Формирование универсальных учебных действий на примере материала долгосрочного проекта.
методическая разработка (3 класс) на тему
Формируя универсальные учебные действия нельзя не задаться вопросом: « А как это сделать эффективно и чтобы не насаждать это формирования вопреки желанию обучающихся?» Работая в режиме экспериментальной стажерской площадки по опережающему введению ФГОС НОО мы с коллегами решили, что каждый учитель возьмет на себя ответственность решать этот вопрос с творческим подходом. Так как я уже на протяжении 3-х лет целенаправленно организую проектную деятельность обучающихся моего класса, то я решила, что формирование УУД у обучающихся моего класса буду формировать и отслеживать как раз в процессе работы над тем или иным проектом в течение года. У меня есть одно условие-каждый обучающийся моего класса должен принять участие в 2 проектах как минимум в течение одного года. Выбор участия в проекте он должен осуществить сам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на семинаре по формированию УУД на уроках в начальной школе | 502.27 КБ |
Презентация к материалу по формированию УУД | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на примере долгосрочного проекта
в урочной деятельности.
(из опыта работы Бизиной Л.В.)
Формируя универсальные учебные действия нельзя не задаться вопросом: « А как это сделать эффективно и чтобы не насаждать это формирования вопреки желанию обучающихся?» Работая в режиме экспериментальной стажерской площадки мы с коллегами решили, что каждый учитель возьмет на себя ответственность решать этот вопрос с творческим подходом. Так как я уже на протяжении 2 с половиной лет целенаправленно организую проектную деятельность обучающихся моего класса, то я решила, что формирование УУД у обучающихся моего класса буду формировать и отслеживать как раз в процессе работы над тем или иным проектом в течение года. У меня есть одно условие-каждый обучающийся моего класса должен принять участие в 2 проектах как минимум в течение одного года. Выбор участия в проекте он должен осуществить сам. Т.е. выбрать ту тематику проектной деятельности, которая ему особенно близка. Степень участия он тоже выбирает сам. В этом году дети самостоятельно определились с тем,что им интереснее стали уже групповые или парные проекты (в отличии от прошлых годов, когда проекты были в основном индивидуальные). Объединяться в пары и группы они могли как по желанию, так и с моей помощью. Перед началом работы над проектом я ставлю определенные цели и задачи по формированию тех или иных УУД (далее вам будут предложены конкретные УУД, которые я планировала сформировать у обучающихся в процессе работы над проктом).
В целом в проектной деятельности можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Мы видим, что степень активности учеников и учителя на разных этапах разная, её можно представить в следующей схеме:
1-й этап УЧИТЕЛЬ - ученик
2-й этап учитель - УЧЕНИК
3-й этапы учитель - УЧЕНИк
4-й этап УЧИТЕЛЬ - ученик
Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом этапе. И от того, как учитель выполнит свою роль на этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.
Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему я научился?, чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- умение адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
- Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение выбирать лучшее решение из нескольких предложенных;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Навыки оценочной самостоятельности.
- умение оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- Информационные умения
- умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- умение выявлять, какой информации или каких умений недостаёт
- Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
- Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
- Менеджерские умения и навыки
- умение проектировать процесс;
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решение;
- умение распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Рассмотрев сущность универсальных учебных действий и сущность проектной деятельности, и сравнив перечни универсальных учебных действий, упомянутых в стандарте начального образования, и умений, развитию которых способствует использование проектной деятельности в процессе обучения, можно подтвердить гипотезу о том, что использование проектной деятельности повышает эффективность формирования универсальных учебных действий. В практической части работы рассмотрим возможности использования проектной деятельности в начальной школе.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема проекта. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
- баланс ролей;
- четкость целей;
- согласованность задач, поставленных перед каждым членом;
- выработка единой системы ценностей;
- формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;
- воспитание поддержки и взаимного доверия;
- разработка подходящей методики работы;
- обеспечение успешного руководства со стороны учителя;
- регулярный отчет о проделанной работе;
- ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
- развитие навыков общения.
Исходя из вышесказанного, правила успешности проектной деятельности можно сформулировать так:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
- Важность ротации - перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио - папки документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети часто не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причем это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии, как полученных результатов, так и собственной деятельности.
Таким образом, с уверенностью можно сделать вывод о том, что проектная деятельность младших школьников не только возможна, но и высокоэффективна для формирования универсальных учебных действий. Античный афоризм гласит: примеры полезнее наставлений. Рассмотрим в следующем разделе системуиспользования метода проектов при обучении младших школьников.
Система использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Начиная работу с первоклассниками в 2010/2011 учебном году, выделила для себя ряд проблем:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
- неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
- и др.
Диагностика уровня сформированностиуниверсальных учебных действийтретьеклассников (см. приложение 2.) подтвердила необходимость продолжения целенаправленной работы по их формированию и развитию. Поэтому, начиная с первого полугодия 3-го класса, опять начала вовлекать учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята в 3 классе, стал проект «Сказки». (см. схема 1)
Схема 1.
Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это повод для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого, малыш учится задавать целенаправленные вопросы.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
- развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
- привить навыки сотрудничества с другими людьми;
- активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
- привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Групповые проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте свою собственную сказку, кто-то –разработал вопросы к викторине, кто-то –составил кроссворд по авторским зарубежным сказкам.. Поскольку многие презентации формировались при помощи родителей, несколько из них были представлены в электронном виде. Комментарии в виде рассказа ребенок делал самостоятельно.
Результатом проекта стало понимание ребенком роли сказки вообще в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Сказки, которые живут вечно».
Диагностика сформированности универсальных учебных действий в конце Iчетверти 3 класса показала положительную динамику, представленную в таблице 1.
Таблица 1.
Входная диагностика сентябрь 2012 год | октябрь 2012год | |
Регулятивные | 2,8 | 3,4 |
Познавательные | 3,3 | 3,6 |
Предметные | 3,5 | 4.0 |
Коммуникативные | 4,5 | 5,2 |
Личностные | 4,0 | 4,2 |
Полученные результаты на практике подтверждают гипотезу о положительном влиянии метода проектов на формирование универсальных учебных действий.
Во II полугодии 3 класса мы расширили круг изучения литературного чтения со сказок до басен.
Схема 2.
Остановимся на характеристики деятельности на каждом этапе:
На мотивационном этапе учитель заявил общий замысел, создал положительный мотивационный настрой, а ученики обсудили и предложили собственные идеи.
На планирующе – подготовительном этапе была определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действия, согласованы способы совместной деятельности и установлены критерии оценки результата и процесса.
Третий, информационно – операционный этап, делится на две части: в первой ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, предполагается выход за рамки кабинета. На этом этапе учитель исполняет роль координатора, наблюдателя и источника информации. На уроке же проводится вторая часть – непосредственно оформление конечного продукта.
На рефлексивно - оценочном этапе ученики участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, учитель выступил участником коллективной оценочной деятельности.
Данный проект отличается от предыдущего не только объектом исследования, но и тем, что ребята учились работать в микрогруппах. Что способствовало развитию коммуникативных и организаторских навыков. Работа над проектом «Эзопов язык» позволила проявить лидерские качества у ребят, умение работать в команде.
Результатом проекта стал праздник, который надолго запомнился всем его участникам.
Диагностика сформированностиуниверсальных учебных действий, проведённая в конце 3 четверти3 класса также показала положительную динамику. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Входная диагностика сентябрь2012год | октябрь 2012год | Март 2013год | |
Регулятивные | 2,8 | 3,4 | 4,4 |
Познавательные | 3,3 | 3,6 | 4,2 |
Предметные | 3,5 | 4 | 5 |
Коммуникативные | 4,5 | 5,2 | 5,7 |
Личностные | 4,0 | 4,2 | 4,5 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы работы над проектом
Проект «Сказки»
Диагностика сформированности универсальных учебных действий Входная диагностика сентябрь 2012 год октябрь 2012год Регулятивные 2,8 3,4 Познавательные 3,3 3,6 Предметные 3,5 4.0 Коммуникативные 4,5 5,2 Личностные 4,0 4,2
Личностные УУД: способность к моральной детентрации ; нравственно-этическая ориентация. формирование учебно-познавательного интереса формирование осознания смысла своих учебных действий; осознание места и роли литературного чтения в познании окружающего мира и формировании нравственно-этической культуры человека; ориентация на моральные нормы и их выполнение; потребность в дальнейшем чтении произведений рассмотренного жанра. Формирование универсальных учебных действий(на примере проекта «Эзопов язык»)
Регулятивные УУД: формирование умения планировать свою деятельность работа по предложенному учителем плану. формирование умения приминать и выполнять учебную задачу формирование умения сотрудничать с учителем; выработка в диалоге с учителем критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: поиск информации в справочно-энциклопедических изданиях; соотнесение особенностей выразительных средств с жанром произведения; анализ прочитанного; установление причинно-следственных связей; вычитывание текстовой информации; использование чтения разного вида: изучающего, просмотрового, ознакомительного; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица, схема). формировать умение ориентироваться в прочитанном, анализировать, находить главную мысль, воспринимать переносное значение смысла басни. формировать умение строить устные высказывания; анализ иллюстраций; сравнение искусства слова с изобразительным искусством; поиск и выделение необходимой информации (сравнение жанров: выделение особенностей, анализ структуры, образных средств); умение структурировать знания; составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана); презентация своей работы окружающим.
Коммуникативные УУД: передача особенностей героев, использование различных выразительных средств (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты), через драматизацию произведения. формирование умения формулировать собственное мнение и позицию; формирование умения работать в парах, группах.
Диагностика сформированности универсальных учебных действий Входная диагностика сентябрь 2012год октябрь 2012год Март 2013год Регулятивные 2,8 3,4 4,4 Познавательные 3,3 3,6 4,2 Предметные 3,5 4 5 Коммуникативные 4,5 5,2 5,7 Личностные 4,0 4,2 4,5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы М,м, обозначающие согласные звуки (м), (м,)» по учебному предмету литературное чтение, русский язык (обучение грамоте) УМК «Школа России»
разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (урок обучения грамоте, "Школа России")...
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих
Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...
Метод проектов как эффективное средство формирования универсальных учебных действий (на примере курса "Окружающий мир")
Статья по применению метода проектов на уроках окружающего мира, духовно-нравственного развития школьников....
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...