Программа внеурочной деятельности по естественнонаучному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Факультативный курс по естественнонаучному краеведению «Музей под ногами» рассчитан на учащихся 1-4-х классов и имеет ярко выраженный интегративный характер. Соединяет природоведческие, географические, исторические и литературные знания, дает возможность познакомиться, в первую очередь, с естественными науками.
Цель изучения курса «Музей под ногами»: формирование естественнонаучной картины мира на основе краеведческого материала, осознание места человека в этом мире; развитие у учащихся личного опыта общения с природой, взрослыми людьми и сверстниками.
Личностными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:
- осознание себя членом общества;
- принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств, культура взаимоотношений с окружающим миром.
Метапредметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;
- способность осуществлять информационный поиск;
- способность работать с объектами окружающего мира;
- осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми.
Предметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:
- усвоение первоначальных сведений об особенностях объектов и явлений окружающего мира:
- владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
- умение наблюдать, исследовать объекты и явления окружающего мира; выделять особенности природных объектов, описывать их свойства.
Значение курса «Музей под ногами» состоит в том, что на основе изучения природного материала своего родного края школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их экологической культуры. Учащиеся в ходе изучения курса приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам. Курс способствует формированию эмоционально-положительного отношения к природе, знакомит учащихся с началами естественных наук.
Основные содержательные линии курса Музей под ногами» представлены блоками «Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» (31 час), «Музей песка «Сокровище под ногами» (30 часов), «Музей глины «Черепичный край…» (28 часов), «Музей янтаря «Богатство «голубой земли» (25 часов); всего 104 часа.
Содержание
Блок № 1. Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов.
Кинолекторий «Путешествие капли воды». Экскурсия в музей Мирового океана
Вода и её легко определяемые свойства воды.
Практическая работа № 1. Изучение свойств воды
Агрегатные состояния воды. Проект «Эта многоликая вода!»
Состав воды. Структура воды. Память воды
Растворимость веществ в воде. Растворы. Минеральная вода. Морская вода.
Практическая работа № 2. Изучение состава минеральной воды
Кристаллы в природе. Выращивание кристаллов.
Практическая работа № 3. Выращивание кристаллов в домашних условиях
Состояние воды, пригодной для использования человеком для питья. Вода – сырьё для промышленности. Вода и жизнь растений. Бережное отношение к природным богатствам. Музей воды. Год воды
Конкурс плакатов «Берегите воду!»
Экскурсия на предприятие «Янтарный Айсберг»
Источники загрязнения воды и способы её очистки.
Практическая работа № 4.Способы разделения смесей.
Практическая работа № 5. Фильтрация воды.
Практическая работа № 6. Составление схемы городской водоочистительной станции
Водоёмы и их разнообразие. Состояние воды в водоёмах: контроль и охрана. Водоёмы Калининградской области. Балтийское море. Фонтаны нашего города. Петродворец. Петергоф
Практическая работа № 6. Жизнь водоёма (магнитный плакат, экскурсия)
Проекты «Водоёмы нашего края», «Фонтаны нашего города».
Практическая работа № 7. Работа с картой Калининградской области
Эстетическое и оздоровительное значение водных ресурсов.
Проект «Вода – богатство природы»
Музеи воды Москвы и Санкт – Петербурга. 2003 год – международный год пресной воды.
Конкурс «Вода, кругом вода…»
Блок № 2. Музей песка «Сокровище под ногами»
Состав песка. Минералы. Горные породы. Месторождение песков в калининградской области.
Практическая работа № 1. Изучение образцов песка. Коллекция «Горные породы и минералы»
Практическая работа № 2. Месторождения песков и гравия на карте области
Гравий. Камень – булыжник. Каменный век.
Практическая работа № 3. Изучение свойств мрамора и камня
Песочные часы, пустыни, песчаные бури
Конкурс рисунков. Проект «Пески нашей области» (создаём коллекцию)
Дюны, история и современность. Куршская коса. Вислинская коса. Балтийская коса.
Экскурсия на Куршскую косу. Фото – проект «Пустыня в центре Европы»
Правила поведения на природе. Проблема сохранения дюн.
