План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое Родина?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Мухаметова Анастасия Анатольевна

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Что такое Родина?", УМК "Школа России", Плешаков А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx96.54 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе

«Что такое Родина?»

Тема урока

«Что такое Родина?»

Цели урока

Дать представление о том, что Россия – наша Родина; познакомить с основными символами государства; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Планируемые результаты  данного урока

Предметные: 

Расширять знания о нашей стране – России, формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника;

Метапредметные:

Познавательные: первоначальное представления о географической карте, о стране, в которой родился и живёшь,  о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Отвечать на конкретные вопросы.

Коммуникативные: уметь общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.

Личностные: эмоционально осознают себя как россиян, граждан большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, уникальную природу.

Организация урока

Межпредметные связи:

Русский язык. Литературное чтение. ИЗО. Музыка.

Формы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:

- Окружающий мир 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.(1 ч.) А.А.Плешаков.

- Интерактивная доска,  ноутбук, презентация «Наша Родина – Россия».

- Звукозапись песни «С чего начинается Родина»              (муз. В. Баснера, сл.М. Матусовского).  Звукозапись Государственного гимна России.

- Кроссворд с картинками. Карточки  с текстами пословиц. - Цветы  для     самооценки. Цветные карандаши.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный  момент.

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Целеполагание  и мотивация.

- Ребята, если вы разгадаете кроссворд, то поймете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. (На доске вывешены рисунки, первую букву слова ребята записывают в квадратик)

Безымянный

Правильно! Молодцы! (на доске слово «Родина»)

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Разгадывают кроссворд

Постановка учебной задачи

- А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака,  родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)

- Подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

Ответы учащихся

Актуализация знаний.

 - А  с чего  начинается Родина?

На этот  вопрос, ребята,  я хочу ответить песней. Давайте послушаем её

Звучит песня  « С чего начинается Родина?»

Авторы: В.Баснер,  М.Матусовский.

- И так, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?

 Ответы учащихся.

Родина  начинается с семьи.

Родина  начинается с родного дома.

Родина  начинается с  родного села  или города.

«Открытие» нового знания детьми.

Физкультминутка

Сегодня  мы с вами, ребята, поговорим   о нашей Родине.  Имя  нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: (Слайд №1)

Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.(Слайд №2)

- Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она Россия?

- Послушайте рассказ К.Д. Ушинского, который я вам прочитаю, и скажите, как по другому автор называет нашу страну - Россию.

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

- Какие же другие имена есть у нашей страны?

В начале урока я приглашала Вас отправиться со мной в путь. Вы готовы? Я приглашаю Вас сесть в вертолет, и с вертолета посмотреть на Россию. Итак, все садимся в вертолет и попытаемся увидеть с вертолета всю нашу страну. (Слайд №3)

- Давайте начнем наше путешествие с самого дальнего и холодного уголка нашей страны. Это Крайний Север. Здесь дольше всего гостит зима.

(Учитель рассказывает о Крайнем Севере, о животных, о людях и их занятиях.)

(Слайд №5,6)

 Нам пора лететь дальше. Совершаем посадку в районе Дальнего Востока.

Что вы можете сказать об этом крае? Чем он богат? (Слайд №7)

(Учитель рассказывает ребятам о Дальнем Востоке).

- Если с дальнего Востока лететь вглубь страны, мы увидим тайгу.

Что такое тайга? Какие деревья растут в тайге? Каких животных можно встретить в тайге? Чем занимаются люди в этих краях? (Слайд № 8,9)

Пролетая дальше, мы увидим реки, озера, города, поля, луга и даже горы.

(Слайд №10)

Наш вертолет летит дальше и делает посадку в главном городе нашей Родины.

- Где же мы остановились? Как называется главный город России?

(слайд №11)

- Расскажите, что вы знаете об этом городе?

   

Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России, Санкт-Петербург.(Слайд №12)

        

А какие города есть в нашей стране? Давайте поиграем! Делимся на 2 команды! Кто больше назовет городов?

Многие народы населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы и др.

