"Волшебный мир кукол".
проект по окружающему миру (2 класс) на тему
Что такое куклы? Это нечто волшебное, что связывает нас с детством.
С древних времён до сегодняшнего дня куклы навсегда останутся предметом культуры и искусства. Это не только игрушки, это часть души того или иного народа, часть эпохи. Оказывается, история кукол начинается с глубокой древности.
Выбранная тема показалась нам интересной потому , что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых кукол. Но они не несут тепла души их создателей так как сделаны на фабрике.
Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.
Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить , когда появились куклы, какие куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла. Было интересно узнать технологию изготовления кукол.
Предметом нашего исследования стали народные куклы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_plate.zip | 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Осетины - один из самых загадочных
и древних народов, живущих на Земле.
Не случайно, Николай Рерих писал: «Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои» и называл осетинский народ «великим путником». Сейчас настало время, когда нам, осетинам, для того чтобы суметь идти дальше, необходимо вернуться к своим истокам.
Осетинская поговорка гласит:
«Дуне сылгоймагæй сæфы».
Сегодня она актуальна, как никогда. Посмотрите, как одеваются наши девушки, потомки царственных, величавых, гордых и неприступных горянок! Как же виноваты их матери. Мы считаем , что вина за уничтожение будущего нашей нации ложится именно на матерей и отцов, чьи дочери, выходя с открытыми животами, с выставленными напоказ пупками и прочими частями тела лишают себя возможности иметь в дальнейшем здоровое, полноценное (прежде всего в духовном плане) потомство. А ведь сегодняшние молодые девочки - это будущие матери! Самое страшное сегодня - не осознать свои ошибки, не покаяться и не пытаться их исправить.
Оказывается, наши мудрые предки, зная законы Космоса,- не случайно создали женский национальный костюм, скрывающим все чакры (энергетические каналы) женского тела.
Аминат Чехоева внесла неоценимый вклад в орнаменталь-ное искусство.
Мы с большим интересом познакомились с жизнью и творчеством удивительной мастерицы, последней хранительницы знаний осетинского орнамента.
Её творческое наследие служит творческим импульсом для тех, кто имеет призвание заниматься этим искусством.
Современный женский национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Роскошное переплетение древних культур: аланской, скифской, кобанской и современной осетинской. В национальный костюм, богато укра-шенный вышивкой, орнаментом и бисером, по сей день облачается осетинская невеста. Перламутровые и стеклянные бусинки сплетаются в причудливые узоры.В них кроются вековые заветы предков.
Каждая деталь осетинского, традиционного женского костюма имеет тысячелетнюю историю. Каждая веками впитывала красоту, грацию, доблесть и честь славных предков. Каждая деталь выполняла определённую функцию.
Мы узнали, что национальный костюм не был белым у осетин. Это тоже веяние времени и влияние других народов. Костюм был красный, бархатный. На женском свадебном костюме в основном изображались символы благородия, потому что женщина - родительница, мать, поэтому орнаменты были растительного характера.
Сверкающий наряд - это символ чистоты и непорочности, мудрости и почтительного отношения к роду, который она будет продолжать. Это живое свидетельство того, что наследие предков свято для осетинского народа.
Пусть дизайнеры всего мира стараются привлечь девушек своим видением идеального свадебного платья. Осетинские невесты предпочитают нацио-нальный костюм, каждая деталь которого наполнена большим смыслом, наполнена пожеланиями долгой счастливой жизни.
В Осетии много мастерских по пошиву национальных свадебных нарядов, но старинных традиций придерживаются не все масте-рицы.
Свадебный салон «Изольда» уже давным-давно признан одним из лучших в республике. И в этом мы убедились побывав там. Богатая отделка, качественные материалы, идеальный вкус портних превращаяют девушек в невероятно красивую невесту, похожую на героиню, сошедшую со страниц Нартовского эпоса.
Мы увидели настоящих мастериц национального платья: тонко, изысканно, используя камни Сваровски, жемчуг, золотое шитье, они создают символы солнца, плодородия. Создание платья требует кропотливой работы.Упорство и терпение спутники в этом деле.
С особым мастерством изпокон веков жещины создавали вручную наряды. Искусство рукоделия уходит своими корнями в глубокую древность.
Самым ярким и красивым видом рукоделия являлось золотошвейное искусство (хœрдгœхуыд). Техника золотого шитья, к сожалению, почти полностью забыта. Мастерицы, которых и в прошлом было не так уж много, не смогли передать своё искусство потомкам.