Экскурсия в областной историко-краеведческий музей
Презентация «Наш край». Конкурс рисунков
Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Состав сырья для производства стекла. Стекло. История стекла. Виды стекла, использование. Производство стекла. Профессия – стеклодув
Проект «Музей стекла» (создаём). Практическая работа № 5. Коллекция «Стекло. Виды стекла»
Гусь – Хрустальный завод по производству стекла (итоги проекта «Мы – россияне»)
Дятьковский хрустальный завод. А что у нас?
Использование камня в искусстве. Камень в облике города. Памятные места нашего города, связанные с применением камня.
Экскурсия по городу. Фото – проект «Памятные места Калининграда»
Практическая работа № 4. Рисунок на камне
Картины из песка. Знакомство с работами художников (Симонова Ксения, Украина)
Практическая работа № 5. Изготовление подарков из природного материала
Методы лечения с использованием песка и других природных материалов
Блок № 3. Музей глины «Черепичный край…»
История. Состав глин. Месторождения глин в нашей области. Уникальные калининградские глины, их качественные характеристики
Практическая работа № 1. Месторождения глины на карте области Практическая работа № 2. Сравнение свойств песка и глины
Какие бывают глины, их лечебные свойства.
Практическая работа № 3. Ознакомление с образцами косметических глин
Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Искусство приготовления глиняного сырья. История и современность. Виды керамики. Инструменты и приспособления. Гончарный круг. Приемы и способы отделки глины. Фарфор. Д.И.Виноградов
Проект «Музей керамики»
Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Игрушки-свистульки
Что нужно для работы с глиной?
Арт-терапи́я
Практическая работа № 4. Лепим из глины
Керамический кирпич, керамическая черепица – строительные материалы.
Строительные традиции Европы и Кёнигсберга.
Практическая работа № 5. Работа с фотоматериалами
Форты, крепостные и «гражданские» ворота. Причины разрушения архитектурных памятников. Улица Комсомольская, архитектура и история.
Экскурсия по лице Комсомольской. Проект «Наша Комсомольская улица»
Практическая работа № 6. Составление опорного конспекта «Королевские ворота»
Проект «Керамические материалы, или назад в прошлое за красотой и здоровьем»
Проект «Облик Калининграда»
Керамические изделия – самые распространённые находки археологов
Практическая работа № 7. Работа с фотоматериалом и другими источниками
Глинолитка, кирпич-саман. Гжельские глины. Гжель — один из центров производства керамики. Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Окарина и видеоигры.
Практическая работа № 8. В музыкальном салоне (работа со словами символами при прослушивании музыкальных произведений)
Блок № 4. Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
Янтарь – природный материал. Состав и свойства янтаря.
Практическая работа № 1. Изучение свойств янтаря (электризация, горение)
Янтарь – главное природное богатство нашей области. Месторождения янтаря и его запасы в области.
Практическая работа № 2. Месторождения янтаря на карте мира
Добыча янтаря. Калининградский янтарный комбинат. Изделия из янтаря.
Экскурсия в Калининградский Музей янтаря. Экскурсия в п. Янтарный
История янтаря.
Экскурсия в Калининградский Музей янтаря
Практическая работа № 3. Ознакомление с литературными источниками
Календарь камней. Магия камней, свойства камней. Амулеты, талисманы
Практическая работа № 4. Составления календаря камней
Что такое инклюз? Историческая ценность инклюзов.
Практическая работа № 5. Рассмотрение инклюзов
Янтарь в стихах калининградских поэтов
Практическая работа № 6. Работа с литературными источниками
Янтарь – электрон. Янтарь – алатырь. Легенды. Сказки Янтарь на языке народов мира.
Практическая работа № 7. Ознакомление с литературными источниками
Влияние янтаря на организм человека, применение в лечении различных заболеваний. Янтарная пирамида
Экскурсия в п. Янтарный
Практическая работа № 8. Ознакомление с образцами янтаря
Янтарная кислота. Области её применения.
Практическая работа № 9. Ознакомление с образцами янтарной кислоты
История янтарной комнаты. Реставрация янтарной комнаты.
