Разработка урока познания мира в 4 классе на тему: «Охрана водоёмов».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель: Формирование системы экологических знаний о необходимости охраны и экономии воды.
Задачи: 1.Обучать приемам наблюдения за окружающей средой;
- совершенствовать навык применения теоретических знаний на практике;
- обучать умению делать выводы;
- формировать умение критически мыслить и способность пересматривать собственную точку зрения;
- актуализировать и обобщать природоведческие знания.
2. Развивать навык узнавания предмета по заданным признакам;
- развивать умение выделять из общего частное, анализировать теоретический материал;
- развивать речь детей;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать чувство сострадания и любви к природе.
3. Воспитывать культуру поведения в природе и бережное отношение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._okhrana_vodoyomov.doc | 80.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КГУ Средняя общеобразовательная школа № 86
Разработка урока
познания мира в 4 классе
на тему: «Охрана водоёмов».
учителем начальных классов
средней школы № 86
Карп Е.В.
Караганда 2013
Конспект урока познания мира в 3 классе.
Тема: Охрана воды.
Цель: Формирование системы экологических знаний о необходимости охраны и экономии воды.
Задачи: 1.Обучать приемам наблюдения за окружающей средой;
- совершенствовать навык применения теоретических знаний на практике;
- обучать умению делать выводы;
- формировать умение критически мыслить и способность пересматривать собственную точку зрения;
- актуализировать и обобщать природоведческие знания.
2. Развивать навык узнавания предмета по заданным признакам;
- развивать умение выделять из общего частное, анализировать теоретический материал;
- развивать речь детей;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать чувство сострадания и любви к природе.
3. Воспитывать культуру поведения в природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
Картины, изображающие состояние воды в природе.
Кроссворд.
Карта.
Тексты для чтения.
Карточки для самопроверки.
Запись музыки.
Ход урока:
1.Организационный момент. Слайд1
- Здравствуйте, Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
- Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2.Актуализация знаний.
А) Рассказ учителя
Гостья нашего урока - обыкновенная вода, налитая в стаканы. Тема нашего урока неслучайна: ведь 2013 - год охраны окружающей среды
Слайд2
Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода! Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, - это вода.
Слайд3
Прекрасно невоспроизводимое бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов, торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Эта обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана водяным парам в атмосфере. Этот великий художник природы - вода!
Слайд4
Горные цепи сложены гигантскими толщами сотен различных горных пород, большинство из которых создано величайшим строителем природы - водой. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высочайшие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь - вода!
Слайд5
Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.
Это прекрасные слова о воде, но они нисколько не приукрасили значение воды на нашей планете.
Слайд6
И неслучайно эпиграфом нашего урока взяты слова французского летчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, Антуана де Сент Экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты - сама жизнь!»
А что же мы знаем о воде?
Б) Решение кроссворда
5. | ||||||||||
2. | 9. | |||||||||
6. | ||||||||||
1. | 10. | |||||||||
3. | 4. | 7. | 8. | |||||||
1.Выход подземных вод из-под земли на поверхность в виде источника. (Родник).
2.Озеро Казахстана, часть которого соленая, часть – пресная. (Балхаш).
3.Углубление в земле, по которому течет река. (Русло).
4.Соленое озеро Казахстана, названное морем. (Арал).
5.Источник минеральной воды. (Арасан).
6. Твердая горная порода, образующая водоупорный слой. (Гранит).
7.Перемещение воздушных масс над поверхностью Земли. (Ветер).
8.Природное углубление, впадина на поверхности Земли, заполненная водой. (Озеро).
9. Искусственное озеро. (Пруд).
10. Река Казахстана, на которой в древности было построено много городов. (Сырдарья).
Вывод. Прочитайте выделенное предложение: «Охрана воды». Такова тема нашего урока. Слайд7
В) А сейчас, ребята поработаем по карте. (Карта Казахстана)
- Покажите на карте самую длинную и водоносную реку Казахстана. (Иртыш)
- Назовите и покажите на карте самую мутную реку в Казахстане. (Сырдарья)
- Назовите и покажите на карте наполовину пресное, наполовину соленое озеро Казахстана. (Балхаш)
-Какие водоёмы Казахстана вам еще известны?
3.Формулировка вопросов по теме.
