Урок "Почему радуга разноцветная".
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Костюнина Валентина Петровна

Урок по окружающему миру с элементами исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._pochemu_raduga_raznotsvetnaya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                     Тема: Почему радуга разноцветная?

             Ход урока

  1. Приветствие гостей.
  2. Организационный момент

Учитель: 
Всё ль на месте? 
Всё ль в порядке – 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 
Ученики
Мы пришли сюда учиться 
Не лениться, а трудиться. 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно! 

3. Актуализация знаний

Учитель:

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями. Для чего вы пришли на урок окружающего мира?

- Ответы детей

- Что ж, так как ваши цели совпали с моими, я предлагаю вместе  продолжить раскрывать секреты природы.

  Начнём наш урок со сказки.(в роли Муравьишки ученик) 
     Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском: 
Я всегда со светом дружен.   Если солнышко в окне, 
Я от зеркала, от лужи    пробегаю по листве.. 
- Кто ты? – спросил Муравьишка. 
-   А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.) 
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей. 
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик. 
И тут Муравьишка увидел в небе…  (радугу)

-  Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная!   Почему радуга разноцветная
         Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами ребята надо ответить на этот вопрос. 
Присаживайся с нами Муравьишка на урок и слушай внимательно.

 4.Постановка проблемного вопроса.                                                                            - Какие явления природы вы знаете?                                                                                                          

– О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.)                                                             

– Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы узнаем, что такое радуга, как и когда она появляется, почему она разноцветная, из скольких цветов она состоит.

– Дети, кто из вас видел радугу?  

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Вряд ли найдётся человек, который не любовался бы радугой. Появившись на небосводе , она невольно приковывает внимание. Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению небольшие произведения. Какие приметы вы знаете? Слайд 2

5.Пословицы, поговорки, приметы и стихи о радуге (читают дети с места)

Воду из реки ведром не вычерпаешь, радугу с неба рукой не схватишь.
Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью. 
Радуга зимою - к морозу либо к снегу.
Радуга вечерняя предвещает хорошую погоду, а утренняя - дождливую.

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 4

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

      Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

       Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе

6.Физминутка (вместе с Муравьишком)

7. Решение проблемного вопроса

     Откуда она взялась? Кто её построил так быстро и так красиво? (ответы детей)  

 Да ,причина появления радуги – солнечный свет и дождик.  

– А кто из вас знает, как это происходит? (ответы детей)

Мы считаем, что  когда лучи солнечного света проходят через воздух,  они имеют белый свет. Но когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи.        Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые      капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

В природе существуют ещё разновидности  радуги. (лунная, ночная, зимняя, туманная)

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга.(Дети   читают  самостоятельно, затем вслух.)

7. Постановка проблемного вопроса

- Сколько цветов у радуги? (семь) 7 мостиков

Послушайте стихотворение (читают дети)

Ах, надо же было

Такому случиться

Семь перьев в пути

Обронила Жар-птица

А ветер нашёл их

Подумал: откуда

И кто потерял

Семицветное чудо?

Собрал…

Разложил в вышине полукругом

И радуга вспыхнула

Ярко! над лугом

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

         В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?      

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

8.  Первичное закрепление знаний.       Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга?      (Да. )

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

Радуга- природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть мыльных пузырях

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы стать  волшебниками и создать свою радугу.

На столе у меня шкатулочка  в которой спрятались удивительные предметы.  С их помощью можно поймать яркие цвета радуги.(На столах коробочка, в которой зеркальце, призма, фонарик,  листочки бумаги, миска с водой) С помощью этих предметов мы попытаемся увидеть эффект радуги (спектр).

– А можно ли получить радугу в домашних условиях?

Вы можете сами дома расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга»

А  сейчас попробуем получить радугу без солнечного света с помощью фонарика.

9.Проведение опыта

10.Физминутка для глаз

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю вспомнить наши занятия внеурочной деятельности «Игры на листе бумаги» и создать веселую радугу используя технику рисунка «по сырому»

11. Закрепление.  (работа в парах)

Выбор материалов и инструментов.

– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе  отмечена первая полоска.

Покрываем лист чистой водой и пока он не высох рисуем радугу в определённом порядке.

 Практическая работа.  В это время звучит песню «Что такое доброта»

(Дети  рисуют радугу вместе с учителем.)

 Защита проекта.

 (Свою радугу дети вывешивают на доску)

 12. Закрепление нового.

         

13. Тест.         (карточки на столах)
-  Туча – это темное, густое облако;    
да   нет 
- Ситничек – это сильный проливной дождь;   да  
нет 
-  Ветер дует, потому что качаются деревья;   да  
нет 
-  В радуге оранжевый цвет идет после синего;     да  
нет 
-  Радуга состоит из пяти цветов;       да  
нет 
-  Эхо бывает только в горах;       да  
нет
- Радуга образуется, когда солнечные лучи 
попадают в небе на капельки дождя.            
да нет 

Проверка.  

14. Рефлексия 

 Ребята, что вы расскажите своим родителям о нашем уроке? 
– Кто для себя сделал открытие?  
– Кому на уроке было интересно? 
– Какое настроение подарил вам урок? Покажите смайлики. Если хорошее то радужный смайлик если нет ,то грустный. 

15. Итог урока. 

Дорогие дети, я хочу чтобы в нашем классе тоже расцвела радуга. Но она будет необычная. У меня на столе разноцветные полоски со словами. Из них мы соберём радугу, которая всегда будет  поддерживать  хорошее настроение в нашем школьном коллективе. А чем:(дети выходя к доске по одному) детской дружбой,  добротой, уважением, вниманием друг к другу, сопереживанием и взаимопомощью, а ещё творческими делами. И если мы с вами сможем  придерживаться этих правил, то наша радуга не растает на школьном небосклоне, а будет становиться  всё ярче и ярче!

А дома попробуйте создать свою радугу.

А я желаю всем и нашим гостям и вам ребята Радужного настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему радуга разноцветная" 1 класс. Окружающий мир.

урок окружающего мира в 1 классе с использованием ИКТ...

Почему радуга разноцветная? Окружающий мир. 1 класс. Презентация.

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема урока: Почему радуга разноцветная? Можно использовать и на уроках ИЗО....

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....

"Почему радуга разноцветная"

УМК "Школа России", конспект "Почему радуга разноцветная"...

Почему радуга разноцветная?

Изучение цветов радуги и их последовательности....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....