Программа внеурочной деятельности по естественнонаучному краеведению «Музей под ногами» для учащихся начальной школы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

 

 

Пояснительная записка

 

Общая характеристика курса

 

Факультативный курс по естественнонаучному краеведению «Музей под ногами» рассчитан на учащихся 1-4-х классов и имеет ярко выраженный интегративный характер. Соединяет природоведческие, географические, исторические и литературные знания, дает возможность познакомиться,  в первую очередь, с естественными науками.

 

Цель изучения курса «Музей под ногами»: формирование естественнонаучной картины мира на основе краеведческого материала, осознание места человека в этом мире; развитие у учащихся личного опыта общения с природой, взрослыми людьми и сверстниками.

 

Личностными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:

  • осознание себя членом общества;
  • принятие общечеловеческих ценностей, формирование этических чувств, культура взаимоотношений с окружающим миром.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, связанную с познанием окружающего мира;
  • способность осуществлять информационный поиск;
  • способность работать с объектами окружающего мира;
  • осознание правил поведения и норм взаимодействия с людьми.

 

Предметными результатами изучения курса «Музей под ногами» являются:

  • усвоение первоначальных сведений об особенностях объектов и явлений окружающего мира:
  • владение понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования;
  • умение наблюдать, исследовать объекты и явления окружающего мира; выделять особенности природных объектов, описывать их свойства.

 

Значение курса «Музей под ногами» состоит в том, что на основе изучения природного материала своего родного края школьники овладевают практико-ориентированными знаниями, происходит развитие их экологической культуры. Учащиеся в ходе изучения курса приобретают умения использовать разные методы познания окружающего мира, соблюдать правила поведения в природе и бережного отношения к ее богатствам. Курс способствует формированию эмоционально-положительного отношения к природе, знакомит учащихся с началами естественных наук.

 

Основные содержательные линии курса Музей под ногами» представлены блоками «Музей воды «Вода знакомая и неизвестная» (31 час), «Музей песка «Сокровище под ногами» (30 часов), «Музей глины «Черепичный край…» (28 часов), «Музей янтаря «Богатство «голубой земли» (25 часов); всего 104 часа.

 

Содержание

 

Блок № 1. Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

 

Вода в природе. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов.

Кинолекторий «Путешествие капли воды». Экскурсия в музей Мирового океана

Вода и её легко определяемые свойства воды.

Практическая работа № 1. Изучение свойств воды

Агрегатные состояния воды. Проект «Эта  многоликая вода!»

Состав воды. Структура воды. Память воды

Растворимость веществ в воде. Растворы. Минеральная вода. Морская вода.

Практическая работа № 2. Изучение состава минеральной воды

Кристаллы в природе. Выращивание кристаллов.

Практическая работа № 3. Выращивание кристаллов в домашних условиях

Состояние воды, пригодной для использования человеком для питья. Вода – сырьё для промышленности. Вода и жизнь растений.  Бережное отношение к природным богатствам. Музей воды. Год воды

Конкурс плакатов «Берегите воду!»

Экскурсия на предприятие «Янтарный Айсберг»

Источники загрязнения воды и способы её очистки.

Практическая работа № 4.Способы разделения смесей.

Практическая работа № 5. Фильтрация воды.

Практическая работа № 6. Составление схемы городской водоочистительной станции

Водоёмы и их разнообразие. Состояние воды в водоёмах: контроль и охрана. Водоёмы Калининградской области. Балтийское море. Фонтаны  нашего города. Петродворец. Петергоф

Практическая работа № 6. Жизнь водоёма (магнитный плакат, экскурсия)

Проекты «Водоёмы нашего края», «Фонтаны нашего города».

Практическая работа № 7. Работа с картой Калининградской области

Эстетическое и оздоровительное значение водных ресурсов.

Проект «Вода – богатство природы»

Музеи воды Москвы и Санкт – Петербурга. 2003 год – международный год пресной воды.

