Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. Школа 2100.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру (естествознание и обществознание) для 4 класса (ФГОС, ОС "Школа 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc | 304 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина (ОС «Школа 2100»).
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати−двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.
В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.
Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?
Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.
Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4 классе по два часа в неделю (часть 1 «Человек и природа», часть 2 – «Человек и человечество»). Обе части изучаются параллельно, по одному часу в неделю, так как материалы обеих включены в тексты работ итоговой аттестации. Общий объём учебного времени составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-ом классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Человек и природа
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
- применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
- называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
- объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
- находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Часть 2. Человек и человечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Раздел 6. Содержание учебного предмета 4-й класс.
Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.
Человек и его строение (14 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Происхождение человека (2 ч) Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.
Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.
Рукотворная природа (10 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека.
Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Вода, её свойства. Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Воздух, его состав и свойства. Воздушный шар.
Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов. Производство кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни. Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель.
Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.
Повторение пройденного материала – 5 ч. Часы по выбору учителя – 3 ч
Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч) Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.
Человек и его внутренний мир (9 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.
Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности. Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.
Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.
Человек и общество (4 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право. Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.
Картина всемирной истории человечества (6 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.
Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.
Человек и многоликое человечество (5 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов. Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.
Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).
Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.
Человек и единое человечество (4 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.
Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.
Обобщающее повторение – 2 ч. Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас! Часы по выбору учителя – 4 ч.
Раздел 7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Информационно-методическое обеспечение (условные обозначения):
У1 – учебник, часть первая. Вахрушев А. А, Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 4 класс (Человек и природа). Учебник. Часть 1.- М.: Баласс, 2013. У2 – учебник, часть вторая. Вахрушев А. А, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир, 4 класс (Человек и человечество). Учебник. Часть 2.- М.: Баласс, 2013
РТ-1 – рабочая тетрадь. Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) для 4 класса.- М: Баласс.2013. РТ-2 – рабочая тетрадь. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) для 4 класса.- М: Баласс.2013. ПКР – тетрадь для проверочных и контрольных работ по ОМ.
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое-обеспечение | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид контроля достижений |
16 | «Естествознание». КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | ||||||
1 | 1 | Как устроен организм человека | У1, с.8-13; РТ-1, с. 2 У1, с. 14-17; РТ-1, с. 3-5 У1, с. 18-21; РТ-1, с. 6-7 У1, с. 22-27; РТ-1, с. 8-9 У1, с.28-29; РТ-1, с. 10 У1, с.30-33; РТ-1, с. 11-12 У1, с.34-37; РТ-1, с. 13 У1, с.38-39; РТ-1, с. 14 У1, с.40-43; РТ-1, с. 15-16 У1, с.44-47; РТ-1, с. 17-18 | Характеризовать основные функции (Н) и особенности строения (П) систем органов человеческого тела. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях (Н). Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека (Н). Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях (П). Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено) (Н). Измерять температуру тела, вес и рост человека (Н). Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья (П). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Проверочная работа 1 Проверочная работа 2 Проверочная работа 3 Проверочная работа 4 Проверочная работа 5 | ||
2 | 1 | Кожа – «пограничник» организма | |||||
3 | 1 | Как человек двигается | |||||
4 | 1 | Путешествие бутерброда | |||||
5 | 1 | Как удаляются ненужные вещества | |||||
6 | 1 | Для чего и как мы дышим | |||||
7 | 1 | Волшебная восьмёрка | |||||
8 | 1 | Что такое кровь? | |||||
9 | 1 | Почему наш организм работает слаженно | |||||
10 | 1 | Окна в окружающий мир |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое-обеспечение | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид контроля достижений |
11 | 1 | Многогранный мир чувств | У1, с.48-51; РТ-1, с. 19-20 У1, с. 52-55; РТ-1, с. 21 У1, с. 56-59; РТ-1, с. 22 У1, с. 60-63; РТ-1, с. 23-24 У1, с. 64-67; РТ-1, с. 25-26 РТ-1, с. 27; ПКР, с. 29-36 | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением (П). Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека (П). | Проверочная работа 6 Проверочная работа 7 Проверочная работа 8 Контрольная работа | ||
12 | 1 | Родители и дети | |||||
13 | 1 | Отчего мы иногда болеем | |||||
14 | 1 | Наши предки – древесные жители | |||||
15 | 1 | На заре человечества | |||||
16 | 1 | Контрольная работа № 1 | |||||
18 | «Естествознание». РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | ||||||
17 | 1 | Рукотворная жизнь | У1, с. 69-73; РТ-1, с. 28 | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н). Перечислять основные отрасли сельского хозяйства (Н). Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве (П). Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека (П). Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды (Н). Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды (П). Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе (Н). Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха (Н). Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха (П). Характеризовать свойства воздуха (Н). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. | Проверочная работа 9 Проверочная работа 10 Проверочная работа 11 Проверочная работа 12 Проверочная работа 13 Проверочная работа 14 Проверочная работа 15 Проверочная работа 16 Проверочная работа 17 | ||
