« Земноводные – необычные животные. Размножение земноводных».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Серёгина Наталья Ивановна

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Земноводные». Учить анализировать имеющиеся сведения и использовать их для решения новой учебной задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pookr.miru_v_3kl.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

Тема урока: « Земноводные – необычные животные. Размножение земноводных».

Цели и задачи:

1 Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Земноводные».

2. Учить анализировать имеющиеся сведения и использовать их для решения новой учебной задачи.

3. Развивать у учащихся способности к исследовательской деятельности.

4. Развить речь учащихся, умение использовать научную терминологию в контексте урока.

5. Воспитывать интерес к миру природы и чувство ответственности за животных, основанное на научных знаниях.

Оборудование: презентация по теме урока, мультимедийная установка,энциклопедия, словарь, бланки таблиц «Характеристика земноводных.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя

Ребята, отгадайте загадки

  1. Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (лягушка)    

На лугу по кочкам прыгают листочки

Выпуклые глазки и кривые лапки,

Только где же ущки ? Кто это.. лягушки.

3. Бугорками на спине

Отпугнет любого.

Но животное полезно,

Не найдёшь такого! (жаба)

. Эти животные хорошо известно вам. Звучит запись голосов лягушек.

К какому классу они относятся? (земноводные)  ПРАВИЛЬНО!  

  1. Давайте назовём тему нашего урока

Что бы вы хотели узнать об этих животных?

В чем же их необычность? Это нам с вами сегодня и предстоит выяснить.

II. Изучение нового материала

На протяжении всего урока я вам предлагаю наблюдать, думать, анализировать. Это поможет вам заполнить таблицу « Характеристики земноволных» и справиться с исследовательской работой, тему которой вы видите на доске. ( Детей поделить на 2 группы. Каждая группа получает своё задание.)

1 группа.

   Подберите пословицы о земноводных.

2 группа.

  • Составьте словарь терминов по теме урока.

- «Как вы думаете , за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»
(
холодные, скользкие, некрасивые и т.п.). В народе есть такая пословица.

Не бей из пушки по лягушке. Почему так говорили?

Демонстрация красивых
- Все признаки земноводных, которые могут вызывать у людей неприязнь и отвращение, являются необходимыми приспособлениями к среде обитания.

-Земно - водные - в каких средах обитают данные животные?

(Воздушная и водная) .

Земноводные – амфибии . Работа со словарём 

 Другое название земноводных – амфибии – происходит от греческого слова, означающего “живущий двойной жизнью”. Они могут жить и на суше, и в воде
-Итак обобщим знания о среде обитания амфибий.

Сравнительные характеристики готовят дети

  (лягушки, жабы, тритоны и саламандры) - это особенные животные.

              Они умеют жить и в воде, и на суше. У земноводных гладкая тонкая кожа, и температура тела земноводных зависит от температуры окружающей среды.

       Они живут на суше, но обязательно рядом с водоемом, потому что долго без воды земноводные не могут обходиться (их кожа всегда должна быть влажной).         А есть некоторые виды, которые обитают исключительно на деревьях.

        Земноводные мастерски приспосабливаются к любым климатическим изменениям: если холодно, впадают в спячку, если жарко, зарываются в землю.
        Большинство этих животных абсолютно безобидные существа. И к тому же, они приносят большую пользу сельскому хозяйству.         Все земноводные - хищники (они питаются мелкими животными), а значит, уничтожают насекомых-вредителей и слизняков, которые поедают стебли и листья растений.

3 отряда земноводных

 К данному классу относят лягушек, тритонов, жабы. Земноводные — самый малочисленный класс позвоночных, включающий лишь около 2100 современных видов, представленных тремя отрядами: хвостатых, безногих и бесхвостых.

Обобщение рассказа уч-ся учителем.

Кожные покровы

Все земноводные имеют гладкую тонкую кожу, сравнительно легко проницаемую для жидкостей и газов. Кожа богата кожными железами, выделяющими слизь. У некоторых слизь может быть ядовитой или облегчать газообмен. Кожа является дополнительным органом газообмена и снабжена густой сетью капилляров.

