Урок "Почему радуга разноцветная"" интегрированный урок(окружающий мир и ИЗО,
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Урок был подготовлен к семинару учителей и завучей по теме "интегрированный урок". На уроке использовались материалы по окружающему миру и изобразительному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Учитель: Чернова Л.Б, учитель I квалификационной категории
Дата: 18.04.18
Класс: 1 «Б» (27 человек по программе «Школа России»)
Тема: Почему радуга разноцветная? Рисуем радугу.
Цели: познакомить учащихся с тем, что такое радуга, формировать первоначальные
представления о свете и цвете:
Задачи : УУД (умение учиться)
Личностные: Развивать интерес к изучению явлений природы; чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением «радуга».
Метапредметные:
Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.
Познавательные: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Предметные: Узнать, как образуется радуга. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма. Отображать последовательность цветов радуги рисуя ее красками.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок самостоятельных практических работ, интегрированный урок
Оборудование: учебник «Окружающий мир 1 класс», мульмедийная презентация «Почему радуга разноцветная?», электронное приложение к учебнику по изучаемой теме; карточки с заданиями, карандаши зеленый и красный., альбом, краски, баночка с водой, кисть
Ход занятия:
1 Организационный момент 1
(Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся)
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Нам лениться не годится –
Будем новому учиться.
2.Актуализация знаний
А) - Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию будете показывать движения.
Почему повсюду лужи?(дети разводят руки в стороны и помахивают плечами)
Мама зонтик свой берёт. ( имитируют движение)
Почему же? Почему же? ( движения, как в 1-ой строке)
Потому что……. ( хором: «Дождь идёт!»)
(дети хлопают в ладоши, показывая какой сильный дождик)
Б) - Однажды Мудрая черепашка попала под сильный дождь и спряталась под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливая Черепашка посмотрела вокруг, и вдруг она заметила чудо…… А какое?
Что за чудо-красота! Слайд 1
Расписные ворота
Показались на пути.
В них ни въехать, ни войти.
(радуга)
-Дети, кто из вас видел радугу?
- Какое чувство вы испытали, когда увидели радугу?
Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Я вам желаю радостного настроения на урок, чтобы у вас все получилось.
3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса. Слайд 2
-Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Придумайте вопросы, связанные с радугой. Мы вместе попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Что? (Что такое радуга?)
Где? (Где она появляется?)
Когда? (Когда она появляется?)
Сколько? (Сколько цветов у радуги?)
Почему? (Почему радуга разноцветная?)
4. Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала. Слайд 3
А) предположения детей( дети пытаются ответить на вопрос)
- А чтобы точные, научные ответы дать, где можно найти нужную информацию? (в учебнике, спросить у …, в энциклопедиях, в интернете, …)
Б) Чтение текста на слайде. Выбор ответов на вопросы.
Радуга
Радуга – это красивое явление природы. Она появляется на небе.
Радуга появляется, когда заканчивается дождь, и обязательно светит солнце.
Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя,
проходят через них и распадаются на разноцветные лучики. Так возникает радуга.
Бывает, на небе появляется две радуги: одна ярче, другая бледнее.
В радуге семь цветов, и все они всегда расположены в одном порядке:
красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Интересный факт «Две радуги» Слайд 4
5.Объяснения учителя по иллюстрации Слайды 5-6 Мастера – строители: солнце и дождь.
- Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, распадаются на разноцветные лучики. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (учитель показывает детям призму), и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга.
6.Физминутка Слайд 7
В небе дождь, гроза.
(дети хлопают в ладоши над головой)
Закрывай глаза!
( дети закрывают ладошами глазки)
Дождь прошёл. Трава блестит.
(разводят руки в стороны)
В небе радуга стоит.
(поднимают руки верх, помахивая руками)
Поскорей, поскорей, выбегай из дверей
(хлопают в ладоши)
По траве босиком,
Прямо в небо прыжком.
( прыжок)
7. Решение проблемной ситуации. Продолжение изучения нового материала. Слайд 8
- Ребята, вы запомнили сколько цветов радуги? В каком порядке они располагаются?
- Что нужно делать, чтобы запомнить в каком порядке располагаются цвета радуги?
- Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки. Учебник с.40.
« Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
8.Первичное закрепление нового материала.
Слайд 9
А) Рисование радуги
Давайте нарисуем с вами радугу . На что она похожа? (дуга)
Для того, чтобы ее нарисовать , что нужно помнить?
Правильно! У радуги 7 основных цветов. Какая фраза нам поможет не перепутьать порядок цветов?
9. Рефлексия. Проведение теста. Слайд 10
У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).
Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;
Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;
Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.
Вопрос 1. Строители радуги – солнце и дождь? (да)
Вопрос 2. У радуги 5 цветов? (нет)
Вопрос 3. Все цвета расположены в определённом порядке? (да)
Вопрос 4. В радуге есть коричневый цвет? (нет)
Вопрос 5. Солнечные лучи проходят через капли дождя и
распадаются на разноцветные лучики? (да)
Проверка по слайду 11
- Оцените свои достижения смайликами.
10. Итог урока Слайд 12
.
- Мы на уроке _________________________________ .
- Мы узнали, что _______________________________ .
- Самым интересным было __________________________________ .
11. Рекомендации на дом (по выбору)
1) Рабочая тетрадь с.26 № 1 (раскрасить рисунки)
2) Создать модель радуги при помощи пластилина, это может быть сюжетная картинка, где
элементом будет радуга.
3) Найти или придумать ситуации как в домашних условиях можно получить радугу.
Представить в виде рисунка, модели или эксперимента.
4) Выучить фразу – подсказку о порядке расположения цветов в радуге. Учебник с.40.
Приложение
Летний дождь прошел с утра, Солнце светит и смеётся,
Выглянуло солнце. А на землю дождик льётся.
Удивилась детвора, И выходит на луга
Посмотрев в оконце, - Семицветная дуга.
Семицветная дуга
Заслонила облака.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
Многие писатели и поэты посвящали этому природному явлению
небольшие произведения. Послушайте некоторые из них.
Вскоре сквозь тучи пробилось солнце.
...Стройная радуга зажглась над пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч.
Как всегда, при виде радуги, писатель Сергеев подумал, что радуга похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли.
(К. Паустовский)
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
(Ф. Тютчев)
Радуга
В небе дождь, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком…
С. Маршак
Видели ли вы сами радугу? В какое время можно наблюдать за этим природным явлением?
Иногда на небе можно наблюдать яркие полосы, окрашенные чаще всего в три цвета — красный, зеленый, фиолетовый; иногда видны еще два цвета — желтый и оранжевый, но они не такие яркие.
Это интересное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идет дождь. Что это такое — радуга? Почему в воздухе возникло такое чудо?
Солнечным днем в любой момент можно увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и начать поливать цветы. Если при этом вы встанете спиной к Солнцу, освещающему водяные брызги, то обязательно увидите небольшую радугу. Так же возникает и настоящая радуга, только в этом случае солнечные лучи проходят не сквозь мелкие брызги, а сквозь завесу дождя, который идет где-то в отдалении.
До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! В одних трусиках! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!
Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:
— Радуга! Смотрите — радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
Луч солнца и дождевые капли.
Ведь радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной разноцветной дуги.
Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг, — это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды. Природа изобретательна!
Где?
Сколько?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...
Интегрированный урок Окружающий мир и музыка "Урок Байкала"
Знакомство с природой Байкала, сохранение чистоты Байкала, слушание и пение песен о Байкале...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке применяется технология проблемного обучения, ИКТ....
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.
Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....