"Луг и человек". 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Савкина Оксана Николаевна

Конспект урока, технологическая карта урока, презентация для интерактивной доски (файл NOTEBOOK можно скачать на http://www.zavuch.ru/accounts/profile/132044/), презентация Power Point (опрос д\з с использованием интерактивной системой голосования)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ГОРОДА КАЛУГИ

Открытый урок по окружающему миру

на тему: «Луг и человек».

Перспективная начальная школа.

Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва. Окружающий мир. 3 класс.

 подготовила и провела

Савкина О.Н

г. Калуга, 2014г.


Цели:

Познавательные

  • закреплять знания учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга;
  • расширять знание учащихся о разнообразии живых организмов луга  и возможности их совместного обитания, о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по его охране, о правилах поведения в природе.

Развивающие:

  • создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути  ее решения;
  • развивать логические операции анализа при выделении признаков природных сообществ – луга и поля; синтеза при определении понятий и формулировки вывода; сравнения и классификации; установления причинно-следственных связей;
  • развивать УУД:

Регулятивные: уметь осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга, составлять цепи питания, присущие луговому сообществу.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные: осознавать себя жителем планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её природы.

выражать любовь к своему родному краю, заботиться об охране и приумножении природных богатств.

Воспитывающие:

  • воспитывать экологической культуры, потребность бережного отношения к окружающему миру.

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, практические (составление цепей питания), а также исследовательский метод изучения нового материала.

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир», 3 кл, ч. 2, с.79 - 82, «Тетрадь для самостоятельной работы», № 2, с.29-30, презентация, интерактивная доска, документ камера, проектор, компьютер? Конверты с цепями питания луга.

 

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Проверка Д/з.

Индивидуального опроса.

Использование системы голосования для детей.

Вопрос с наименьшим % подвергается обсуждению.

Фронтальный опрос:

- Как вы понимаете слова: «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади?»

- Что вы можете сделать, чтобы сохранить лес? (беречь книги, карандаши, мебель)

- А какие опасности можно встретить в лесу?

- Какие правила безопасного поведения в лесу вы знаете?

1. Перед выходом в лес предупредить родных куда идёте

2. С собой иметь нож, спички, часы, мобильный телефон

3. Не уходить далеко от знакомого маршрута

4. Надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки

5. Если встретили животных, не надо навязывать им своё «знакомство»

6. Увидев змею, надо потихоньку отойти в сторону

7. Опасаться клещей

8. После похода в лес, внимательно осмотреть складки одежды и тело)

- Что делать, если вы заблудились в лесу?

1. Не паниковать! Постараться найти подходящие ориентиры, которые помогут найти дорогу (шум машин, собачий лай, колокольни и т.п.)

2. Если есть возможность связаться по телефону со службой спасения 01 или 112

3. Подавать звуковые сигналы (удары палкой о дерево)

4. Если точно знаете, что вас будут искать, оставайтесь на месте. Разведите костёр. Пойте песни

5. Собираясь ночевать, сделайте постель из лапника

III.  Психологический настрой, ориентировка на тему урока.

  Включение звуки луга.

- Какие звуки вы услышали? (пчёлы, птички)

- Куда пчела может нас пригласить? ( На луг. Пчёл там много.) (Слайд 1).

IV. Постановка учебных задач.

Учитель:

 - На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, побывав на лугу.                                              

Дети:

- Что растёт и кто живёт на лугу?                            

- Кого на лугу больше?                                              

- Может ли человек навредить лугу?

- Растут ли на лугу ядовитые растения?

- Я слышал, что там растут лекарственные растения.

 

V. Актуализация знаний.

Учитель:

- Постараемся вместе получить ответы на интересующие нас вопросы. А что такое природное сообщество?

Дети:

- В нём все связано.

- В природном сообществе растения и животные помогают друг другу выжить.

Учитель:

- Сформулируйте ещё одну задачу урока относительно луга.

Дети:

- Луг – это природное сообщество или нет?

VI. Открытие новых знаний.

- Рассмотрите иллюстрации (Слайд 2). Чем поле отличается от луга?

 (на поле растут культурные растения, а на лугу дикорастущие). Чем похожи?

(безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью).

1. Растения луга (Слайд 3).

- Чем богат луг? (на нём много цветов, лекарственных трав).

Послушайте стихотворение, которое приготовил Даня.

                                 На лугу растет ромашка,

                        Лютик едкий, клевер-кашка.

                        Что еще? Гвоздика, смолка,

                        Колокольчик, хвощ как елка.

                        А еще? Кошачьи лапки,

                        Одуванчиковы шапки,

                        Подорожник, васильки,

                        Граммофончики-вьюнки.

