Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Тема : В семье друзей пернатых .
Тип урока: объяснение нового матепиала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_seme_druzey_pernatykh.docx | 46.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме
«В семье друзей пернатых»
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 6
г.Богородска
Сучкова Татьяна Викторовна
Богородск
2013 год
Учебный предмет : окружающий мир
УМК: «Гармония»
Авторы учебника: О. Т. Поглазова, М. В. Миронова
Тема урока: «В семье друзей пернатых»
Тип урока: объяснение нового материала.
Задачи урока:
- учить детей находить главное отличие птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике;
- учить различать птиц по их отличительным признакам;
- создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения работать в паре, умение слушать и вступать в диалог (владение монологической и диалогической речи);
- развивать умение анализировать рисунки, воспитывать доброту, заботливое отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- обобщить знания учащихся о многообразии птиц;
- формировать умение отличать птиц от других животных по их существенным признакам;
- формировать умение видеть причинно - следственные связи на примере значения птиц для жизни человека и природы;
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
-формировать умение работать с информацией( работа по схеме);
-формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-развивать мотивы учебной деятельности;
Оборудование:
-конверты с разными видами перьев птиц (для работы в паре);
-иллюстративный материал для проведения игры;
- мультимедиа-проектор, экран;
- презентация к уроку;
-учебник;
-рабочая тетрадь;
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
-знание отличительных особенностей млекопитающих, их существенных признаков;
Этапы урока и хронометраж:
Этапы урока | Время |
1. Организационный момент. | 1 мин. |
2. Актуализация знаний. | 3 мин. |
3.Мотивация к учебной деятельности. | 3 мин |
4. Постановка темы и цели урока | 2 мин. |
5. Изучение нового материала. | 17мин. |
6. Первичное закрепление новых знаний. | 7 мин. |
7.Релаксация | 2 мин. |
8.Обобщение усвоенного. Подведение итогов. | 8 мин. |
9. Рефлексия. | 2 мин. |
Содержание урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя и обучающихся | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | Давайте начнем урок с того, что улыбнемся друг другу. Я -вам, вы –мне, улыбнитесь соседу по парте. А теперь сели все правильно. Я желаю вам успехов на нашем уроке. | Личностные УУД – Нравственно-этическая ориентация-доброжелательность |
2 | Актуализация знаний. | Слайд 1-2 Ой, ребята , посмотрите к нам что-то летит. Да это же летающая тарелка. А на ней к нам прилетел инопланетянин. -Вы хотите с ним познакомиться и подружиться ? -А я уже познакомилась. Вот ,что он мне рассказал. Меня зовут Ин. Я увидел вашу планету из космоса. Она такая красивая, многообразная . И животных на вашей планете так много и все такие разные, но я о них ничего не знаю. Вы мне о них расскажите? - На прошлом уроке изучали млекопитающих. Слайд 3 -Давайте найдем млекопитающих и назовем основное отличие млекопитающих от других животных. (Дети находят млекопитающих и называют основное отличие.) | Коммуникативные УУД - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Предметные УУД- знания и учебные навыки, сформированные на предыдущем уроке |
3 | Мотивация к учебной деятельности. | Но Ин говорит, что он сегодня хочет узнать о других животных. Он приготовил для нас кроссворд, чтобы мы сами отгадали о каких животных он хочет сегодня узнать. Слайд 4. Приложение1. -Какое главное (ключевое) слово получилось? -(Птицы.) | Личностные УУД - формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательно- логические УУД- анализ объектов с целью выделения признаков. |
4 | Постановка темы и цели урока. | -Так о каких животных хочет узнать сегодня Ин. -Какова же тема сегодняшнего урока? (Будем говорить о птицах) -Тема не просто «Птицы» , а «В семье друзей пернатых». Слайд 5 -Работайте на уроке внимательно, т.к. в конце урока надо будет объяснить смысл темы урока. - Но в начале давайте поставим перед собой задачи, которые нам нужно будет на уроке решить . Слайд 6 | Регулятивные УУД - целеполагание; - овладевать умением прогнозировать свою деятельность. Общеучебные УУД – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели Коммуникативные УУД – постановка высказываний. |
