Конспект урока окружающего мира в 1классе" Мутешествие в Мурляндию"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Нушкалюк Эльвира Владиславовна

Материал можно использоватьна уроке и как отдельное воспитательное мероприятие.Используется кольцевая модель квест .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nushkalyuk_e.v_puteshestvie_v_murlyandiyu.docx115.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие  для начальной школы «Путешествие в Мурляндию»

Пояснительная записка к занятию.

        Мероприятие «Путешествие в Мурляндию» легко встраивается в воспитательную  программу  начальной школы по направлению «Нравственное и духовное воспитание младших школьников», решает задачи формирования у обучающихся ценностных представлений об основных понятиях этики: добра и зла.

Данный материал уместен и при проведении урока в 1 классе начальной школы:

  • УМК «Перспектива»
  • Тема «Кошка в нашем доме»
  • Тип урока: комбинированный
  • Предмет: окружающий мир
  • Класс: 1
  • 2 урок по теме «Кошка в нашем доме» в разделе «Наш дом и семья»
  • Межпредметные связи: окружающий мир, технология, изобразительное искусство.

      Данное занятие было разработано и проведено совместно с пятиклассниками в рамках шефской работы, что  позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду в школьном коллективе. Возможен вариант проведения с родителями или с подготовленными учащимися данного класса.

Цель: воспитание бережного отношения к животным через погружение в мир кошек

Задачи.  Познавательный аспект:

  • изучать особенности и названия некоторых пород кошек;
  • познакомить с интересными фактами о кошках;
  • расширить представления о кошках через создание образов в поделках, рисунках, играх.

Развивающий аспект:

  • развивать умение анализировать информацию, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
  • развивать коммуникативную культуру учащихся;
  • формировать действия контроля и оценки.

Воспитательный аспект:

  • создать условия для развития внимания к собственным переживаниям;
  • воспитывать чувство заботы и любви  к  животным, желание им помочь;
  • способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние животного;
  • воспитывать положительное отношение к процессу познания;

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • формирование внутренней позиции школьника, которая находит отражение в оказании помощи животным;
  • ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • развитие навыков сотрудничества со старшими школьниками  и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  1. Метапредметные:
  1. Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • сверять выполнение работы по алгоритму;
  • фиксировать в процессе  урока уровень выполнения своей  работы;
  • вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона и его результата.

б) Познавательные:

  • отличать новое от  уже известного с помощью учителя;
  • понимать схемы;
  • проводить анализ и сравнение объектов;
  • строить рассуждения, делать выводы в результате совместной работе группы и класса;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунка и поделки.

                              в) Коммуникативные:

  • принимать задачу групповой работы;
  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и приходить к общему мнению.
  1. Предметные:

Обучающийся сможет:

  • узнать интересные факты о кошках;
  •  узнавать некоторые породы кошек;
  • изобразить кошку и выразить её отличительные черты в поделке и рисунке;
  • узнавать по действиям кошки её настроение и желания;
  • организовать свой досуг, участвуя в игре, с целью создания оптимального объема двигательной активности.

Технология: кольцевая модель  квест – технологии.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный  проектор .

Цель использования ИКТ: расширение объёма предъявляемой учебной информации о кошках, активизация познавательной деятельности  учащихся на уроке, т.к информация подаётся в тестовой форме, что позволяет сосредоточить и удерживать внимание учащихся на уроке.

Фонограмма используется с целью создания положительного настроя на урок, позволяет подвести учащихся  к теме урока.  

Раздаточный материал экономит  время  на изготовление поделки или рисунка детьми, способствует разнообразию  форм деятельности учащихся. Кроме того для первоклассника важна практическая направленность заданий, что позволяет сохранить интерес на протяжении всего занятия. Сигнальные карточки помогают в формировании рефлексивных умений младших школьников.

Раздаточный материал на каждого ученика:

  • ½ альбомного листа формат А4;
  • по 2 квадрата  из  белой или цветной бумаги со стороной7см;  

Раздаточный материал для групп:

  • карточки с цифрами 1,2.3 (1 набор для капитана);
  • сигнальные карточки  красного, зелёного цвета в форме круга;
  •  цветные карандаши или фломастеры;
  •  клей-карандаш;
  •  завязка на глаза;
  • сердечки-наклейки по количеству учащихся;
  • наклейки-жетоны  для маршрутных листов.

Дерево добрых дел.

                       

Конспект занятия «Путешествие в Мурляндию»

Этап занятия с указанием номера слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. этап

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

1) организация учащихся на занятие.

Приветствует учащихся:

-Добрый день, друзья мои!

Приветствуют учителя:

– Добрый день, - ответим мы.

2) определение темы занятия.

Звучит отрывок из песни Б.Савельева, А.Хайта «Если добрый ты…»

-Как узнать добрый ли ты?

-Кто хочет быть добрым?

Загадывает загадку:

-Мягкие лапки,
а в лапках — цап - царапки…

-Определим  тему урока.

