урок окружающего мира Тема: Солнце - ближайшая к Земле звезда.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления.
Задачи:
- развивать умения рассуждать, размышлять, анализировать, задавать вопросы;
- развивать умение находить в тексте основную и второстепенную информацию, обобщать собранную из разных источников информацию;
- развивать рационально-логическое и наглядно-образное мышление; развивать умение работать с текстовой и иллюстративной информацией; развивать умение высказывать предположения и аргументировать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира Тема: Солнце - ближайшая к Земле звезда. | 31.94 КБ |
презентация к уроку | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Предметная область: окружающий мир.
Класс: 2
Учитель: Новикова В.В. МБОУ СОШ №3 г. Сельцо
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Солнце - ближайшая к Земле звезда.
Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления.
Задачи:
- развивать умения рассуждать, размышлять, анализировать, задавать вопросы;
- развивать умение находить в тексте основную и второстепенную информацию, обобщать собранную из разных источников информацию;
- развивать рационально-логическое и наглядно-образное мышление; развивать умение работать с текстовой и иллюстративной информацией; развивать умение высказывать предположения и аргументировать их.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий;
Регулятивные УУД:
- формирование умений осознания границ собственных знаний о природе; развитие способности к постановке учеником учебно-познавательных задач; оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей деятельности;
Познавательные УУД:
- развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их проводить не сложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, описывать свои наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя в речевой устной форме;
- развитие навыков работы с информацией, представленной в разной форме и в разных источниках;
Коммуникативные УУД:
- Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, опыта совместной познавательной деятельности в парах, в группе, опыта культурного общения с одноклассниками.
Планируемый результат:
Предметные:
- Дать общее представление о Солнце, влиянии Солнца на жизнь нашей планеты.
Личностные:
- Иметь эмоционально – положительный взгляд на мир, нравственные и эстетические чувства по отношению к нашей планете.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- Находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные:
- Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные:
- Формирование у ученицы целостного восприятия изучаемого объекта, описывать (характеризовать).
- Анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, исследовательская работа, практическая работа
Оборудование урока:
Учебник 2 класса «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин, с. 98 - 101; рабочая тетрадь, проектор, презентация, настольная лампа, рисовое зёрнышко, мяч.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний
Учитель задаёт вопросы.
- Ребята! Часто ли вы смотрите в небо?
- Что вас больше всего поражает в нём?
- Перечислите, какие природные явления можно наблюдать в дневном небе? (Радуга, молния, рассвет, закат, образование облаков) Слайд 2
3.Проверка домашнего задания
-Давайте проверим, что вы знаете о видах и разнообразии облаков. Перед вами тестовое задание. Дети выполняют самостоятельно.
Тема : Разнообразие облаков. (Небесные странники).
Тест
1. На что похожи перистые облака:
А) на перья птиц
Б) на кружево
В) на туман
2. На что похожи кучевые облака:
А) на цветы
Б) на животных
В)напоминают снежные горы
3. Слоистые облака по цвету:
А) белые
Б) чёрные
В) серые
4. Выше всех располагаются облака:
А) кучевые
Б) перистые
В) слоистые
5. когда облака сгущаются, они становятся:
А) грозовой или снежной тучей
Б) перистыми облаками
В) слоистыми облаками
-Теперь обменяйтесь работами, проверьте их друг у друга по экран(Слайд 3). Оцените работу товарища. Отложите на край стола.
Теперь проверим творческое задание.
Дома вы подготовили различные варианты облаков.
Что представляют собой кучевые облака?
(Вывешивается табличка, крепится определение, под ней выставляются работы детей)
Что представляют собой перистые облака?
Что представляют собой слоистые облака? Слайд 4
Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием!
4.Определение темы урока.
Постановка учебной задачи.
Цель: учить учащихся ставить учебные задачи в соответствии с темой урока.
-А что ещё, кроме облаков, мы можем днём наблюдать на ясном небе?
Читают дети. Слайд 5
Кто – то утром, не спеша,
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
( Солнце)
- Какие сведения о солнце вам уже известны? (Выслушивает ответы учащихся.)
- Достаточно нам этих знаний?
- А что бы вы хотели узнать о Солнце?
(Что такое Солнце?
Почему оно светит и греет?
Какого размера Солнце?
Оно больше или меньше Земли?
Как далеко до Солнца? И др.)
