Занятие кружка Я - исследователь. Наблюдения и эксперименты
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс) на тему
Занятие создаёт условия для формирования умений наблюдать и экспериментировать.
Дети, наблюдая за перьями птиц приходят к выводу, что перья птиц разные по форме, размеру и цвету; они прочные и упругие, потому что бородочки сцеплены крючочками; перья сохраняют тепло. Экспериментируя, устанавливают, что перья птиц лёгкие; перья не намокают в воде; перья позволяют птицам парить в воздухе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel._nablyudaem_eksperimentiruem.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
Занятие кружка «Я – исследователь» (2-й год обучения)
Тема занятия:
«Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»
Подготовила и провела
Полозова Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
2014
Цели:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка младшего школьного возраста средствами физического эксперимента;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Оборудование:
- лупы;
- перья;
- стаканы с водой;
- ножницы;
- презентация «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов».
Ход занятия
- Орг.момент.
- Мы дети вежливы и развиты, говорим гостям мы: «Здравствуйте!»
- Введение в тему занятия.
- Тема нашего занятия спрятана в загадке.
Вёрст не считала,
По дорогам не ездила,
А за морем бывала.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ... Птицы
Слайд2
(Раздаются звуки) Слайд3
- Кто же это может быть? Давайте посмотрим. Ой, да это же голубка. У неё в клюве письмо. Прочтём его.
«Дорогие ребята! Я живу на территории вашего школьного двора, сажусь на фонарь и смотрю через окно, чем вы занимаетесь на уроках и на занятиях кружка. Мне очень нравится слушать ваши ответы. Расскажите, что вы знаете о птицах, и почему птицы летают».
- Сегодня мы продолжим своё исследование по теме «Птицы», будем: наблюдать, экспериментировать, устанавливать связи, обнаруживать причины, делать выводы.
- Актуализация знаний
- Для начала вспомним, по какому плану ведёт своё исследование учёный? Какие методы он использует? Расположите условные обозначения в порядке их следования.
- Подумать самостоятельно.
- Посмотреть в книгах.
- Спросить у другого человека.
- Посмотреть по телевизору.
- Получить информацию у компьютера.
- Понаблюдать.
- Провести эксперимент
- Связаться со специалистом.
- Выполнив работу по первым пяти пунктам нашего плана, мы получили информацию о птицах. Что мы уже знаем о птицах?
(Дети сообщают, что они узнали о птицах)
- Физкультминутка Слайд 4
- А кто из вас мечтал научиться летать как птица?
- Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем! Что мы сидим?
- Не выходит? Как вы думаете, почему?
Д.:- Мы люди, а люди не летают как птицы, т.к. у них нет крыльев.
- Подготовка и проведение наблюдения.
Слайд 5- Оказывается, крылья – это видоизменённые передние конечности. Птицы – это единственные животные, тело которых покрыто перьями, поэтому их называют пернатыми.
- Какие вопросы по теме исследования мы могли бы задать?
- Так почему же птицы летают?
- Зачем птице перья?
- Все ли перья одинаковые?
- Как устроено птичье перо?
- Можем ли мы получить ответы на нашем занятии?
Д.: - Можем, потому что у нас есть перья. Мы можем за ними понаблюдать и провести эксперименты.Слайд6.
- С чего мы начнём наше наблюдение?
Д.: - Рассмотрим пёрышки.
- Рассмотрите перья, сравните их по форме, размеру, цвету. Одинаковы ли они?
Д: - Они разные по форме, цвету, размеру.
- Сделаем запись в рабочих листах исследователя.
- Что общего у всех перьев?
Д: - Есть стержень и волоски.
- Они называются бородки.
- Чтобы получить больше информации, мы должны воспользоваться приборами для наблюдения. Какими приборами мы воспользуемся, чтобы провести наблюдение? (Лупой или микроскопом).
- Рассмотрите строение пера через лупу.Что вы увидели?
Д.: - От стержня отходят бородки, а от бородок отходят веточки.
- От центрального стержня отходят бородки, от бородок в свою очередь отходят бородочки, как хвоинки на еловой лапе. Давайте возьмём наши пёрышки и попробуем разъединить бородочки пальцами. Что вы заметили?
Д: - Они соединены друг с другом.
- Как вы думаете, почему?
Д: - Они соединены крючочками.
- Сравните свои наблюдения с рисунком.Слайд 7.Что увидели на рисунке?
Д: - Бородочки не хотели разъединяться потому, что на них есть крючочки, как на застёжке молнии. Слайд8. Вот почему перья такие прочные и упругие.
- Давайте сделаем запись в наших рабочих листах. Слайд 9.