Практическая работа № 10. Ознакомление с литературными источниками
Проект «Золото Балтики». Фотоконкурс, конкурс рисунков. Создание музея янтаря
Конкурс знатоков «Золото Балтики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование курса «Музей под ногами»
1 класс 8 часов
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб | УУД | Формы контроля |
1. | Вода – богатство природы | Вода в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Кинолекторий «Путешествие капли воды» Экскурсия в музей Мирового океана | Распространённость воды в природе. Запасы пресной воды. Вода в организме человека. | 3-4 | Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Характеризовать значение воды для человека. | Отчёт по итогам экскурсии в музей | ||
2. | Свойства воды | Вода и её легко определяемые свойства воды. Практическая работа № 1. Изучение свойств воды | Текучесть, цвет, запах, сохранение объёма и не сохранения формы. | 2 | Проводить наблюдения, исследования. Работать в группах. Характеризовать свойства воды. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. | Практическая работа | ||
3. | Три состояния воды | Агрегатные состояния воды. Проект «Эта многоликая вода!» | Газ, жидкость, твёрдое вещество. Облака. Снежинки. Иней. Наст. Айсберги. | 2 | Характеризовать состояния воды, различать их. Приводить примеры состояний воды в природе. | Защита проектов |
2 класс 7 часов
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Вода – природный минерал | Состав воды. Структура воды. Память воды | Водород, кислород. Атомы. Структура воды | 2 | Характеризовать состав и структуру воды. Объяснять, что такое память воды. | Фронтальная беседа | ||
2. | Вода – универсальный растворитель | Растворимость веществ в воде. Растворы. Минеральная вода. Морская вода. Практическая работа № 2. Изучение состава минеральной воды | Растворитель, растворы, растворимость. Соли. | 3 | Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Работать в группах. | Практическая работа | ||
3. | Удивительный мир кристаллов | Кристаллы в природе. Выращивание кристаллов. Практическая работа № 3. Выращивание кристаллов в домашних условиях | Кристалл, кристаллизация, раствор, нагревание | 2 | Проводить наблюдения, эксперимент. Работать в группах и самостоятельно. Выращивать кристаллы. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. | Практическая работа |
3 класс 8 часов
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Вода на службе человека | Состояние воды, пригодной для использования человеком для питья. Вода – сырьё для промышленности. Вода и жизнь растений. Бережное отношение к природным богатствам. Музей воды. Год воды Конкурс плакатов «Берегите воду!» Экскурсия на предприятие «Янтарный Айсберг» | Сырьё, промышленность, сельское хозяйство, экономное расходование воды. | 3-4 | Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Характеризовать значение воды для человека и животного мира. | Отчёт по итогам экскурсии Конкурс | ||
2. | Источники загрязнения воды и способы её очистки | Источники загрязнения воды и способы её очистки. Практическая работа № 4. Способы разделения смесей. Практическая работа № 5. Фильтрация воды. | Смеси и способы их разделения. Дистилляция. Фильтрация воды. Фильтры для очистки воды. Питьевой режим школьника | 3 | Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Приводить примеры смесей, способов их разделения. Характеризовать питьевой режим школьника. | Практическая работа | ||
3. | Городская водоочистительная станция | Практическая работа № 6. Составление схемы городской водоочистительной станции | Фильтрование, отстаивание, хлорирование, озонирование, аппаратура | 1 | Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Характеризовать различные способы очистки воды. | Практическая работа |
4 класс 8 часов
Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Водоём – единство живой и неживой природы | Водоёмы и их разнообразие. Состояние воды в водоёмах: контроль и охрана. Водоёмы Калининградской области. Балтийское море. Фонтаны нашего города. Петродворец. Петергоф Практическая работа № 6. Жизнь водоёма (магнитный плакат, экскурсия) Проекты «Водоёмы нашего края», «Фонтаны нашего города». | Животный и растительный мир водоёма. Флора, фауна. Фонтаны | 5 | Находить дополнительную информацию о них с помощью различных информационных источников. Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. | Практическая работа Защита проектов | ||
2. | Водные ресурсы Калининградской области | Эстетическое и оздоровительное значение водных ресурсов. Проект «Вода – богатство природы» Практическая работа № 7. Работа с картой Калининградской области | Эстетика, здоровье, водные ресурсы, курортная зона. | 2 | Характеризовать водные ресурсы нашего края. Определять их значение для жителей области. Находить на карте области водные объекты. | Защита проектов | ||
