей и взрослых | Повторение изученного материала «Культура народов России»; беседа о нашем классе; работа с картой России; по учебнику (разворот) [1, 46–49]; выполнение заданий в рабочей тетради [2, 34–37]; рассказ учителя о народах, населяющих Россию | ||
57 | 5.4 | Родная страна | Природа России [1, 50–51], [2, 38–39]. (формирование новых | Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: работа с учебником и дополнительной литературой, ориентирование по содержанию (оглавлению) и с помощью значков-символов; представление о разнообразии природы Рос-сии, красоте родной природы; осознание необходимости бережного отношения к ней. Коммуникативные: уметь задавать вопросы и формулировать ответ; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию. Личностные: владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Слушание мелодии «Песни о Родине» («Широка страна моя родная…») И. О. Дунаевского; воображаемое путешествие по родной стране; работа с картой; рассказучителя; работа с фотографиями [1, 50–51]; беседа о природе родной страны; выполнение задания 1 [2, 38–39]; подведение итога урока | ||
58 | 5.5 | Родная страна | Охрана природы [1, 52–53], [2, 40–41]. ОБЖ. Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды. Соберем грибы и ягоды (формирование нового проблемного видения; практикум) | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Познавательные: представление об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по её охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу. Коммуникативные: уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. Личностные: оценивают поступки человека по отношению к природе; осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; проявляют позитивное отношение к сохранению природы | Слушание мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; беседа о разнообразии природы России; работа по учебнику [1, 52–53]; коллективный анализ рисунка-схемы; работа с иллюстрациями; рассказ учителя «Охрана природы»; выполнение задания 1 [2, 40–41], самостоятельная работа; чтение сказки «О чём рассказал майский жук»; вывод [1, 53] | ||
59 | 5.6 | Родная страна | Красная книга России [1, 54–55], [2, 42–43] (формирование новых знаний; мультимедиа урок) | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выражать свое отношение к Красной книге. Познавательные: ознакомление с Красной книгой России, а также с Красной книгой своего региона, с некоторыми растениями и животными, внесенными в эти книги. Коммуникативные: уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России; выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках. Личностные: осуществляют действия по сохранению редких растений и животных; осознают образ «Я», который неразрывно связан с миром природы, окружающими людьми, культурой | Слушание мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; проверка домашнего задания; работа с иллюстрациями [1, 54–55]; выполнение задания 1 [2, 42–43]; игровой момент «Волшебный клубочек»; рассматривание Красной книги; подведение итога урока [1, 55] | ||
60 | 5.7 | Родная страна | Заповедные тропинки. Заповедники родного края, России. Правила поведения в заповеднике [1, 56–57], [2, 44–47] (закрепление | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос. Познавательные: представление о заповеднике как о месте (территории), где вся природа находится под строгой охраной, на примере Приокско-террасного заповедника; знакомство с заповедниками своего региона, с правилами поведения в заповеднике (национальном парке). Коммуникативные: уметь принимать участие в обсуждении вопроса – какими качествами должны обладать люди, работающие в заповеднике; формулировать свое мнение, слушать мнение одноклассников. Личностные: оценивают поведение людей при анализе иллюстрации рабочей тетради; формулируют правила поведения в заповеднике; проявляют интерес к учебному материалу. | [1, 56-57] выполение заданий 1, 2, 4 [2, 46-47]; обсуждение вопроса о ценных человеческих качествах, которые нужны людям, чтобы они жили в согласии с природой; беседа о заповеднике нашего края; повторение правил поведения на территории заповедника | ||
61 | 5.8 | Родная страна | За страницами учебника «Родная страна» [1, 58] (повторение, систематизация и обобщение знаний; закрепление умений; комбинированный) | Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Познавательные: представление о России как об общей родине разных народов; о своеобразии традиционных костюмов, блюдах национальной кухни, музыкальных инструментах, транспорте, праздниках и обычаях народов России; об особенностях традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, празники и обычаи – на выбор). Коммуникативные: умение принимать мнение и позицию других людей; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему; строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы, использовать речь для региляции своего действия. Личностные: сохраняют мотивацию к учебе, ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к учебному материалу, способность к самооценке. | Праздник «Наш класс – семья народов России»; конкурс рисунков «Радость весенних цветов» (или «Красота моей Родины»; «Заповедные тропинки»); рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником. | ||