5 | Изучение нового материала. а) выявление отличительных признаков птиц (общих) б)работа со схемой выявление отличительных признаков птиц (характеристика клюва) в) выявление отличительных признаков птиц(характеристика перьев) работа в паре Физкультминутка. в) выявление отличительных признаков птиц (характеристика ног) игра «отгадай-ка» г) работа в группе. Определение значения птиц для природы и для человека. | -Каких же животных мы относим к птицам? Давайте вначале посмотрим на них. Слайд 7 -Что же общего у всех птиц? Слайд8 -Значит у всех птиц есть существенные признаки. Какие? (Дети делают вывод о существенных признаках.) -Давайте подставим слова в схему и проверим сами себя. Слайд 9. -Запишем эту информацию в тетрадь. -А как вы думаете, а клювы у всех птиц одинаковые? Слайд 10 (Клювы у птиц разные.) -А почему у птиц такие разные клювы? Посмотрите на схему. Слайд 11 -Прочитайте эту схему -Интересно, откуда возникло такое название данных групп птиц? (От способа питания.) -Давайте проверим ваши ответы. Слайд 12-14 (Дети под руководством учителя дают характеристику клюва каждой группы птиц) -Сделаем вывод. (Внешний вид клюва зависит от способа питания птицы.) Слайд 15 Информация о пеликане. -Мы определили, что тело птиц покрыто перьями. (На партах в конвертах -перья птиц ) -Рассмотрите их, потрогайте. -Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.) -Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера. -Покажите его. - А еще есть бородки. Найдите совместно бородки. Покажите их. -Что случится , если подует ветерок? (Улетят.) -Почему? (Они легкие) -Подумайте, для чего нужны птицам большие перья. (Они называются маховые) (Чтобы летать.) -Для чего нужны самые маленькие, вот эти пушистые? (Они называются пуховые) (Для тепла.) -А вот эти среднего размера перышки.(Называются покровные) (Защищают тело от ветра и влаги.) -Покажу вам на мой взгляд самых красивых птиц. Слайд16-17 -А можно ли курицу назвать птицей ? Докажите. -Назовите детенышей курицы. -Вот мы вместе с цыплятками и отдохнем. Слайд 18-35. -Отгадайте какие ноги принадлежат каждой птице. (Нужно каждой птице подобрать из имеющих ноги) Приложение 2. -Найдите лишнюю птицу. (Воробей.) -Почему? (Все остальные водоплавающие.) - Что помогает им плавать? Рассмотрите внимательно ноги. (Перепонки.) Слайд 36 -Сделаем вывод. (Форма ног у птиц также разная.) Слайд 37-38 -Почему у болотных птиц такие длинные ноги? (Удобно ходить по дну и добывать еду.) -Для чего нужны птицы природе и человеку. Обсудим в группе и напишем на листочке. (Дети зачитывают свои ответы.) | Коммуникативные УУД- слушать и понимать речь других; Познавательно- логические УУД- анализ объектов с целью выделения признаков. Познавательные УУД (общеучебные)- уметь находить и выделять необходимую информацию(по схеме)
Познавательно- логические УУД-установление причинно-следственных связей Познавательно- логические УУД- умение сделать вывод Регулятивные УУД - строят действия в соответствии с целью. Коммуникативные УУД – постановка высказываний, сотрудничество при определении общей цели, пути ее достижения. Личностные УУД - овладение нормами культуры поведения, быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе Регулятивные УУД - - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; Личностные УУД Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении Регулятивные УУД -работать по предложенному плану; Познавательно- логические УУД- умение сделать вывод Коммуникативные УУД – инициативное сотрудничество; - слушать и понимать речь других; Личностные УУД - овладение нормами культуры поведения, быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе |
6 | Первичное закрепление | Работа по учебнику с 36-37 -О чем вы еще не сказали? Какую пользу для природы приносят птицы? | Познавательные УУД (общеучебные)- умение ориентироваться в учебнике |