(Слайд №13)

Всего 128 народов Нас очень много 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы.(Подробнее об этом мы будем говорить на следующем уроке)

Ребята, давайте теперь совершим посадку и выйдем из нашего вертолета, и немного с вами  разомнемся!

Путешествуем не зря        

(Шаги на месте)

Посмотрите-ка, друзья:

(Повороты головы вправо и влево)

Здесь луга, поля, цветы,

(Повороты вправо и влево)

Мы с тобою: я и ты.        

(Руки развести в стороны, правой рукой показывают на себя, левой рукой вперёд друг на друга)

Мы попрыгаем немножко,        

(Прыжки на месте, руки на поясе)

Поглядим вдаль на окошко.        

(Ладонь ко лбу, глядят вдаль в окно)

Дружно, весело шагаем!

 (Берутся парами за руки)

Путь наш дальше продолжаем.

(Шаги на месте)

Россия.

Отечество, Родина, Матушка

Ответы детей

Ответы детей

Продолжение работы по теме урока

Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

Имеет флаг, и гимн, и герб

 Российская держава.

 И, как и все символы, они

 Жизнь нашу отражают.

Давайте рассмотрим герб нашей страны.

Герб- это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. (Показывает монету.) Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено?                          ( Рассматривают герб, беседа).(Слайд №14)

Еще один важный символ нашего государства – флаг.

(Слайд № 15)

Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Одним из главных символов страны является государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны, народную любовь и патриотизм.

Ребята, вы знаете, как нужно вести себя, когда исполняется гимн России? Сейчас  я включу запись гимна, и все мы будем слушать его так,  как слушают свой государственный гимн в каждой стране: стоя, с почтением. Также ведут  себя при поднятии Государственного флага.  

 (Слайд №16)

“Каждое государство имеет свой герб.   Наш герб очень красивый. Он похож на солнце с лучами-крыльями гордой ни от кого не зависящей птицы с двумя головами. Золотой двуглавый орёл правой лапой сжимает скипетр – жезл – символ власти, в его левой лапе – золотой шар с крестом. Над головой орла мы видим короны. Наш герб – это символ единого Российского государства, объединяющего всех россиян. Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Стоя слушают гимн России

Первичное закрепление.

Игра «Собери пословицу о Родине».

Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.  У вас на столах лежат разрезанные  карточки, соедините их.

(- Нет в мире  краше Родины нашей.

- Всякому мила своя сторона,

-Везде хорошо, но милее Родины нет.)

Выполнение заданий в рабочей тетради (с.4 №1,№2)

Работа в парах

Самостоятельная практическая работа

Итог урока.

Рефлексия.

Самооценка  учащихся.

И так, ребята, наш урок подходит к концу.

О чём мы сегодня говорили на уроке?

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.11 в рамке)

Что нового вы узнали  о нашей Родине?

Вы, ребята, должны дорожить своей Родиной. Хотя вы еще маленькие, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Каждый из нас- частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины.

А  сейчас, ребята,  у вас на партах лежат шаблоны цветов. Давайте с вами украсим нашу Родину Россию – раскрасим цветы, для этого вы должны  оценить  свою работу на уроке.  

Безымянный1

На этом, наш урок окончен. Большое спасибо за урок.

Ответы детей.


Дети  красят  цветы.

Зелёный цвет - справился сам,

желтый – было трудно, но я справился, красный - прошу помощи.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Кто такие рыбы?

Конспект урока по теме .Кто такие рыбы?...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Что такое гигиена". УМК "Перспектива"

Реализация системно-деятельностного подхода средствами различных педагогических технологий....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что такое минералы"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Что такое минералыЦель урока: познакомить учащихся с горными породами и минералами, их применением; учить различать составные части гранитаПланируемые резу...

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Кто такие насекомые?

Урок для учащихся 2 класса по программе "Школа России" под ред. Плешакова А.А....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Кто такие птицы?"

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Кто такие птицы?"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?"

Тема урока: Что такое текст-описание? Какова в нем роль имен прилагательных?Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом описание; ролью в нем имен прилагат...