Конкурс «Вода, кругом вода…»

 

Блок № 2. Музей песка «Сокровище под ногами»

Состав песка. Минералы. Горные породы. Месторождение песков в калининградской области.

Практическая работа № 1. Изучение образцов песка. Коллекция «Горные породы и минералы»

Практическая работа № 2. Месторождения песков и гравия на карте области

Гравий. Камень – булыжник. Каменный век.

Практическая работа № 3. Изучение свойств мрамора и камня

Песочные часы, пустыни, песчаные бури

Конкурс рисунков. Проект «Пески нашей области» (создаём коллекцию)

Дюны, история и современность. Куршская коса. Вислинская коса. Балтийская коса.

Экскурсия на Куршскую косу. Фото – проект «Пустыня в центре Европы»

Правила поведения на природе. Проблема сохранения дюн.

Экскурсия в областной историко-краеведческий музей

Презентация «Наш край». Конкурс рисунков

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Состав сырья для производства стекла. Стекло. История стекла. Виды стекла, использование. Производство стекла. Профессия – стеклодув

Проект «Музей стекла» (создаём). Практическая работа № 5. Коллекция «Стекло. Виды стекла»

Гусь – Хрустальный завод по производству стекла (итоги проекта «Мы – россияне»)

Дятьковский хрустальный завод. А что у нас?

Использование камня в искусстве. Камень в облике города. Памятные места нашего города, связанные с применением камня.

Экскурсия по городу. Фото – проект «Памятные места Калининграда»

Практическая работа № 4. Рисунок на камне

Картины из песка. Знакомство с работами художников (Симонова Ксения, Украина)

Практическая работа № 5. Изготовление подарков из природного материала

Методы лечения с использованием песка и других природных материалов

 

Блок № 3. Музей глины «Черепичный край…»

История. Состав глин. Месторождения глин в нашей области. Уникальные калининградские глины, их качественные характеристики

Практическая работа № 1. Месторождения глины на карте области Практическая работа № 2. Сравнение свойств песка и глины

Какие бывают глины, их лечебные свойства.

Практическая работа  № 3. Ознакомление с образцами косметических глин

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Искусство приготовления глиняного сырья. История и современность. Виды керамики. Инструменты и приспособления. Гончарный круг. Приемы и способы отделки глины. Фарфор. Д.И.Виноградов

Проект «Музей керамики»

Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Игрушки-свистульки

Что нужно для работы с глиной?

Арт-терапи́я

Практическая работа № 4. Лепим из глины

Керамический кирпич, керамическая черепица – строительные материалы.

Строительные традиции Европы и Кёнигсберга.

Практическая работа № 5. Работа с фотоматериалами

Форты, крепостные  и «гражданские» ворота. Причины разрушения архитектурных памятников. Улица Комсомольская, архитектура и  история.

Экскурсия по лице Комсомольской. Проект «Наша Комсомольская улица»

Практическая работа № 6. Составление опорного конспекта «Королевские ворота»

Проект «Керамические материалы, или назад в прошлое за красотой и здоровьем»

Проект «Облик Калининграда»

Керамические изделия – самые распространённые находки археологов

Практическая работа № 7. Работа с фотоматериалом и другими источниками

Глинолитка, кирпич-саман. Гжельские глины. Гжель — один из центров производства керамики. Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Окарина и видеоигры.

Практическая работа № 8. В музыкальном салоне (работа со словами символами при прослушивании музыкальных произведений)

 

Блок № 4. Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

Янтарь – природный материал. Состав и свойства янтаря.

Практическая работа № 1. Изучение свойств янтаря (электризация, горение)

Янтарь – главное природное богатство нашей области. Месторождения янтаря и его запасы в области.

Практическая работа № 2. Месторождения янтаря на карте мира

Добыча янтаря. Калининградский янтарный комбинат. Изделия из янтаря.

Экскурсия в Калининградский Музей янтаря. Экскурсия в п. Янтарный

История янтаря. 

