Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)
Методическая разработка по окружающему миру в 3 классе по теме "МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ". Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ) На уроке дети получают представления о Москве,как столице России, образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства. Знакомятся с личностью с личностью Ивана Грозного, его деятельностью. ресурс выполнен в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART Board/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva_zlatoglavaya_malysheva_s.a.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Лабытнанги
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ТЕМА: «МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ»
3 класс
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Малышева Светлана Александровна
2014 год
РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА
Тема: МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ
Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
- Способствовать формированию у учащихся представления о Москве, как столице России, образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
- Ознакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
- Организовать деятельность по развитию речи, мышления, умению работать с источника информации, развитию коммуникативных умений.
- Способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому.
Оборудование: Интерактивная доска SMART Notebook, ученические нетбуки (в рамках реализации мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер»), материалы презентации, раздаточный материал для работы в группах.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | 4 1 3 - Перед нами река времени Российской истории. СЛАЙД 1 - На каком участке мы находимся? Покажите. - Как называется изучаемый раздел? Какой период времени охватывает? (Времена Московского государства. 14-17 века) - Положите ладонь на левую сторону груди. - Что вы чувствуете? (сердце) - Какую роль выполняет сердце в организме человека? С помощью электронного словаря (ученический нетбук), найдите значение слова «сердце» (Орган для перекачки крови, разносящей по организму человека питательные вещества.) – Может ли человек жить без сердца? (Нет, не может.) – Сделайте вывод: все необходимые человеку для жизни питательные вещества проходят через сердце. СЛАЙД 2
- Как бы вы объяснили выражение «Кремль - сердце Москвы, Москва – сердце России»? - Посмотрите на карту России: СЛАЙД 2 (убирается «шторка») она словно пронизана тонкими ниточками – так обозначены транспортные пути, по которым перевозится для нас с вами огромное количество необходимых нам товаров и продуктов. Разве все эти «питательные вещества» проходят через Москву (а в Москве – через Кремль), как кровь через сердце в нашем организме? (Нет.) - Сделайте вывод? Какое возникло противоречие? На доске появляется запись: «Кремль – сердце России», но товары и продукты России через Кремль не проходят. - Что же имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Кремль называют сердцем России? СЛАЙД 3 - Можете ли вы предположить, почему Московский Кремль называют сердцем России? - Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история... - Сегодня на уроке вы выступите в роли историков. С помощью генератора групп (SMART Notebook LAT 2.0) класс делится на 5 групп. СЛАЙД 4 | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. Поиск решения проблемы. | 1 3 7 4 3 3 2 1
- У каждой группы есть свой план. Распределите функции, роли, выберите организатора и приступайте к выполнению работы. Роль пятой группы узнаете во время защиты своих ответов. Для поиска информации можете воспользоваться дополнительными источниками, ученическим нетбуком. Выступление групп - 5 группа выступит в роли «ИНОСТРАНЦЫ». - Выслушав ответы группы, вы должны задать 1-2 вопроса по теме выступления! (план защиты групп прилагается) - Мы оказались в центре Москвы, на Соборной площади. СЛАЙД 5 Именно она является одной из главных достопримечательностей нашей столицы. (Учащиеся слушают колокольный звон) (кликнув по иллюстрации, воспроизводится звон колоколов) - Почему Москву называют «златоглавая» и для чего в старину были нужны Соборы, колокольни, нам поведает первая группа. Защита 1 группы (учащиеся делают свои сообщения на фоне изображения собора, о котором рассказывают.) План ответа Соборная площадь: 1. Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле СЛАЙД 6 2. Успенский собор Московского Кремля СЛАЙД 7 3. Храм Василия Блаженного СЛАЙД 8 4. Благовещенский собор Московского Кремля СЛАЙД 9 5. Архангельский собор Московского Кремля. СЛАЙД 10 - 5 группа «ИНОСТРАНЦЫ» задают вопросы по теме. Интерактивный игра «Назови соборы» СЛАЙД 11 ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 12 - Иван IV – первый русский царь. Но почему его прозвали Грозным? Об этом мы узнаем из выступления второй группы историков. Защита 2 группы - Сначала Иван Грозный был «грозою» для соседей России. При нём русские войска присоединили к Московскому государству многие земли. Но позднее Иван стал «грозным» и для своих подданных. Царь казнил людей, только заподозренных в государственной измене, не доказывая этого. План ответа:
Просмотр видеофрагмента об Иване Грозном СЛАЙД 13 (кликнув по иллюстрации, воспроизводится видеофрагмент) - 5 группа «ИНОСТРАНЦЫ» задают вопросы по теме. Просмотр видеофрагмента «Шапка Мономаха» СЛАЙД 14 (кликнув по иллюстрации, воспроизводится видеоролик) Во время ролика: - По легенде ещё во времена Древней Руси эта шапка принадлежала Византийскому императору Константину Мономаху и была подарена русскому князю Владимиру Мономаху в конце 12 века. На самом деле основа этой шапки была изготовлена мастерами Золотой Орды и в качестве подарка в начале 14 века попала в казну московских князей и позже была украшена русскими мастерами. - Подробнее об этом историческом памятнике расскажут историки третьей группы. Им слово. План ответа:
- 5 группа «ИНОСТРАНЦЫ» задают вопросы по теме. - Очень часто историки работают с архивами, где хранятся исторические сведения, информация о каких-либо событиях, которые они используют для написания книг, очерков, учебников. - 4 группа поработала с текстом, где пришлось восстанавливать слова. Что у них получилось, узнаем из их выступления.
Защита 4 группы Найдите необходимую информацию, дополните текст. СЛАЙД 15 - 5 группа «ИНОСТРАНЦЫ» задают вопросы по теме. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. | 2 1 4 1 4 6 - Давайте вспомним, с чего мы начали урок – для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России? (Ученики совещаются в группах и предлагают свой вариант проблемы). С помощью учителя приходят к выводу, что Кремль находится в Москве, Москва – столица России, в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства. Москва – политический центр России. - А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу «сердечный друг», «ты моё сердце», «я люблю всем сердцем». (В таком случае люди говорят не как об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого) - Как вы теперь объясните фразу «Кремль – сердце России»? СЛАЙД 16 - Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган нашего организма. Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр. - Насколько вы поняли тему урока, проверим с помощью «Интерактивного опроса» (SMART Notebook). СЛАЙД 17 | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Домашнее задание. | Обязательное задание для всех: прочитать материал урока в учебнике, выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 12. Творческое задание (задание 5 после текста) – пользуясь дополнительной литературой, составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Было его правление справедливым или нет, способствовало ли оно процветанию государства? (Написать своё мнение.) | |
V. Итог урока. | – Какую работу на уроке мы выполняли? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? | ТОУУ |
Литература:
- А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин «Окружающий мир (Моё Отечество)» 3 класс, Образовательная система «Школа 2100»
- Е.В.Сизова, Д.Д. Данилов. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) 3 класс;
- Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) 3 класс;
- Сухаревская Е.Ю.Окружающий мир. 1-4 классы. Справочник для ученика начальной школы. Издательство «ЛЕГИОН».
Интернет ресурсы:
- http://iclass.home-edu.ru/mod/page/view.php?id=239761
- http://tiptotrip.ru/tips/414-kolokolnya-ivana-velikogo-v-moskovskom-kremle
- http://moscow.ru/ru/guide/entertainment/attractions/monasteries_cathedrals_and_churches/index.php?id4=193
- http://www.verav.ru/common/message.php?table=message&num=1038
- http://kraeved1147.ru/blagoveshhenskiy-1/
- http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43513924388/Moskovskiy-Kreml.-CHast-5.-Sobor-svyatogo-Arhistratiga-Mihaila
- http://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.regalii-russkikh-tsarey/shapka-monomakha/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"
Урок по окружающему миру 2 класс. Тема "Страны мира"...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...