Внеклассное мероприятие "Суд над природой!".
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему
Данный материал поможет в организации внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие "Суд над природой!". | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Май 12, 2014
Внеклассное мероприятие Экологический суд
Внеклассное мероприятие
Экологический суд
Цель: воспитывать бережное отношение к природе
ПЕСНЯ «РОССИЯ»
Ведущий: Во Вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая для нас, самая прекрасная. Это Земля. Когда в одной её части наступает день, то на другой сгущается мрак ночи. Природа планеты Земля богата всевозможными красками и орнаментами, она дарует жизнь и восхитительные минуты счастья. Глоток родниковой воды и чарующего жизнь воздуха, живительный солнечный луч и завораживающий аромат растений, пленяющее пение птиц и волнующие картины ландшафтов, окружающих нас со дня рождения. Порыв весеннего ветра и капля летнего дождя, чудесный цветок и полновесная гроздь ароматных плодов – вот нити, связывающие человека с природой, питающие и врачующие его.
ПЕСНЯ «РОССИЯ»
1-ый ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй её святынь.
Ведущий: Земля, вода, лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Замечательный писатель и большой любитель природы М.М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять родину. Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многим виды животных. Человек многим обязан природе, особенно лесу.
(Выставляются ёлочки) ТАНЕЦ
2-ой ученик:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои!
Девочки:
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Ваня – лесник.
Приходите к нему на опушку –
Всех приветливо встретит старик.
Девочки:
Дядя Ваня про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
(Под музыку выходит дядя Ваня и садиться на пенек. Девочки и мальчики подходят к нему и садятся на корточки и слушают его).
Дядя Ваня:
Лес не только для нашей забавы,
Он богатство всей нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько, орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь в лесочке прекрасном,
Дядя Ваня гостям своим рад.
Ведущий:
Существует такая связь между жизнью леса, его обитателями и жизнью человека. Знаете ли вы, что сова уничтожает за год около 1000 грызунов.
Дети:
Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит 1 сова спасает в год 1 тонну хлеба.
У кукушки необыкновенный аппетит, за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 170 комаров.
ЛЕСНИК
Дядя Ваня:
Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные?
(показывает 2 картинки)
Представьте себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Белка живет на дереве а крот – под землей. Смогли бы они это сделать? Почему?
В наших лесах живет много зверей, птиц и насекомых. Попробуйте догадаться о ком речь?
Дети:
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут её – (лиса).
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это ….(лось)
Длиннохвостая она
Со спины черным – черна
Брюшко белое да плечи,
Тарахтенье вместо речи
Хоть кого увидит — вмиг
Поднимет стрекот крик
Кто это? (сорока)
Лесник: Эту птицу в народе зовут балаболкой и пустомелей. Так ли это на самом деле? За что сорока получила такие прозвища? Какое значение для других животных имеет «стрекот-крик» сороки? Попытайтесь ответить на эти вопросы.
Всем порядком надоедает эта птица во время прогулок по лесу – вот опять распрощалась! Однако сорока вовсе не является балаболкой и пустомелей. Эта птица в птичьем сообществе выполняет роль оповестите: её взволнованный треск несет информацию о грозящей опасности и к ней прислушивается весь животный мир. Таким образом, трескотня сороки – это своеобразная информационная связь, которую в природе выполняют и звуки, и запахи, и формы, и краски. Нарушение этих связей грозит опасностями многим живым организмам.
Он как елка, весь в иголках
Ловит смело страшных змей
И хотя он очень колкий
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный … (ёж)
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
Из травы, с зеленой кочки
Раздается странный звук
Будто рядом молоточки
Выбивают тук-тук-тук
Будто к наковальне встал
Ловкий человечек
То в траве застрекотал маленький … (кузнечик)
Песня «В траве сидел кузнечик»
Ведущий: Лес – это наш друг. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Ни кто не должен забывать, что здесь он в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.
Ребята, на уроках естествознания вы узнали немало правил, как вести себя в природе. Давайте вспомним эти правила. Ведь, вы хотите многое увидеть и услышать во время прогулки по лесу, а для этого нужно:
(Выходят дети со знаками в руках)
1 ребенок — Не оставляйте мусор в лесу!
2 ребенок — Не ломайте кустарники и деревья, не качайтесь на них!
3 ребенок — Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники!
4 ребенок — Не разжигайте костры, берегите лес от пожара!
Помните: Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев.
Игра «Хорошо или плохо»
(Лесник залает вопрос «Хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей?» 2 команды детей по 4-5 человек)
Хорошо
Цветы красивые можно подарить кому-нибудь
Хороший запах от них.
