Урок-исследование по окружающему миру "Пожар".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок-исследование по окружающему миру на тему "Пожар" для обучающихся 2-ого класса. Цель: формирование основ безопасного поведения школьников начального звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_klassssssss.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Марьяновская СОШ №2»
Урок-исследование по окружающему миру на тему
«Пожар»
Подготовила:
учитель начальных классов
Павлова Г.А.
2013 г.
Цель: Ознакомление с причинами возникновения пожара.
Задачи:
1. выявить причины возникновения пожара.
2. выявить меры соблюдения предосторожности во избежание пожароопасных ситуаций.
3. формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
4.Воспитывать дисциплинированность,стремление сохранить свое здоровье, имущество, желание беспокоиться о жизни и здоровье окружающих
Планируемые результаты:
Учащиеся запомнят правила предупреждения пожара; научатся вызывать пожарных по телефону; обсуждать рассказ; делать выводы из изученного материала.
Ход урока:
- Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам прок
Очень важный наш урок.
- Мы продолжим с вами серию уроков «Раздела безопасности» и защиты человека в чрезвычайных ситуациях».
- Актуализация знаний
Домашние опасности.
- какую опасность представляет окно и балкон?
- как нужно обращаться с электроприборами?
- какую опасность несут острые предметы?
- какую опасность несут лекарственные средства?
- средства парфюмерии и бытовой химии?
- Самоопределение к деятельности
Подведение к проблеме. 0тгадайте загадку:
Отец горяч и красен, бывает он опасен.
Накормишь – живет, напоишь – умрет.
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь)
- Кто из вас догадался как называется тема нашего урока? (ответы детей).
- Тема нашего урока «Пожар».
- Какую цель мы поставим на уроке? (ответы детей).
- Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества.
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
- Сила у друга – огня – большая - пребольшая!
- Как вы считаете, огонь – наш друг, или огонь – наш враг? (ответы детей).
- Итак, возникла проблема: огонь – наш друг, или огонь – наш враг?
1группа будет доказывать гипотезу, что огонь – наш друг,
2 группа будет доказывать, что огонь – наш враг».
Составление плана исследования
- Как можно проверить наши гипотезы? (Ответы детей). Детям раздаются карточки с условными знаками или символами.
- Подумать
- Задать вопрос
- Спросить у людей
- Посмотреть в книгах
- Посмотреть в компьютере
- Понаблюдать
- Провести эксперимент
Составляем план нашего исследования:
1. Подумать, задать вопрос
2. Посмотреть в книгах
3. Провести эксперимент, понаблюдать
4. Посмотреть в компьютере
- Работа по теме урока
- Проведение исследования (подумаем, зададим вопрос)
- Давайте вспомним все, что мы знаем про огонь и зафиксируем с помощью условных знаков, символов, рисунков.
- 1 группа доказывает, что огонь – друг,
А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
Ты видел как он
Управляет огнём?
Железная маска
Надета на нём.
Вот строится дом –
Посмотри поутру:
Он в стёганой куртке
Сидит на ветру.
Варил он опоры
Могучих мостов,
Варил он суда
Из огромных листов.
Железо с железом
Он может сварить!
Он добрый волшебник
Что тут говорить?!
- 2 группа доказывает, что огонь – враг.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
(Учащиеся пользуются рисунками, схемами, макетами. Дается возможность задать вопросы по сообщениям, а исследователю – ответить на них).
- Обратимся к книгам.
- Давайте обратимся к книгам, которые вы принесли и прочитали о пожарах и пожарных, о добром и злом огне.
Примерные ответы детей:
1.Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
«Эй, пожарные, бегите,
Помогите! Помогите!»
(К. И. Чуковский «Путаница»)
2.Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»
(С. Я. Маршак «Пожар»)
3.Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
(С. Я. Маршак «Дядя Степа»)
4.Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице.
Ищут давно,
5.Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
(С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»)
6. Огонь - давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. (Опор на картинку из сказки «Гуси-лебеди», где печка обогревает, пирожки печет).
7. В сказке 1 2 месяцев девочка отогревается у костра, По щучьему велению Емеля катается на печи, т.к. ему очень удобно и тепло.
Пословицы и поговорки.
1 группа:
- Человеку друг огонь, только ты его не тронь.
- Не трогай огня, не обожжешь руку.
2 группа:
- Не имей привычки носить в кармане спички.
- Маленькая спичка сжигает большой лес.
- Работа по учебнику стр.22.
– Вспомним от чего могут возникнуть пожары? (ответы детей).
- С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур.
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.
- Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
- Не суши бельё над газом-
Всё сгорит единым разом!
- Когда без присмотра оставлена печь-
Один уголёк целый дом может сжечь.
- Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
- Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.
- Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер…01
-Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!
- Итак, давайте подведем итог, перечислите причины возникновения пожара. (ответы детей)
- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы не было пожара?
(ответы детей).
- Итог: А теперь я вам вручаю памятку.
Памятка:
1. Не балуйся со спичками и зажигалками.
2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.
3. Не суши белье над плитой.
4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.
5. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу.
6. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
7. Не разводи костер в лесу.
8. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений.
9. Не вешай на лампу бумажный абажур.
10. Будь осторожен с газом.
- Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую – здоровье и жизнь людей.
- Помните, всякая шалость с огнем может привести к большому несчастью! К пожару!
- Работа по рассказу учебника.
- Что увидели папа и Сережа, возвращаясь из кино домой? (ответы детей)
- Какую памятку вручил ребятам пожарный? (ответы детей)
- Как вызвать пожарную службу? (ответы детей, практическая работа)
V. Физминутка:
-Я задаю Вам вопросы, а Вы будете хором отвечать:
-«Это я, это я, это - все мои друзья!»
- Кто, услышав запах гари,
Сообщает о пожаре?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто из Вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
- Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!» - Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
- Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
-«Это я, это я, это – все мои друзья!!!»
VI. Понаблюдаем. Проведем эксперимент. Зажигается свеча. Дети наблюдают за огнем. Учитель берет лист бумаги, держит его за край, два ученика снизу дуют. Лист дрожит, держится в воздухе.
- В какую погоду огонь ведет себя так же, как этот листок бумаги? (ответы детей).
Вывод:
- Вот так и огонь быстро распространяется под потоками воздуха, а особенно быстро, когда сильный ветер.
VII. Обратимся к компьютеру. Видеоролик о пожаре.
Вывод: Итак, исследование подошло к концу. Как вы считаете, огонь – друг, или враг человеку? Чтобы огонь был другом что нужно всегда соблюдать? (ответы детей).
VIII. Рефлексия. Тест о пожаре по слайдам.
IX. Подведение итогов урока.
- Что мне этот урок дал для жизни? Мне показалось важным…
- Объясните пословицу: «Водой пожар тушат, а умом - предотвращают». (ответы детей).
- Понравился ли вам урок? Изобразите свое мнение на солнышке.
- Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Родной край - часть России". Урок-исследование.
К данному уроку учащиеся 4 класса занимались исследовательской работой: подбирали материал о родном крае из дополнительных источников (краеведческий музей, местная газета, книги о родном крае)...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе "Космические тела. Планета Земля" (урок - исследование)
Урок - исследование по окружающему миру....
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.
Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...
Интегрированный урок-исследование по предмету окружающий мир и математика. Тема урока: Почему нужно правильно питаться. Из чего состоит наша пища.
Тип данного урока - урок исследование. На уроке дети исследуют состав продуктов и решают уравнения на нахождение каллорий в утреннем завтраке....
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...
Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования
План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...