Доклад на тему: Что такое мастер- класс?"
статья по теме

Корякова Татьяна Ивановна

В докладе даётся объяснение понятия " мастер - класс" и как его применять на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21891_chto_takoe_master-klass.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Доклад на тему:  «Что такое  «Мастер – класс?»

    «Важно,  не просто накормить голодного рыбой,                                                          главное, научить его,  ловить её.                                                                                                                                                                 Если Вы дадите ему рыбу,  то поможете только один раз,                                                                                                                           а научите ловить – накормите на всю жизнь»

Последнее десятилетие тема современного образования  широко представлена  в средствах массовой информации, а в  дебатах на эту же тему  не принимает участие  разве что только ленивый. Простой обыватель, далекий от педагогики, знает чему надо учить, но не знает, как это делать.

Пусть каждый занимается своим делом, выполняя его добросовестно и качественно. А дело, как известно, мастера боится.

О  проблемах современного образования и воспитания спорят, рассуждают ученые, исследователи, психологи, педагоги, физиологи, как отечественные, так и зарубежные. Суть этих споров часто сводится к тому, что если познавательная деятельность навязывается учащимся, то и познавательные мотивы ослабевают, что приводит к отрицательному отношению к процессу обучения. «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не  в том, чтобы проталкивать в них учеников»

                                                Артур Шнабель, австрийский пианист и педагог.

Современная педагогическая наука многопрофильна и многогранна, включает в себя  различные ведущие школы, новые достижения  ученых-педагогов, новаторов, работающих над личностно-ориентированным, субъектно-ориентированным образованием при этом доказывающих, что традиционные пути транслирования знаний от учителя к ученику (репродуктивные) препятствуют открытому познанию, стойкому интересу в обучении, снижают мотивацию. Поэтому современный учитель должен обладать достаточной информацией об актуальных направлениях педагогической науки, участвовать в различных конференциях, семинарах, мастер - классах, постоянно самосовершенствоваться быть включенным в систему непрерывного образования.

  Современные требования к работе учителя предполагают открытую педагогическую деятельность за рамками урока в том числе. Только тот учитель растет и развивается, который способен выйти за стены своего кабинета и прислушиваться, присматриваться к опыту своих коллег. Необходимо собирать в свою педагогическую копилку все самое лучшее, ценное, что, несомненно,  будет способствовать повышению качества преподавания, окрылит, поднимет настроение, принесет пользу, как учителю, так и его ученикам - «обучая – учись сам». В современных условиях важно идти не только в ногу со временем, но и опережать его.

Учителям города Москвы и Московской области предоставлена широкая возможность активно  участвовать в семинарах, конференциях, мастер – классах. Тем самым постоянно находиться на гребне развития педагогической науки, повышать квалификацию, что является несомненным преимуществом, относительно коллег живущих в глубинке.

При всём разнообразии форм поддержки профессионального уровня и  роста учителей наибольшей популярностью, вызывающей большой интерес, является мастер-класс. Почему именно мастер-класс? Если рассмотреть это понятие, то первая его часть  «мастер», означает: человек, обладающий высокой квалификацией, специалист, достигший высокого искусства в своем деле. А «класс» - как понятие качественного уровня, то есть высшего класса.

Размышляя над понятием «мастер», мы сделали вывод,  что это экстраклассный профессионал, владеющий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не владеет основная масса специалистов.

Таким образом, можно проследить процесс профессионального роста от ученика к специалисту - профессионалу -  мастеру, выведя тем самым некую «формулу профессионального роста»:

-  если занятие проводит специалист для неспециалистов - это урок;  

- если  профессионал обучает специалистов - это курсы повышения квалификации, мастерские, обмен опытом, диспуты и дискуссии;

- если  мастер обучает профессионала – это «мастер-класс».