-Верно, тема нашего урока «Кошки»

- Помогают ли кошки нам быть добрее?

Можно узнать по делам, поступкам, если помогаешь.

Поднимают руки.

-Это кошка.

На уроке мы будем говорить о кошках.

Заслушиваются предположения детей:

- Да, мы их любим.

-Они милые.

-Злой не будет заводить кошку.

3)актуализа-

ция опорных знаний

-Что вы знаете о кошках?

- Кошка - одно из первых животных одомашненных человеком. Считается, что на Ближнем Востоке кошки начали жить с людьми около 7000 лет назад.

- Кошка-это домашний зверь. А когда-то она была  диким.

-Это хищный зверь.

-Диких кошек подкармливали, так они стали домашними. Это было много-много лет назад.

4) постановка задач

-Что хотели бы узнать о кошках?

- Сегодня на уроке узнаем интересные факты  о кошках, поговорим и породах кошек, постараемся понять язык кошек, изготовим поделки с изображением кошки.

-Какие бывают породы кошек?

-Понять язык кошек. Ведь кошки разговаривают с нами.

-Чем удивительны эти животные.

  1. этап

Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся

Сегодня у нас в гостях ….

Входит  герой-кошечка:

-Здравствуйте, ребята!

Я - киса Василиса. Живу в Мурляндии. Мои друзья узнали, что вы – добрые, и  написали вам письмо. Оно было вот в этом конверте (киска плачет). По дороге на меня напали пираты. Что делать?

(вбегают  5 пиратов)

1Пират: -Что делать? Что делать?...

-Мы тоже хотим получать письма….

2пират:-Хорошо, мы отдадим Вам письмо, мы  - добрые пираты…

3Пират: - Отдадим, если Вы пройдёте все наши испытания!

4Пират:-Согласны? Тогда начнём. Вам  нужно будет разделиться на 5 команд.

5пират:  - Команды готовы! Каждая команда следует по своему маршруту. А мы смотрим, кто дружнее пройдёт испытания. В путь!!!

Дети просят пиратов отдать письмо.

-Согласны.

Дети делятся на 5 команд. Во главе каждой команды встаёт пират.

Каждая команда получает маршрутный лист с указанием места испытания.

  1. этап

Процесс усвоения новых знаний.

1.Станция: «Факты из Мурляндии»

Вопросы викторины, слайды

№1,3,5,7,9,

11

Ответы на вопросы,

слайды

№2,4,6,8,10,12

Организует переход групп по станциям.

Приложение № 7.  Маршрутный лист

Предлагается вопрос и три варианта ответа. За правильный ответ начисляется 1 балл.

По итогам прохождения каждой станции    даются наклейки–жетоны.

Приложение 1. Вопросы с ответами.

Приложение 2. Презентация с вопросами и ответами.

5 образовавшихся групп посещают по кольцевой 5 станций  в сопровождении ответственного пирата.

Выбирают капитана в  группе, который имеет право ответа от группы.

Учащиеся совещаются и по сигналу  дают ответ, поднимая карточку с номером:1,2 или 3

2станция:

« Нарисуй меня, дружок»

Предлагается детям нарисовать котика  по плану.

Приложение 3. Образец рисунка.

Учащиеся рассматривают рисунок и планируют работу. Рисуют котика по предлагаемому образцу, добавляя детали. Используют сигнальные карточки: красный -нужна помощь, зелёный -иду дальше, помощь не нужна.

3 станция: «Язык котов» 

а)Ведущий станции предлагает угадать, что происходит с котом и изобразить его движения:

  • Котик злится, сердится
  • Котик охотится за мышкой, готовится к прыжку.
  • Котик после вкусного обеда
  • Котик озяб, ему холодно
  • Котик просит есть
  • Котик играет клубком
  • Котик точит коготки

Приложение 4. Карточки.

б) Ведущий читает текст.

Как ступает мягко кошка
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик к низу: оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой.
Ввысь бросается отважно,
А потом вновь ходит важно.

Учащиеся по очереди вытаскивают задание, изображают жестами и звуками состояние кота. При правильном ответе – хлопки.

Дети повторяют слова и показывают движение кошечки.

4 станция:

« Умелые лапки» 

Изготовление котика способом «оригами». Оформление поделки.

Приложение 5.  Схема поделки

Учащиеся читают схему и планируют работу, оформляют открытку  по предлагаемой схеме. Используют сигнальные карточки: красный -нужна помощь, зелёный - иду дальше, помощь не нужна.

5 станция : «Игралочка»

Знакомство с правилами русской  народной игры «Жмурка».

Приложение 6 Описание игры «Жмурки»

Учащиеся выбирают «жмурку», играют, соблюдая все правила игры.

  1. этап

Итоговая часть урока.

1.Подведение итога урока

2.Рефлексия учебной деятельности учащихся

3.Оценка

Содержатель-ного аспекта деятельности учащихся учителем.