Экскурсия в Калининградский Музей янтаря

Практическая работа № 3. Ознакомление с литературными источниками

Календарь камней. Магия камней, свойства камней. Амулеты, талисманы

Практическая работа № 4. Составления календаря камней

Что такое инклюз? Историческая  ценность инклюзов.

Практическая работа № 5. Рассмотрение инклюзов

Янтарь в стихах калининградских поэтов

Практическая работа № 6. Работа с литературными источниками

Янтарь – электрон. Янтарь – алатырь. Легенды. Сказки Янтарь на языке народов мира.

Практическая работа № 7. Ознакомление с литературными источниками

Влияние янтаря на организм человека, применение в лечении различных заболеваний. Янтарная пирамида

Экскурсия в п. Янтарный

Практическая работа № 8. Ознакомление с образцами янтаря

Янтарная кислота. Области её применения.

Практическая работа № 9. Ознакомление с образцами янтарной кислоты

История янтарной комнаты. Реставрация янтарной комнаты.

Практическая работа № 10. Ознакомление с литературными источниками

Проект «Золото Балтики». Фотоконкурс, конкурс рисунков. Создание музея янтаря

Конкурс знатоков «Золото Балтики»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование курса «Музей под ногами»

1 класс 8 часов

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб

УУД

Формы контроля

1.

Вода – богатство природы

Вода в природе. Круговорот воды в природе.

Значение воды для живых организмов.

Кинолекторий «Путешествие капли воды»

Экскурсия в музей Мирового океана

Распространённость воды в природе. Запасы пресной воды. Вода в организме человека.

3-4

Наблюдать объекты. Работать с информацией,  извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Характеризовать значение воды для человека.

Отчёт по итогам экскурсии

в музей

2.

Свойства воды

Вода и её легко определяемые свойства воды.

Практическая работа № 1. Изучение свойств воды

Текучесть, цвет, запах, сохранение объёма и не сохранения формы.

2

Проводить наблюдения, исследования. Работать в группах. Характеризовать свойства воды. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Практическая работа

3.

Три состояния воды

Агрегатные состояния воды.

Проект «Эта  многоликая вода!»

Газ, жидкость, твёрдое вещество.

Облака. Снежинки. Иней. Наст. Айсберги.

2

Характеризовать состояния воды, различать их. Приводить примеры состояний воды в природе.

Защита проектов

2 класс 7 часов

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Вода – природный минерал

Состав воды. Структура воды. Память воды

Водород, кислород.

Атомы. Структура воды

2

Характеризовать состав и структуру воды. Объяснять, что такое память воды.

Фронтальная беседа

2.

Вода – универсальный растворитель

Растворимость веществ в воде. Растворы. Минеральная вода. Морская вода.

Практическая работа № 2. Изучение состава минеральной воды

Растворитель, растворы, растворимость. Соли.

3

Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Работать в группах.

Практическая работа

3.

Удивительный мир кристаллов

Кристаллы в природе. Выращивание кристаллов.

 Практическая работа № 3.

Выращивание кристаллов в домашних условиях

Кристалл, кристаллизация, раствор, нагревание

2

Проводить наблюдения, эксперимент. Работать  в группах и самостоятельно. Выращивать кристаллы. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Практическая работа

3 класс 8 часов

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Вода на службе человека

Состояние воды, пригодной для использования человеком для питья. Вода – сырьё для промышленности. Вода и жизнь растений.  Бережное отношение к природным богатствам. Музей воды. Год воды

Конкурс плакатов «Берегите воду!»

Экскурсия на предприятие «Янтарный Айсберг»

Сырьё, промышленность, сельское хозяйство, экономное расходование воды.

3-4

Наблюдать объекты. Работать с информацией,  извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Характеризовать значение воды для человека и животного мира.

Отчёт по итогам экскурсии

Конкурс

2.

 Источники загрязнения воды и способы её очистки

 Источники загрязнения воды и способы её очистки.

Практическая работа № 4.

Способы разделения смесей.

Практическая работа № 5. Фильтрация воды.