                        Еще много разных травок

                        У тропинок, у канавок,

                        И красивых, и пушистых,

                        Разноцветных и душистых!

На лугу разнообразные растения и их можно разделить на группы: цветковые и злаковые (Слайд 4, 5).

Белая корзинка

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Рассказ учащегося (Слайд 6).

Нивяник – это не ромашка, а только похожее на неё растение. Нивяник легко отличить по цельным (не изрезанным наподобие укропа) листьям. Название этого растения происходит от слова «нива» - засеянное поле, пашня. Нивяник внесён в список охраняемых растений.

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка.

(Одуванчик)

Рассказ учащегося.

Очень много на лугу желтых одуванчиков. По ним можно узнавать время. Одуванчики открывают свои корзинки в шесть часов утра, к трем часам дня соцветие превращается в плотный бутон. По одуванчику можно предсказывать погоду: в холод и в дождь цветки не раскрываются, оберегая свою пыльцу.

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звука нет.

(колокольчик)

- Как вы думаете, к какой группе отнесём эти растения? (цветковые)

- Откройте учебник на странице79 найдите 3 абзац, прочитайте и назовите злаковые кормовые растений луга.

Рассказ учащегося.

Можно встретить на лугу злаки: лисохвост, мятлик, тимофеевку. Лисохвост – любимый корм животных. Он получил свое название за соцветие – султан, похожий по форме и пушистости на лисий хвост. У мятлика колоски собраны в метелку. Тимофеевка похожа на лисохвост, но султан у нее твердый. Все злаки служат хорошим кормом для скота.

Ещё одно растение луга – это клевер. Рассказ учащегося.

Клевер луговой, или красный, и клевер розовый увидишь, пожалуй, на каждом лугу. Они похожи. Но у лугового клевера прямо пол цветочной головкой, прилегая к ней, расположены два листа. У клевера розового таких листьев нет. Луговой клевер – ценное кормовое растение, а розовый – прекрасный медонос.

- Растения луга можно разделить ещё на две группы: лекарственные и ядовитые (Слайд 7, 8).

Бело-розовый цветок,

И кружавчиком листок.

Поле, луг он украшает,

Хото трава вся выгорает,

И в жару и в холод

Он растёт и молод.

(Тысячелистник)

Послушайте сообщение  (рассказывает учащийся).

Тысячелистник – обычное растение лугов. Его листья рассечены на множество долек – их как бы тысяча. Уже много веков тысячелистник используют как лекарственное растение

Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны,

Хоть растем мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)

Учитель:

Легко на лугу можно узнать полевую мяту по её приятному аромату. Мята лекарственное растение, её листочки заваривают в чай.

На лугу встречаются и ядовитые растения. Лютик едкий. Название «лютик» происходит от слова « лютый» - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик растение ядовитое. Чемерица тоже ядовитое растение.

- Каких растений на лугу не встретишь? (Деревья и кустарники.)

Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали.

Животные луга (Слайд 9, 10).            

-Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные?

- Почему на лугу не живёт медведь?

(Ему там негде спрятаться. Для него мало пищи. Он из другого сообщества. Из леса.)

-Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Очень много насекомых.

Разгадывание загадок. 

Филворд «Животные луга» (Слайд 11).

1. Скачет зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это? … (Лягушка.)

2. Деловитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

3. Голубой аэропланчик сел

На белый одуванчик. (Стрекоза.)

4. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук.)

5. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

6. Осенью в щель заберется,

А весною проснется. (Муха.)

7. На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

8. Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

А бегать-то не может. (Гусеница.)

9. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок.)

Луг – природное сообщество.

Учитель:

- Мы ответили на вопросы что и кого можно встретить на лугу, попробуем выяснить: луг – природное сообщество или нет.

- Докажите, что представители сообщества луг связаны друг с другом.

Дети:

- Мыши-полевки живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. Луговые птицы из-за отсутствия деревьев устраивают гнезда на земле: перепел, коростель. Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчелы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.

Насекомые луга являются пищей для птиц, которые находят здесь не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить  быстро бегущую птицу – коростеля, луговую курочку – перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кусочки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть жизни они проводят в норах под землей, питаясь корнями растений и личинками насекомых.

Работа в парах.                                                

 Работы учитель проверяет на местах, 2 пары просит озвучить свои цепи питания и обыграть (Слад 12).

  Червяк – крот – канюк

Учитель:

- А чем питается червяк?

  Дети:

- Землёй.

  Учитель:

- Если точнее, перегноем из земли.

Цветок -----цветочная муха-----трясогузка.

Зелёные растения ----кузнечик-----ящерица.

  А можно ли составить такую цепь питания.