Почему я водовоз? Потому что без воды - и ни туды, и ни сюды. Слова песенки даже стали поговоркой. А именно в этих словах скрыт глубочайший смысл. Не согласиться с ним нельзя. Действительно, если без еды человек может прожить больше месяца, то лишенный воды вряд ли «протянет» несколько суток.
Сегодня на уроке мы поговорим о значении воды для всего живого и об охране вод. Вода для жизни - это вещество номер один. Воду считают колыбелью жизни. Вода – одно из самых распространенных веществ на Земле.
Задайте вопросы, которые возникли у вас при прочтении темы. (Занесение вопросов в таблицу).
Вопрос | Ответ детей | Ответ в конце урока. |
1. Зачем нужно охранять воду? | ||
2. От кого нужно охранять воду? | ||
3. Как человек загрязняет воду? | ||
4. Нужно ли охранять воду? |
4.Физминутка «Две половинки». Слайд8
5. Рассказ учителя. Слайд9
Давайте посмотрим на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению. На сушу приходится третья часть территории, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода или Океан! Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Есть один факт, довольно интересный – если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и реки , озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода везде…И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма. -Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь? Здесь сказать о том, что мало пресной воды. Большая часть Казахстана находится в засушливой зоне. Многие территории подвержены опустыниванию. Поэтому охрана вод – одна из основных проблем в государстве. Вода — одно из главных богатств на Земле. - Ребята, а что будет если исчезнет вода? Или вода на планете загрязниться и станет непригодной для питья. А такая угроза существует, чтобы было понятно почему предлагаю послушать сказку. А вы ребята, внимательно послушайте сказку и ответьте на вопрос: из-за чего загрязняется вода?
Прослушивание сказки “Жила была речка» Слайд10
Грустная сказка! Но и быль не радостней. В результате хозяйственной деятельности человека в мире наблюдается уменьшение запасов пресной воды, обмеление и загрязнение многих водоемов, истощение запасов подземных вод.
Слайд11
Ежегодно в моря и океаны, реки и озера попадает огромное количество нефти и горюче-смазочных веществ. Неразумное использование воды приводит к тяжелым последствиям. Например, неэкономное использование в хозяйстве вод Сырдарьи и Амударьи привело к уменьшению уровня Аральского моря. Возросла соленость его воды. На Земле 6 миллиардов человек, из них 2 миллиарда не имеют возможности пить чистую питьевую воду. К 2030 г. 47 % мирового населения будут жить под угрозой водного дефицита. Предотвратить загрязнение водоемов позволит строительство очистных сооружений на производствах. –
-Ребята, а вы знаете кто из живых организмов является живым фильтром?
Слайд12
Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым растениям и животным, так называемым санитарам водоемов, живым фильтрам. К ним относятся камыш, рогоз, осока, хвощ болотный, водный гиацинт. Двустворчатые моллюски – беззубка и перловица – процеживают воду через свое тело. Фильтруют воду и небольшие рачки – циклопы и дафнии. А речной рак и вовсе является индикатором загрязненности. Он обитает только в чистой воде. В водопроводные трубы вода попадает из открытых водохранилищ, но прежде чем она попадет к нам, она проходит очистку, ее очищают от крупных примесей, отстаивают, фильтруют, обеззараживают хлором, озоном, затем еще раз отстаивают и только потом отправляют в водопроводную сеть. Такая очистка воды называется фильтрованием. В домашних условиях применяют бытовой фильтр.
6.Чтение с остановками.
Отрывок 1. Вопрос. Сколько воды использует человек в сутки?
Один человек в сутки в среднем в виде пищи и воды потребляет 2 -3 литра воды. Если учитывать расход воды, используемой на умывание, стирку, хозяйственные нужды, то потребность в ней составит более 10 литров. Вода нужна и для сохранения чистоты помещений, уборки улиц, для водопоя скота, полива растений. В среднем человек потребляет в сутки около 150 литров воды (две полные ванны). Вода используется и в промышленности.
Отрывок 2. Вопрос 2. Почему человек ощущает нехватку пресной воды?
Хотя на земле воды очень много (три четверти занимают моря и океаны), человечество ощущает нехватку воды. Можно назвать две причины. Первая. Из 100 литров воды 98 литров выпадает на долю морской (соленой) воды, и только 2 литра составляет пресная вода. Но и эта вода не может использоваться, так как находится в замерзшем состоянии в виде вечных льдов Антарктиды и горных ледников.