Смеси и способы их  разделения. Дистилляция. Фильтрация воды. Фильтры для очистки воды.

Питьевой режим школьника

3

Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Приводить примеры смесей, способов их разделения.

Характеризовать питьевой режим школьника.

Практическая работа

3.

Городская водоочистительная станция

Практическая работа № 6.

Составление схемы городской водоочистительной станции

Фильтрование, отстаивание, хлорирование, озонирование, аппаратура

1

Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Характеризовать различные способы очистки воды.

Практическая работа

4 класс 8 часов

Музей воды «Вода знакомая и неизвестная»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Водоём – единство живой и неживой природы

Водоёмы и их разнообразие. Состояние воды в водоёмах: контроль и охрана. Водоёмы Калининградской области. Балтийское море.

Фонтаны  нашего города. Петродворец. Петергоф

Практическая работа № 6.

Жизнь водоёма (магнитный плакат, экскурсия)

Проекты «Водоёмы нашего края», «Фонтаны нашего города».

Животный и растительный мир водоёма. Флора, фауна.

Фонтаны

5

Находить дополнительную информацию о них с помощью различных информационных источников.

Наблюдать объекты. Работать с информацией,  извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы.

Практическая работа

Защита проектов

2.

Водные ресурсы Калининградской области

Эстетическое и оздоровительное значение водных ресурсов.

Проект «Вода – богатство природы»

Практическая работа № 7. Работа с картой Калининградской области

Эстетика, здоровье, водные ресурсы, курортная зона.

2

Характеризовать водные ресурсы нашего края. Определять их значение для жителей области.

Находить на карте области  водные объекты.

Защита проектов

3.

Вода, человек, история

Музеи воды Москвы и Санкт – Петербурга.

2003 год – международный год пресной воды.

Конкурс «Вода, кругом вода…»

Пресная вода

1

Характеризовать роль воды для природы и человека. Объяснять значение пресной воды.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов.

Конкурс - игра

1 класс 7 часов

Музей песка «Сокровище под ногами»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Песок – полезное ископаемое

Состав песка. Минералы. Горные породы. Месторождение песков в калининградской области.

Практическая работа № 1. Изучение образцов песка. Коллекция «Горные породы и минералы»

Практическая работа № 2. Месторождения песков и гравия на карте области

Минерал, горная порода, месторождение, карта

3-4

Проводить наблюдения, эксперимент. Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Работать с картой: показывать месторождения песков.

Практическая работа

2.

Гравий. Камень

Гравий. Камень – булыжник. Каменный век.

Практическая работа № 3.

Изучение свойств мрамора и камня

Гравий, каменный век

2

Анализировать наблюдаемые явления и объекты, делать выводы.

Сравнивать и различать природные объекты, их свойства. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения и исследования.

Практическая работа

3.

Песок и время

Песочные часы, пустыни, песчаные бури

Конкурс рисунков

Проект «Пески нашей области» (создаём коллекцию)

Песочные часы

1

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов.

Конкурс

Защита проектов

2 класс 9 часов

Музей песка «Сокровище под ногами»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Загадочный мир песчаных дюн

Дюны, история и современность. Куршская коса. Вислинская коса. Балтийская коса.

Экскурсия на Куршскую косу

Фото – проект «Пустыня в центре Европы»

Дюна, заповедник, заказник

2

3-4

Наблюдать объекты. Работать с информацией,  извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (экскурсий, энциклопедий, справочников). Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы.

Отчёт по итогам экскурсии

2.

Охрана природных богатств

Правила поведения на природе. Проблема сохранения дюн. 

Экскурсия в областной историко-краеведческий музей

Укрепление дюн

2

Наблюдать объекты. Работать с информацией,  извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Анализировать, делать выводы.

Отчёт по итогам экскурсии

3.

Мой край. Моё море

Презентация «Наш край»

Конкурс рисунков

1

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Готовить рассказ о наблюдаемых явлениях и объектах.