18 | 1 | На службе у человека | У1, с. 74-78; РТ-1, с. 29-30 | ||||
19 | 1 | Покорение силы | У1, с. 79-82; РТ-1, с. 31-32 | ||||
20-21 | 2 | Как человек использует свойства воды | У1, с. 83-88; РТ-1, с. 33 | ||||
22 | 1 | Как человек использует свойства воздуха | У1, с. 89-91; РТ-1, с. 34-35 | ||||
23 | 1 | Горные породы и минералы | У1, с. 92-97; РТ-1, с. 36-37 | ||||
24 | 1 | Металлы | У1, с. 98-103; РТ-1, с. 38 | ||||
25 | 1 | Покорение огня | У1, с. 104-106; РТ-1, с. 39-40 |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое-обеспечение | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид контроля достижений |
26 | 1 |
| У1, с. 122-126; РТ-1, с. 46-47 ПКР, с. 25 - 28 ПКР, с. 37 – 40, 41 - 46 У1, с. 128-135; РТ-1, с. 41-45 | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых (Н). Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых (П). Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых (Н). Различать изученные полезные ископаемые (П). Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности) (Н). Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород. Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (Н). Оценивать влияние современного человека на природу (Н). Оценивать свою личную роль в охране природы (Н). Участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П). Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (Н). | Контрольная работа Итоговый контроль Рассказ об экскурсии | ||
27 | 1 |
| |||||
28 | 1 |
| |||||
29-32 | 4 | Повторение изученного в 4 классе | |||||
33-34 | 2 | Экскурсия в музей посёлка |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое-обеспечение | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид контроля достижений |
5 | «Обществознание». ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | ||||||
1 | 1 | Кого можно назвать человеком? | У2, с.6-11; РТ-2, с.2-3 У2, с. 12-15; РТ-2, с. 4 У2, с. 16-19; РТ-2, с. 5-8 У2, с. 20-23; РТ-2, с. 8-10 У2, с. 24-27; РТ-2, с. 10-14 | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем (П). Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П). Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). (Н) Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П) Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека (П). | Проверочная работа 1 | ||
2 | 1 | Посмотри в своё «зеркало» | |||||
3 | 1 | Как понять, что творится у друга на душе? | |||||
4 | 1 | Переживания, испытанные временем | |||||
5 | 1 | Как узнать человека? | |||||
6 | «Обществознание». ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | ||||||
6 | 1 | Что такое общество | У2, с. 28-31; РТ-2, с. 15-17 У2, с. 32-35; РТ-2, с. 17-20 | Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. (Н). Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем. (П) | |||
7 | 1 | Как жить в мире людей |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое-обеспечение | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид контроля достижений |
8 | 1 | Моё общество | У2, с.36-39; РТ-2, с. 20-22 У2, с.40-44; РТ-2, с. 22-26 РТ-2, с. 27-29 ПКР, с. 17 - 32 | Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране (П). Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу (Н); предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций (П). Практическая работа Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П). | Практическая работа «Права человека» Контрольная работа | ||
9 | 1 | Права человека в обществе | |||||
10-11 | 2 | Повторение и контрольная работа 1. |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое-обеспечение | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид контроля достижений |
10 | «Обществознание». ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | ||||||
12-13 | 2 | Эпохи всемирной истории Первобытный мир – первые шаги человечества | У2, с.45-51; РТ-2, с. 30-35 У2, с. 52-59; РТ-2, с. 36-41 У2, с. 60-67; РТ-2, с. 41-46 У2, с. 68-73; РТ-2, с. 46-50 У2, с.74-79; РТ-2, с. 50-54 | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П). Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П). Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П). | Практическая работа с лентой времени Проверочная работа 2 | ||
14-15 | 2 | Древний мир – рождение первых цивилизаций | |||||
16-17 | 2 | Эпоха средних веков – между древностью и новым временем | |||||
18-19 | 2 | Новое время – торжество Европы | |||||
20-21 | 2 | Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое-обеспечение | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид контроля достижений |
3 | «Обществознание». ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | ||||||
22 | 1 | Короли, президенты и граждане | У2, с.80-85; РТ-2, с. 54-58 У2, с. 86-89; РТ-2, с. 59-61 У2, с. 90-97; РТ-2, с. 62-66 | Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П). Практическая работа находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств. Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). (П) Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П). | Практическая работа с картой и глобусом Проверочная работа 3 | ||
23 | 1 | Расы и народы Земли | |||||
24 | 1 | Кто во что верит |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое-обеспечение | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид контроля достижений |
10 | «Обществознание». ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | ||||||
25 | 1 | Мировое хозяйство | У2, с.98-101; РТ-2, с. 66-70 У2, с. 102-105; РТ-2, с. 70-72 У2, с. 106-109; РТ-2, с. 72-75 У2, с. 110-116; РТ-2, с. 75-77 | Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия) (Н). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения (П). Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества (Н). Принять посильное участие в их охране (П). Практическая работа Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт. Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях. | Экскурсия на предприятие (магазин, почта) Практическая работа «Памятник в моём посёлке» Ролевая ситуация «Экстренная помощь» | ||
26 | 1 | Мировое сообщество государств | |||||
27 | 1 | Что человечество ценит больше всего? | |||||
28 | 1 | Как нам жить? |
№ п/п | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Тема раздела Тема урока | Информационно-методическое-обеспечение | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Вид контроля достижений |
29-30 | 2 | Повторение и контрольная работа 2. | РТ-2, с. 78-79 ПКР, с. 9-16, 33-40 У2, с. 117 Проект «Моё человечество» | Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П). Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе (П). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | Итоговый контроль Проектная работа | ||
31-34 | 4 | Повторение и обобщение изученного в 4 классе |
Раздел 8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
3) географические и исторические карты;
4) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), электронному учебному пособию "Природа, человек, общество" (www.users.kaluga.ru/doc) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».
