урок по окружающему миру в классе-комплекте (2,4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Маресева Наталья Михайловна

Матодическая разработка урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochka_pomogay.doc26 КБ
Microsoft Office document icon tekst_s_propuskami.doc21 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                Карточка помогай-ка для работы по природной зоне лесов

  1. где находится зона лесов относительно тундры?
  2. в каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
  3. какая у зоны лесов земная поверхность?  
  4. какая она в сравнении с другими природными зонами?
  5. какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.              

……………………………………………………………………………………………

                      Карточки –помогай-ки к самостоятельной работе 4 класс

Учебник страница 98-99

  1. что называют тайгой?
  2. природные условия тайги.
  3. что общего у всех растений тайги?
  4. какие растения растут в тайге?

Учебник страница 103

  1. расположение смешанных и широколиственных лесов
  2. природные условия в этих лесах.
  3. что объединяет растения этих лесов?
  4. какие растения растут в этих лесах?

Учебник страница 100-102

  1. птицы тайги, что их объединяет.
  2. животные тайги, что их объединяет.
  3. животный мир смешанного и широколиственного леса.

(краткие рассказы о животных и птицах)

……………………………………………………………………………………………

                                         Загадки о деревьях

Русская красавица              Весной зеленела,           Никто не пугает,

Стоит на поляне.                Летом загорела,             А она вся дрожит.

В зеленой кофточке,          Осенью надела,

В белом сарафане.             Красные кораллы.

Кудри в речку опустила,                  Что же это за девица?

И о чём-то загрустила,                      Не швея, не мастерица,

А о чём она грустит,                         Ничего сама не шьет,

Ни кому не говорит.                         А в иголках целый год.

……………………………………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

                                                       Текст с пропусками

Лесная зона находится……………………зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в ………………………………поясе, значит ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на ………………………………………………… и ……………………………………………………. равнинах, а также на ……………………………………. плоскогорье. Эта природная зона – самая………………………….. В этой природной зоне ………..части: самая большая часть……………………, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть ……………………………………………. – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - ………………………………………………………………………………………., зеленый цвет еще светлее.



Предварительный просмотр:

   

                                                                                                                                      Маресева Н.М., учитель начальных классов

МОУ-СОШ с. Казаково, Вачского р- на, Нижегородской обл.

                                                             Урок по окружающему миру  во 2,4 классах

(В малокомплектной школе )                          

 Тема урока: «Растения и животные леса. Охрана леса.»

Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне

Задачи урока:

  1. Ознакомить с видами лесов, географическим положением, познакомить с растительным и животным миром.
  2. Способствовать развитию приемов логического мышления, устной речи учащихся.
  3. Создать условия для привития любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Карта природных зон,
  • картина «Лес»,
  •  картинка растений и животных
  • карточки- помощники для детей 4 класса
  • план-карта урока для 4 класса

Используемые  источники информации:

  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир». 2 класс. М.: «ВАКО», 2004 , 336 с.
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 1.- М. : Просвещение, 2005 .- 144 с. : ил.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4 кл. нач.шк. В 2 ч. Ч. 1.- М. : Просвещение, 2005 .- 144 с. : ил.
  4. Плешаков А.А., Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас»- М.: Просвещение, 2007. – 76 с., (2) л. вкл. : ил.

Ход урока

Этапы урока

                    Работа со 2 классом

                         Работа с 4 классом

1.Орг. момент,

сообщение темы и целей урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие. Как вы думаете, куда? Отгадайте загадку.

          Ученица 4 класса загадывает загадку:

                                                                                               Дом со всех сторон открыт,

                                                                                               Он резною крышей крыт

                                                                                               Заходи в зелёный дом

                                                                                               Чудеса увидишь в нём!

                                                                                                                                          (лес)

- Правильно, это лес.  Послушаем стихотворения о лесе.

Дети читают стихотворение :

                                                    Здравствуй, лес, дремучий лес,

                                                     Полный сказок и чудес!

                                                     Ты о чём шумишь листвою

                                                     Ночью тёмной, грозовою?

                                                     Что там шепчешь на заре,

                                                     Весь в росе как в серебре?

                                                     Кто в глуши твоей таиться?

                                                     Что за зверь? Какая птица?

                                                     Всё открой, не утаи:

                                                     Ты же видишь – мы свои!

                                                                                                         (С.Погорельский)

- Итак, мы отравляемся в зону лесов. Надо быть очень внимательным, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

 - Какие чудеса, как вы думаете, скрываются в лесу?

    (звери, птицы, растения)

  - Запишем тему урока в тетрадь.                                                                        

2. Новый материал

             На доске висит картина «Лес»

- Рассмотрите картину. Вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу?

- Наша задача – разделить все эти растения на группы. Какая группа будет самая первая?

(деревья)      все названия закрепляются на доску

- Чем деревья отличаются от других растений?

( у них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви)

Самостоятельная практическая работа.

- На карте найдите зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Каждому раздаётся карточка – помощница №!)

Работа ведётся по карте природных зон в атласах. Сообщение делается в паре. Заполняется карточка с пропусками.

               Самостоятельная работа.

Отгадать загадки о деревьях. Ответы записать в рабочей тетради с. 19 № 3

Каждому даются карточки с загадками

- Расскажите о зоне лесов.

Дети обобщают практическую работу.

- Чем ель отличается от других деревьев?

(у ели вместо листьев иголки).

- Значит, деревья бывают лиственные и хвойные.

Приведите примеры лиственных деревьев.

Как называются одним словом эти растения?

показываются карточки и называются кустарники.

  • Смородина
  • Шиповник
  • Малина
  • Орешник

(это кустарники)

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

(у них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких)

карточки закрепляются на доску

- Какие ещё растения могут быть в лесу кроме деревьев и кустарников?