 

Конкурс

3 класс 8 часов

Музей песка «Сокровище под ногами»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. Часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Песок – сырьё для производства стекла

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Состав сырья для производства стекла.

Сырьё, шихта

2

Объяснять, что такое сырьё. Характеризовать состав сырья для производства стекла.

Фронтальная беседа

2.

Стекло

Стекло. История стекла.

Виды стекла, использование. Производство стекла. Профессия – стеклодув

Проект «Музей стекла» (создаём)

Практическая работа № 5. Коллекция «Стекло. Виды стекла»

Хрусталь, стеклодув

4

Называть виды стекла. Приводить примеры различных видов стекол. Наблюдать объекты. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы. Готовить рассказ для защиты домашнего проекта.

Защита проектов

Практическая работа

3.

Предприятия по производству стекла

Гусь – Хрустальный завод по производству стекла (итоги проекта «Мы – россияне»)

Дятьковский хрустальный завод

А что у нас?

Хрусталь

2

Работать с информацией,  извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Структурировать знания. Задавать учителю и учащимся познавательные вопросы.

Фронтальная беседа

4 класс 6 часов

Музей песка «Сокровище под ногами»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Камень в искусстве

Использование камня в искусстве. Камень в облике города. Памятные места нашего города, связанные с применением камня.

Экскурсия по городу

Фото – проект «Памятные места Калининграда»

Практическая работа № 4. Рисунок на камне

Искусство, памятники

3

Называть памятные места города.

Работать с информацией,  извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить рассказ.

Практическая работа

Отчёт по итогам экскурсии (оформление таблицы)

Защита проектов

2.

Песок в искусстве

Картины из песка

Знакомство с работами художников (Симонова Ксения, Украина)

Практическая работа № 5. Изготовление подарков из природного материала

Художник, творчество, анимация.

2

Работать с информацией,  извлекать необходимую информацию из дополнительных источников.

Обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, выражать свои  чувства.

Практическая работа

3.

Песок в медицине

Методы лечения с использованием песка и других природных материалов

Методы лечения

1

Приводить примеры использования песка в медицине. Рассказывать о своем жизненном опыте лечения.

Фронтальная беседа

1 класс 7 часов

Музей глины «Черепичный край…»»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Глина – природный материал

История. Состав глин. Месторождения глин в нашей области. Уникальные калининградские глины, их качественные характеристики

Практическая работа № 1. Месторождения глины на карте области

Практическая работа № 2.

Сравнение свойств песка и глины

Состав глины, месторождения глины

2

Практическая работа с картой: показывать месторождения глины на карте области. Характеризовать свойства глины.

Работать в группах, проводить наблюдения  и исследования. Делать выводы, анализировать наблюдаемые явления и объекты.

Практическая работа

2.

Глина в косметологии и медицине.

Какие бывают глины, их лечебные свойства.

Спа-салоны

Практическая работа  № 3.

Ознакомление с образцами косметических глин

Разновидности глин, их применения.

2

Приводить примеры использования глины в косметологии, медицине.

Делать выводы, анализировать наблюдаемые явления и объекты. Проводить групповые и самостоятельные наблюдения и исследования.

Практическая работа

Фронтальная беседа

3.

Глина – сырьё для керамической промышленности

Сырьё. Подготовка сырья, бережное использование. Искусство приготовления глиняного сырья

Глиняное сырьё, керамическая промышленность

2

Объяснять, что такое сырьё. Характеризовать состав сырья для производства керамических изделий.

Фронтальная беседа

2 класс 7 часов

Музей глины «Черепичный край…»»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Керамическая промышленность

История и современность. Виды керамики. Инструменты и приспособления.
Гончарный круг.
Приемы и способы отделки глины.

Фарфор. Д.И.Виноградов

Проект «Музей керамики»

Гончарный круг
Фарфор

4

Работать в группах, готовить рассказ о керамических изделиях своего дома. Называть виды керамики, инструменты, приемы отделки глины.

Защита проектов

2.