7 | Релаксация Динамическая пауза (этап физической разрядки) | Сели поудобнее, закройте глазки и представьте, что вы находитесь в лесу. Как красиво поют птицы! (Дети слушают запись пения птиц) | Личностные УУД-формирование чувства прекрасного |
8 | Обобщение изученного материала | Слайд 40-41 -Наш друг инопланетянин Ин , улетая на свою планету сказал, что он сейчас не спутает птиц не с одним другим животным. -Как вы думаете по каким признакам он будет отличать птиц от других животных? (Дети называют отличительные особенности птиц.) -Давайте вернемся к началу урока. Слайд 42 -Что же нам нужно было узнать и справились ли мы со всеми задачами, которые поставили перед собой в начале урока. Слайд 43 -Объясните смысл темы урока. (Пернатые –тело покрыто перьями. Птицы- наши друзья. Семья- все птицы одна большая семья.) Человек должен нужно жить в мире и согласии с этой большой семьей. Должен заботиться о птицах. (Предложить детям совместно с родителями сделать кормушки) | Коммуникативные УУД – - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД-анализ учебной деятельности Познавательно- логические УУД- умение сделать вывод Личностные УУД- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
9 | Рефлексия деятельности. | -Я даю вам лесенку. Приложение3. На ней человечки. Один из них вы. Вспомните как вы работали на уроке, как отвечали. Поняли ли вы новый материал. -Как вы думаете на какой ступеньке находитесь вы . раскрасьте себя. -Как вы думаете все ли вы узнали о птицах? -Какую задачу поставим на следующий урок? Слайд44 | Регулятивные УУД – самооценка Познавательные УУД- - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); . |
Самоанализ урока.
Тема урока: «В семье друзей пернатых»
Тип урока: объяснение нового материала.
Задачи урока:
- учить детей находить главное отличие птиц от других животных, через формирование умения анализировать, синтезировать, сравнивать, умение ориентироваться в учебнике;
- учить различать птиц по их отличительным признакам;
- создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения работать в паре, умение слушать и вступать в диалог (владение монологической и диалогической речи);
- развивать умение анализировать рисунки, воспитывать доброту, заботливое отношение к природе.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- обобщить знания учащихся о многообразии птиц;
- формировать умение отличать птиц от других животных по их существенным признакам;
- формировать умение видеть причинно - следственные связи на примере значения птиц для жизни человека и природы;
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
-формировать умение работать с информацией( работа по схеме);
-формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-развивать мотивы учебной деятельности;
Оборудование:
-конверты с разными видами перьев птиц (для работы в паре);
-иллюстративный материал для проведения игры;
- мультимедиа-проектор, экран;
- презентация к уроку;
-учебник;
-рабочая тетрадь;
Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. Цели урока определяли сами обучающиеся, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На уроке были использованы методы по виду источника информации:
- словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активной познавательной деятельности, на этапе рефлексии, когда делали выводы);
- наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе – как сопровождение);
- практические (отгадывали кроссворд);
по виду учебной деятельности:
- самостоятельная работа (работа в тетради);
- проблемно-поисковый метод (в ходе беседы).
С целью формирования интереса к учению были использованы познавательные игры. Использовался метод самоконтроля (при подведении итогов, рефлексии).
Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый отличительные особенности животных.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке учитывались индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
В течении всего урока были включены здоровье - сберегающие технологии : физкультурные паузы, игровые моменты.
Учащиеся проявили работоспособность, активность. Психологический климат на уроке был благоприятный.
Урок целей достиг и имел логическое завершение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...