Урок окружающего мира по теме: "Как понять, что творится у человека на душе?" (Школа 2100)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок первичного предъявления новых знаний, направленный на формирование и развитие ценностного отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности при развитии умения по лицу и поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять положительные и отрицательные проявления эмоций в разных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Как понять, что творится у человека на душе?
ЦЕЛЬ: Формирование и развитие ценностного отношения к учебно-познавательной деятельности при развитии умения по лицу и поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, определять положительные и отрицательные проявления эмоций в разных ситуациях.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей (определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, самостоятельно делать выбор, как поступить;
уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
выдвигать гипотезы;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
самостоятельно формулировать задание и ставить к нему цель;
работать с информацией, представленной в разных формах;
выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
оценивать правильность выполнения действий по листу самооценки и по заданным критериям.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные проявления эмоций;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные результаты:
Линия 1. Овладение картиной мира: по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: учиться определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений
Основные понятия: Эмоции, отрицательные эмоции, положительные эмоции
Ресурсы:
- учебник: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010.
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация
- карточки для индивидуальной работы, для работы в группе;
- листы самооценки (работа в паре);
- дополнительный материал про эмоции (для любознательных).
- цветные карандаши, фломастеры.
Организация пространства:
- фронтальная
- индивидуальная
- парная
- групповая
I. Самоопределение к учебной деятельности
Цель:
- включить обучающихся в учебную деятельность, на основе жизненной ситуации, возникшей на уроке.
- Начать наш урок я хочу со старинной притчи. На заре создания мира, Боги задумались, где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, Боги решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем Боги ошиблись (звучит тихая мелодия)
- О какой тайне идет речь? Ребята, а вам интересно самим узнать эту тайну? Какую же цель мы перед собой должны поставить?
- Узнать, какую главную тайну хранит в себе человек.
- Поэтому наш сегодняшний урок я назвала: «Самая Главная Тайна человека»
- А помогут нам разгадать эту тайну ваши новые знакомые: ученики 4 класса – Анюта и Илюша, и их хороший знакомый - доктор психологических наук.
II. Актуализация знаний.
Цель:
- актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.
- Давайте прочитаем, какая история случилась с нашими героями (читают материал на стр.16 учебника)
- Поняла ли Анюта слова доктора? А как она их поняла? (в буквальном смысле)
III. Постановка проблемы
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы, определение темы урока и формулирование цели урока.
- Ребята, а как же мы можем понять, что испытывает другой человек, если он сам нам об этом не говорит?
- А поможет нам разобраться в этом доктор психологических наук.
IV.Открытие нового знания
Цель:
-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний
- развитие умения оформлять свои мысли в речевой форме
Доктор предлагает вам подписать каждую фотографию малыша так, чтобы стало понятно, какие переживания он испытывает в данный момент.
- Давайте проверим, что у вас получилось (идет проверка).
- Ребята, а на что вы обращали внимание, выполняя данное задание? (на выражение лица). А на какие конкретно части лица вы обратили свое внимание? (глаза, губы, брови).
- А знаете ли вы, как по-другому называется выражение лица?
- Мимика.
- А если бы малыш научился ходить двигаться и разговаривать, что бы нам еще помогло определить их внутренние переживания? (интонация голоса и движения).
- А теперь подумайте, как же одним словом мы можем назвать все внутренние переживания человека? Что выражает человек? (эмоции)
(Вводится определение эмоций).
- Оцените свою работу.
Критерии | Да | Нет |
Я справился с заданием легко | ||
Я испытывал затруднения при выполнении задания | ||
Я не смог справиться с заданием |
V. Поиск решения проблемы
Цель:
- формировать умение определять по эмоции мимику
- формировать умение правильно проявлять эмоции
Практическая работа
- Ребята, психологи называют эмоции красками переживаний. Как вы думаете, почему?
- Эмоции похожи на краски, они вносят разнообразие в нашу жизнь, делают ее ярче, красочнее.
- Доктор психологических наук предлагает вам выполнить следующее задание:
Перед вами палитра эмоций. Представьте, что цвета радуги - это ваши эмоции. Подумайте и соотнесите цвета радуги с эмоциями, которые подписаны у вас на палитре. Давайте вспомним, сколько цветов у радуги, и какие это цвета.
- Сравните свои палитры друг с другом и моей палитрой.
- Что вы заметили? Почему у каждого из вас один и тот же цвет вызывает разные эмоции? От чего зависит цвет эмоций?
Вывод: От настроения и от того, что происходит с человеком в данный момент и в окружающем его мире.
