Урок окружающего мира проведенного в 1 «в» классе МБОУ «Параньгинская СОШ» Сабировой Г.Ю. Тема: « Растения и животные»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_provedennogo_v_1.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира проведенного в 1 «в» классе МБОУ «Параньгинская СОШ» Сабировой Г.Ю.
Тема: « Растения и животные»
Цели: – познакомить с отличиями растений и животных;
– показать роль растений и животных в природе и в жизни человека.
Задачи урока: обучающая: дать учащимся общее представление о способах питания растений и животных;
развивающая: развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить, формировать умение работать в паре, в группе;
воспитательная: воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Основное оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, карточки с таблицами, компьютер с проектором, презентация в программе Power Point.
I Организационный момент
II Актуализация ранее изученного.
- Рассмотрите эти картинки? Как их можно назвать одним словом? ( живые организмы) О них мы говорили на прошлом уроке.
– Какие свойства живых организмов вы знаете? ( все живые организмы дышат воздухом, пьют воду, питаются, растут и приносят потомство.)
-Могут ли живые организмы жить вечно?
- Что может произойти с растением, если его перестать поливать?
-Что может произойти с животными, если плохо за ним ухаживать?
-Расскажите, какие живые питомцы есть у вас дома? Как вы за ним ухаживаете?
В доме можно содержать небольшую кошку или собачку. Вы должны ухаживать за животными, кормить их. Недопустимо выбрасывать животное. В таком случае оно может принести вред природе.
III Постановка проблемы
-Разделите эти живые организмы на две группы. ( Водоросли, мох, береза, сосна и ромашка – все это растения. Дождевой червь, рак, карась, пчела, лягушка, ящерица, воробей, заяц и даже человек – животные.)
-Как назовём предметы 1 группы (растения), второй группы (животные). (2 слайд)
-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.
-Тема нашего урока: «Растения и животные» .( слайд 2)
- Вы любите мультфильмы? Из какого мультика наши гости? (38 попугаев) (слайд 3). Удав, слоненок, мартышка, попугай гуляли в лесу и увидели соловья и розу.
Задумчивый слонёнок посмотрел на розу, затем на Соловья и сказал: «Они очень похожи друг на друга». Мартышка возразила: «Нет, они совсем разные».
Проблемный вопрос: Кто же из них прав? (Предположения детей)
-Ответ на этот вопрос найдём на уроке.
- Цель нашего урока : – познакомиться с отличиями растений и животных;
Нам на уроке предстоит выяснить, чем растения отличаются от животных, раскрыть тайну растений.
IV «Открытие» новых знаний.
1.Рассмотрим версию слонёнка наблюдая за растениями и животными( слоненок говорит, что растения и животные похожи друг на друга)
Учитель: Посмотрите на рисунок (с.50) (слайд 4) и скажите, что общего у растений и животных? ( дышат, питаются, потребляют воду, растут , размножаются( у растении сначала появляются маленькие росточки, из этих росточков появляются огромные растения).Умирают ( раньше срока тогда, если не заботятся)
Общее у животных и растений:
Дышат, потребляют воду, питаются, растут, приносят потомство, умирают.
– Сравним свои выводы с выводом учебника внизу на с. 50.
2. Работа в парах. – Рассмотрим версию мартышки. Она говорила, что растения и животные разные.
- Рассмотрим серию картинок на стр. 51 учебника, попробуйте в парах объяснить, чем питаются растения, а чем - животные? ( Здесь два главных героя: цветочек и животное. Девочки – читают слова цветка, т.е. растения, мальчики – слова животного).
-Что употребляют в пищу растения? (воздух) Чем?(листьями)
-Что ещё употребляют.(воду ) Откуда? Чем? (из земли, корнями)
- Что ещё нужно растениям?(солнечные лучи) Чем поглощают(листьями)
Сделаем вывод: Надо ли растениям двигаться, чтобы питаться? Чем они добывают пищу?
Вывод. Растениям не надо двигаться, чтобы питаться. Они добывают себе пищу из окружающей среды листьями и корнями.
Таблица отличия (слайд 5)
|
|
Как питаются растения:
Дают пищу и кислород |
- Растения сами строят свой организм из воздуха, почвенной влаги, используют силу солнечного света.
- В листьях и других частях растений хранится особое вещество, которое называется хлорофилл. Именно поэтому растения имеют зелёную окраску. Листья служат растениям для дыхания, поглощения углекислого газа и улавливания солнечных лучей. Корень позволяет всасывать воду из почвы. А стебель поддерживает растение. На месте цветка образуется плод, в котором созревают семена.)
4) – Раскроем ещё один секрет растений. Скажите, где легче дышать – в парке или в тесной комнате?
– Все живые организмы дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Но лишь растения на свету сами выделяют кислород, снабжая им все организмы.
6) – А теперь раскроем секреты животных.
– Чем питается корова?( растениями)
– А кошка? (Мелкими животными, т.е. готовыми органическими веществами.)
– Что общего в питании кошки и коровы? (Их кормит человек.)
– Как поэтому называется эта группа животных?
– А как приходится питаться диким животным?
– Что же делает животное, чтобы найти пищу? (Двигается, ищет себе питание.)
– Чем же закончилась эта история? (Животное съело растение.)
– А что удивительного заметили? (Всё, что было в растении, перешло в животное.)
- Что бы произошло с животными, если бы они как растения не смогли передвигаться? ( Погибли от голода)
Таблица отличия (слайд 5)
Растения - кормильцы | Животные - едоки |
Как питаются растения:
Дают пищу и кислород | Как питаются животные: 1растениями 2 другими животными Умеют передвигаться |
– Прочитайте вывод на с. 52.