Когда в доме цветы стоят, становиться уютно.
Плохо
Быстро завянут, и их выбросят.
Если будешь рвать большие букеты, нанесешь вред природе.
Они быстро исчезнут.
Лес станет некрасивым, пустым.
Это лекарственные растения из них делают лекарства.
(Подведение итогов)
5 ребенок — Не рвите большие букеты цветов, особенно надо беречь те растения, которые занесены в Красную книгу.
Песня «Мир похож на цветной луг»
Ведущий: Есть растения, которые помогают при лечении различных заболеваний. А какие это растения, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки (подорожник)
(лечит ранки, применяется в виде настоя как отхаркивающие средство, при желудочно-кишечных заболеваниях)
Ты растение не тронь,
Жжется больно, как огонь (крапива)
(при кровотечениях)
Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички (ромашка)
(при заболеваниях горла)
Дикой розой называют,
Как лекарство применяют (шиповник)
(витамин С, при малокровии. При истощении организма)
Звучит тревожная музыка
1 ребенок
— На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это,
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето
2 ребенок
— Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безграмотно рвали.
3 ребенок
— В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось всё мало, всё мало
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
4 ребенок — И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
Танец ведьм
Сценка «Девочка-ромашка» (выходит под музыку девочка, в руках букет цветов)
Девочка - Много трав растёт полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная
ведьма — Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет ещё цветок.
(Протягивает пучок дурмана)
Девочка — Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай назад его.
(травяная ведьма убегает)
Девочка — Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость.
То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.
Травяная
ведьма (крадучись возвращается обратно)
- Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем
Соберём шалфей и мяту
Нежных ландышей нарвём
Дома их поставим в воду.
Девочка — Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её.
(Загораживает ребят от ведьмы. Ведьма грозит девочке и убегает)
Девочка — Мы растенья эти знаем
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта
Собирательниц букетов
В книгу красную они
Уж давно занесены
Мы их рвём не на потеху
Отнесём мы их в аптеку
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
1 ребенок — Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых
Просто диву даёшься.
2 ребенок - И, конечно, тревожно
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
3 ребенок — Ни за что не в ответе
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
4 ребенок — Не хозяева вроде
Так добро своё губим
И гордимся природой
И отечество любим.
5 ребенок — Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Песня «Огоньки фонарики дружбы»
Ведущий: Иногда слышишь «Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить это невозможно. Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Всё это щедро даёт природа. Всё это даёт природа. А взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.
Итак, суд. Суд над человеком.
Действующие лица:
Судья – Зубр. (Было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров не задумываясь истребляли)
Главный обвинитель – Тур (последний Тур был убит в 17 веке).
Адвокат – защитник человека – Собака.
Присяжные заседатели – все те, кто находится здесь за столом.
Судья Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается!
Слово – главному обвинителю.
Тур Мне трудно говорить. Не только потому, что меня давно не существует на свете.
Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же как исчез
мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам – творение природы. Где бы
не появился человек, он всегда что-нибудь разрушал или кого-нибудь убивал.
250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили
последнюю. Крупная нелетающая птица Дронт уже никогда не будит жить на
земле: люди уничтожили их всех.
(обращаясь к человеку). А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь
жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, вода.
Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте! Вы наказываете себя!
Судья Теперь слово защите.
Собака Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек
наказывает сам себя. Но поверьте, человек заслуживает и уважения.
Тур Уважения?
Собака Да, да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?
Тур Смешно! Вы же от него зависите во всём. Вам не выгодно обвинять его. А иначе,
кто даст вам пищу и жильё.
Собака А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году,
а первый национальный парк был создан 1872 году.
Судья Давайте выслушаем свидетелей со стороны обвинения и со стороны защиты.
Первый свидетель обвинения – Воздух.
Воздух За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн.
В результате истощается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры
попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания.
Уничтожаются тысячи гектаров леса.
Судья Свидетель – Вода.
Вода Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько
вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
В реках Волга, Дунай купаться вообще нельзя. Байкал в результате «деятельности»
закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность
самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы.
Судья Свидетель – Почва.
Почва Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет. А разрушить её
можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено 1/4 часть всех
плодородных земель. Человек стал вносить горы минеральных удобрений.
Судья Слово защите.
Собака Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили
изготовление аэрозолей. Начали выпускать машины с двигателями на газе и
электричестве.
Судья Продолжается слушание свидетелей. Приглашаются цветы Мать – и –Мачеха и
Ландыш.