Органы дыхания

Органом дыхания у земноводных являются:

Образ жизни

Большинство проводит жизнь во влажных местах, чередуя пребывание на суше и в воде, однако есть некоторые чисто водные виды, а также виды, проводящие жизнь исключительно на деревьях..Так как земноводнын недостаточно приспособлении к жизни в наземной среде, то при неблагоприятных условиях (холода, засуха и т. п.) земноводные способны впадать в длительную спячку. У некоторых видов активность может меняться с ночной на дневную при понижении температуры ночью. Земноводные активны только в тёплых условиях. При температуре +7 — +8 °C большинство видов впадают в оцепенение, а при −1 °C — погибают. Но некоторые земноводные способны переносить длительное замораживание, пересыхание, а также регенерировать (восстанавливать) значительные утраченные части тела., например у ящерицы.

Некоторые земноводные, например, морская жаба Bufo marinus, могут жить в солёной воде. Однако, большинство амфибий встречается только в пресной воде. Поэтому они отсутствуют на большинстве океанических островов, где условия для них в принципе благоприятны.

Показать слайды с фотографиями. Прочитать заполненную таблицу и показать её на слайде.

Вывод о приспособлениях у земноводных

 вывод сделать на доске.

К наземной среде

Лёгкие

Спячка

Кожные железы

К водной среде

Жабры

Плавательные перепонки

Голая кожа

Размножение икринками

Учитель О них сложено много легенд, им приписывают зло, и нередко при встрече с ним человек старается их уничтожить.

А знаете ли вы где зимуют лягушки?

( прячутся по камнями, забираются в норки , закапываются в ил. Жабы, жерлянки, тритоны- забираются в норки грызунов , прячутся в пнях деревьев.)

Лягушка и та хочет, чтобы её болото самым большим было.

 И так , почему земноводных назвали  необычными животными? (они приспособились жить в воде и на суше. )

Физ-ка

  • На речушке две подружки,
  • Две зелёные лягушки.
  • Утром рано умывались,
  • Полотенцем растирались.
  • Ножками потопали,
  • Ручками похлопали.
  • Вот здоровья в чём секрет
  • Всем друзьям физкультпривет!

Весной с наступлением тепла амфибии переходят к активному образу жизни покидают места зимовок и направляются к местам размножения.

После размножения бурые лягушки, жабы , квакши переходят на свои обычные места обитания- на луга, поля .сады. Тритоны и жерлянки проводят в водоемах еще 2-3 месяца а затем переходят на сушу..

3.Размножение земноводных

Рассказ учитель с применением интерактивной доски

Лягушонок и мышонок

(Г.Сапгир) В траве лягушонок Увидел мышонка. -Какой вы чудесный! - Заквакал он звонко. - Ну как вы таким Удивительным стали? Немало, наверное, Вы испытали? Мышонок сказал : - Я родился весной И маленький был, Как орешек лесной. За лето подрос, Нагулял себе шёрстку И на зиму зёрен собрал себе горстку. Вздохнул лягушонок: -А в жизни моей Всё было иначе - Гораздо сложней. Сначала икринкою Плавал я в ряске. Но вдруг у меня обозначились глазки. Я стал головастиком. Долго потом в воде я резвился, виляя хвостом. Но лапки затем у меня появились, Я громко заквакал и на берег вылез. Поймал червяка средь высокой травы. И тут на полянке мне встретились вы!

4.Развитие земноводных.

Прочитайте текст в учебнике на стр 71-72.

Итак стадии развития земноводных: яйцо - личинка (головастик) – взрослое животное.

Ребята, у земноводных, есть промежуточная стадия – головастика – как вы думаете для чего природой так создана - продумана эта стадия? ( Конкуренция за пищу)

Все ли икринки станут лягушками?

Итог исследовательской работы  озвучивает каждая группа.

Значение земноводных

Звено в цепи питания,

используются в научных целях,

многие народы используют лягушек в пищу,

 биоиндикаторы среды.

многие е природные изобретения человек перенял у земноводных и используют для своих целей:

Может быть вы знаете о них?