- Клевер – пчела – жаворонок.

Учитель:

 - А вы заметили, что пчела имеет яркую окраску?  Это признак для птиц о том, что она ядовита, не будет жаворонок есть пчелу!

Дети:

- И божьих коровок птицы не едят.

Учитель:

 - Какой вывод можно сделать?

Дети:

- Растения и животные на лугу связаны друг с другом.

Луг и человек (Слайд 13).

- В качестве чего использует человек луга?

 (как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота)

- Прочитайте учебник на стр. 79-80 и скажите, влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? (Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться  в запущенный пустырь, заросший сорной травой).

- Как же сохранить луга? Прочитайте подряд 2 абзаца на с.80-81

- Что произойдёт, если засеять распаханный луг кормовыми травами? (это уже будет поле – искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного)

- Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга?  Прочитайте последний абзац с. 81(не рвать луговые травы, бережно относится к насекомым, жабам, ящерицам и т.д.).

V. Закрепление изученного.

Работа в тетради задание 38 с использованием документ камеры.

- Назовите луговые травы. Какие из них лекарственные? (тысячелистник, ромашка, мята – лекарственные, мятлик, клевер, люцерна – кормовые)

Задание 40. Коллективное составление памятки «Как вести себя на лугу» с использованием документ камеры (Слайд 14, 15,16).

1.        Не рвать цветы охапками

2.        Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.

3.        Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.

4.        Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.

5.        Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

VI. Рефлексия

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Что нового узнали на уроке?

- Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов?

- Какое посильное участие можем принять мы с вами в защите и охране луга?

Оцените свою работу в классе. «Дерево настроения» (Слайд 17).

VII Д/з.

Учебник стр. 79-82, по желанию нарисовать экологические знаки «Как вести себя на лугу».


Приложение1

кузнечик

кузнечик

цветок

цветок

цветочная

муха

цветочная

муха

трясогузка

трясогузка

зелёные

растения

зелёные

растения

канюк

канюк

крот

крот

червяк

червяк

ящерица

ящерица


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Черника и брусника очень требовательны к солнечному свету, поэтому занимают верхний ярус леса. Да Нет

Слайд 2

Средний ярус леса – это мхи и лишайники. Да Нет

Слайд 3

Самый верхний ярус леса образован деревьями. Да Нет

Слайд 4

Береза --- короед --- дятел – правильная цепь питания. Да Нет

Слайд 5

Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу Да Нет

Слайд 6

Дятел является наземным животным. Да Нет

Слайд 7

На дереве обитают кроты и землеройки. Да Нет

Слайд 8

Дуб – птица – гусеница правильная цепь питания. Да Нет

Слайд 9

Подберезовик относится к растениям. Да Нет

Слайд 10

Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. Да Нет



Предварительный просмотр:

Технологическая карта по окружающему миру, 3 класс

Учебная тема: « Человек и природные сообщества»  

Тема

Луг и человек

Цель темы

 Научиться

    Получит возможность научиться

Находить  взаимосвязь растений и животных луга.

Составлять правила поведения в природе.

Умения

Предметные

Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов.

Познакомиться с многооб-разием растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: 

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга, составлять цепи питания, присущие луговому сообществу.

Коммуникативные: уметь работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные

Осознавать себя жи-телем планеты Земля, проявлять чувство ответственности за сохранение её приро-ды.

Выражать любовь к своему родному краю,  

заботиться об охране и приумножении природных богатств.

   Межпредметные

          Связи

Русский язык

Литературное чтение

 Базовая технология  

Интеграционная технология развивающего обучения          

Ресурсы

Учебник «Окружающий мир», 3 кл, ч. 2, с.79 - 82, «Тетрадь для самостоятельной работы», № 2,

с.29-30

Инструментарий

оценки

«Тетрадь для с.работы»»,

№ 2, с. 30 №  40

Доп. задание (кр.написан)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

Открытый урок по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые и их значение в жизни человека" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс.

Вам представлена  разработка открытого урока по предмету окружающий  мир, для третьего класса ,  УМК "Перспективная начальная школа". В данную разработку входят: конспект урок...

Проверочная работа по окружающему миру по разделу "Человек среди людей" 4 класс, УМК "Начальная школа 21 века".

Задания проверочной работа позволят проверить знания учащихся по  разделу "Человек среди людей"....

Конспект урока окружающего мира «Луг и человек» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Луг и человек»Цели деятельности учителя: формирование представлений о значимости лугов в жизнедеятельности человека; актуализация знаний по изученной ранее теме &laqu...

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм.

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм....

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Луг и человек». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга; расширение знаний учащихся о разнообразии растений луга, о ...