Свойства пера.
Перья прочные и упругие.
- Эксперимент. Слайд 10.
- Проведём эксперимент. Разъедините ещё раз бородочки, а теперь проведите между пальчиками. Что увидели?
Д: - Бородочки соединились. Слайд 11
- Так и птица поправляет бородочки, проводя клювом по перьям, чтобы крючочки соединились, застегнулись в замок.
- Не всегда бородки перьев сцеплены между собой. Так, например, не имеют крючков бородки пуховых перьев или бородки в самой нижней части пера — это пуховая часть. Пух удерживает у кожи слой воздуха. Для чего это нужно?
Д: - Воздух плохо проводит тепло, поэтому птица, взъерошив свои пёрышки, создаёт между перьями воздушные прослойки, которые плохо сохраняют тепло.
- А теперь для эксперимента нам потребуются ножницы. Ножницы - инструмент, требующий внимания и осторожности. Что мы должны знать при работе с ножницами? (Дети сообщают правила ТБ при работе с ножницами)
- Возьмите ножницы, отрежьте кончик стержня.
-Рассмотрите срез. На что он похож?
Д: - На пустую трубочку.
- В этой полой трубочке есть воздух, значит пёрышко - лёгкое. Встаньте, положите пёрышко на ладонь и слегка подуйте. Что случилось?
Д: - Оно полетело, значит оно лёгкое. Запишем в наших рабочих листах.
Слайд 12.
Птичьи перья лёгкие.
- Благодаря своим крыльям, расправив их, птицы парят в воздухе, как этот лист. (Демонстрация листа бумаги, парящего в воздухе).
- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли оно?
Д.: -Нет. Вода скатилась капельками.
- Кто знает почему?
- Птицы при чистке смазывают свои перья жиром. От этого они становятся водонепроницаемыми. Поэтому и говорят: «Как с гуся вода». А вот у курицы такой смазки нет, и её перья в воде намокают. Не зря в народе говорят: «Мокрая, как курица».
- Подведение итогов.
- Подведём итог по результатам наших наблюдений и экспериментов. Слайд13
Мы провели наблюдения и увидели, что:
- перья птиц разные по форме, размеру и цвету;
- они прочные и упругие, потому что бородочки сцеплены крючочками;
- перья сохраняют тепло.
Слайд 14
Мы провели эксперимент и установили, что:
- перья птиц лёгкие;
- перья не намокают в воде.
- перья позволяют птицам парить в воздухе.
- Приближается зима, как вы думаете, что для птиц страшнее голод или холод? Как мы можем им помочь?
- Какие птицы зимуют в наших краях?
- Где мы можем найти информацию, чем накормить птичек зимой?Воспользуйтесь условными обозначениям. (Подумать самостоятельно, спросить у других людей, посмотреть телепередачу, узнать в сети Интернет).
- А можем ли мы по этому вопросу провести наблюдения и эксперименты?
Д.: - Да, зимой, развесив кормушки, мы можем наблюдать и экспериментировать.
- Пока по этому вопросу соберём информацию. Вы получили листы с изображением птиц, узнайте, чем питается птица, которая изображена на вашем листике.(Свиристель, синица, голубь, воробей, ворона, галка, снегирь)
- Рефлексия.
Слайд 15
- Прислушайтесь, как красиво звучат голоса птиц! Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия. Я – исследователь».
- Продолжайте наблюдать за птицами, используя имеющиеся знания. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир – прекрасен!»
Спасибо! Вы – молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знайкины посиделки" занятие кружка "Почемучка" (исследователи)
Цель: развивать познавательную активность детей в игровой форме, познакомить с этапами, формами и методами научного исследования. ...
конспект занятия кружка "Я исследователь"
конспект занятия...
конспект занятия кружка "Я исследователь"
конспект занятия...
Занятие кружка "Я - исследователь" по теме "Почему болят зубы"
Занятие по внеурочной деятельности с использованием методики исследовательской деятельности А. И.Савенкова....
Занятие кружка Я - исследователь. Экспресс-исследование "Какие коллекции собирают люди"
На занятии создаются условия для формирование исследовательских умений у младших школьников, определеяется самобытность каждого ребёнка через раскрытие его увлечений, через знакомств детей с увл...
Занятие кружка "Я-исследователь"
Тема занятия. Проведение самостоятельных исследований...
Занятие кружка "Я - исследователь" по теме:"Учимся сравнивать: какая шерсть у зверей"
То, что во главу угла в новых федеральных стандартах ставится умение ребенка добывать самостоятельно информацию и использовать ее на практике, известно всем. Как этого добиться? Исследовательская твор...