Золотое шитьё было широко развито в Осетии с древнейших времён. Искусству рукоделия девочек-осетинок начинали учить с самого раннего возраста. Я удивился, унав,что если девушка не умела шить, ткать, обрабатывать шерсть, она не пользовалась достаточным уважением у окружающих. Каждая девушка ко времени своей свадьбы должна была изготовить для себя предметы свадебной одежды: сплести платок, сшить и украсить золотой вышивкой своё свадебное платье, изготовить нарядную шапочку и чувяки.
Часто девушки собирались по вечерам и занимались рукоделием все вместе, соревнуясь, чей наряд окажется красивее, чей платок интереснее, чья вышивка богаче и изящней.
В 1862 году во Владикавказе священником Аксо Колиевым была организована частная школа для осетинских девочек. Школа располагалась в его доме. Число изучаемых предметов увеличивалось, но предмет «рукоделие» оставался одим из ведущих.Это ещё раз доказывает насколько серьёзно и уважительно относились в обществе к искусству рукоделия.
Искусство рукоделия, которым с таким вдохновением занимались наши предки, сегодня забыто. Нельзя дать окончательно исчезнуть бесценным сокровищам, оставленным нашими предками.
Мы можем использовать элементы старинного осетинского рукоделия в современной одежде, а также для украшения современного интерьера.
Невеста, приходя в дом мужа, привозит с собой напиток бессмертия — мыдыкъус, чашу со смесью мёда и топлёного масла . Раньше это была деревянная чаша, потом её заменили на керамическую, позже – на хрустальную.
Сегодня мыдыкъус представляет собой большой обрядовый набор, состоящий из сœрызœд хœцъил на палке, белого фартука для невесты и фартуков с носовыми платочками для старших женщин. Мы с интересом изучили обряд, связанный с мыдыкъус . Происходит он после снятия фаты.
Самым излюбленным мотивом мастеров была баранья голова.. По представлениям древних людей, образы животных ( тура, быка, козла, барана, оленя) обладали магической силой.
Птица в осетинском орнаменте символизировала свет, тепло, весеннее пробуждение. Священные образы, пришедшие к нам из глубин тысячелетий, остались в узорах осетинского орнамента.
В изделиях также прослеживались и растительные мотивы, связанные с культом плодородия (Богини-матери, Древа жизни).
.
Особенно богато украшались золотым шитьём женские праздничные национальные костюмы , которые являлись одновременно и свадебными. Одежда шилась из бархата и шёлка, реже – из шерсти и украшалась различными узорами из золотых и серебряных ниток.
Обязательным дополнением к женскому национальному костюму являлась шапочка. Головной убор осетинки менялся с ее возрастом. Девушка дома и на дворе могла ходить без головного убора; собираясь на танцы или в путь, она накидывала легкую шаль, под которую обычно надевала шапочку или белую вязаную шелковую косынку. После выхода замуж она уже нигде не имела права появляться без головного убора.
В конце XIX – начале XX века начали появляться шали, плетённые из шёлка. Края украшали бахромой. Подобные шали носили обычно девушки и молодые женщины в качестве свадебного или праздничного головного убора.
Большое количество шалей в приданном невесты являлось предметом гордости, они щедро дарились затем родственницам мужа.
Фата невесты (чындзы хыз) будто окутывает девушку со всех сторон. Фата считалась оберегом невесты от внешних враждебных сил.
А основанием для этой сложной конструкции служит шапочка (чындзы худ), расшитая серебряными и золотыми нитями.
По мнению исследователей, шапку одевали на невесту, с одной стороны, чтобы защитить её от порчи, с другой,- шапка подчёркивала высокое положение невесты в свадебном обряде.
Основными элементами женского свадебного костюма являлись : рубаха (хадон), корсет (хœлынкœрц), кафтан-чик (цыбыр куырœт), распашное платье (разгом къаба), шапочка (ног чындзы худ), фата (чындзы хыз), обувь (къахы дарœс).
Считается, что на всем Кавказе у осетин самые необычные свадебный обряд и свадебный наряд.
Символы, украшающие осетинские свадебные платья, олицетворяют фарн (изобилие, счастье).
Кафтанчик (цыбр куырœт) .
Девушка начинала носить кафтанчик с момента, когда всту-пала в брачный возраст и начинала ходить на танцы. Он надевался поверх рубахи под распашное платье. Шили его из дорогих тканей(бархата, атласа, шёлка).Кафтанчик стягивал фигуру от плечей до талии. Ворот, борта, подол кафтанчика украшались галунами и золотой вышивкой.Фигуры на узоре выполняли функцию оберега и символизировали плодородие.