Традиция глиняных игрушек

Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Игрушки-свистульки

Игрушки-свистульки

1

Работать с информацией из различных источников, обсуждать полученные сведения, делать выводы.

Фронтальная беседа

3.

Работа с глиной

Что нужно для работы с глиной?

Арт-терапи́я 

Практическая работа № 4. Лепим из глины

Арт-терапи́я — метод психотерапии посредством художественного творчества

2

Работать в группах и самостоятельно. Обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, выражать свои  чувства. Изготавливать наглядные пособия из глины

Практическая работа

3 класс 8 часов

Музей глины «Черепичный край…»»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Строительные материалы

Керамический кирпич, керамическая черепица – строительные материалы.

Керамика, кирпич, черепица

1

Называть различные строительные материалы, характеризовать их свойства и области применения.

2.

Строительные традиции Европы и Кёнигсберга

Строительные традиции Европы и Кёнигсберга.

Практическая работа № 5.

Работа с фотоматериалами

Неоготика

1

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию.

Обсуждать полученные сведения, делать выводы.

Практическая работа

3.

Архитектурные памятники нашего края

Форты, крепостные  и «гражданские» ворота. Причины разрушения архитектурных памятников.

Улица Комсомольская, архитектура и  история.

Экскурсия по лице Комсомольской Проект «Наша Комсомольская улица»

Практическая работа № 6. Составление опорного конспекта «Королевские ворота»

Проект «Керамические материалы, или назад в прошлое за красотой и здоровьем»

Проект «Облик Калининграда»

Архитектура, форты, крепостные ворота

6

Работать с информацией: извлекать необходимую информацию из дополнительных источников.

Готовить сообщения, доклады, справочную информацию. Обсуждать полученные сведения.

Характеризовать состояние архитектурных памятников Калининграда, объяснять причины их разрушения.

Практическая работа

Защита проектов

Отчёт по итогам экскурсии

4 класс 7 часов

Музей глины «Черепичный край…»»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Керамика и археология

Керамические изделия – самые распространённые находки археологов

Практическая работа № 7. Работа с фотоматериалом и другими источниками

Археология

2

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Делать выводы о важности археологических находках.

Практическая  работа

2.

Глинолитка.

Кирпич-саман

Глинолитка, кирпич-саман

Глинолитка,

кирпич-саман

1

Различать понятия глинолитка и кирпич – саман

Фронтальная беседа

3.

Гжельские глины

Гжельские глины.

Гжель — один из центров производства керамики.

Гжель

2

Характеризовать гжельских свойства глин и изделий из них

Фронтальная беседа

4.

Звуки земли

 Окари́на — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта.

Окарина и видеоигры.

Практическая работа № 8.

В музыкальном салоне

(работа со словами- символами  при прослушивании музыкальных произведений, выражение чувств с помощью рисунка)

Окари́на

2

Работать в группах и самостоятельно. Объяснять  смысл своих рисунков и слов-символов

Практическая  работа

1 класс 7 часов

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Янтарь – природный материал

Янтарь – природный материал. Состав и свойства янтаря. Практическая работа № 1.

Изучение свойств янтаря (электризация, горение)

Янтарь - смола

2

Исследовать на основе опыта свойства янтаря. Характеризовать его свойства.

Практическая работа

2.

Золото Балтики

Янтарь – главное природное богатство нашей области. Месторождения янтаря и его запасы в области.

Практическая работа № 2.

Месторождения янтаря на карте мира

Месторождение

2

Практическая работа с картой: нанесение месторождений янтаря на карте мира

Практическая работа

3.

Добыча янтаря

Добыча янтаря. Калининградский янтарный комбинат.

Изделия из янтаря.

Экскурсия в Калининградский Музей янтаря

Экскурсия в п. Янтарный

Янтарная кислота

3-4

Наблюдать объекты в ходе экскурсии в Музей Янтаря. Работать с информацией. Описывать применение янтаря в хозяйстве. Задавать учителю  познавательные вопросы.