- вокальные возможности голосового аппарата как барометр для предсказания погоды;

- французские кулинары могли бы попотчевать нас деликатесным блюдом из этих животных;

- многое позаимствовали у них любители подводного плавания

В Заключение хотелось бы отметить человечество в благодарность поставило лягушкам два памятника: в Парижском университете (Сорбонне), по настоянию крупного естествоиспытатели Клода Бернара и в Токио (Япония), по инициативе студентов медиков .Но лучший наградой лягушкам за все, что они сделали для человека, было бы гуманное к ним отношение. Я надеюсь, что сегодняшний урок изменит ваше отношение к этим необычным животным.

Рефлексия.

  1. Какое открытие ты сделал на уроке?
    3. Что Вас больше всего заинтересовало?
    4. Что тебе хотелось бы узнать еще

Проблемный вопрос.

-Что имеют в виду экологи, когда говорят: «Если посадить лягушку в таз с горячей водой, она мигом оттуда выпрыгнет. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого»?
(Ученики приходят к выводу, что экологи предупреждают нас об опасности незаметного накопления отрицательных последствий в результате постепенного отравления окружающей среды. )

Лягушки-хохотушки

Две лягушки-хохотушки Прыгали, скакали. Лапкой – хлоп, Другой – хлоп, Щеки раздували. Увидали комара, Закричали:«Ква-ква-ква!» Улетел комар, как ветер. Хорошо пожить на свете!

Д/з стр. 71-73

Загадки про лягушку

Не зверь, и не птица, Всего боится. Наловит мух – И в воду – плюх! (Лягушка) На лугу по кочкам Прыгают листочки! Выпуклые глазки И кривые лапки. Только где же ушки?! Кто это? (Лягушка) Подрастала – хвост растила, Платье темное носила. Подросла – зеленой стала, Хвост на весла поменяла. (Лягушка) Скачет, скачет по траве, А глаза на голове, Скользкая и мокрая, Зеленая квакушка, А зовут ее -... (Лягушка) Зелены мы как трава, Наша песенка: "Ква-ква"! (Лягушка) Скачет по болоту Зелёная квакушка. Зелёненькие ножки, Зовут её... (Лягушка) Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка)

Пословицы и поговорки про лягушку

Сколько воды ни пить, а лягушке волом не быть. Не бей из пушки по лягушке. Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят. Не страшны лягушке пушки. Не бывать бычком лягушке. В своём-то болоте и лягушка поёт. Лягушка и та хочет, чтобы её болото самым большим было.

Приметы про лягушку

Вместе с лягушкой в дом входит удача. Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, сулит неудачу. Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени. Если лягушки в болоте и речке сильно квакают — к дождю. Лягушки весной начинают квакать только после первого грома; даже если его и не было слышно людям, лягушки без грома не заквакают. У человека не будут потеть руки, если он часто и подолгу будет держать в руках лягушку. Если убить лягушку, то дождь пойдет. Лягушки квакают к сильному ненастью.

Стихи про лягушку

Разговор лягушек

С. Я. Маршак -Кума, Ты к нам? - К вам, к вам К вам, к вам! К воде скачу, Ловить хочу. - А кого, кого, кума? -Рака, карпа и сома. -Как поймаешь, дашь ли нам? -Как не дать? Конечно, дам!

Лягушонок и мышонок

(Г.Сапгир) В траве лягушонок Увидел мышонка. -Какой вы чудесный! - Заквакал он звонко. - Ну как вы таким Удивительным стали? Немало, наверное, Вы испытали? Мышонок сказал : - Я родился весной И маленький был, Как орешек лесной. За лето подрос, Нагулял себе шёрстку И на зиму зёрен Собрал себе горстку. Вздохнул лягушонок: -А в жизни моей Всё было иначе - Гораздо сложней. Сначала икринкою Плавал я в ряске. Но вдруг у меня Обозначились глазки. Я стал головастиком. Долго потом В воде я резвился, Виляя хвостом. Но лапки затем У меня появились, Я громко заквакал И на берег вылез. Поймал червяка Средь высокой травы. И тут на полянке Мне встретились вы!