Корсет (хœлынкœрц).
Важным элементом костюма был корсет, который одевался на рубаху под кафтанчик. Раньше он был из кожи(хœлын), в поздние времена – из 2-3 слоёв шёлка. Спереди корсет был завязан на мелкие узелки тесьмой или шнуром (œлдымбыд). После того как корсет снимался, его возвращали женщине, которая его сшила, приложив к нему подарок.
Одним из самых красивых элементов костюма являются нагрудные застёжки.
Они пришивались на платье. Исследователи связывают их происхождение с аланами. К концу XIX в. в комплект нагрудных застёжек входило нечётное количество от 7 до 19 пар, в зависимости от размера и плотности их размещения. Застежки были разного размера. Различались они также и шириной. На аланских застежках помимо головок хищных птиц встречалось изображение, подобное скифской богине, двух баранов, павлинов . Они символизировали фарн. Сначала были медные застёжки,но со временем стали изготавливаться из серебра.
Поверх распашного платья одевался пояс (камари), который, как и кафтанчик, девушка начинала носить в период, когда её уже можно было сватать.
По своей форме, качеству и материалу пояса отличались разно-образием и зависели от материальных возможностей. Поначалу пояс был из бархата расшитого серебром и золотом.Серебряные пояса имели большую ценность и передавались из поколения в поколение в качестве наследства, приданого, подарков.
А в области пупка была не случайно предусмотрена поясная пряжка, которую невеста, кстати, ещё и прикрывала руками, чтобы не допустить проникновения отрицательной энергии в свой центральный канал, через который в лоно женщины спускается дух её будущего ребёнка.
Поверх кафтанчика надевалось распашное платье (разгом къаба) светлых тонов. Покрой его во многом совпадал с мужской черкес-кой (цухъа).
Особенностью свадебного платья является широкий висячий рукав (уæларм), который восходит еще к скифским временам .
Они подчеркивали именно праздность, возможность не работать.
Рукава и подол платья были украшены растительным и геометрическим орнаментом, который, как и нагрудные застежки, символизировал древо жизни (невесту в осетинском фольклоре часто сравнивали с плодоносящим деревом) и служил в качестве магического оберега.
Обувь ( къахы дарæс).
Специфической свадебной обувью, в отличие от праздничной, являлись деревянные башмачки — ходули, распространенные в отдельных районах Осетии преимущественно среди высшего сословия.
В данном проекте мы познакомились поближе с национальным женским костюмом и проследили, как сохраняются национальные традиции в одежде в наше время.
Нас заинтересовало:
Что выражали наши предки через национальный костюм?
Для этого мы попытались найти ответы на следующие вопросы :
- Какие тайны скрывают изделия наших предков?
- Как народный костюм связан с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве?
- Почему народ должен помнить свои корни?
-Что такое орнамент, как он отражён в национальном костюме?
-Какую роль играл орнамент в национальном женском костюме?
- Что такое золотое шитьё?
- Из каких элементов состоит женский национальный костюм?
Мы можем с уверенностью сказать,что свадебный наряд удивительный по красоте и символической глубине сохраняет национальный дух и колорит. Поэтому его выбор не менее важег ,чем сам свадебный ритуал.
Сверкающий наряд осетинской невесты украшенный вышивкой,бисером и орнаментом что может савниться с ним по красоте. Благодаря символам происходит связь времён и поколений.Свадьба у осетин давно появилась,но конкретно наряд стал появляться в конце 18 начале 19 века.
Поначалу он был из бархата,но со временем ткань стала меняться и костюм стал более торжественным.Это были светлые тона символизирующие чистоту и связь с небесными силами.
В покрое костюма отразилось представление древнего человека о структуре мира.Он состоял из трёх зон:верх,середина и низ. Это деление происходило благодаря поясу,вороту и богато орнаментированной шапочке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа студии театра кукол "Золотой ключик"
С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе художественно – эстетических и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое...
Театр кукол
Виды кукол, история появления театральных представлений....
Презентация "Куклы" (Изготовление кукол Пеленашка и Сстолбушка)
Иллюстративный материал к занятию "Куклы Пеленашка и Столбушка".История возникновения, порядок изготовления....
Консультация «Театр кукол и игрушек в детском саду»
Консультация «Театр кукол и игрушек в детском саду»...
"Волшебная страна Кукол".
Сценарий праздника в средней группе доу,посвященный 8 Марта....
Внеурочная деятельность. Кукольный театр Буратино. Виды кукол. Приемы вождения кукол
Цель: - формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.Задачи:- познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол;- развивать творческие способн...