Учебно-методический комплект составляют следующие пособия
- Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. Окружающий мир, 4 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2011. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Вахрушев А. А, Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 4 класс (Человек и природа). Учебник. Часть 1.- М.: Баласс, 2013.
- Вахрушев А. А, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир, 4 класс (Человек и человечество). Учебник. Часть 2.- М.: Баласс, 2013
- Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) для 4 класса.- М: Баласс, 2013.
- Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) для 4 класса.- М: Баласс, 2013.
- Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) для 4 класса. - М: Баласс, 2014.- (ОС «Школа 2100»)
- Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) для 4 класса. - М: Баласс, 2014.- (ОС «Школа 2100»)
Раздел 9. Приложения к рабочей программе.
Контрольные и проверочные работы планируются и проводятся в соответствии с содержанием учебно-методических пособий:
- Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) для 4 класса. - М: Баласс, 2014.- (ОС «Школа 2100»)
Формы контроля | Включает материал следующих тем | Страницы приложения |
Проверочная работа № 1 | Часть 1, тема 1 | Стр. 3 |
Проверочная работа № 2 | Часть 1, темы 2, 3 | Стр. 5 |
Проверочная работа № 3 | Часть 1, темы 4, 5 | Стр. 7 |
Проверочная работа № 4 | Часть 1, темы 6 - 8 | Стр. 9 |
Проверочная работа № 5 | Часть 1, тема 9 | Стр. 11 |
Проверочная работа № 6 | Часть 1, темы 10, 11 | Стр.13 |
Проверочная работа № 7 | Часть 1, темы 12, 13 | Стр. 15 |
Проверочная работа № 8 | Часть 1, темы 14, 15 ееее работы. Стр. 7-8. | Стр. 17 |
Контрольная работа № 1 | Часть 1, темы 1 - 15 | Стр. 29 - 36 |
Проверочная работа № 9 | Часть 1, темы 16 - 17 | Стр. 47 |
Проверочная работа № 10 | Часть 1, тема 18 | Стр. 49 |
Проверочная работа № 11 | Часть 1, тема 19 | Стр. 51 |
Проверочная работа № 12 | Часть 1, тема 20 | Стр. 53 |
Проверочная работа № 13 | Часть 1, тема 21 | Стр. 55 |
Проверочная работа № 14 | Часть 1, тема 22 | Стр. 57 |
Проверочная работа № 15 | Часть 1, тема 23 | Стр. 59 |
Проверочная работа № 16 | Часть 1, материалы для любознательных | Стр. 61 |
Проверочная работа № 17 | Часть 1, тема 24 | Стр. 63 |
Контрольная работа № 2 | Часть 1, темы 16 – 23, 24 | Стр. 25 - 28 |
Итоговая работа (необходимый уровень) | 1 – 4 классы (естествознание) | Стр. 37 - 40 |
Итоговая работа (повышенный уровень) | 1 – 4 классы (естествознание) | Стр. 41 - 46 |
- Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) для 4 класса. - М: Баласс, 2014.- (ОС «Школа 2100»)
Формы контроля | Включает материал следующих глав | Страницы приложения |
Проверочная работа № 1 | Часть 2. Глава «Человек и его внутренний мир» | Стр. 1 - 4 |
Проверочная работа № 2 | Часть 2. Глава «Человек и прошлое человечества» | Стр. 5-8 |
Контрольная работа № 1 | Часть 2. Глава «Человек в мире людей» | Стр. 17 - 32 |
Проверочная работа № 3 | Часть 2. Глава «Человек и многоликое человечество» | Стр. 41 - 44 |
Контрольная работа № 2 | Часть 2. Глава «Человек и единое человечество» | Стр. 9 – 16, 33 - 40 |
Итоговая контрольная работа в формате, приближенном к Единому государственному экзамену | 1 – 4 классы (обществознание) | Стр. 45 – 48, бланки на стр. 3 - 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа 2100"
Программа по окружающему миру разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межп...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК Школа 2100 3 класс
Программа разработана на основе примерной программы начального образования по окружающему миру, авторской учебной программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана; в неделю 2 часа, за год 68 ч...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (2 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" (3 класс)
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа 2100" Авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (3 класс)...