Лягушки-хохотушки

Две лягушки-хохотушки Прыгали, скакали. Лапкой – хлоп, Другой – хлоп, Щеки раздували. Увидали комара, Закричали:«Ква-ква-ква!» Улетел комар, как ветер. Хорошо пожить на свете!

Лягушата

(А. Шибаев) Дождь - как будтоиз ушата! В луже скрылись лягушата: "Здесь немного подождём, Чтоб не мокнуть под дождём!"

Лягушата

(В. Берестов) Раньше были мы икрою, ква-ква! А теперь мы все - герои, ать-два! Головастиками были, ква-ква! Дружно хвостиками били - ать-два! А теперь мы - лягушата, ква-ква! Прыгай с берега, ребята! Ать-два! И с хвостом и без хвоста Жить на свете - красота!

С базара

(В. Орлов) -Откуда идёшь ты, Лягушка-квакушка? -С базара домой, Дорогая подружка! - А что ты купила? - Всего понемножку: Купила КВАпусту. КВАсоль И КВАртошку.

Земноводные – объект интереса биоников

Учитель рассказывает, что некоторые признаки земноводных давно заинтересовали ученых-биоников. На основе этих особенностей были сконструированы

электронные приборы (например, электронная модель глаза для слежения за движущими самолетами).

Другой предметов. В конструкцию этого предмета за основу была взята особенность строения задний конечности лягушки. Впервые сконструирован в 1929 г. французом Луи де Корле. Что это за предмет? (Ласты для подводного плавания.)
У лягушки есть еще одно качество, которое представляется очень интересным в настоящее время, т.к. оно может открыть перед человеком огромные возможности по завоеванию Мирового океана. Пока мы его не можем использовать.

Что это за качество?
- это способность к кожному дыханию. Возможно, когда-нибудь будут созданы костюмы из полупроницаемых мембран, которые, как кожа лягушки, смогут извлекать кислород, растворенный в воде. Тогда водолазам не потребуется специальная аппаратура с запасом воздуха.

Лягушки – объект научно-экспериментальной биологии и медицины

Учитель рассказывает о том, что земноводные – объект научной и экспериментальной работы. Они помогли людям сделать ряд важнейших научных открытий.

Выступает ученик с сообщением об истории открытия «животного электричества»
.

«Достижения» земноводных

  • Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких процессе дыхания у амфибий участвует и кожа).
  • Амфибии первыми встали на ноги. До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.
  • Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, состоящий из одного позвонка.
  • Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания у них появились подвижные веки.
  • Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.

Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной (барабанной перепонкой) и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний.

Лабораторная работа «Внешнее строение лягушек»

Цель работы: изучить особенности внешнего строения земноводных.

Материал и оборудование: влажные препараты лягушек, живые шпорцевые лягушки в аквариуме, ручные лупы.

Информация для учащихся

Шпорцевые лягушки – обитатели Африки. Их название связано с небольшими, но острыми коготками – «шпорами», которыми снабжены пальцы на задних лапках. Эти лягушки ведут чисто водный образ жизни и почти никогда не выходят на сушу.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите внешнее строение лягушки. Обратите внимание на форму тела, покровы, конечности. Чем лягушка внешне отличается от рыбы?

2. Рассмотрите голову лягушки. Как она соединена с туловищем? Найдите глаза, ноздри, барабанные перепонки. Как изменились эти органы с выходом земноводных на сушу? Почему глаза и ноздри лягушки находятся на возвышениях головы?

3. Рассмотрите конечности лягушки. Из каких отделов они состоят? Чем задние конечности отличаются от передних? Чем обусловлено такое строение конечностей?

4. Подведение итогов работы: выполните программированное задание.

1. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию в воде:

а) короткое тело, лишенное хвоста;
б) заостренная клиновидная голова;
в) перепонки на задних конечностях?

2. Какой из перечисленных признаков внешнего строения лягушки указывает на ее приспособленность к обитанию на суше:

а) широкое туловище;
б) наличие конечностей;
в) клиновидная голова?