Мать – и – Мачеха
И нас тоже всё меньше и меньше. Природой нас велено зацветать рано. И человек,
соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, что бы подержать
какой-нибудь цветок в руках срывает нас. Сорвёт, помнёт, а потом выбросит. А
ведь мы могли бы ему помочь, если бы нас сорвали по всем правилам, в
определённое время, в определённых местах.
Ведущий: (обращаясь ко всем). О какой помощи человеку говорит Мать-и-Мачеха?
Ответ: Мать-и-Мачеха целебная трава, из её листьев готовят лекарство от кашля.
Мать – и – Мачеха
А ещё мы выручаем пчёл весной, они с трудом разыскивают пропитание ведь
цветов ещё очень мало.
Ландыш А людям всё равно. Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь, что бы я зацвёл,
с того дня как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет. Дети, поступившие в
первый класс, успевают закончить школу.
Судья Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей?
Ландыш Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень
осторожно. Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я
нуждаюсь в защите.
Судья Следующий свидетель – Сова.
Сова Наибольший интерес у людей вызываем мы – птицы. Кому-то хочется посадить нас
в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, мясо. А меня, Сову, человек считает
предвестником несчастья и убивает. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим
огромную, уничтожая грызунов.
Судья Мы выслушали всех свидетелей. Что же нам делать с человеком?
Собака На всяком суде даётся слово обвиняемому. Послушаем Человека.
Человек Я не буду оправдываться. Я хочу попросить у вас прощения, хотя от этого вам
не легче.
Собака А я хочу вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное
преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить. Именно
человек создал Красную книгу. Именно человек создаёт заповедники и охраняет
их. К нашему счастью, люди на Земле разные.
Судья Какое решение нам принять? (решают, совещаются)
Прошу внимание.
Внимательно изучив материалы дела, мы вынесли решение –
Пусть человек исправить то, что пока ещё можно исправить,
Ведь без всех нас он не сможет выжить.
Звучит мелодия «Беловежская пуща»
Ведущий: Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого живущего на Земле. По решению ООН ежегодно, 5 июня, отмечается Международный день охраны окружающей среды.
С 1 января 1981 года в нашей стране действует закон об охране природы. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто. Сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красная книга… Почему она Красная? Красный цвет книги – запрещающий цвет. Стоп, остановись. Еще один неосторожный шаг и может быть поздно.
Красная книга состоит из цветных страниц.
На черных страницах – списки тех, кого уже никогда не увидим, кого уже нет.
На красных страницах – записаны особо редкие и исчезающие животные.
На жёлтых страницах – те животные, количество которых быстро сокращается.
На белых страницах – те животные, количество которых всегда было невелико.
На серых страницах – те, которые до сих пор мало изучены.
На зеленых страницах – те, которые удалось сохранить, спасти от вымирания.
Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред. Давайте же будем беречь природу. Постараемся оставить после себя посаженное дерево, спасённую птицу, чистую воду и воздух. Постарайтесь услышать тех, кто зовёт на помощь.
Природа читает монолог
Природа Я – Природа, Я — великий мастер
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастие надарить –
В моей всё это власти!
Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
Восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем, прокалённый, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец.
Только ты мой дар, моё участие
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь – ты сам — моё творенье
И у нас с тобой одна судьба.
Мы с тобой дорогою одной
Катимся – ни часу врозь, ни дня …
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
Песня «Не дразните собак»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие о природе Амурской области "Мое Приамурье"
Внеклассное мероприятие посвященное растительному и животному миру Амурской области. Сообщение о лотосе Комарова, о ежике....
Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба"
Внеклассное мероприятие по экологии в 3 классе на тему "Судьба природы-наша судьба". Цель мероприятия: расширить знания о экологии. Познакомить с заповедниками России и животными, находящимися та...
Внеклассное мероприятие "Друзья природы"
Экологическое мероприятие представлено в виде игры-сревнования 3 команд-знатоков природы. Капитан команды бросает кубик на колесо природы, состоящее из 5 секторов с вопросами: зелены...
Внеклассная работа . Знатоки природы
Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру проводится в игровой форме. Данное мероприятие вызывает у детей интерес к познанию окружающего нас мира. Воспитывает любовь к...
внеклассное мероприятие "Знатоки природы"
внеклассное мероприятие по итогам предметной недели по природоведению...
Внеклассное мероприятие" Знатоки природы""
Внеклассное мероприятие " Знатоки природы" по теме: Сохраним удивительный мир растении и животных"...
Внеклассное мероприятие "Будь природе другом"
Мероприятие проходит на свежем воздухе, на лесной поляне, рядом с речкой. По ходу мероприятия ребят встречают сказочные герои (учащиеся старших классов) с заданиями.Цель: формирование у обучающихся зн...