Конспект урока "Почему радуга разноцветная?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
2011 г. Урок в 1 классе .
Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 1167 г. Москвы
Хремкиной Светланы Григорьевны.
Тема урока: « Почему радуга разноцветная?»
Цели урока:
Образовательные:
- формировать первоначальное представление о цвете;
- познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
- объяснять природные явления;
Развивающие:
- развивать образное мышление, любознательность уч-ся и интерес к явлениям природы;
- обогащать словарный запас детей;
- содействовать развитию внимания, памяти, мышления;
Воспитательные:
- развитие коммуникативных навыков;
- учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- металлофон, колокольчик, кукла-неваляшка;
- учебник, тетрадь;
- конверты с заданиями, цветные карандаши;
- наглядный материал к уроку.
Ход урока :
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.
2. Повторение изученного материала.
- Прослушивание песни «Звук».
- А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?
( Почему звенит звонок? Как рождается звук? )
- Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое.
Демонстрация картинок.
- Какие звуки издают различные предметы?
Практическая работа №1.
Учитель показывает предметы: колокольчик, куклу-неваляшку.
- Звучат ли эти предметы сейчас?
- Что надо сделать, чтобы услышать звук?
- Этот инструмент называется металлофон. А слышен ли звук от этого инструмента?
- Что надо сделать, чтобы от него мы услышали звук?
- Почему эти предметы молчали, а потом издали звук? (Мы потрясли колокольчик и неваляшку, постучали молоточком.)
- Предметы от наших действий начали мелко дрожать. Эта дрожь передаётся воздуху. Так рождается звук. Дрожание воздуха невидимой волной доходит до наших ушей. Уши улавливают эту волну, и мы слышим звук.
Схематично это можно изобразить так:
- Каким органом мы слышим звуки? (Ушами. )
- Правильно, уши – это орган слуха. (На доске – запись: УШИ – ОРГАН СЛУХА).
- Чего боятся уши?
- Как надо относиться к ушам? (Ответы детей)
Практическая работа №2.
Работа парами. На парте у детей конверты с заданиями.
Задание: разложить картинки на две группы – правильно или неправильно поступают ребята. (Картинки о бережном отношении к ушам).
Физкульт. минутка.
3. Актуализация знаний.
- Однажды Муравей-Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо …
Какое?
Отгадайте загадку :
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти ?
- Что появилось на небе ? ( Правильно. Радуга.)
(На доске по ходу рассказа учителя появляются картинки : Муравьишка, дождь, солнце, радуга. )
4. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса.
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?
( Ответы детей ).
- Да, ребята, сегодня на уроке мы поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
- Дети, кто из вас видел радугу?
Какое настроение было при этом ?
- Когда в небе появляется радуга? ( Когда светит солнце и идёт дождь.)
Чтение стихотворения :
Солнце светит и смеётся,
А на Землю дождик льётся.
И выходит на луга
Семицветная дуга.
- Сколько цветов у радуги ?
Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете ?
5. Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации.
Предположения детей. Дети пытаются ответить на поставленные вопросы.
Демонстрация презентации ( 13 слайдов).
№1. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
№2. Дождь заканчивается. Редкие капли ещё падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце.
№3. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе возникает необычная цветная дуга.
Откуда же берётся цвет ? Ведь солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета.
№4. Солнечные лучи , попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.
№5. И на небе появляется радуга.
№6. Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.
№7. Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» - называли её в старину и верили , что она приносит счастье.
№8. С тех пор так и зовут – РАДУГА.
Физкульт. минутка.
- Кто знает , из каких цветов состоит радуга?
- В радуге 7 цветов и все они всегда расположены в одном порядке.
7 цветов радуги – слайд № 9.
Проблемный вопрос. Как запомнить цвета по порядку ?
- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:
« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.»
- По первым буквам слов и запоминаются цвета.
( на доске постепенно появляются – цветные слова)
Повторение и заучивание этой фразы.
6. Закрепление нового.
А. Работа парами. В конверте разноцветные полоски.
Задание. Помогите Муравьишке собрать радугу.
Проверка по слайду – слайд № 10.
Б. Работа в тетради / Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./
Задание. Закрась одежду человечков в цвета радуги по порядку.
7. Рефлексия.
Проведение теста. Образец теста на слайде № 11.
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы , ученики самостоятельно отвечают «да – нет»;
Ответ «да» - кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ «нет» - кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. У радуги 7 цветов?
Вопрос 2. Все цвета расположены в определённом порядке?
Вопрос 3. В радуге есть коричневый цвет?
Вопрос 4. Строители радуги – солнце и дождь?
Проверка по слайду № 12.
8. Итог урока.
Что интересного и нового вы узнали на уроке?
В каком же порядке расположены цвета в радуге?
Слайд № 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...
конспект "пейзаж с радугой" 1 класс
конспект уркоа с презентацией для первого класса по теме "пейзаж с радугой"...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....
Конспект урока "Радуга настроений" для 1-2-х классов начальной школы
Данный материал может быть использован классными руководителями начальной школы и педагогами дополнительного образования...
КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.
КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....
Конспект урока "Радуга дружбы" по социокультурному курсу "Истоки"
Конспект урока в 1 классе "Радуга дружбы" социокультурного курса "Истоки"....