3. | Вода, человек, история | Музеи воды Москвы и Санкт – Петербурга. 2003 год – международный год пресной воды. Конкурс «Вода, кругом вода…» | Пресная вода | 1 | Характеризовать роль воды для природы и человека. Объяснять значение пресной воды. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов. | Конкурс - игра |
1 класс 7 часов
Музей песка «Сокровище под ногами»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Песок – полезное ископаемое | Состав песка. Минералы. Горные породы. Месторождение песков в калининградской области. Практическая работа № 1. Изучение образцов песка. Коллекция «Горные породы и минералы» Практическая работа № 2. Месторождения песков и гравия на карте области | Минерал, горная порода, месторождение, карта | 3-4 | Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Работать с картой: показывать месторождения песков. | Практическая работа | ||
2. | Гравий. Камень | Гравий. Камень – булыжник. Каменный век. Практическая работа № 3. Изучение свойств мрамора и камня | Гравий, каменный век | 2 | Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы. Сравнивать и различать природные объекты, их свойства. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения и исследования. | Практическая работа | ||
3. | Песок и время | Песочные часы, пустыни, песчаные бури Конкурс рисунков Проект «Пески нашей области» (создаём коллекцию) | Песочные часы | 1 | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов. | Конкурс Защита проектов |
2 класс 9 часов
Музей песка «Сокровище под ногами»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Загадочный мир песчаных дюн | Дюны, история и современность. Куршская коса. Вислинская коса. Балтийская коса. Экскурсия на Куршскую косу Фото – проект «Пустыня в центре Европы» | Дюна, заповедник, заказник | 2 3-4 | Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. | Отчёт по итогам экскурсии | ||
2. | Охрана природных богатств | Правила поведения на природе. Проблема сохранения дюн. Экскурсия в областной историко-краеведческий музей | Укрепление дюн | 2 | Наблюдать объекты. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Анализировать, делать выводы. | Отчёт по итогам экскурсии | ||
3. | Мой край. Моё море | Презентация «Наш край» Конкурс рисунков | 1 | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Готовить рассказ о наблюдаемых явлениях и объектах.
| Конкурс |
3 класс 8 часов
Музей песка «Сокровище под ногами»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. Часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Песок – сырьё для производства стекла | Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Состав сырья для производства стекла. | Сырьё, шихта | 2 | Объяснять, что такое сырьё. Характеризовать состав сырья для производства стекла. | Фронтальная беседа | ||
2. | Стекло | Стекло. История стекла. Виды стекла, использование. Производство стекла. Профессия – стеклодув Проект «Музей стекла» (создаём) Практическая работа № 5. Коллекция «Стекло. Виды стекла» | Хрусталь, стеклодув | 4 | Называть виды стекла. Приводить примеры различных видов стекол. Наблюдать объекты. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Готовить рассказ для защиты домашнего проекта. | Защита проектов Практическая работа | ||
3. | Предприятия по производству стекла | Гусь – Хрустальный завод по производству стекла (итоги проекта «Мы – россияне») Дятьковский хрустальный завод А что у нас? | Хрусталь | 2 | Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. | Фронтальная беседа |
4 класс 6 часов
Музей песка «Сокровище под ногами»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Камень в искусстве | Использование камня в искусстве. Камень в облике города. Памятные места нашего города, связанные с применением камня. Экскурсия по городу Фото – проект «Памятные места Калининграда» Практическая работа № 4. Рисунок на камне | Искусство, памятники | 3 | Называть памятные места города. Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить рассказ. | Практическая работа Отчёт по итогам экскурсии (оформление таблицы) Защита проектов | ||
2. | Песок в искусстве | Картины из песка Знакомство с работами художников (Симонова Ксения, Украина) Практическая работа № 5. Изготовление подарков из природного материала | Художник, творчество, анимация. | 2 | Работать с информацией, извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, выражать свои чувства. | Практическая работа | ||
3. | Песок в медицине | Методы лечения с использованием песка и других природных материалов | Методы лечения | 1 | Приводить примеры использования песка в медицине. Рассказывать о своем жизненном опыте лечения. | Фронтальная беседа |
1 класс 7 часов
Музей глины «Черепичный край…»»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Глина – природный материал | История. Состав глин. Месторождения глин в нашей области. Уникальные калининградские глины, их качественные характеристики Практическая работа № 1. Месторождения глины на карте области Практическая работа № 2. Сравнение свойств песка и глины | Состав глины, месторождения глины | 2 | Практическая работа с картой: показывать месторождения глины на карте области. Характеризовать свойства глины. Работать в группах, проводить наблюдения и исследования. Делать выводы, анализировать наблюдаемые явления и объекты. | Практическая работа | ||