- Из ваших высказываний я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы не всё о нём знаете и хотите получить новые знания.
Сформулируем тему нашего урока «Солнце- ближайшая к Земле звезда».
(Слайд 6)
Поставим цели нашего урока. Слайд 7
Систематизировать знания о Солнце.
Узнать что – то новое о Солнце.
5.Открытие новых знаний
-Откуда вы можете получать информацию? Поочерёдно вывешиваем карточки. (Из книг-(показать энциклопедии), газет, журналов; из компьютера; телевидения; от учителя; от других людей; путём опытов и наблюдений и т.д.)
Начинаем работу с очень важным источником информации – учебником Работа с учебником
с. 98 Стихотворение Якова Акима
- самост. чтение стих. детьми
- чтение стих. 1 учеником
- беседа по прочитанному:
Почему всё живое радуется солнцу?
Что излучает солнце? ( свет и тепло)
Приходилось ли вам сидеть вечером у костра? Почему рядом с ним светло? Когда перестают светится угли костра?
Наблюдали ли вы как горит свеча? Как она освещает комнату?
Что светится в электрической лампе?(нить накаливания, сделанная из вольфрама, нагревается по средствам электричества в обычной)
Рассмотрите рисунки на с. 99. Что является источником света в каждом случае?
Излучают свет и тепло раскалённые тела ( костёр, свеча, факел, электрическая лампа)
Физ. минутка (Слайд 8)
1.Что же такое Солнце?
2.Почему Солнце излучает свет и тепло?
3. Какого размера Солнце?
4. Оно больше или меньше Земли?
- Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
Начнём собирать информацию.
с. 100- 101 учебника. Прочитайте текст. Самост. чт. детьми.
- Что такое Солнце? (Слайды 9-16) ( Огромный раскалённый газовый шар. Звезда. Температура на поверхности – 6 тыс. градусов, в центре -15 млн. градусов, больше Земли в 109 раз, расстояние от Земли – 150 млн. км.
-Как называют науку, которая занимается изучением космических тел? ( астрономия) Слайд17
-А учёных? (Астрономами)
-Солнце- это центр Солнечной системы. Вокруг него вращается 9 планет. (Слайд 18-19) Об этом мы будем говорить на наших следующих уроках.
Всё живое радуется солнечному теплу и свету. А как влияют солнечные лучи на здоровье человека? ( ответы детей) Слайд 20.
с. 102 – чтение вывода – 1 чел.
6. Итог урока. Слайд 21
Что вы узнали о Солнце?
Как называется наука, изучающая космические тела?
В чём заключается опасность солнечных лучей для здоровья человека?
7. Рефлексия
Работа с листами самооценки.
Оцените свою работу на уроке: если вам всё было понятно, вы узнали много полезной информации, хорошо работали, вам было интересно, то – зелёный карандаш, если у вас остались вопросы и надо ещё поработать, были не совсем активны – жёлтый, если не старались, материал непонятен , потрудился мало – красный.
Оценка работы на уроке учителем.
Спасибо за отличную работу. Все ребята потрудились на славу, принимали активное участие в работе. Молодцы! Особенно хочется выделить работу: ….
8.Домашнее задание. Слайд 22
А теперь послушайте дом. зад. и запишите к следующему уроку.
(слайд): с.98-103, подготовить сообщение о Солнце от имени астронома, врача, поэта, художника.
Спасибо за урок! Слайд 23
1. На что похожи перистые облака:
А) на перья птиц
Б) на кружево
В) на туман
2. На что похожи кучевые облака:
А) на цветы
Б) на животных
В)напоминают снежные горы
3. Слоистые облака по цвету:
А) белые
Б) чёрные
В) серые
4. Выше всех располагаются облака:
А) кучевые
Б) перистые
В) слоистые
5. Когда облака сгущаются, они становятся:
А) грозовой или снежной тучей
Б) перистыми облаками
В) слоистыми облаками
Что такое Солнце?
Солнце – это звезда, такая же, как и мерцающие объекты, которые мы видим на темном небе ночью.
Но Солнце мы видим иначе потому, что наша планетарасположена довольно близко от него (всего на расстоянии 150 млн. км ).
Солнце (сфера, или шар, состоящий из нескольких слоев газов) отдает огромное количество тепла и света.
Чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут..
Без солнечного света и тепла на Земле не могли бы расти растения и не могло бы существовать всё живое. Солнце является центром нашей солнечной системы.