3. Почему глаза и ноздри лягушки возвышаются над поверхностью головы:

а) это необходимо для поиска пищи;
б) это способствует дыханию на суше;
в) это обеспечивают возможность атмосферного дыхания и видения предметов в воздухе в то время, как тело лягушки погружено в воду?

4. Глаза лягушки снабжены подвижными веками. Это является признаком:

а) приспособленности к жизни в воде;
б) хорошего зрения;
в) приспособленности к жизни на суше.

5. Долго находясь под водой, лягушка не погибает, хотя у нее и нет жабр, потому что:

а) органом дыхания лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами;
б) лягушка расходует запас воздуха, имеющийся в легких;
в) жизненные процессы в организме лягушки резко замедляются.

6. Какая пара ног играет основную роль при движении лягушки:

а) передняя;
б) задняя;
в) обе пары?

7. Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде:

а) лягушка плывет вперед, отталкиваясь задними лапами;
б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки;
в) задние конечности служат рулем?

История открытия «животного электричества»

Электрические явления в животных организмах известны давно. Еще в 1776 г. они были описаны у электрического ската. Началом же экспериментального изучения электрических явлений в животных тканях следует считать опыты итальянского врача Луиджи Гальвани (1791 г.). В опытах он использовал препараты задних лапок лягушки, соединенных с позвоночником. Подвешивая эти препараты на медном крючке к железным перилам балкона, он обратил внимание, что, когда конечности лягушки раскачивались ветром, их мышцы сокращались при каждом прикосновении к перилам. На основании этого Гальвани пришел к выводу, что подергивания лапок были вызваны «животным электричеством», зарождающимся в спинном мозге лягушки и передаваемым по металлическим проводникам (крючку и перилам балкона) к мышцам конечностей.
Против этого положения Гальвани о «животном электричестве» выступил физик Александро Вольта. В 1792 г. Вольта повторил опыты Гальвани и установил, что описанные Гальвани явления нельзя считать «животным электричеством». В опыте Гальвани источником тока служил не спинной мозг лягушки, а цепь, образованная из разнородных металлов – меди и железа.
Вольта был нрав. Первый опыт Гальвани не доказывал наличия «животного электричества», но эти исследования привлекли внимание ученых к изучению электрических явлений в живых организмах.
В ответ на возражение Вольта Гальвани произвел второй опыт, уже без участия металлов. Конец седалищного нерва он набрасывал стеклянным крючком на мышцу конечности лягушки, при этом также наблюдалось сокращение этой мышцы.

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение

Характеристики

Земноводные – амфибии

1. Представители

2. Место обитания

3. Дыхание

4. Кожа

5.Размножение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Тест по теме: "Позвоночные  животные:  рыбы,  земноводные,  пресмыкающиеся"....

Беспозвоночные и позвоночные ( рыбы, земноводные ,пресмыкающиеся) животные». 3 класс.

Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. «Начальная  школа  21 века»( под ред. Н.Ф.Виноградовой)...

Презентация "Самые необычные животные мира"

Урок окружающего мира, пожалуй самый интересный урок для учащихся начальной школы, на котором она все больше познаю такой незнакомый для них мир. Именно поэтому детям будет интересно познакомиться с ж...

Конспект урока с презентацией по предмету окружающий мир на тему "ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ: ЗЕМНОВОДНЫЕ (амфибии), ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (рептилии)" УМК "Начальная школа 21 века"

Цель: изучить особенности (общие признаки) каждого класса; сравнить эти классы животных по внешнему виду, строению скелета, среде обитания, органам дыхания, способу размножения....

Необычные животные

Необычные животные...

Проектно-исследовательская работа "Мир необычных животных"

Возможно, если человек познакомится ближе с  удивительным миром животных, научится видеть его красоту, любить богатство этого мира, то захочет сохранить его, уберечь необычных животных от гибели....

Внеурочное занятие на тему: 5 самых необычных животных на планете.

Материал подходит для внеурочного занятия, также можно использовать как полноценный урок....