- Оцените свою деятельность при выполнении задания:
- Согласно своей палитре эмоций, подпишите и выразите в цвете те эмоции, которые вы испытывали при выполнении данного задания. Это может быть какая-то одна эмоция, а может быть и несколько.
- Доктор предлагает нам немного поиграть.
Физминутка «Муха»
Цель:
- развитие умения снимать напряжение с лицевой мускулатуры
- Сядьте, пожалуйста, удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите. Мысленно представьте, что к вам в класс влетела муха. Вам на лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Не открывая глаз, старайтесь согнать назойливое насекомое.
- Какие эмоции вы испытали? Почему?
- Затем представьте, что Вы в ладошки набираете чистую воду и умываетесь, тем самым смывая неприятные ощущения.
- Какие эмоции вы испытали? Почему?
- Давайте сделаем вывод: какие же могут быть эмоции?
- Положительные и отрицательные
Поиск решения проблемы (продолжение)
Цель:
- формировать умение различать положительные и отрицательные эмоции
- Перед вами список эмоций (работа в парах). Давайте их прочитаем. На какие две группы мы с вами можем разделить все эмоции? Хорошие (положительные) и плохие (отрицательные). На своих раздаточных листах знаком «+» отметьте положительные эмоции, а знаком «-» - отрицательные.
ЭМОЦИИ
счастье
горе
восторг
отчаяние
радость
печаль
спокойствие
тревога
удовлетворение
недовольство
(Выполнение задания и проверка по эталону)
Вывод: и положительные и отрицательные эмоции – это реакция внутреннего мира человека на происходящие события.
- Выполните самооценку результата своей деятельности:
Критерии | Да | Нет |
Я сам справился с заданием | ||
Я не смог справиться с заданием, мне помогал напарник | ||
Мы посовещались и сообща справились с заданием |
- А теперь, давайте посмотрим, какие же эмоции испытывала Анюта, находясь в лесу (отрицательные). Что вызвало у нее эти эмоции? Как вы думаете, могли ли поменяться эмоции Анюты в течение дня? Что могло повлиять на смену эмоций Анюты?
VI. Выражение решения проблемы
Цель:
- найти соответствие внутреннего состояния человека с цветовой палитрой
- Как же доктор смог заглянуть во внутренний мир Анюты?
- Он увидел выражение ее лица и эмоции.
- Ребята, о какой же тайне говорилось в притче?
- Почему же Боги спрятали эмоции внутри человека?
- Потому что каждый человек – это индивидуальная личность, и его внутренний мир наполнен своими собственными эмоциональными переживаниями.
VII. Домашнее задание
Цель:
- закрепить на практике умения, открытые на уроке
Найти фотографии членов семьи, выражающие наиболее яркие эмоции.
VII. Рефлексия
- зафиксировать новые умения, полученные на уроке;
- организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности
Подводя итог урока, я предлагаю вам выразить те эмоции, которые вы сегодня испытали на уроке и нарисовать наиболее яркую эмоцию на листе рефлексии.
- Я очень рада, что вы все испытали только положительные эмоции, и я вижу улыбки на ваших листах рефлексии.
- Положительные эмоции полезны для здоровья. Чаще улыбайтесь, и тогда хорошее настроение не покинет вас никогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс
На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...
Уроки окружающего мира по теме "Организм человека"
Разработки уроков природоведения в 4-м классе по теме: « Организм человека» помогут учителям начальной школы организовать уроки с использованием приемов « ИНСЕРТ», «Кластер» технологии « Развити...
Разработка урока окружающего мира по теме "Как устроен организм человека". 4 класс. ОС "Школа 2100"
Это первый урок в разделе "Как работает организм". На уроке углубляются знания детей о внешнем строении человека, происходит первичное знакомство с внутренними органами, формируется понятие "система о...
Урок окружающего мира по теме "Кого можно назвать человеком" 4 класс Школа 2100
Конспект урока окружающего мира по теме "Кого можно назвать человеком" 4 класс Школа 2100 с применением технологии проблемного диалога...
Урок окружащего мира по теме: Как узнать человека? ( Школа 2100)
Урок окружающего мира по теме: "Как узнать человека", для 4 классов по программе Школа 2100.Урок выполнен в соотвестсвии с требованиям ФГОСа, а также использование интерактивной доски и что явля...
Урок окружающего мира по теме "Человек и его внутренний мир" Программа "Школа 2100" 4 класс
Урок окружающего мира по теме "Человек и его внутренний мир" Программа "Школа 2100" 4 класс...
Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс
Тест к уроку окружающего мира по теме "Основной закон России и права человека." 4 класс...