Отчёт по итогам экскурсии

 

2 класс 6 часов

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. Часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Янтарь. История

История янтаря.  

Экскурсия в Калининградский Музей янтаря

Практическая работа № 3. Ознакомление с литературными источниками

Янтароносные хвойные деревья, смола

2-3

Наблюдать объекты в ходе экскурсии. Задавать учителю  познавательные вопросы. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Готовить рассказ о наблюдениях во время экскурсии.

Практическая  работа

Отчёт по итогам экскурсии

2.

Янтарь. Магия янтаря

Календарь камней.

Магия камней, свойства камней.

Амулеты, талисманы

Практическая работа № 4.

Составления календаря камней 

Магия, свойства камней.

Гороскоп и камни

1

Характеризовать магические свойства камней.

 Работать в группах и самостоятельно, готовить рассказ о свойствах камней и связи их с гороскопом

Практическая  работа

3.

Инклюзы. О чём могут поведать инклюзы?

Что такое инклюз? Историческая  ценность инклюзов.

Практическая работа № 5.

Рассмотрение инклюзов

Инклюзы

1

Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Характеризовать особенности инклюзов.

Практическая  работа

4.

Янтарь в стихах калининградских поэтов

Янтарь в стихах калининградских поэтов

Практическая работа № 6.

Работа с литературными источниками

1

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Анализировать стихи, высказывать свое мнение о прочитанном.

Практическая  работа

3 класс 6 часов

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. Часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Бел-горюч камень алатырь…

Янтарь – электрон. Янтарь – алатырь. Легенды. Сказки

Янтарь на языке народов мира.

Практическая работа № 7. Ознакомление с литературными источниками

Электрон. Алатырь. Легенда

2

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, готовить сообщения и обсуждать их в классе.

Практическая работа

2.

Целебные свойства янтаря

Влияние янтаря на организм человека, применение в лечении различных заболеваний. Янтарная пирамида

Экскурсия в п. Янтарный

Практическая работа № 8.

Ознакомление с образцами янтаря

Янтарная пирамида

2-3

Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты.

Практическая работа

Отчёт по итогам экскурсии

3.

Янтарная кислота, её применения.

Янтарная кислота. Области её применения.

Практическая работа № 9. Ознакомление с образцами янтарной кислоты

Кислота

1

Описывать свойства кислот. Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты. Называть области применения янтарной кислоты.

Практическая работа

 

4 класс 6 часов

Музей янтаря «Богатство «голубой земли»

№ п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные

понятия

Кол. Часов

Стр. учеб.

УУД

Формы контроля

1.

Янтарная комната

История янтарной комнаты. Реставрация янтарной комнаты.

Практическая работа № 10. Ознакомление с литературными источниками

Реставрация

2

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников, готовить сообщения и обсуждать их в классе.

Практическая работа

2.

Золото Балтики

Проект «Золото Балтики»

Фотоконкурс, конкурс рисунков  «Янтарный город».

Создание музея янтаря

2-3

Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты.

Готовить рассказ, задавать вопросы, обсуждать полученную информацию. Оформлять работы для конкурса.

Защита проекта

3.

Янтарь: история и современность…

Конкурс знатоков «Золото Балтики»

1

Работать в группах и самостоятельно. Наблюдать, описывать наблюдаемые объекты.

Конкурс - игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности. Студия "Пойдём в музей!"

Современные дети мало представляют себе культуру своего народа.  Программа предоставляет детям возможность ликвидировать существующий пробел. Наряду с приобретением навыков рисования, графич...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

Программа опытно-экспериментальной работы по теме: «Формирование ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы средствами УМК «Экология учебной деятельности: «Учусь учиться»

В Программе развития универсальных учебных действий  определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности  личностных универсальных учебны...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности курса  «Здоровейка» (по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся 1-4 классов...

Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры» для учащихся начальной школы.

Проектная и внеурочная деятельность при изучении курса «Основы православной культуры»  для учащихся начальной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Настоящая программа «Природа и творчество» для 1 класса составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...