Урок: «Почему радуга разноцветная?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Конжина Валентина Георгиевна

Организация активной деятельности ребят на уроке  направлена на формирование универсальных учебных действий, которые помогают учащимся самостоятельно открыть для себя  новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_raduga_raznotsvetnaya.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Почему радуга разноцветная?»

Цель урока:

- формирование представлений о причинах возникновения радуги;

- развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- воспитание интереса к познанию природных явлений.

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать причины возникновения радуги;
  • называть цвета радуги  в определенной последовательности

Метапредметные

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

Познавательные

  • использовать приемы запоминания цветов радуги;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.);
  •  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений

Коммуникативные

  • работать в паре, выполнять задание, осуществлять самопроверку

Личностные

  • понимать целостность картины мира

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с.40,41; рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, с. 20, 21; фрагмент мультфильма «Семья Почемучек», предметные картинки (солнце, тучка, радуга, мальчик).

I.  Организационный момент (проверка готовности к уроку)

II.  Активизация знаний.  Мотивация к познавательной деятельности

2.1.- Прочитайте слова:

   ветер   дождь  радуга

 - Докажите, что у этих слов есть общий признак. (Ветер, дождь, радуга - природные явления.)

- Объясните причину возникновения ветра. (Теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.)

- Объясните причину возникновения дождя. (Капли дождя, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю.)

- Объясните причину возникновения радуги. (Учащиеся затрудняются ответить.)

- Почему у вас возникло затруднение? (Не знаем, недостаточно знаний.)

2.2. - Сформулируйте тему урока. ( Почему  возникает радуга.  Как возникает радуга и др.)

- Сравните ваше название с названием темы  в учебнике. (Почему радуга разноцветная.)

- Прочитайте в учебнике, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Узнаем, как возникает радуга. Научимся перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

III. Организация познавательной деятельности

3.1. Просмотр  видеосюжета

- Посмотрите мультфильм и найдите ответ на вопрос «Как возникает радуга?».

3.2 Беседа

- Расскажите, какая информация из просмотренного мультфильма была для вас новой и интересной. (Кажется, что свет белый, но он состоит из различных цветов.

Каждый цвет распространяется разными волнами.

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.

Если мы будем находиться над дождем, то увидим, что радуга имеет форму круга.

Радугу можно увидеть вечером, когда солнце находится низко над горизонтом.

В каждой капельке дождя свет преломляется и распадается на разные лучики.)

- Смогли  вы найти ответ на вопрос «Как возникает радуга?» (Да.)

Вывод: радуга появляется тогда,   когда светит солнце и идёт дождь.

3.3. Моделирование на доске

- С помощью предметных картинок (солнце, тучка, радуга, мальчик) смоделируйте  правило (ситуацию), когда можно увидеть радугу. (Необходимо находиться между солнцем (оно сзади тебя) и дождем (он перед тобой.)

- Сравните  составленную схему со схемой,  данной в презентации. (Слайд презентации на доске)

IV. Физминутка (СанПин)

3.4. Работа в парах

Задание по плану

1. Возьмите призму (прозрачная призма заменяет в опыте капельку воды),

 фонарик, лист белой бумаги.

 2. Направьте свет от фонарика через призму на лист бумаги.

3. Рассмотрите получившие  разноцветные лучики.

4.Заполните таблицу

Задание

Что наблюдали? (записать)

1.

Возьмите призму, фонарик, лист белой бумаги.

2.

Направьте свет от фонарика через призму на лист бумаги.

- Что увидели на бумаге?  Запишите.

3.

Рассмотрите  разноцветные лучики.

-Какие цвета увидели? Зарисуйте их.

Вывод:  из опыта доказали, что луч света, проходя через призму,  распадается на разные цвета.

3.5. - В чем, по вашему мнению,  красота радуги? (  В необычной форме, в цветах; в том, что она разноцветная.)

-  Рассмотрите  в учебнике на с. 40 рисунок радуги Мудрой Черепахи.

- Назовите цвета радуги, начиная сверху. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

- Чтобы легче было запомнить порядок цветов в радуге люди придумали фразу-подсказку. Прочитайте её.

- Кто догадался, в чем секрет этой фразы? (Каждое слово начинается на первую букву слова, обозначающего один из цветов радуги).

- Попробуйте придумать свои способы запоминания последовательности цветов радуги (Как однажды Жак – звонарь головой сломал фонарь)

 V.  Первичное  закрепление

5.1. Самостоятельное прочтение задания на с.41.

Работа в паре: расположить  цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги.

 Взаимопроверка (по заданию учебника): поменяйте полоски местами и предложите соседу по парте исправить ошибки.

5.2. Работа с электронным приложением к учебнику.

Задания:

1 задание -  раскрасьте полоски в цвета радуги.

 2 задание -  выстроите вагоны в порядке изменения цветов радуги.

Самопроверка ( предлагается  отчет о  выполненных действиях учащегося, количестве правильных и неправильных ответов).

- Кому похлопала Мудрая Черепаха?

    5.3. Рассмотрите рисунок  на с.41.

- Докажите, что  у Муравья  и Мудрой Черепахи получится радуга. (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

- Где еще можем мы наблюдать маленькие «радуги» в жизни, вокруг себя? (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искорки снега сверкают на солнце в морозный день, яркие радуги у водопадов.)

VI. Итог урока. Рефлексия

 - Какую учебную задачу ставили на уроке?         (Узнать, как возникает радуга и научиться перечислять цвета радуги в правильной последовательности.)

1. - Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

2. - Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

3. Где пригодятся нам эти знания? (На уроках изобразительного искусства.)

 Оцените свои достижения на уроке.

 Критерии оценивания:

  • (зеленый) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
  • (жёлтый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;
  • (красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

  1. Домашнее задание (по выбору)
  • Задание в рабочей тетради с.27.
  • Придумать свои способы запоминания последовательности цветов радуги.
  • Найти народные приметы, связанные с радугой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Урок "Почему радуга разноцветная?". 1-й класс.

Урок разработан, учитывая требования ФГОС. Презентация помогает в усвоении и закреплении нового материала....

Предмет: Окружающий мир Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Цель: Создать условия для формирования первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. ...

Технологическая карта урока "Почему радуга разноцветная?"

Технологическая  карта урока окружающий мир 1 класс  "Почему радуга разноцветная?"...

Урок "Почему радуга разноцветная".

Урок по окружающему миру с элементами исследования....

Урок "Почему радуга разноцветная"" интегрированный урок(окружающий мир и ИЗО,

Урок  был подготовлен к семинару учителей и завучей по теме "интегрированный урок". На уроке использовались материалы по окружающему миру и изобразительному искусству....

Презентация к уроку «Почему радуга разноцветная?»

Презентация к уроку «Почему радуга разноцветная?» 1 класс УМК «Школа России»...