Тема: "Кто такие рыбы?" 1 класс
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Басараба Елена Викторовна

Урок окружающего мира в 1 классе УМК "Школа России" Тема: "Кто такие рыбы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_ryby_1_klass.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

в 1 классе

по теме: «Кто такие рыбы?»

Учитель: Басараба Е.В.

ГБОУ СОШ №218

Санкт-Петербург

Цели: 1.  Познакомить учащихся с признаками и разнообразием рыб.

            2. Учить определять принадлежность животного к своей группе.

            3. Прививать любовь ко всему живому.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

-С какими группами животных мы познакомились?

- Кто такие насекомые?

-Приведите примеры.

III.  Постановка учебной задачи.

Посмотрите на доску. (Слайд 2). Кто изображён? (Лебедь, морской конёк, бобр, щука.)

- Что объединяет этих животных? (Их жизнь связана с водой.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с группой животных жизнь которых зависит от воды. Отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю. (Слайд 3)

- На уроке мы ответим на вопросы:

Кто такие рыбы?

Чем рыбы отличаются от других животных? (Слайд 4)

IV Новая тема.

- Кто такие рыбы? (Ответы детей)

- Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море)

- Игра «Кто больше» (Соревнование по рядам. Ученики по очереди называют рыб. Выигрывает ряд, назвавший больше рыб.)

- Молодцы, вы знаете много разных рыб.

- Как отличить рыб от других животных?

Работа по учебнику.

- Познакомимся со строением рыбы. Прочитаем подписи к рисунку, найдём все части рыбы.

Работа по вариантам.

- Проверим как запомнили строение рыбы.

I вариант – подписывает части рыбы. (Приложение 1)

II вариант – соединяет линиями название и иллюстрацию. (Приложение 2)

- Обменяйтесь листками, посмотрите на доску проверьте работу соседа. (Слайд 5)

- Рассмотрите рисунок на странице 34.

- Что изображено?

-Так выглядит чешуя рыб, если её увеличить.

- Дорисуем чешую рыбе. (Приложение 3)

- Посмотрите на доску, проверьте, правильно ли вы сделали (Слайд 6).

 - Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)

 - Как рыбы дышат? (Жабрами.)

- Посмотрим на фотографии рыб. Тело всех ли рыб покрыто чешуёй? (Слайд 7)

- Тело большинства рыб покрыто чешуёй, но есть такие рыбы, у которых нет чешуи. Одна из них сом. (Слайд 7)

- Сом  - самая крупная речная рыба. У него очень толстая кожа.

- Сом живёт в реке. Посмотрим на картинку в учебнике, найдём на ней сома. Какие ещё рыбы живут в реке.  

- Как называются рыбы, живущие в реке? (Речные.)

- Каких ещё речных рыб знаете? (Карась, окунь, плотва)

- Прочитаем название рыб, изображённых на картинке слева. (Морские)

 Где они живут? (В море.)  

- Каких морских рыб знаете?

- Сейчас мы немного отдохнём и посмотрим, каких разных рыб создала природа. (Слайд 8 – 20)

- Отгадайте загадки про разных рыб и определите, где они живут.

Драчун и забияка в речной воде живёт

И маленьким рыбёшкам проходу не даёт.

Костлявый и колючий, не любит он шутить.

Его ведь даже щука не может проглотить.

Он весь в иголках словно ёж,

А зовётся рыбка? (Ёрш) (Слайд 21)

- Ёрш действительно напоминает ежа – такой же колючий. Колючие плавники – защита ерша от врагов.

Вот так рыба – просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза на спине,

И живет на самом дне.

Очень странные дела.

Это рыба… (Камбала) (Слайд 22)

Камбала – морская рыба. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком , взрыхляя его плавниками.

Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает? (Щука) (Слайд 23)

Щуку прозвали речным волком. Она нападает и на мелкую рыбу и на крупную. Щука очень прожорлива.  Ещё одно прозвище есть у щуки – речной санитар. Ведь в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы.

Зубы в пасти в три ряда.

Это целая беда.

Этот хищник знаменит,

Тем, что он - морской бандит. (Акула) (Слайд 24)

- Акула – одна из самых опасных рыб. В её пасти несколько рядов острых зубов. Китовая акула самая – большая рыба на земле: длина её до 20 метров, но при своих размерах безопасна для человека.

Работа в тетради.

- Откройте тетради на странице 24.  Силуэты, каких рыб изображены. Самостоятельно закрасьте кружочки: у речных рыб – зелёным цветом, у морских – синим.

- Научимся рисовать рыбку. Посмотрите, как по-разному можно нарисовать рыбку. (Слайд 25)

- Рассмотрите рисунок в тетради. Нарисуйте свою рыбку.

V Итог урока

- Ответим на вопросы, заданные в начале урока.

- Кто такие рыбы?

- Чем отличаются рыбы от других животных?

- На какие группы делятся рыбы?

- Приведите примеры.

VI Домашнее задание (по выбору).

- Нарисовать рыбку.

- Подготовить рассказ о любой рыбе.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике....

Классный час на тему: что такое ДОБРО и что такое ЗЛО? 4 класс

учНа уроке ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;ученики смогут дать определение добра и зла, какие...

Классный час на тему: что такое ДОБРО и что такое ЗЛО? 4 класс

На уроке ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;ученики смогут дать определение добра и зла, какие к...

Проверочные работы по темам "Что такое глагол?" и " Что такое местоимение?"для 2 класса ,УМК Школа России

Данные работы по вариантам позволяют учителю выявить уровень усвоения детьми учебный материал...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка в 3 классе. Тема:«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»...