"Звезды и созвездия"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) на тему
Урок окружающего мира во втором классе. Цель урока : сформировать понятия "звезда" и "созвездия"; познакомить учащихся с наиболее яркими созвездиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_zvezdy_i_sozvezdiya.docx | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта изучения темы «Звёзды и созвездия»
Тема | Звёзды и созвездия |
Цель | Образовательная: сформировать понятия "звезда" и "созвездия", познакомить с наиболее яркими созвездиями (легенда). Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия. |
Планируемый результат | Предметные: Чем различаются звёзды. Почему они разного цвета. Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Что такое созвездие. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Работать с дополнительной литературой, готовить сообщения (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстояний до них; созвездие – участок неба; невооружённый глаз и телескоп. |
Межпредметные связи | Астрономия, история, русский язык |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - О.Т.Поглазова Окружающий мир 2 класс (1,2 ч.)/ Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012г, с.104 -108 - Презентация «звезды и созвездия» - Алгоритм самооценки |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная работа |
Педагогические технологии | - личностно- ориентированного обучения; - объяснительно- иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - педагогика сотрудничества ( учебный диалог, учебная дискуссия) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | |||
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - создание благоприятной рабочей обстановки | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Ориентирует учащихся на правильную посадку при письме. | - Долгожданный дан звонок, начинается урок. Вот книги на столе, а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки, И недосуг дуть на корабль бумажный Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный (космическая музыка) Раскинут ковер, рассыпан горох Ни ковра поднять, Ни гороху собрать - Что это? (Слайд 2) | Иметь представление о солнце. Солнце – это звезда | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Чувствовать необходимость учения (Личностные УУД) |
II Актуализация знаний учащихся Цели: - повторить изученный материал, необходимый для работы по теме урока. - выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Организует актуализацию умений соотносить изученное и подготавливает детей к восприятию нового материала Организует диалог с учащимися по изученному ранее материалу | А часто ли вы смотрите на небо? - А как вы думаете, в какое время суток небо наиболее красивое? - Почему? | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и форме (Коммуникативные УУД). | |
III. Постановка учебной задачи Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем? | Выдвигает проблему. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Ученик С давних времён человека манило ночное время - загадочное и непонятное. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал. Звездное небо было первой великой книгой, которую люди учились читать и понимать. - Вы, наверное, догадались, о чём пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей). - А чтобы вы хотели узнать о звёздах? -А зачем нам нужно это знать? - На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе урока. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД) Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно (Регулятивные УУД) Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата (Регулятивные УУД) Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями (Личностные УУД) | |
IV. Составление плана для достижения учебной задачи Цель: поиск оптимального решения учебной задачи. | Организует проблемный диалог. | - Итак, задачу урока мы определили. Теперь составим план, с помощью которого мы с вами шаг за шагом будем узнавать о звездах (Слайд 3)
| Составлять план и последовательность действий. (Регулятивные УУД) Сформированность познавательных мотивов - интерес к новому. (Личностные УУД) | |
V. Реализация плана. Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. | Организует реализацию построенного плана. Организует подводящий диалог. Организует подводящий диалог по новой теме Организует работу со словарём Проводит демонстрационные опыты. | Вид звездного неба – это удивительная бриллиантовая россыпь множества звезд – всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звездное небо было видно только в каком – нибудь одном месте Земли. К этому месту наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Ученик Слово звезда произошло от названия цветка, который вы все знаете, он растет у вас на дачах. У него много лепестков, похожих на лучики. - Кто догадался, как называется этот цветок? (астра) (Слайд 4) - От этого слова возникла наука о звездах и других небесных телах, которая стала называться« астрономия», в переводе с греческого языка «астрон»-звезда, «номос»-закон. Значит, астрономия это наука о звездах. - Как вы думаете как называют а человека, который изучает звезды? (астроном). В старину, в сказках как его называли (звездочетами).