Мастер-класс это не просто демонстрация знаний и умений,  это передача опыта, который  оттачивается  на протяжение многолетней деятельности  путем проб  и ошибок,  затем концентрируется  и выстраивается в систему, а в последствии отражается в достижениях учеников. Это  возможность передать не только теоретический опыт, весьма полезный и интересный, но и практический, дающий возможность пронаблюдать какой-либо процесс деятельности, увидеть, как выполняет мастер те, или иные приемы. В результате чего получается целое произведение и достигается качественный результат. У каждого мастера своя тайна. Кто-то эту тайну свято хранит, а кто-то щедро ею делится. Прикосновение к тайне «мастера» - это не просто предвкушение  чуда, а присутствие, а может быть и участие в свершении этого чуда.

 Все мы любопытны от природы и это заманчивое «А почему и как?», очевидно и движет великим интересом педагогов. Множество вопросов возникает в процессе педагогической деятельности, ответы на которые не всегда удается найти самостоятельно, изучая множественные авторские статьи, монографии, методики. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Народная мудрость, в очередной раз, поражает своей точностью.     Впечатления  увиденного, непосредственно ощутимого, возможность диалога   с мастером,  соучастия в работе с ним, впечатляют на долгие годы.

 В данном случае мы рассматриваем  мастер – класс, который представляет собой кратковременную программу повышения квалификации профессионалов и специалистов, тех, кто имеет определенный опыт работы, собственную точку зрения, но хотел бы узнать больше. Такие классы проводят обычно признанные мастера – супер-профессионалы, или новаторы в той или иной области деятельности, опыт которых социально значим и  востребован.

Современные технологии позволяют дистанционно приобщиться к различным мастер – классам через сеть Интернет, а это дает возможность ознакомиться с идеями, инновациями, методиками, приемами, на вербальном уровне. Но хотелось бы отметить, что наиболее действенным  является тот мастер – класс, который проводится в режиме реального времени и включает в себя следующие этапы:

  1. теоретическую, или методологическую часть;
  2. показ или демонстрацию процесса;
  3. приобретение каждым участником определенных знаний и опыта, а также методического материала, для дальнейшей самостоятельной работы.

           Хорошо, если это будут предварительно формализованные, то есть  имеющие определенную форму: тезисы, краткие рекомендации, модули занятий и т.д. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу: рассказать – показать – научить, за короткий промежуток времени.

                В последнее время наметилась тенденция называть мастер – классами, лекции, уроки, семинары, диспуты для студенческой и ученической аудитории, что является заведомо неверным. Так как мастер-класс – это демонстрация высшей степени достижений в уже известных направлениях той или иной области, демонстрация высшей степени достижений личного инновационного опыта,  демонстрация высочайшего уровня профессионализма. Следовательно, вполне правомерно подчеркнуть, что мастер-классы рассчитаны на  слушателя-профессионала, то есть, ориентированы на подготовленную, квалифицированную аудиторию.  Более того, неподготовленный слушатель воспринять до конца специализированную информацию просто-напросто не сможет, так как не обладает определенными знаниями, умениями и навыками в отдельно взятой области. Так что «мастер-классы» проводимые для  непрофессионалов, студентов и учеников точнее было бы назвать мастерскими. Посещайте мастер-классы, и у вас сложится своё личное мнение по этому поводу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Докладна тему: «ИКТ на уроках начальной школы»

Доклад представлен на муниципальном уровне...

Классный час. Урок вежливости. Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»

1.Обсудить с детьми, что значит быть вежливым человеком.    2. Формировать у детей нормы вежливости.   3. Воспитание ответственности за свои поступки....

Что такое мастер-класс.

В данной статье даны значения слова "мастер-класс", а также отличие от других форм трансляции педагогического опыта....

Мастер класс на тему "Что такое счастье?"

Цель:     познакомить участников мастер-класса с этическими представлениями о счастье, создать условия для понимания разных трактовок счастья с опорой на жизненный опыт.Задачи: создать ...

Конспект мастер-класса Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»

Воспитательное мероприятие из цикла "Музейная педагогика".Тема: «Что такое виртуальный музей? Как стать посетителем виртуального музея?»Цель: построить грамотный диалог между взр...