Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
методическая разработка (3 класс) на тему

Исаева Марина Юрьевна

 ФГОС большое внимание уделяет именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.Развитие общеучебных умений и навыков, полученных в ходе освоения проектной и исследовательской деятельности,  обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин на ступени начального и основного образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников»

Слайд 2

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности.

Слайд 3

Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: *Самостоятельному, критическому мышлению. *Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. *Принимать самостоятельные аргументированные решения. *Учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Слайд 4

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Слайд 5

Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

Слайд 6

Э тапы работы над проектом: 1 этап – мотивационный: Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. 2 этап – планирующе-подготовительный : Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. 3 этап. Информационно-операционный: Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется . 4 этап. Рефлексивно-оценочный: Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности . .

Слайд 7

Проекты бывают: -исследовательские, - творческие, -игровые, -информационные

Слайд 8

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся: -подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования; -посмотреть книги по теме и записать важную информацию; -спросить у взрослых и записать интересную информацию; -посмотреть телематериалы и записать то, что ты узнал из фильмов; -используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера; -понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений; -провести эксперимент и записать план и результаты; -в проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные , познавательные умения и навыки.

Слайд 9

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение: *классифицировать ; *обобщать ; *отбирать все возможные варианты решения; *переключаться с одного поиска решения на другой; *составлять программу действий по своей работе; *рассматривать объект с различных точек зрения; *сравнивать различные объекты и их совокупности; *составлять задания по предложенной теме; *проводить самоконтроль.

Слайд 10

В ывод : исследовательская тактика ребенка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

 В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

В презентации представлен опыт работы по проектной и исследовательской деятельности учителя с детьми по пяти напрвлениям внеурочной деятельности...

«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

«Организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников в контексте ФГОС»

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Актуальность темы. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчив...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Материалы помогут учителю в организации проектной и исследовательской деятельности школьников...

Выступление "Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников"

В данной работе представлены этапы работы над проектом во время урока...