Отрывок 3. Вопрос 3. Какова вторая причина нехватки пресной воды?
Вторая причина. Человек очень беспечно, не по-хозяйски относится к запасам чистой воды. Представь себе сразу 500 литровых банок с водой. Вот сколько воды пропадет, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка воды толщиной со спичку. В реки и озера сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. 10 тысяч товарных поездов вредных веществ попадают в водоёмы мира каждый год! От загрязнения страдает всё живое. В реках и озёрах погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека.
Отрывок 4. Вопрос 4. Как охранять воду?
На охрану чистоты водоёмов направлены специальные законы. В них указывается, что все сточные воды перед поступлением в реки и озера должны подвергаться очистке от вредных примесей. Чтобы очищать сточные воды строят очистительные сооружения. В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Сейчас строят такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и вновь используют. Вблизи рек и озер нельзя возводить хозяйственные и животноводческие постройки, чтобы не засорять воду мусором, золой и прочими отходами. Бывает, и мы расходуем много воды, не замечая этого. Моем руки и умываемся под сильной струёй воды, а можно кран прикрыть. Воды утечет меньше. Или охлаждаем лимонад под холодной струёй. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь?
В качестве вывода для данного этапа необходимо заполнить таблицу.
6. Просмотр видеосюжета.(экологические задачки)
Слайд13
А еще хочу сказать, что ребята, которые живут в поселках и городах, которые находятся на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием «Голубой патруль». Собирают мусор у водоемов.
Существует всемирно известная организация «Гринпис».
Слайд14
- Кто знает, как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (Зеленый мир).
- Она тоже пытается разрешать противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения. «Гринпис» часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютеры и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.
7 . Рефлексия.
А что мы сможем сделать для охраны воды?
Заполнение карт-ответов после беседы.
Я тоже могу ___________________________________________воду. Для мытья рук открываю кран ________________________. Если из крана течет вода, то я ___________________________________.
Лимонад охлаждаю ________________________________________________. Машины нужно мыть _______________________________________________. На речке после отдыха мусор ______________________.
Авторский стул.
8. Итог.
Слайд15
Главные заповеди для человека:
- Наша планета – наш дом. И каждый из нас в ответе за ее будущее.
- Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть это начало большой полноводной реки.
- Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки.
песня «Живи родник». Слайд16
Выставление оценок.
9. Домашнее задание. Прочитать статью в учебнике об охране воды и ответить на вопросы, нарисовать плакат по охране воды.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Insert Title Text Here
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты - сама жизнь!» Антуан де Сент Экзюпери
О « «Охрана воды»
Антуана де Сент Экзюпери Физминутка
Crf Прослушивание сказки “Жила была речка» Прослушивание сказки “ Жила была река»
:bdst живым фильтрам
Я тоже могу ___________________________________________воду. Для мытья рук открываю кран ________________________. Если из крана течет вода, то я ___________________________________. Лимонад охлаждаю ________________________________________________. Машины нужно мыть _______________________________________________. На речке после отдыха мусор ______________________.
Главные заповеди для человека: Наша планета – наш дом. И каждый из нас в ответе за ее будущее. Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть это начало большой полноводной реки. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки.
песня «Живи родник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"
Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....
Урок познания мира 2 класс по теме "Вода - растворитель"
Урок по предмету "Познание мира " 2 класс на тему "Вода - растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества"....
Разработка урока Познание мира 3 класс тема"Полезные ископаемые"
Разработка урока по предмету познание мира на тему: Полезные ископаемые, в 3 классах....
Разработка урока познания мира. 2 класс. "Растение - живой организм"
Урок разработан с учётом возрастных особенностей детей. Материал разнообразный, помогающий хорошо усвоить данную тему. Дети с интересом работали на уроке, отвечали на вопросы....
урок познания мира 1 класс по теме "Млекопитающие"
разработка урока по познанию мира в 1 классе по теме Млекопитающие...
урок познания мира 1 класс по теме "Насекомые"
разработка урока по познанию мира в 1 классе по теме "Насекомые"...
урок познания мира 1 класс по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"
разработка урока по познанию мира в 1 классе по теме "Земноводные и пресмыкающиеся"...