5 мин
5 мин
2 мин
2 мин | Составление схемы "Особенности млекопитающих" шерсть, хвост Млекопитающие 2 пары ног кормят детёнышей дышат воздухом молоком Обитают на суше и в воде Млекопитающие Хищные травоядные всеядные Тестовый опрос Подчеркни правильный ответ: Млекопитающие вскармливают своих детенышей …..(молоком, зерном, хлебом) Животные, о которых заботятся люди, называются – …….(домашними, дикими) Животные, которые живут в природе, называются ……….(дикими, домашними) Млекопитающие рождают …….. (живых, неживых) детёнышей и сразу кормят их …..(молоком, сеном). Хищные животные питаются ... (травой, другими животными, зерном) Животные, которые питаются растительной пищей и другими животными называются ... (хищными, травоядными, всеядными) Учитель читает начало сказки К. Чуковского « Муха-цокотуха»: Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: «Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!» Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки — По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница! Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые — В них застежки золотые. Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Меду принесла… «Бабочка-красавица. Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье?» -Так кто же приходил в гости к мухе?( тараканы, блошки, пчела, бабочка) (появляются картинки с этими насекомыми) - Какие ещё герои появятся в этой сказке? - Кто знает, как их можно назвать одним словом? - Кто знает, почему они так называются? ( На теле насекомых нанесены насечки) -Каких ещё насекомых вы можете назвать? - Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? -Давайте сформулируем критерии успеха сегодняшнего урока. К концу урока мы должны знать....., понимать......, уметь..... .
|
Дети анализируют вопрос, предложенные варианты слов и подчёркивают правильное слово
Учащиеся группы А работают отдельно. На листе с картинками животных находят и отмечают млекопитающих.
Дети слушают сказку и запоминают название героев сказки
Дети вспоминают и называют героев сказки
Дети вспоминают и называют героев произведения, продолжение и окончание сказки
Анализируют картинки , делают вывод
Формулируют тему и критерии успеха урока с помощью учителя |
--------------
Учащиеся группы А работают отдельно. На листе с картинками животных находят и отмечают млекопитающих
__________
_________ |
Знания учащихся по ранее изученной теме, умение самостоятельно работать с тестами
Умение слушать чтение учителя
Умение давать полные красивые ответы на вопросы
Знание продолжения сказки
Умение анализировать и делать выводы |
Листочки с тестом
Листочки с картинками различных животных
Текст сказки К. Чуковского
Картинки с изображением насекомых |
4. Стадия осмысления А)Мозговой штурм Цель: выявление общих особенностей насекомых
Работа с таблицей Цель: закрепление знаний особенностей насекомых
Работа в парах Цель: учиться работать в паре
Работа со схемой Цель: Знакомство со схемой размножения насекомых Работа с текстом учебника Цель: учиться находить в тексте нужную информацию по вопросам Беседа Цель: выявить и расширить знания учащихся о полезных и вредных насекомых
Проблемная ситуация Цель: формирование понимания необходимости существования насекомых
Проблемная ситуация Цель: формирование бережного отношения к насекомым
Закрепление Цель: закрепление полученных знаний |
3 мин
3 мин
3 мин
3 мин
2мин
4мин
4мин
5мин
3 мин
3 мин
| - Внимательно посмотрите, что общего вы заметили у всех насекомых? . Какое же главное отличие насекомых от других животных? Д. 6 ног (появляется опорная табличка). У. У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых .
У. А чем питаются насекомые? (Кровью, мелкой живностью, растениями, цветочным нектаром.) У. Как вы думаете, ротовой аппарат у различных насекомых одинаковый или разный? У. У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых? У. Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки У. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь У. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка . У.- На какие группы можно разделить насекомых по способам питания?(хищные, травоядные) Третий признак насекомых (наличие усиков) У. Как вы думаете, что за органы на голове у ночной бабочки? У. Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске). Попробуем выяснить, для чего они им нужны. У. Чем питаются ночные бабочки? ( Нектаром). У. А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден.( Им помогает запах. Но ведь носа у насекомых нет. Они улавливают запахи с помощью усиков.) Четвертый признак (наличие двух пар крыльев) Появляется табличка Работа с таблицей У. Теперь мы знаем основные отличия насекомых от других классов животных. Давайте заполним таблицу и определим, относится ли к насекомым жук, муравей. .
