«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей, находится в области познавательных интересов ребёнка и зоне ближайшего развития.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
ü проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
ü целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
ü самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
ü представлению результатов своей деятельности и хода работы;
ü презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
ü поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
ü практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
ü выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
ü проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tishina_e.a.talant_2014_k_prezentatsii.docx | 58.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №6 г. ГЕОРГИЕВСКА
«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников
в контексте ФГОС»
(обобщение опыта работы)
Ставропольском краевом открытом педагогическом фестивале «Талант – 2014»
Тишина Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей категории
2014 год
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»
В 2009 -2010 учебном году городским методическим объединением было запланировано проведение первой научно практической конференции младших школьников «Почему?», на которой каждая школа города должна была представить лучшую проектно-исследовательскую работу по теме «Животные». Мне, как руководителю ШМО, пришлось вплотную заняться подготовкой аналогичного мероприятия на школьном, а затем и на городском уровне. Я заинтересовала учащихся наиболее способных к исследовательской деятельности. В ходе этой работы мне стало ясно, что обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, непросто. Эти вопросы на тот момент практически не рассматривались в специальной педагогической литературе. Сейчас ведутся поиски и активно развиваются современные образовательные технологии исследовательского обучения (Поддъяков А.Н., Леонтович А.В., Шумакова Н.Б., Обухов А.С. и др.).
С введением ФГОС НОО необходимо в проектно-исследовательскую деятельность включать каждого ребёнка.
-Почему же возникла необходимость формирования проектно-исследовательской культуры младших школьников и что представляет собой учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося и учителя?
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В свою очередь, исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении с его ключевыми компетенциями - информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей, находится в области познавательных интересов ребёнка и зоне ближайшего развития.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника включает в себя следующие элементы:
мыследеятельностные - выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
коммуникативные – умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
поисковые - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
информационные - структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
В основе исследовательской и проектной деятельности лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Но при этом, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.д. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
Направляя исследовательскую деятельность своих учащихся, я стараюсь на доступном возрастном уровне понимания познакомить их с этапами работы, которые способствуют реализации данных задач.
№ этапа | Название | Цель |
1этап | Актуализация проблемы | выявить проблему и определить направление будущего исследования. |
2 этап | Определение сферы исследования | сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти |
3 этап | Выбор темы исследования. | обозначить границы исследования |
4 этап | Выработка гипотезы | разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи |
5 этап | Выявление и систематизация подходов к решению. | выбрать методы исследования |
6 этап | Определение последовательности проведения | исследование |
7 этап | Сбор и обработка информации | зафиксировать полученные знания |
8 этап | Анализ и обобщение полученных материалов | структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы |
9 этап | Подготовка отчета | дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования |
10 этап | Доклад | защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы |
11 этап | Итоги | Обсуждение итогов завершенной работы |
В эту схему, я бы добавила пункт – работа с родителями, с целью приобщения их к данной деятельности ребёнка и создания ситуации успеха для него.
Заинтересованность родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учеников при работе над проектом
На первоначальном этапе было проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения и готовности родителей к сотрудничеству. В 1 классе только 50% родителей разделяли мнение о развитии проектно-исследовательских способностей учащихся и выступали «за апробацию занятий исследовательской деятельностью», 32% родителей – придерживались мнения «мне всё равно», 18% родителей– отстранились от анкетирования. Фактор успешности детей, после проведённой и представленной работы (мастер-класс на родительском собрании), привёл к изменению отношений родителей к нововведению, что можно представить в виде диаграммы.
(диагностика заинтересованности родителей)
Многим учителям мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Так же как и я, впервые приступая к исследовательской деятельности с детьми, учителя задают себе вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. (Нет ленивых детей, есть ленивые родители и учителя)
Педагог – это организатор исследовательской деятельности, который выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя.
Я рекомендую оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки: "Как составить план?", "Как провести анкетирование?", "Как провести наблюдение?" и др. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю».
- Выбери тему исследования.
- Подумай, на какие вопросы ты хотел бы найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов.
- Реши, где ты будешь искать ответы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования
Памятка
Методический паспорт проекта:
- По содержанию
- По форме организации
- По срокам выполнения
- По результатам выполнения
- Проект составлен в рамках темы:
- Учебник
- Авторы учебника:
- УМК
- Проблема:
- Гипотеза:
- Цель проекта:
- Задачи проекта:
- Объект исследования:
- Предмет исследования:
- План выполнения проекта и ход исследования
- Результаты проекта
- Вывод
Формы представления результатов проектов:
- папки – раскладки,
- книжки-раскладушки;
- тематические стенды;
- макеты;
- компьютерные презентации;
- сценарии праздников, викторин и т.д.
(У детей с 1 класса сформирована папка-консультант по работе с исследовательскими проектами)
(демонстрация проекта «Литературный проект посвящённый 100-летию, со дня рождения С.В.Михалкова»)1группа - исслед. жизнь и творчество С.В. Михалкова+Р.К., 2 группа – театрализация, 3 гр. - сценическое представление)
Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом должна последовательно увеличиваться от 1 класса к 4.