( травы)

- Какие травы мы можем увидеть в лесу?

Детям даются картинки.

- А сейчас дадим слово нашим ребятам, кто готовил доклады  о травах

дети читают доклады о мать – и –мачехе, ромашке и одуванчике.

         Самостоятельная работа по группам

У детей план-карта урока, где подробно указывается данный этап. Также имеется вопросник. Дети делятся на 3 группы:

1 группа готовит рассказ о тайге,

2 группа о смешанных и широколиственных лесах,

3 группа о животных лесной зоны.

Сейчас ребята из 4 класса нам расскажут о тайге, смешанных и широколиственных лесах,

А ученики 2 класса внимательно послушают и запомнят названные деревья, кустарники и травы.

Слушаем выступления 1 и 2 группы.

Итак, ребята, подведем небольшой итог 1 части нашего урока.

Вывод: Леса России – самая большая природная зона России, которая делится на 3 части: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лес состоит как бы из 3 ярусов: деревьев, кустарников и трав. Лес называют лёгкими нашей планеты. А о том ,как сберечь наши леса, расскажут дети.

Читаются стихи об охране леса.

До чего ж природу жалко!

Не губи её красу!

Человек, не делай свалку

Рядом с городом в лесу!

Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,                              

Сохрани в лесу цветы!

Сколько мусора везде,

Нет нигде цветочка,

Даже солнышко сквозь лес

Не пробьёт окошко.

По лесочку мы пойдём,                                                                  Леса рубить я прекращаю

Мусор вместе уберём.                                                                     Деревьев новых насажаю

Пусть щебечут соловьи                                                                  Пусть плодоносят и цветут

От зари и до зари!                                                                           На радость людям пусть цветут  

                               Ф и к у л ь т м и н у т к а

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой вот дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдем.

- Запишите в тетрадь названия тех животных, о которых расскажут учащиеся 3 группы 4 класса

Выступление 3 группы.

Знакомство с разными животными.

На доске таблица:

(она заполняется в процессе фронтальной работы с детьми)

Название группы

Колич. ног, покровы

Звери

4 ноги, шерсть

Птицы

Перья, 2 ноги, 2 крыла

Рыбы

Ног нет, плавники,чешуя

насекомые

6 ног

- Какие группы уже знаете?

( звери, птицы, насекомые, рыбы)

- Кого относят к зверям?

( собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы)

- Сколько у них ног, чем покрыто тело?

( 4 ноги, тело покрыто шерстью)

- Какая следующая группа?

( птицы)

- Приведите примеры

( голубь, синица, скворец, воробей, дятел)

- Чем покрыто тело птиц?

( перьями)

- Назовите особенности птиц

(есть 2 крыла, 2 ноги)

- Следующая группа – это…

( рыбы)

- Приведите примеры

(лещ, окунь, щука, карась)

- Чем покрыто тело рыб?

( чешуёй)

- Чем еще отличаются рыбы от других групп?

(есть плавники, ног нет)

- Назовите 4 группу

(насекомые)

- Перечислите представителей данной группы

(жуки, пауки)

   Сегодня узнаем ещё 2 новые группы.

- К какой группе можно отнести лягушек и жаб?

Где они обитают?

(на суше и в воде)

Они образуют свою группу «земноводные», у них 4 ноги, гладкая кожа.

Показать картинки с изображением змей, черепах, ящериц, крокодилов.

- К какой группе их  можно отнести?

Все эти представители группы «пресмыкающихся», их особенность состоит в том, что у них тело покрыто роговыми чешуйками

У некоторых представителей 4 ноги.

Самостоятельная работа по учебнику и рабочим тетрадям

Закрепление

Самостоятельная работа в группах.                                            Проверка выполненных заданий,

У каждой группы на листах бумаги                                                   отметка

Написаны загадки, даны картинки с изображенными

представителями разных групп. Детям

надо отгадать загадку и прикрепить отгадку-рисунок.

Итог урока

В лесу живём много различных животных. Богат и растительный мир лесов.                         Надо беречь животный и растительный мир наших лесов.!

Домашнее задание

С. 50-51, дополнить таблицу другими группами

         Списать с плана-карты

                                                                                                                                                                                    Приложение 1

                                    План-карта урока по окружающему миру

                                           Тема: Растения и животные леса

Начало урока

- запиши тему урока в тетрадь

- загадки, стихотворения

                                                                                                                                            Новая тема                                                  

- самостоятельная работа

(работа с карточкой №1

заполнение текста с пропусками

-рассказ о зоне лесов, используй карточку с текстом

- самостоятельная работа

по группам

1группа – рассказ о тайге (с.98-99)

2 группа – смешанные и широколиственные

леса (с.103)

3 группа – животные лесной зоны (с. 100 -102)

(работа с карточкой № 2 )

-рассказ 1 и 2 группы

-выводы об охране леса

( стихи, беседа)

-физкультминутка

-рассказ 3 группы

-самостоятельная работа по заданиям

Конец урока

(сдать на проверку листочки с  заданиями, записать домашнее задание : с. 106-111, проверь себя

                                                                                                                                                                                               Приложение 2

                                                 Слова на карточках

деревья ,  кустарники ,  травы, смородина, шиповник, малина, орешник,  звери, птицы, рыбы, насекомые,

  земноводные, пресмыкающиеся, четыре ноги, шерсть ,  две ноги, два крыла  , перья,  плавники , чешуя,

шесть ног, четыре ноги, голая кожа, четыре ноги, роговые чешуйки.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Урок по окружающему миру" Газообмен в легких". 4-й класс

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе...

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс ОС "Школа 2100"...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...