| жук | Мура- вей | 6 ног |
|
| Тело разделено на три части |
|
| Есть усики |
|
| Есть 2 пары крыльев |
|
|
Работа в парах Сейчас вы в парах обсудите, можно ли считать насекомыми стрекозу и паука? Заполните таблички. - Давайте послушаем, к какому выводу вы пришли? - А сейчас мы можем видеть насекомых в природе? Почему? _Да, сейчас все насекомые спрятались и заснули до весны. Дело в том, что температура тела насекомых зависит от окружающей среды. Когда становится холодно, насекомые впадают в оцепенение и не могут двигаться. Чтобы не стать добычей птиц и не погибнуть они прячутся в укромные места. Работа со схемой -Рассмотрите схему размножения насекомых. Расскажите, как это происходит. Работа по учебнику Чтение текста с. 57-58 - Расскажите, что вы узнали из текста о местах обитания насекомых? беседа - Как вы думаете, насекомые приносят пользу или вред? -Каких полезных насекомых знаете? Какую пользу они приносят? -Каких вредных насекомых знаете? Какой вред они приносят? - Нужно ли бояться насекомых? (пчёл, ос, шмелей) - Насекомые могут ужалить , но просто так они никогда не нападают. Просто не надо их злить., бегать , махать руками, пытаться поймать. И тогда они вас не тронут. - А как вы считаете, было бы хорошо, если бы исчезли все вредные насекомые? Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит : « Насекомых очень много на Земле , их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек.» . А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… -Что решили животные?
В природе всё взаимосвязано и нет ничего лишнего. Даже вредные насекомые для чего-то нужны. Человек не должен ни во что вмешиваться.(За редким исключением – н-ер, саранча) Проблемная ситуация Ваш “багаж” знаний должен помочь решить проблему, которая произошла в одном районе Осенью, жителей буквально заполонили божьи коровки. Они залетали к ним в форточки, заполняли чердаки, сараи, гаражи. Жители района стали вести борьбу с этими насекомыми. Они собирали их в банки, сжигали, уничтожали. Разными способами старались от них избавиться. Нам с вами сейчас надо решить правильно ли поступали жители поселка? - Ваши мнения? (Божья коровка полезное насекомое, уничтожает вредных насекомых) Самостоятельно нельзя уничтожать насекомых, это может привести к катастрофе. -Какой ответ вы бы написали жителям этого посёлка? - В результате деятельности человека, многие насекомые гибнут. (пчёлы, бабочки и др). Некоторые даже занесены в Красную книгу. Берегите природу |
Анализируют картинки, сравнивают, находят общее
Высказывают предположения
Дети рассматривают картинки насекомых, находят указанные признаки, делают вывод
Дети самостоятельно рассматривают картинки насекомых, находят указанные признаки, делают вывод
Высказывают предположения
Рассматривают картинку, анализируют увиденное делают вывод, высказывают свои предположения
Чтение текста учащимися группы С Находят информацию о местах обитания насекомых
Дают ответ, опираясь на свой опыт
Высказывают предположения
Слушают сказку, ищут в ней ответ на поставленный вопрос
Высказывают предположение
Делают вывод
Слушают текст
Высказывают свои предположения
Делают вывод о том, что нужно бережно относиться к насекомым |
Учащиеся группы А раскрашивают картинки с изображением насекомых
---------
----------
---------
-------------
-----------
|
Умение анализировать , сравнивать и делать выводы
Активность учащихся при работе
Умение анализировать и делать выводы
Умение анализировать и делать выводы Умение работать с таблицей
Готовность работать в паре, умение вести диалог взаимооценивание Умение анализировать и делать выводы
Умение самостоятельно работать со схемой, понимать её, анализировать, делать выводы Умение работать с текстом, находить в нём нужную информацию Умение использовать свои знания и опыт
Умение оценивать ситуацию
Умение слушать чтение, находить необходимую информацию в тексте, делать выводы, предположения
Умение применить полученные знания на практике
|
Картинки с изображением насекомых
Опорные таблички
Опорные таблички
Картинки с изображением насекомых
Таблицы для заполнения (индивидуальные, общая)
Схема размножения насекомых
Учебники
Картинки вредных и полезных насекомых
Текст сказки
Конверт с письмом
|