2. | Глина в косметологии и медицине. | Какие бывают глины, их лечебные свойства. Спа-салоны Практическая работа № 3. Ознакомление с образцами косметических глин | Разновидности глин, их применения. | 2 | Приводить примеры использования глины в косметологии, медицине. Делать выводы, анализировать наблюдаемые явления и объекты. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения и исследования. | Практическая работа Фронтальная беседа | ||
3. | Глина – сырьё для керамической промышленности | Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Искусство приготовления глиняного сырья | Глиняное сырьё, керамическая промышленность | 2 | Объяснять, что такое сырьё. Характеризовать состав сырья для производства керамических изделий. | Фронтальная беседа |
2 класс 7 часов
Музей глины «Черепичный край…»»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Керамическая промышленность | История и современность. Виды керамики. Инструменты и приспособления. Фарфор. Д.И.Виноградов Проект «Музей керамики» | Гончарный круг | 4 | Работать в группах, готовить рассказ о керамических изделиях своего дома. Называть виды керамики, инструменты, приемы отделки глины. | Защита проектов | ||
2. | Традиция глиняных игрушек | Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Игрушки-свистульки | Игрушки-свистульки | 1 | Работать с информацией из различных источников, обсуждать полученные сведения, делать выводы. | Фронтальная беседа | ||
3. | Работа с глиной | Что нужно для работы с глиной? Арт-терапи́я Практическая работа № 4. Лепим из глины | Арт-терапи́я — метод психотерапии посредством художественного творчества | 2 | Работать в группах и самостоятельно. Обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, выражать свои чувства. Изготавливать наглядные пособия из глины | Практическая работа |
3 класс 8 часов
Музей глины «Черепичный край…»»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Строительные материалы | Керамический кирпич, керамическая черепица – строительные материалы. | Керамика, кирпич, черепица | 1 | Называть различные строительные материалы, характеризовать их свойства и области применения. | |||
2. | Строительные традиции Европы и Кёнигсберга | Строительные традиции Европы и Кёнигсберга. Практическая работа № 5. Работа с фотоматериалами | Неоготика | 1 | Работать с информацией: извлекать необходимую информацию. Обсуждать полученные сведения, делать выводы. | Практическая работа | ||
3. | Архитектурные памятники нашего края | Форты, крепостные и «гражданские» ворота. Причины разрушения архитектурных памятников. Улица Комсомольская, архитектура и история. Экскурсия по лице Комсомольской Проект «Наша Комсомольская улица» Практическая работа № 6. Составление опорного конспекта «Королевские ворота» Проект «Керамические материалы, или назад в прошлое за красотой и здоровьем» Проект «Облик Калининграда» | Архитектура, форты, крепостные ворота | 6 | Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить сообщения, доклады, справочную информацию. Обсуждать полученные сведения. Характеризовать состояние архитектурных памятников Калининграда, объяснять причины их разрушения. | Практическая работа Защита проектов Отчёт по итогам экскурсии |
4 класс 7 часов
Музей глины «Черепичный край…»»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Керамика и археология | Керамические изделия – самые распространённые находки археологов Практическая работа № 7. Работа с фотоматериалом и другими источниками | Археология | 2 | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Делать выводы о важности археологических находках. | Практическая работа | ||
2. | Глинолитка. Кирпич-саман | Глинолитка, кирпич-саман | Глинолитка, кирпич-саман | 1 | Различать понятия глинолитка и кирпич – саман | Фронтальная беседа | ||
3. | Гжельские глины | Гжельские глины. Гжель — один из центров производства керамики. | Гжель | 2 | Характеризовать гжельских свойства глин и изделий из них | Фронтальная беседа | ||
4. | Звуки земли | Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Окарина и видеоигры. Практическая работа № 8. В музыкальном салоне (работа со словами- символами при прослушивании музыкальных произведений, выражение чувств с помощью рисунка) | Окари́на | 2 | Работать в группах и самостоятельно. Объяснять смысл своих рисунков и слов-символов | Практическая работа |
1 класс 7 часов
Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Янтарь – природный материал | Янтарь – природный материал. Состав и свойства янтаря. Практическая работа № 1. Изучение свойств янтаря (электризация, горение) | Янтарь - смола | 2 | Исследовать на основе опыта свойства янтаря. Характеризовать его свойства. | Практическая работа | ||