VI | Человек и окружающий мир (5 ч) | ||||||
62 | 6.1 | Человек и окружающий мир | Взгляни на человека! [1, 60-61] (формирование новых знаний; практикум) | Регулятивные:выполнять задания в соответствии с целью, овечать на поставленный вопрос. Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознание себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему; определение по внешним признакам (выражение лица, мимика, поза,жест, звуки голоса, интонации речи, манера одеваться, форма одеды) внутреннего содержания личности, характера, настроения человека, его переживания в прошлом, состояние в настоящем, мечты и надежды на будущее. Коммуникативные: уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках; устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета. Личностные: оценивают образ «Я», наразрывно связанный с миром природы, миром культуры, окружающих людей; уважают достоинство людей разного возраста | Беседа о театре, правилах поведения в нем; работа по учебнику; игровые ситуации «Волшебные превращения»; работа с фотографиями [1, 60-61]; творческая работа «Наше настроение» | ||
63 | 6.2 | Человек и окружающий мир | Всему свой черед [1, 62-65], [2, 48-49]. ОБЖ. Я люблю своих родных (формирование новых знаний; комбинированный) | Регулятивные: : ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои действия на уровне ретрооценки; вносить коррективы в действия Познавательные: умение приблизительно определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость); пословицы об отце; знакомство с творческой личностью человека (на примере А. С. Пушкина и В. И. Даля); ввести понятие «отцовство» в связи с понятием о творчестве и мужском достоинстве. Коммуникативные: : уметь учитывать разные мнения, координировать свои действия и действия партнера, задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: : выражаютэмоционально-эсте- тическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; относятся с уважением к достоинству человека в разном возрасте | Слушание музыки «Времена года» А. Вивальди; беседа о возрасте мужчин (разворот учебника) [1, 62-65]; рассказ учителя о «золотом времени – молодых годах»; постановка пробемного вопроса «Что значит слово зрелость?»; работа по учебнику, рассматривание портрета В. И. Даля; выполнение задания | ||
64 | 6.3 | Человек и окружающий мир | У каждого времени – свой плод [1, 66-69], [2, 50-51]. (изучение нового материала; комбинированный) | Регулятивные: : принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: представление образа женщины в разные возрастные периоды её жизни; понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; толкование понятия «творческая личность человека» на примере образа матери и в связи с понятием о женском достоинстве; умение приблизительно определять возраст женщины; находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения; вступать в диалог с учителем, одноклассниками. Личностные: владеют нормой и правилами культурного отношения к женщине, уважения к достоинству человека в разном возрасте | Повторение пройденного материала; работа по учебнику (развороты) [1, 66-69], под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»; беседа «Что такое женская красота?»; работа с Приложением [1, 77]; рассказ учителя; работа в группах «Рассказ о природе как о живом человеке в разные возрасты»; выполнение задания 2 [2, с. 51] | ||
65 | 6.4 | Человек и окружающий мир | Я - часть мира | Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения Познавательные: : понятие «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском (или женском) статусе выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов Коммуникативные: уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). Личностные: : оценивают образ «Я», неразрывно связанный с миром природы, миром культуры, окружающих людей | Прослушивание записи голосов природы; работа в тетради [2, 52-53]; чтение текста [1, 70-71]; рисунок «Наш мир»; игровой момент «Волшебный клубочек» | ||
66 | 6.5 | Человек и окружающий мир | За страницами учебника «Чело-век и окружающий мир» | Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах. Познавательные: : осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений. Коммуникативные: : уметь выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу). Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...