Энергия Солнца определяет и погоду на Земле – солнечное тепло вызывает движение воздуха (ветер), а также дождь.
Задания для 1 группы.
1.Что такое Солнце? (С.100) И С.103 В РАМКЕ
2. Прочитайте стихотворение Я.Акима (с.98) и предположите, почему всё живое радуется Солнцу.
3.Почему Солнце излучает свет и тепло? (С.100)
4. Какого размера Солнце?
Оно больше или меньше Земли? (С.101)
5.Что ещё узнали о Солнцё?
Задания для 2 группы.
1.Какие космические тела называют звёздами? (с.100)
2. Как далеко от нас Солнце? (С.101)
3. Солнце – звезда, а почему мы её видим днём?
4. Какова температура Солнца? (З.3 СТР.100)
5.Что ещё узнали о Солнцё?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверим! 1. На что похожи перистые облака: А) на перья птиц 2. На что похожи кучевые облака: В) напоминают снежные горы 3. Слоистые облака по цвету: В) серые 4. Выше всех располагаются облака: Б) перистые 5. когда облака сгущаются, они становятся: А) грозовой или снежной тучей
Виды облаков кучевые слоистые перистые
Кто – то утром, не спеша, Надувает красный шар, А как выпустит из рук – Станет вдруг светло вокруг. Солнце
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Цели Систематизировать знания о Солнце. Узнать что – то новое о Солнце.
Физ. минутка
Солнце – огненный шар
Изображение Солнца, полученное 14 сентября 1997 года с борта беспилотной космической обсерватории SOHO (США).
Сравнение Солнца и планеты Земля
Космическая ракета, запущенная с Земли, приблизилась бы к Солнцу только через полгода.
Самолёт летел бы до Солнца около 20 лет.
На автомобиле со скоростью 80 км/ч мы безостановочно ехали бы до Солнца 200 лет.
Пешком мы будем добираться до Солнца 4 000 лет.
Расстояние до Солнца 150 млн. км
ЧТО ТАКОЕ АСТРОНОМИЯ? Астрономия – это наука о Вселенной. Изучает расположение, строение, свойства, происхождение, движении и развитии космических тел и всей Вселенной в целом. Слово «астрономия» – происходит от двух греческих слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон.
Солнце – это - звезда; -раскалённое тело; - форма шара; - диаметр в 109 раз > диаметра Земли; - масса в 330 тыс. раз > массы Земли; - расстояние от Земли до Солнца – 150 млн. км - температура на поверхности Солнца- 6 тыс. градусов, а в его центре – 15-20 млн. градусов.
Домашнее задание 1. Стр. 98 – 103. 2.Подготовить небольшое сообщение о Солнце от имени астронома (врача, поэта, художника) и представить эту информацию всему классу на следующем уроке.
Спасибо за работу! Спасибо за урок!
Интернет-ресурсы http://narod.ru/disk/10773046000/планеты солнечной системы http://www.astrolab.ru/animation.html http://cosmos.ucoz.ru/_ld/0/22_sols.gif
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру. 2 класс. (УМК «Гармония» ) Учитель: Ильинова Ю.Н. Тема: «Солнце – ближайшая к Земле звезда»
Проведенный мною урок осуществляет задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в начальных классах. На уроке использовала интерактивную доску и проектор, компьютер, материалы презе...
Презентация к уроку окружающий мир по теме "Солнце – ближайшая к Земле звезда."
Солнечная система,млечный путь ,планеты,луна-спутник Земли.гости из космоса....
Конспект урока окружающего мира.Тема: "Наши ближайшие соседи" (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений детей о странах, которые являются ближайшими соседями Российской Федерации.Планируемые результаты:Предметные: Знать название стран и столиц,...
Конспект урока окружающего мира.Тема "Наши ближайшие соседи"(УМК "Школа России", 3 класс)
Тема: "Наши ближайшие соседи."Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с государствами - ближайшими соседями России; совершенствование умений работы с ...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Наши ближайшие соседи».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Наши ближайшие соседи» Тип урока: «открытие нового знания» Цель урока: расширение знаний о государственных соседях России; формирование умения ориен...
Технологическая карта урока окружающего мира "Почему солнце светит днём, а звезды-ночью" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у учащихся о Солнце, звёздах, созвездиях.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся со...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: Заглянем в кладовые Земли
Технологическая карта урока окружающего мираКласс: 2Б...