Одним из достоинств УМК «Гармония» (работаю 3 год) как раз и является то, что он предусматривает поэтапное вхождение школьников в данный вид деятельности. В содержании каждого предмета представлены возможные варианты проектных работ. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Авторами выпущены тетради для самостоятельных работ, которые можно использовать как на уроке, так и при домашней подготовке к урокам.
В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла. ((демонстрация проектов обучающихся, их анализ)
3 класс – составление письменного образца проекта; выявление логическое единства между темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.
4 класс – это целостная самостоятельная работа ребёнка над проектом, его оформление и защита, т. е. получение конечного результата, безусловно, под руководством учителя.
Организация исследовательской деятельности младших школьников
во внеурочное время.
Ежегодное проведение научно-практической конференции младших школьников «Почему?» в нашей школе стало традицией. В этом году она пройдёт уже 6 раз в декабре в рамках Недели науки. Школьная конференция является важным этапом в организации исследовательской деятельности учащихся. Именно здесь пригодится весь опыт, накопленный ранее на уроках. Юные исследователи представят свои проектные и исследовательские работы. Разработан оценочный лист. Подготовка проектов проходит на кружках во внеурочное время («Юный эрудит», «Риторика»)
Могу сделать вывод о том, что в ходе целенаправленной систематической работы мои ученики овладевают основными организационными, интеллектуальными, оценочными, коммуникативными умениями. А развитие общеучебных умений, - путь к функционально грамотной личности. Подтверждением моего мнения являются многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты, полученные за представление исследовательских работ на конференциях разного уровня. Победителями и призёрами стали Кудряшов Камиль («Почему саламандра в огне не горит , в воде не тонет» ,«Загадки осени»),Пригодин Артём («Зачем слону хобот?»,), Прошкин Денис («Плавающий доктор»), Щебуняев Даниил («Почему лису назвали хитрой плутовкой?»), Тоцкий Ростислав («Сказка про домики»)
Вся проектно-исследовательская работа детей отражается в Портфолио.
Делая общий вывод, можно отметить, что проектная и исследовательская деятельность младших школьников способствует повышению уровня предметных, личностных и метапредметных результатов развития каждого ребёнка, позволяет наиболее успешно реализовать важнейшие задачи образования в начальной школе, способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетенций. Каждый ученик становится исследователем, в результате чего открывает для себя новые знания, учится анализировать и сравнивать. Об этом свидетельствует мониторинг освоения проектно-исследовательской деятельностью за 2 учебных года.
Проекты детей находят практическое применение в урочной и внеурочной деятельности. (Окружающий мир. Тема «Осень в природе» - ЦОР «Загадки осени»)
Проектная и исследовательская деятельность несёт в себе большой развивающий потенциал и позволяет реализовать 2 важных принципа в образовании -
- принцип непрерывного развития каждого ребёнка
- принцип прочности знаний
Оценка уровня освоения проектно-исследовательской деятельности
младших школьников
| Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Понимание проблемы | Правильно понимает проблему и выбирает пути ее решения. Формулирует тему | Понимает проблему, но затрудняется в формулировке темы | Не понимает проблему и не предлагает варианты путей ее решения. Тему не формулирует |
Постановка цели проекта или исследования | Правильно и четко сформулирована цель, которая удерживается на протяжении всего проекта | Правильно сформулирована цель, но не удерживается на протяжении всего проекта | Цель не сформулирована или сформулирована неправильно |
Формулировка задач, необходимых для достижения цели | Все задачи сформулированы, так, что цель будет достигнута | Задачи сформулированы, так, что цель будет достигнута, но названы не все задачи | Задачи отсутствуют или сформулированы, но не соответствуют цели |
Определение продукта проекта | Продукт проекта выбран или предложен оригинальный в соответствии с целью проекта | Продукт проекта выбран в соответствии с целью | Не определен продукт проекта или продукт не соответствует цели |
Разработка плана достижения цели | Предложен план действий, который действительно поможет достичь цели | Предложен план действий, для достижения цели, но допущены ошибки | Отсутствует план действий |
Работа с информацией | Перечислена информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта | Перечислена не вся информация, которую необходимо найти для выполнения данного проекта | Не определено, какая информация понадобится для реализации проекта |
Презентация проделанной работы | Логически излагает проделанную работу, представляет ее результаты. Аргументированно отвечает на вопросы | Излагает проделанную работу, отвечает на вопросы | Не может логически рассказать о проделанной работе, затрудняется в ответах на вопросы |
Самоанализ и самооценка проделанной работы | Адекватно оценена проделанная работа, и оценка объективно обоснована. | Адекватно оценена проделанная работа, но оценка не обоснована | Отсутствует оценка и ее обоснование |
Оценка уровня освоения проектно - исследовательской деятельности
младших школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
В современной педагогике используются два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
В презентации представлен опыт работы по проектной и исследовательской деятельности учителя с детьми по пяти напрвлениям внеурочной деятельности...
«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики
Актуальность темы. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчив...
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
Материалы помогут учителю в организации проектной и исследовательской деятельности школьников...
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
ФГОС большое внимание уделяет именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавате...
Выступление "Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников"
В данной работе представлены этапы работы над проектом во время урока...