Пираты: Молодцы! Работали дружно. Получите своё письмо.

(отдают письмо Кисе Василисе).

Василиса читает письмо:

«Дорогие наши друзья, 1  класс.  Вы умные дети и много знаете о нас, кошках. Ребята! Зимой бывает голодно и холодно! Нам нужна Ваша помощь. Машем Вам лапкой. Ваши меньшие друзья из Мурляндии».

-Как мы можем помочь кошкам, ведь

многие кошки не имеют дома  и попадают в приют?

-В начале урока мы говорили о доброте, о добрых поступках. У нас есть дерево добра. При добром поступке загорается сердечко на дереве.

Кому захотелось совершить добрый поступок, вы можете повесить сердечко.

В дальнейшей работе при добром поступке сердечко может окрашиваться в цвет.

Продолжите фразу:

-На уроке я понял(а), что……

3.Все группы прошли испытания, были сплочённы и дружны. Каждый переживал за результат. Когда внутри нас доброе сердце, то и мир становится добрее. Помогай тем, кто слабее и нуждается в помощи!

Все группы собираются в классе.

-Мы можем собрать корм.

-Можем принести корм в приют для кошек.

Дети вешают сердечки на дерево.

-На уроке я понял, что надо быть добрым.

-Животным надо помогать.

-Кошки нуждаются в нашей помощи.

Приложение 1. Факты из Мурляндии. Вопросы и ответы

вопрос

ответ

Вопрос №1:Сколько лет живут домашние кошки?

  • 2 года
  • 15 лет
  • 100 лет

Ответ:15-18 лет

Вопрос №2:Для чего коту усы и брови?

  • Для красоты
  • Как органы осязания
  • Чтобы слышать звуки

Ответ: усы и брови-органы осязания.

Вопрос №3: Сколько весил самый большой кот на планете?

  • 5кг
  • 12 кг
  • 21 кг

Ответ: кот Химми весил 21 кг

Вопрос №4: Сколько спит кошка в день?

  • 4 часа
  • 14 часов
  • 34 часа

Ответ: кошка спит 14  и более часов в сутки.

Вопрос №5:Сколько всего пальцев у кошки?

  • 10
  • 18
  • 20

Ответ: всего у кошки 18 пальцев: на передних по 5, на задних по 4 пальца.

Вопрос №6 Определи породы кошек.

  • Персидская
  • Сфинкс
  • Русская голубая

Как отличить эти породы кошек?

Какие ещё породы кошек вы знаете?

Ответ: Русская голубая. Персидская. Сфинкс.

По окрасу, длине шерсти.

Ответы детей

Приложение 3.  Рисунок котика.

IMG_20190212_094219

Приложение 4. Карточки

Котик злится, сердится.

Котик охотится за мышкой, готовится к прыжку.

Котик после вкусного обеда.

Котик озяб, ему холодно.

Котик просит есть.

Котик играет клубком.

Котик точит коготки.

Приложение 5.Схема оригами «Котик»

http://origamin.ru/img/origami-kot-iz-bumagi-8/1.jpg

Приложение 6. Описание русской народной игры «Жмурки»

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка ловит их. Кого он поймал, тот становится  жмуркой.  Если жмурка подойдёт близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, играющие кричат «Огонь».Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

Приложение 7. Примерный маршрутный лист

Маршрутный лист 1 группы

Название маршрута

Место проведения

Отметка о выполнении

Станция: «Факты из Мурляндии»

Наш класс

Станция:« Нарисуй меня, дружок»

библиотека

Станция : «Язык котов»

Рекреация

Станция: « Умелые лапки»

Соседний кабинет

Станция : «Игралочка»

Актовый зал

                            Информационные ресурсы:

Википедия. Список пород кошек. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BA

Домашние кошки « Циклопедия» http://cyclowiki.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%B0

Кот и кошка http://kotikoshka.com/ukhod-za-koshkami/skolko-zhivut-koshki-tablitsa-srednej-prodolzhitelnosti-zhizni-raznykh-porod.html 

PipCat.ru http://pipcat.ru/different/samyj-bolshoj-kot-v-mire.html 

Котовасия http://kotovasia.net/vet/cats_health/pochemu-koshka-tak-mnogo-spit.html 

KOT-i-koshka.ru http://kot-i-koshka.ru/skolko-palcev-u-koshki/ 

песня «Если добрый ты» Б.Савельев и А.Хайт http://dlya-detey.com/detskie-pesni/iz-multfilmov/308-esli-dobryy-ty.html 

Оригами http://origamin.ru/origami-kot-iz-bumagi-8/

33 поделки https://33-podelki.ru/trafarety-serdets.html

Раскраска https://frigato.ru/raskraski/dlya-malyshey/378-derevya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира"В мире живой природы"

Урок окружающего мира во 2 классе построен в соответствии с ФГОС с использованием информационно-комунникативных технологий...

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...