Как вы думаете, почему? Уточним: что такое звёзды? - Откройте словарь, найдите толкование. (Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар) ночью видимое как святящаяся точка) Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. В нашей Галактике более 100 млрд. звезд. (слайд 6) На фотографиях неба видно такое множество звезд, что бессмысленно даже пытаться хотя бы сосчитать их. - С чем сравниваются звезды в загадке, которую я вам загадала в начале урока? В загадке Звезды сравниваются с горохом, а какие они на самом деле? .(Учитель показывает горошину) Дети: огромные, светящиеся Учитель: Да, они огромные, во много раз больше Земли, да еще и пылающие. А что вы узнали о солнце? – Солнце тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. -Почему Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками? Как вы думаете? Чтобы в этом убедиться, давайте проведём опыты Опыт 1: демонстрирую классу большой мяч и прошу, чтобы каждый ученик посмотрел на него, подняв перед собой указательный палец. Дети видят, что мяч кажется меньше пальца. Учитель: (делается вывод) Звезды — это огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. - Учитель: Почему звезды не видны днем? Опыт 2: сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. (Включить в классе фонарик), днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Учитель: (делается вывод) -На что похож свет звезд? -Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает солнце, хотя звезды рассыпаны по всему небосводу, на фоне яркого рассеянного в воздухе солнечного света они не видны. Поэтому звезды можно увидеть только ночью. Учитель: Какого цвета Солнце? А Звезды? Давайте проверим, так ли это. -Ответить на эти вопросы нам поможет наш помощник – учебник. ( с.104 – 105) | Иметь представление о звездах Представление о профессии – астроном. Астрономия – наука, изучающая звезды. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, наблюдая за демонстрацией опытов, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Интерес к способу решения и общему способу действия. (Личностные УУД) |
VI.Первичное закрепление Цель: организовать усвоение учениками новых знаний. | Организует работу по материалам учебника Проводит тестирование для проверки знаний изученного материала. Организует взаимопроверку | Теперь я проверю, внимательно ли вы ознакомились с материалом учебника Проверим ваши знания с сигналов.(согласен, не согласен) 1.Звёзды - это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.+ 2.Солнце - ближайшая к Земле звезда.+ 3.Звёзды различаются между собой по поведению, цвету, размеру. - 4.По цвету звёзды бывают: белые, голубые, жёлтые и красные.+ 5.По размеру звёзды делятся на карликов, гигантов .+ (Взаимопроверка ) | Умение на основе материала учебника делать выводы Умение проверять по эталону. | Интерес к способу решения и общему способу действия. (Личностные УУД) Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) Контролировать свои действия с заданным эталоном. (Регулятивные УУД) Интерес к способу решения и общему способу действия. (Личностные УУД |
VII Физкультминутка Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки. | Создаёт условия психоэмоциональной разгрузки | - Перед тем, как продолжить работу, немного отдохнём и разомнёмся | Уметь выполнять физические упражнения по команде , вместе. (Коммуникативные УУД) | |
VIII Реализация плана. | Загадывает загадку Подводит детей к диалогу Сообщает исторические сведения | Мне вспомнилась такая загадка: Не сочтёшь их в час ночной, Что это? -Какую неточность допустил автор?... - А сколько же на небе этих далёких, но ярких звёзд? : Да, множество обитательниц безграничного космоса - звёзды- давным-давно подсчитаны, записаны в каталоги; и не только те, что видны невооружённым глазом, но и множество других, неподвластных глазу, находящихся далеко от нашей планеты. - А кто же подсчитал звёзды, кто их изучает?( Астроном) - Астрономия - это очень серьёзная трудная, но и удивительная наука. В 11 классе вы будете частично знакомиться с основами науки астрономии. -Но вы уже сейчас, наверняка, знаете, какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо? (Слайд 8) Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в яркую безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. При нормальном зрении можно увидеть 6000 звёзд. А какие образы, картинки рисовала ваша фантазия, когда вы смотрели на звёздное небо? Что вы думаете, представляете себе, чувствуете, когда видите небо, украшенное россыпью звёзд? - Я видел: Понятия о созвездиях. Самые яркие звёзды на небе имеют своё название, например Альтаир, Вега, Сириус . (Слайды 9 -12) В древности звездочеты мысленно соединили самые яркие звезды линиями. ( Слайд 13) Полученные фигуры напоминали животных, людей, предметы. Группу звезд называли созвездиями. Созвездиям давали имена: Дракон, Ящерица, Треугольник, а также имена героев мифов и легенд: Кассиопея, Андромеда. Цефей, Персей. Всего современные астрономы насчитали 88 созвездий. История названий созвездий интересна. Давайте познакомимся с интересными фактами названия и образования некоторых созвездий. - О некоторых из них я хочу вам рассказать. А вы найдите созвездие в учебнике на с. 107. - Угадайте… Бурая мама по лесу не спеша Идёт, охраняя своего малыша А ночью на небо взглянешь ты, Найдёшь созвездие Малой и Большой… (медведицы) -Большая Медведица и малая Медведица. Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши. Они состоят из 7 звёзд. "Ковш" Большой Медведицы широко раскинулся на небе. Чуть правее, как бы перевёрнутый относительно него, светит менее яркий ковш Малой Медведицы. На кончике "хвоста" Малой Медведицы (конец ручки хвоста) сейчас располагается самая известная звезда - Полярная. Она указывает путешественникам на суше и на море направление на север. С этим созвездием связана удивительная легенда. Давно это было. Среди холмов расположилась обычная деревня. В деревне жили обычные люди. В одной семье была дочь, звали её Айна. Девочка была добрее всех в деревне.Как-то раз на рассвете на окраине деревни появилась странная чёрная повозка, запряжённая чёрными лошадьми. Повозкой управлял человек, одетый во всё чёрное, он громко смеялся. На повозке стояла клетка, в которой сидел белый медвежонок, сосал лапу, а из его глаз текли слёзы. Жители деревни возмущались, но никто не смел сказать ни слова чёрному человеку. Только Айна попросила отпустить белого медвежонка. На что незнакомец рассмеялся и ответил: "Я отпущу медвежонка в том случае, если кто-нибудь отдаст за него свои глаза." Все молчали, а Айна согласилась. Тогда человек выпустил медвежонка, а Айна потеряла зрение. Незнакомец исчез, Айна плакала. Медвежонок привязал Айну за верёвочку и водил по деревне. Люди видели, как белый медвежонок уводил девочку по лунной дорожке в небо.С тех пор они всегда видны, чтобы люди помнили о добре и зле. - Дракон. Созвездие Дракон широко раскинулось вокруг Северного полюса, занимая место между созвездиями малой и Большой медведиц. В жизни богов как и в жизни людей случались войны. Выбрались раз из-под подземелья ужасные гиганты. Вместо ног у них были длинные змеиные хвосты, за спиной - крылья. Ни копьё, ни стрелы, ни молнии не помогали справиться с ними. Послали Геракла и Геркулеса сражаться с гигантами. Их мать нашла волшебную траву, чтобы защитить своих сыновей, но тут свирепый дракон набросился на неё. В гневе схватила Афина дракона и забросила на небо. Там он и находится в виде созвездия Дракон. - Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют букву "М". Весной и летом эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи - героини древнегреческих мифов. - Цефей. Созвездие Северного полушария. Его легко отыскать на небе тёмной ночью. | Понятие Созвездие | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
IX.Самостоятельная работа Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. | Творческое задание «Придумай своё созвездие» | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | |
IX. Объяснение домашнего задания. Цель: организовать пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. | Даёт комментарий к домашнему заданию. | С.104-108,с.38(Т.) | Соотносить то , что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно (Регулятивные УУД) | |
X. Итог урока. Цель : организовать итоговый контроль полученных знаний. | Организует итоговую беседу. | - Вернёмся к плану урока. Все ли пункты мы рассмотрели? -Чему посвятили наш урок? -С какими новыми понятиями познакомились? - Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе? | Понятия: звезда, созвездие, астроном, | Уметь соотносить цель и результат . (Регулятивные УУД) |
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует самооценку учебной деятельности. Организует рефлексию. | -Подумайте, было ли вам интересно на уроке, как вы себя чувствовали, как оцените свою работу. Если вы чувствовали себя хорошо, и вам всё понравилось, покажите солнышко. Если вам что-то мешало, вы чувствовали себя неуютно – покажите луну. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру УМК "Гармония" на тему: "Звезды и созвездия"
Подробный конспект урока по окружающему миру " Звезды и созвездия" 2 класс УМК " Гармония" ( по учебнику Поглазовой О.Т.) + презентация...
презентация к уроку "Звезды и созвездия" УМК "Гармония" 2 класс
Презентация к уроку окружающий мир "Звезды и созвездия" 2 класс УМК "Гармония" (по учебнику Поглазовой О.Т.)...
Звезды и созвездия
Знакомство детей с отдельными созвездиями...
От звезды к созвездию
Конспект занятия внеклассного мероприятия....
Окружающий мир. Проект "Сказка о Полярной звезде и созвездии Малая Медведица"
Предлагаемый проект проводится в рамках предметной области "Окружающий мир". На его создание натолкнуло задание, которое дано в тетради к учебнику А. А. Плешакова "Окружающий мир", 2 класс (УМК ...
Презентация по окр. миру "Звезды и созвездия"
Эта презентация использована на занятиях с дошкольниками в группах раннего развития. Дети знакомятся с созвездиями и из пластилина лепят созвездие Лебедя...
Конспект урока по теме "Звезды и созвездия" (УМК «ПНШ», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формировать понятия "звезда" и "созвездие"; познакомить с наиболее известными созвездиями; создать условия для развития навыков ориентирования, для...