– Что нового вы узнали? Что оказалось новым для вас? ( Животные – «едоки», а растения «кормильцы»)
– Как называют растения? ( кормильцы)
– А как называют животных?( едоки)
- А сейчас немного отдохнем.
Физмин. Солнышко большое встает. Теплые лучики нам подает,
Ты же руку другу подай. Улыбнись, соберись и работу продолжай.
6) – А теперь раскроем секрет грибов. (слайд 6)
Вставьте нужные слова.
– Что вас удивило?
– Грибом мы называем плодовое тело, а вся остальная его часть, грибница, спрятана под землёй. Грибница срастается с корнями деревьев и даёт им воду с питательными веществами почвы, в ответ получая от растений пищу – сладкий сахар. Вот почему рядом с берёзой растёт подберёзовик, рядом с осиной – подосиновик. Поэтому, когда собираете грибы, срывать гриб нужно осторожно, чтобы не повредить грибницу.
IV Закрепление изученного
1.Найди лишний предмет, назови оставшиеся предметы.( слайд7)( живые организмы, животные, растения)
2.Самостоятельная работа.
Зеленым карандашом подчерни те слова , которые относятся только к растениям, красным – только к животным, синим – ко всем организмам.
Дышать, пить воду, охотиться, поливать, цвести, кричать, расти, зеленеть, летать, приносить урожай, кормить, болеть, бегать, прыгать, размножаться, жевать.
Самооценка. Оцените свою работу по шкале. Проверка по слайду 8
3.Работа в группах ( работают по рисункам на стр.52,53,56.)
1 группа – Что будет, если поместить растение в темное место? (Растения не могут долго жить без света. Они теряют зеленый цвет, болеют и погибают. )
2 группа – В какой банке веселым мышатам можно не бояться духоты? ( Мышатам можно не бояться духоты в банке с цветком, т. к. растения выделяют при питании кислород, а поглощают углекислый газ.)
3 группа.- Что напутал Незнайка? Поправь его? (Незнайка поливает собаку вместо растения, а деревцу положил кость.)
На другой картинке дерево у Незнайки бегает в поисках пищи, а кот и петух стоят зеленые без движения. Животные не могут питаться воздухом и водой, как растения, они вынуждены искать себе пищу. Поэтому животные в отличие от растений двигаются: бегают, летают, плавают в поисках пищи.)
4 группа. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый - значит, я растение». Что ему ответил умный утенок Кряк? (Лягушонок не может быть растением, т. к. он не умеет сам вырабатывать питательные вещества и выделять кислород. )
5 группа. Почему Миша на одном рисунке улыбается, а на другом – хмурится?
6 группа. Распутай нити и узнай, с помощью каких организмов можно получить эти продукты? (Батон – дрожжи, сметану – с помощью микробов, зефир и мармелад – с помощью красных водорослей)
Итог урока.
-Вернёмся к размышлениям Слонёнка и Мартышки. Кто прав? (учебник стр54.)
Поможем их рассудить, и тем самым ответим на главный вопрос урока. Умный попугай подскажет правильные слова.
- Могут ли животные и человек жить на Земле без растений. ( Нет, не могут.)
- Только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных. Только растения выделяют кислород, который необходим для человека и животных. Растения приносят огромную пользу людям. Поэтому их надо беречь: нельзя ломать ветки деревьев, нельзя повреждать кору деревьев, нельзя рвать редкие цветы.
Ученица: Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я и ты
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Например, птицы, когда кушают, после каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные.
Послушаем стихотворение про маленькую птичку – пеночку.
Ученица: Пеночка летает, песенку поёт.
Мошек собирает, в гнёздышко несёт.
Гнёздышко на ветке скрыто под листочком.
В нём щебечут детки с тоненьким пушком.
Прибежали дети, гнёздышко нашли.
Птенчиков забрали, домой унесли.
Прилетела пеночка, птенцов не нашла.
От тоски и скуки птичка умерла.
- Можно разорять гнезда птиц? Нельзя трогать птенцов и разорять гнёзда.
Поэтому на природе надо вести себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
-Что нового узнали на уроке?
Оцените свое эмоциональное состояние на уроке. Разукрасьте белые листочки в разные цвета (если на уроке все было понятно- зеленый цвет, если ты что – то недопонял – желтый цвет, если ничего не было понятно – в красный цвет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Окружающего мира во 2 классе по Программе Плешакова А.А.по теме "Посмотри вокруг"
В презентации помещены рисунки по теме "Посмотри вокруг".Земля - наш общий дом, представления древних о Земле, горизонт, путешествие Магеллана, стороны горизонта....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...
Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"
Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стойкого учебно-познавательног интереса к...
урок окружающего мира во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века" по теме:" Почему нужно правильно питаться"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ( технологическая карта урока)...
Урок Окружающего мира в 1 классе с презентацией по УМК "Школа России" Тема:"Кто такие насекомые"
Урок Окружающего мира в 1 классе...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Земная поверхность"
На данной уроке дети в игровой форме знакомятся с земной поверхностью - чудесной кладовой, составом почвы, полезными ископаемыми. Дети узнают, как человек может использовать нефть, каменный уголь, из ...
Урок немецкого языка в 3 классе по учебнику И.Л.Бим на тему "Что едят животные?" в условиях ФГОС
Конспект урока в 3 классе по учебнику И.Л.Бим в условиях ФГОС. Раздел 2 «Погода осенью»Тема: А что едят животные?Цель: Развитие навыков употребления лексических единиц по теме «Животные», «Что едят жи...