2. | Золото Балтики | Янтарь – главное природное богатство нашей области. Месторождения янтаря и его запасы в области. Практическая работа № 2. Месторождения янтаря на карте мира | Месторождение | 2 | Практическая работа с картой: нанесение месторождений янтаря на карте мира | Практическая работа | ||
3. | Добыча янтаря | Добыча янтаря. Калининградский янтарный комбинат. Изделия из янтаря. Экскурсия в Калининградский Музей янтаря Экскурсия в п. Янтарный | Янтарная кислота | 3-4 | Наблюдать объекты в ходе экскурсии в Музей Янтаря. Работать с информацией. Описывать применение янтаря в хозяйстве. Задавать учителю познавательные вопросы. | Отчёт по итогам экскурсии |
2 класс 6 часов
Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. Часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Янтарь. История | История янтаря. Экскурсия в Калининградский Музей янтаря Практическая работа № 3. Ознакомление с литературными источниками | Янтароносные хвойные деревья, смола | 2-3 | Наблюдать объекты в ходе экскурсии. Задавать учителю познавательные вопросы. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить рассказ о наблюдениях во время экскурсии. | Практическая работа Отчёт по итогам экскурсии | ||
2. | Янтарь. Магия янтаря | Календарь камней. Магия камней, свойства камней. Амулеты, талисманы Практическая работа № 4. Составления календаря камней | Магия, свойства камней. Гороскоп и камни | 1 | Характеризовать магические свойства камней. Работать в группах и самостоятельно, готовить рассказ о свойствах камней и связи их с гороскопом | Практическая работа | ||
3. | Инклюзы. О чём могут поведать инклюзы? | Что такое инклюз? Историческая ценность инклюзов. Практическая работа № 5. Рассмотрение инклюзов | Инклюзы | 1 | Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Характеризовать особенности инклюзов. | Практическая работа | ||
4. | Янтарь в стихах калининградских поэтов | Янтарь в стихах калининградских поэтов Практическая работа № 6. Работа с литературными источниками | 1 | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Анализировать стихи, высказывать свое мнение о прочитанном. | Практическая работа |
3 класс 6 часов
Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. Часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Бел-горюч камень алатырь… | Янтарь – электрон. Янтарь – алатырь. Легенды. Сказки Янтарь на языке народов мира. Практическая работа № 7. Ознакомление с литературными источниками | Электрон. Алатырь. Легенда | 2 | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, готовить сообщения и обсуждать их в классе. | Практическая работа | ||
2. | Целебные свойства янтаря | Влияние янтаря на организм человека, применение в лечении различных заболеваний. Янтарная пирамида Экскурсия в п. Янтарный Практическая работа № 8. Ознакомление с образцами янтаря | Янтарная пирамида | 2-3 | Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. | Практическая работа Отчёт по итогам экскурсии | ||
3. | Янтарная кислота, её применения. | Янтарная кислота. Области её применения. Практическая работа № 9. Ознакомление с образцами янтарной кислоты | Кислота | 1 | Описывать свойства кислот. Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Называть области применения янтарной кислоты. | Практическая работа |
4 класс 6 часов
Музей янтаря «Богатство «голубой земли»
№ п/п | Даты | Тема | Основное содержание | Основные понятия | Кол. Часов | Стр. учеб. | УУД | Формы контроля |
1. | Янтарная комната | История янтарной комнаты. Реставрация янтарной комнаты. Практическая работа № 10. Ознакомление с литературными источниками | Реставрация | 2 | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, готовить сообщения и обсуждать их в классе. | Практическая работа | ||
2. | Золото Балтики | Проект «Золото Балтики» Фотоконкурс, конкурс рисунков «Янтарный город». Создание музея янтаря | 2-3 | Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Готовить рассказ, задавать вопросы, обсуждать полученную информацию. Оформлять работы для конкурса. | Защита проекта | |||
3. | Янтарь: история и современность… | Конкурс знатоков «Золото Балтики» | 1 | Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. | Конкурс - игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности. Студия "Пойдём в музей!"
Современные дети мало представляют себе культуру своего народа. Программа предоставляет детям возможность ликвидировать существующий пробел. Наряду с приобретением навыков рисования, графич...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...
Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»
В Программе развития универсальных учебных действий определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности личностных универсальных учебны...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...
Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры» для учащихся начальной школы.
Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры» для учащихся начальной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Настоящая программа «Природа и творчество» для 1 класса составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...